Главная - Трубы
Юлия друнина очень краткая биография. Легендарная поэтесса Юлия Друнина. Биография, стихи и ссылки

Вед. “И девушка наша в походной шинели...”

Вед. Эти строки Михаила Светлова могут служить эпиграфом ко всему творчеству Юлии Владимировны Друниной.

Учитель. “Всю жизнь была я на переднем крае,

И умереть хотела бы на нём...”,– писала Юлия Друнина. Эти строки выражают её поэтическое правило. Поэтесса обладала невероятным творческим потенциалом. Она на протяжении почти пятидесяти лет создавала яркие, пронизанные теплом и нежностью стихи. Друнина всегда честно и прямо оценивала происходящее. Стихи её всегда были жизнеутверждающими. Сейчас мы хотим познакомить вас со стихами и жизнью Юлии Владимировны Друниной.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Вед. 10 мая 1924 года у учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды Борисовны родилась дочь Юлия. Место рождения – г. Москва. Мать Юлии родилась в Варшаве. Кроме русского, она владела польским и немецким языками. Немецкий даже преподавала в школе. Человек она была непоследовательный и отношения с дочерью у них были крайне неровными. А отца Юля обожала. Он для неё был образцом справедливости, разума и порядочности. Был он директором школы, преподавал историю.

Вед. В 1931 году Юлия Друнина поступает в школу №131 г. Москвы. Она посещает литературную студию, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. Участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. Её стихотворение было напечатано в “Учительской газете” и передано по радио.

Ах, детство! Мне, как водится, хотелось,
Во всём с мальчишками быть наравне.
Но папа с мамой не ценили смелость:
“Ведь ты же девочка!– твердили мне–
Сломаешь голову, на крыше сидя.
Бери вязанье да садись за стол”.
И я слезала с крыши, ненавидя
Свой женский, слабый, свой прекрасный пол.
Ах, детство! Попадало нам с тобою –
Упрёки матери, молчание отца...
Но опалил нам лица ветер боя,
Нам ветер фронта опалил сердца.
“Ведь ты же девочка!” – твердили дома,
Когда сказала я в лихом году,
Что, отвечая на призыв райкома,
На фронт солдатом рядовым иду.
Скажи мне, память, разве не вчера
Я в дымный край окопов уходила
С мальчишками из нашего двора?
В то горькое, но памятное лето
Никто про слабость не твердил мою...
Спасибо, Родина, за счастье это–
Быть равной сыновьям твоим в бою!

Вед. В 1941 году Юлия Друнина вопреки воле родителей добровольцем ушла на фронт. Ей было семнадцать лет. На фронт она ушла в самое трудное время и в самый неблагоустроенный род войск – в пехоту.

Heт, это не заслуга, а удача–
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали.
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии – потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Вед. До конца Великой Отечественной войны Юлия Друнина была санинструктором.

У дам в былое время на балу,
Чуть что не так подкашивались ноги,
Красиво распласталась на полу,
Супруг, и друг, и прочие в тревоге.
Заботливо относят на диван,
И трут виски, и машут веерами...
Гремит артиллерийский ураган,
Комбат убит, а каждый третий ранен.
Сестре бы в пору в обморок упасть
И хоть на миг, да ускользнуть от ада.
Но фронтовая Золушка опять
Ползёт туда, где “правят бал” снаряды,
Где щедро льётся кровь, а не вино,
Где ей навек остаться суждено...

Вед. Девушки на фронте выносили то, что не в силах порой были вынес ти даже мужчины. Но им, молодым девчушкам, очень хотелось быть счас тливыми. Своё первое большое чувство, свою первую любовь Юлия Друнина встретила на фронте.

Ко мне в окоп, сквозь минные разрывы
Незваной гостьей забрела любовь,
Не знала я, что можно стать счастливой
У дымных Сталинградских берегов!

Вед. Когда мы читаем стихи Друниной о фронтовой любви, у нас создаётся впечатление, что это вспыхнула ракета.

Мы стояли у Москвы – реки,
Тёплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки,
На меня ты странно посмотрел–
Так порою на чужих глядят.
– Ну какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!..
Я же вечер вспомнила другой:
Миномёты били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
– Вот лежим и мёрзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...

Вед. В 1943 – 1944 годах Юлия Друнина воевала в Белоруссии и Латвии, где шли ожесточённые бои с фашистами. Она была дважды тяжело ранена. Девятнадцатилетняя московская школьница, девочка из учительской семьи, мучаясь в госпитале с тяжёлым ранением от боли и бессонницы,написала стихотворение, вошедшее не только в хрестоматию, но и в народную память:

Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
– Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Вед. Друнина была награждена медалью “За отвагу” и орденом Красного Знамени.

Вед. 21 ноября 1944 года после тяжёлой контузии санинструктор Друнина была комиссована. А в декабре этого же, 1944 года. Она пришла в Литературный институт, который, как она говорила, она взяла приступом. Просто пришла и села в аудиторию.

Вед. Наступил май 1945 года, который принёс долгожданную Победу!

Да, многое в сердцах у нас умрёт,
Но многое останется нетленным:
Я не забуду сорок пятый год,
Голодный, радостный, послевоенный...

Вед. Началась мирная жизнь. Но ещё долго девушки-воины испытывали растерянность и страх, стеснялись своих обожжённых порохом рук.

Чтец .

Возвратившись с фронта в сорок пятом,
Я стеснялась стоптанных сапог
И своей шинели перемятой,
Пропылённой пылью всех дорог.
Мне теперь уже и непонятно,
Почему так мучили меня
На руках пороховые пятна
Да следы железа и огня.

Вед. В 1946 году вышел в свет первая книга Друниной “В солдатской шинели”, а в марте 1947 года она становится членом Союза писателей СССР.

Вед. В 1954 году Юлия Владимировна вышла замуж за талантливого и знаменитого в те годы кинодраматурга Алексея Каплера, который стал для неё опорой и поддержкой на многие счастливые годы их совместного пути. Марк Соболь однажды сказал Друниной: “Он стянул с тебя солдате кие сапоги и переобул в хрустальные туфельки”. Она, смеясь, подтвердила это.

Я люблю тебя злого, в азарте работы,
В дни, когда ты от грешного мира далёк,
В дни, когда в наступленье бросаешь ты роты,
Батальоны, полки и дивизии строк.
Я люблю тебя доброго, в праздничный вечер,
Заводилой, душою стола, тамадой.
Ты так весел и щедр, так по-детски беспечен,
Будто впрямь никогда не братался с бедой.

Вед. Юлия Друнина занимала высокие посты. В разные годы была членом редколлегий журнала “Знамя” и “Литературной газеты”, Секретарём Союза писателей России. Друнина – автор восьми поэтических сборников и двух двухтомников. В 1975 году за книгу “Не бывает любви несчастливой” поэтессе была присуждена Государственная премия РСФСР.

Вед. Через десятилетия поэтесса свято хранила память о войне, о солдатской дружбе, проверенную в боях, пронесённую через всю жизнь верность Родине.

О, Россия, с нелёгкой судьбою страна,
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца, прожить не могу.
Веет где-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.
По тропинке шагая узкой,
Повторяю (который раз)
– Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!
Не знаю, где я нежности училась,–
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идёт в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова не целованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет!
Мы с тобой узнали не по сводкам Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась,
– Быть может, на дороге фронтовой...

Вед. Тема войны, любви к Родине, патриотизма проходит через всё творчество поэтессы. О чём бы ни писала Друнина, она неизменно возвращается к воспоминаниям о фронтовой юности. Когда Юлию Владимировну спросили спустя двадцать лет после войны: “Что заставляет Вас вновь и вновь возвращаться к теме войны?” – она ответила: “Память сердца”.

О, как мы были счастливы, когда,
Себе обманом приписав года,
На фронт шагали в ротах маршевых!
А много ли осталось нас в живых?..
Десятиклассница годов шестидесятых,
Ты слышишь, как охрипшие комбаты
Устало повторяют: “Шире шаг!”-
Ты слышишь ли пудовые шаги?..
Всё медленней ступают сапоги.
Как тяжело в них детским ножкам тонким,
Как тяжело в них фронтовым девчонкам!
Ты знаешь, сколько весят сапоги?
Ты слышишь наши грубые шаги?..
Почаще вспоминай о старших сёстрах!

Вед. Её стихи – это летопись событий. Летопись, эпиграфом к которой могло стать всего одно слово…” Россия”. Россия, единственное ради которой стоило жить и любить.

Я, признаюсь, сберечь не сумела шинели-
На пальто перешили служивую мне.
Было трудное время. К тому же хотели
Мы скорее забыть о войне.

Я пальто из шинели давно износила.
Подарила я дочке с пилотки звезду.
Но коль сердце тебе нужно, Россия,
Ты возьми его. Как в сорок первом году!

Поэтесса
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького (1975, за книгу стихов «Не бывает любви несчастливой»)
Кавалер ордена Отечественной войны 1 степени (1985)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени
Кавалер ордена Красной Звезды
Кавалер ордена «Знак Почёта»
Награждена медалью «За отвагу»
Награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Награждена Серебряной медалью имени А.А.Фадеева (1973)

Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву и тысячу - во сне.
Кто говорит,
что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Именно эти строки принесли ей самую большую известность.

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в семье учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды.

Школьницей она посещала литературную студию и много читала. Писала стихи. В конце 1930-х годов Друнина стала победительницей в конкурсе на лучшее стихотворение. Его опубликовали в «Учительской газете» и передали по радио. Переломным событием в жизни Юлии стал 1941 год – в это время она окончила школу и началась Великая Отечественная война.

Юлия в семнадцатилетнем возрасте работала на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под Можайском, а позже записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста). Позже она стала санитаркой в глазном госпитале, а потом вопреки воле родителей стала санинструктором в пехотном полку.

Выйдя с остатками армии из окружения, Юля вернулась в Москву, а ее семья перебралась подальше от фронта – в Сибирь, но Юля вернулась на фронт и попала на передовую в пехоту. «Подстриженная под мальчишку, была похожа я на всех», – вспоминала она много позже. А ее стихи, написанные позже о войне, были внешне просты и сдержаны, но за каждым словом открывалась бездна чувств.

Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу…

После тяжелого ранения в 1943 году, когда осколок прошел в двух миллиметрах от сонной артерии, Юлия вновь вернулась на фронт. Она стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Получив сообщение о смерти отца, она поехала на похороны по увольнению, но оттуда не вернулась в свой полк, а поехала в Москву, где в Главном управлении ВВС, получила справку, что отстала от поезда, и поехала на западный фронт. В Гомеле Юлия Друнина получила направление в 218-ю стрелковую дивизию.

За участие в военных действиях она была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды – это было справедливое признание ее заслуг.

Она снова была ранена. После выздоровления Друнина неудачно пыталась поступить в Литературный институт. Позже она вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, а затем в Прибалтике. Она была контужена, и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.

Пока Советская Армия продолжала освобождать от фашистов города, Юлия в 1944 году в декабре снова пришла в Литературный институт, и в середине учебного года стала посещать лекции. Позже она рассказывала: «И никогда я не сомневалась, что буду литератором. Меня не могли поколебать ни серьезные доводы, ни насмешки отца, пытающегося уберечь дочь от жестоких разочарований. Он-то знал, что на Парнас пробиваются единицы...».

В Литинституте Юлия познакомилась со своим будущим мужем Николаем Старшиновым.

Возвратившись с фронта в сорок пятом,
Я стеснялась стоптанных сапог
И своей шинели перемятой,
Пропыленной пылью всех дорог.

Из воспоминаний Николая Старшинова: «Мы встретились в конце 1944 года в Литературном институте имени А.М.Горького. После лекций я пошел ее провожать. Она, только что демобилизованный батальонный санинструктор, ходила в солдатских кирзовых сапогах, в поношенной гимнастерке и шинели. Ничего другого у нее не было. Мы были студентами второго курса, когда у нас родилась дочь Лена. Ютились в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь. В быту Юля была, как впрочем, и многие поэтессы, довольно неорганизованной. Хозяйством заниматься не любила. По редакциям не ходила, даже не знала, где многие из них находятся, и кто в них заведует поэзией. Лишь иногда, услышав, что я или кто-то из студентов собирается пойти в какой-нибудь журнал, просила: «Занеси заодно и мои стихи…» Однажды я провожал ее (мы еще встречались) и мы зашли к ней домой. Она побежала на кухню и вскоре принесла мне тарелку супа. Суп был сильно пересолен, имел какой-то необычный темно-серый цвет. На дне тарелки плавали мелкие кусочки картошки. Я проглотил его с большим удовольствием. Только через пятнадцать лет, когда мы развелись и пошли после суда в ресторан - обмыть эту процедуру, она призналась, что это был вовсе не суп, а вода, в которой ее мать варила картошку «в мундирах». А Юля, не зная этого, подумала, что это грибной суп.

Я спросил:

Что же ты сразу не сказала мне об этом?

Мне было стыдно, и я думала, что, если ты узнаешь это, у нас могут испортиться отношения. Смешно, наивно, но ведь и трогательно…»

В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - сборник стихов «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в 1-м Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт Юлия Друнина закончила только в 1952 году, пропустив несколько лет из-за рождения дочери Елены. Стихов в тот период она не писала.

На протяжении всего времени ее творчества Друнину относили к военному поколению. Но при всем обаянии и красоте (Юлию Друнину сравнивали с Любовью Орловой), у нее был бескомпромиссный и жесткий характер.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной…

В 1955 году вышел сборник «Разговор с сердцем», в 1958 году - «Ветер с фронта», в 1960 году - «Современники», и в этом же году распался ее брак с Николаем Старшиновым. В 1963 году вышел новый сборник ее стихов «Тревога». В 1967 году она побывала в Германии, в Западном Берлине. Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?». Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

В 1970-е годы вышли новые сборники ее стихов: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 году - «Солнце - на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной - повесть «Алиска» в 1973 году, автобиографическая повесть «С тех вершин…» в 1979 году и публицистика.

Теперь не умирают от любви.
Насмешливая, трезвая эпоха...
Лишь падает гемоглобин в крови,
Лишь без причины человеку плохо...

Теперь не умирают от любви
Лишь сердце что-то барахлит ночами,
Но неотложку, мама, не зови,
Врачи пожмут беспомощно плечами:
Теперь не умирают от любви.

На стихи Юлии Друниной Александра Пахмутова написала песни «Походная кавалерийская» и «Ты - рядом».

Ее вторым мужем стал кинорежиссёр, сценарист, актёр и телеведущий Алексей Яковлевич Каплер. Эльдар Рязанов в интервью рассказывал: «У меня были свои счёты к Каплеру, он ни разу не позвал меня в свою «Кинопанораму», хотя я снял неплохие фильмы к тому времени. На премьере «Иронии судьбы», когда весь зал смеялся, вздыхал, плакал, Каплер и Друнина в середине фильма встали и ушли. Так что я не любил его, не любил Друнину, которая была одним из руководителей Союза писателей, сидела в президиумах. Но для меня, когда я узнал историю их жизни, стало принципиальным сделать картину о любви. Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…

Они познакомились на сценарных курсах при Союзе кинематографистов в 1954 году - Друниной было 30 лет, а Каплеру - 50. А в 1960 году она рассталась с Николаем Старшиновым, прожив в браке пятнадцать лет. Они расстались, сумев, несмотря ни на что, остаться друзьями».

А всё равно
Меня счастливей нету,
Хотя, быть может,
Завтра удавлюсь…
Я никогда
Не налагала вето
На счастье,
На отчаянье,
На грусть.

Я ни на что
Не налагала вето,
Я никогда от боли не кричу.
Пока живу - борюсь.
Меня счастливей нету,
Меня задуть
Не смогут, как свечу.

В присутствии Друниной мало кто осмеливался безнаказанно бросить тень на священную память о прошлом. Когда в конце 1980-х годов ветераны войн и военнослужащие начали испытывать несправедливое отношение к себе со стороны государства, Друнина пыталась отстаивать честь и достоинство военнослужащих. В 1990 году она баллотировалась и была избрана в Верховный Совет СССР. Позже, разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, она перестала ходить на заседания и вышла из депутатского корпуса.

И откуда вдруг берутся силы
В час, когда в душе черным-черно?..
Если б я была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки в сорок первом.
Помнишь? Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки, раны, пепелища…
Память, душу мне войной не рви!
Только времени не знаю чище
И острее к Родине любви.
Лишь любовь давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я не верила в Россию,
То она не верила б в меня.

Мне близки армейские законы,
Я недаром принесла с войны
Полевые мятые погоны
С буквой «Т» – отличьем старшины.
Я была по-фронтовому резкой,
Как солдат, шагала напролом,
Там, где надо б тоненькой стамеской,
Действовала грубым топором.
Мною дров наломано немало,
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала –
Научилась верности в бою.

Для Друниной оказалось страшным шоком крушение целого мироздания, под обломками которого оказались погребенными идеалы всего ее поколения.

В августе 1991 года Юлия Друнина вместе с другими россиянами защищала Белый дом. А через три месяца ушла из жизни добровольно. Вспоминал Л.Грач: «Она, как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, где у неё стоял «Москвич», выхлопную трубу и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера, кстати, киевлянина по рождению. В своё время Друнина и Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в Старый Крым. Наверное, поэтому Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище».

Друнина составила предсмертную записку зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж». Она также оставила около десяти писем родным, знакомым, в них никого не винила и покончила с собой 21 ноября 1991 года.

«…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… А я к тому же потеряла два своих главных посоха - ненормальную любовь к старокрымским лесам и потребность «творить». Оно и лучше уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, не верующая. Но если Бог есть, он поймет меня. 20.11.91»

Из стихотворения «Судный час»:

Покрывается сердце инеем –
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза как у инока –
Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Все ж крещенная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы, –
За избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть.

Из воспоминаний Николая Старшинова: «Меня и нашу дочь Лену неоднократно спрашивали о причине, вызвавшей ее добровольный уход из жизни. Односложного ответа на этот вопрос нет. Причин много… Она никак не хотела расстаться с юностью. Наивно, но она была категорически против, чтобы в печати появлялись поздравления с ее юбилеем, поскольку там указывался возраст. Она хоть на год, но старалась отодвинуть год своего рождения. Мало того, ей не хотелось, чтобы внучка называла ее бабушкой. И уйти из жизни она хотела не старой и беспомощной, но еще здоровой, сильной и по-молодому красивой. Она была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами, которые были неприемлемы для ее натуры и сильнее ее. И смириться с ними она не могла. Одно из последних стихотворений она начала так: «Безумно страшно за Россию…» Она как кровную обиду переживала постоянные нападки на нашу армию. И немедленно вступала в яростные споры, защищая ее. Хорошо зная ее нелюбовь и даже отвращение ко всякого рода заседаниям и совещаниям, я был удивлен, что она согласилась, чтобы ее кандидатуру выдвинули на выборах депутатов Верховного Совета СССР. Я даже спросил ее: зачем?

Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны.

Когда же она поняла, что ничего существенного для этого сделать невозможно, перестала ходить на заседания Верховного Совета, а потом и вышла из депутатского корпуса… О ее душевном состоянии лучше всего говорит одно из писем, написанных перед уходом из жизни: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…» Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер (второй муж Друниной) относился к Юле очень трогательно - заменил ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Но после смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности. У нее было немалое хозяйство: большая квартира, дача, машина, гараж - за всем этим надо было следить, поддерживать порядок. А этого делать она не умела, не привыкла. Ну и переломить себя в таком возрасте было уже очень трудно, вернее - невозможно. Вообще она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером».

В 2005 году о Юлии Друниной был снят документальный фильм «Последняя осень Юлии Друниной», выстроенный в жанре расследования. Авторы старались понять сами и рассказать зрителю, почему сознанием Юлии Друниной овладела апатия, которую Марина Цветаева называла «нежеланием быть». И почему поэтесса, обладавшая характером и мужеством, по-настоящему красивая женщина, полностью состоявшаяся как жена и как мать, решила покончить с собой.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Текст подготовлен по материалам:

Материалы сайта Википедия
Материалы сайта www.drunina.ouc.ru
Статья Татьяны Пантюховой «Связные»
Воспоминания бывшего мужа Юлии Друниной Николая Старшинова

Юлия Владимировна Друнина (10 мая 1924 – 21 ноября 1991) – советская поэтесса, обладательница множества военных наград, а также Народный депутат СССР.

Детство

Юлия Владимировна родилась 10 мая в Москве, в бедной семье. Её отец был учителем истории и в течение долгого времени проработал в первой Московской спецшколе ВВС, где его любили, ценили и уважали как опытного педагога и просто хорошего человека.

Мать Юлии занималась музыкой. В разные годы она была аккомпаниатором, затем преподавала на музыкальных курсах, которые были предназначены как для детей, так и для взрослых.

С самого раннего детства Юлия не сомневалась в том, что в будущем её профессия обязательно будет творческой и связанной с литературой. Несмотря на бедность семьи и плачевное финансовое состояние, она часто ходила с родителями в театры и любила писать стихи, в которых отражала свои чувства и эмоции. При этом складывать слова и находить рифмы в строках получалось у девочки быстро и легко, поэтому родители прочили ей великое будущее.

Когда малышке пришло время идти в школу, отец забрал её в свой класс. На тот момент он как раз был классным руководителем. Однако в школе девочка чувствовала себя неуютно. Толпы учеников, постоянный смех и крики учителей и учащихся – всё это так разнилось с её любимыми книгами, которые всегда были тихими и увлекательными. Но, благодаря отцу, Юлия освоилась в новом коллективе и даже нашла себе верных друзей и подруг, с которыми не расставалась на протяжении всей жизни.

К слову, именно будучи школьницей, Юлия Друнина сочиняет своё первое стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…». Произведение выходит наредкость хорошим и интересным, поэтому отец добивается участия своей дочери в школьном поэтическом конкурсе, который та с легкостью выигрывает. Вместе с этим, победа помогает Друниной стать более уверенным в себе человеком. А стихотворение, однажды прочтенное ею на творческом вечере-конкурсе, позже публикуется в «Учительской газете», а затем в течение месяца передается по радио в одной из рубрик.

Юность

После окончания средней школы Юля подделывает документы, исправляя в них дату своего рождения и, «будучи совершеннолетней», идет в Районное общество Красного Креста, где начинает работать санитаркой. Этот период времени отмечен ею самой как наиболее трудный и тяжелый даже не потому, что приходилось постоянно работать без перерыва, а из-за горечи потерь, страшных воспоминаний и, конечно же, постоянных авиаударов, которые сотрясали стены учреждения ежечасно.

В 1941 году, когда немецкие войска подошли вплотную к Москве, Юлия Друнина вместе с группой таких же санитарок была отправлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Но в пути группа попала под обстрел, из-за чего половина девушек была сразу же убита, а Юлия, получив среднюю степень контузии, отстала от уцелевших санитарок и не смогла добраться до места назначения. К счастью, вымотанную и голодную, её подобрала группа пехотинцев, которые на тот момент несли потери и нуждались в помощи медика. С ними она продолжает бороться за свободу родной страны, попадает в окружение и даже скрывается от врагов, передвигаясь к своим под покровом темноты.

Осенью 1941 года Юлия благополучно возвращается в родной город к отцу и узнает о том, что полгода назад он тяжело перенес инсульт. Несмотря на то, что мужчина остался жив и не был парализован, его иммунная система сильно ослабла, в результате чего он начинает всё чаще болеть. В это же время школу, где работает отец Юлии, эвакуируют в Сибирь. Поэтесса следует за родным человеком и тоже скрывается в надежном убежище, продолжая писать стихи об этих чудовищных временах. Но спустя год отец умирает после тяжелой болезни, а девушка, понимая, что уже ничто не держит её в Сибири, уезжает в Хабаровск.

После окончания Второй Мировой войны Друнина безуспешно пытается поступить в Литературный институт, но комиссия называет её стихотворения незрелыми и лишенными смысла, поэтому в поступлении ей отказывают. Но, несмотря на это, Юля продолжает писать и публиковать свои стихотворения практически до последних месяцев жизни. Её перу принадлежат такие произведения, как «В солдатской шинели» (1948), «Ветер с фронта» (1958), «Тревога» (1963) и многие другие.

Личная жизнь

По словам библиографов, еще до появления в её жизни первого супруга Юлия уже была влюблена в боевого командира, о котором присутствует упоминание в нескольких её стихотворениях. Его имя и фамилия доподлинно неизвестны, однако существует версия о том, что Юля познакомилась с Комбатом (именно так она называет его в произведениях) в тот самый момент, когда её подобрали пехотинцы. Она посвящает Комбату самые нежные строки, воспевая его героизм и невероятную красоту. Но опять-таки, исходя из произведений, Комбат подрывается на мине спустя несколько месяцев после встречи с поэтессой в одной из своих последних вылазок в тыл врага.

В 1944 году, когда Друнина пытается поступить в Литературный институт, она встречает студента одного из факультетов и своего будущего мужа, начинающего поэта Николая Старшинова. После двух лет совместной жизни в гражданском браке Николай делает Юлии предложение. У пары рождается девочка Елена. Но в 1960 году брак распадается из-за постоянных ссор супругов, а также факта измены со стороны жены.

Решив, что больше не может мириться с бедностью, Юлия заявляет мужу о своей измене, забирает дочку и уходит к известному режиссеру Алексею Каплеру. По словам самой поэтессы, их любовь была чем-то свыше, поэтому, когда в 1979 году муж внезапно умирает, Друнина надолго закрывается от мира и не желает общаться ни с кем, кроме собственной дочери.

Поэтесса.

Родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи.

Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт.

Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад.

В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание - старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ "...негоден к несению военной службы".

На двадцатом году своей жизни приезжает в Москву. У Юлии Друниной нет сомнений, чем заниматься. Она идет в Литературный институт, приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать.

В начале 1945 в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной, в 1948 - стихи "В солдатской шинели".

В марте 1947 участвует в 1 Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало ее материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность.

Институт закончила только в 1952, несколько лет пропустила из-за замужества и рождения дочери. Стихов не писала.

В 1955 сборник "Разговор с сердцем", в 1958 - "Ветер с фронта", в 1960 - "Современники", в 1963 - "Тревога" и другие сборники. В 1967 побывала в Германии, в Западном Берлине.

В 1970-е выходят сборники: "В двух измерениях", "Я родом из детства", "Окопная звезда", "Не бывает любви несчастливой" и др. В 1980 - "Бабье лето", в 1983 - "Солнце - на лето".

Автобиографическая повесть Друниной "С тех вершин..." увидела свет в 1979. Ю.Друнина трагически ушла их жизни, покончив с собой 21 сентября 1991 в Москве.

От Прекрасной Дамы в "мать"

И "перемать"

Потому что имя ближе, чем "Россия",

Не могла сыскать.

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юлия Владимировна Друнина (10 мая 1924, Москва - 20 ноября 1991, Москва) - русская советская поэтесса. Член Союза писателей, секретарь Союза писателей СССР и России, депутат Верховного Совета СССР созыва 1990 года. Награждена двумя орденами, а также медалями.

Биография

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Отец - учитель истории, мать - школьный библиотекарь. Училась в московской школе № 131, где преподавал её отец. После начала Великой Отечественной войны, в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), работала санитаркой в глазном госпитале. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, была санитаркой пехотного полка.

В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами - коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Получила ранение на фронте, после чего стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), по окончании которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Получив сообщение о смерти отца, поехала на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, где в Главном управлении ВВС, получает справку, что отстала от поезда, едет на западный фронт. В Гомеле Юлия Друнина получила направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления неудачно пыталась поступить в Литературный институт. Она вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Опыт войны лёг в основу её творчества.

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! - Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

В двадцатилетнем возрасте приезжает в Москву и начинает посещать лекции в Литературном институте, не сдав вступительных экзаменов. Никто не посмел ей отказать. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт закончила только в 1952 году, несколько лет пропустила из-за замужества и рождения дочери Елены. Стихов в тот период не писала.

В 1955 году вышел сборник «Разговор с сердцем», в 1958 - «Ветер с фронта», в 1960 - «Современники», в 1963 - «Тревога» и другие сборники. В 1967 году побывала в Германии, в Западном Берлине. Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 - «Солнце - на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной - повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979), публицистика.

Была избрана в Верховный Совет СССР созыва 1990 года. На вопрос, зачем она баллотировалась в Верховный Совет, Юлия Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане». Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Все ж крещёная!)

Помолюсь за таких вот, как вы, -

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!

Вспоминает Л. Грач: «Она, как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, где у неё стоял "москвич", выхлопную трубу и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера, кстати, киевлянина по рождению. В своё время Друнина и Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в Старый Крым. Наверное, поэтому Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище» .

Оставила предсмертную записку: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж».

* Первый муж - Николай Константинович Старшинов

* Второй муж - Алексей Яковлевич Каплер

Интересные факты

* Крымские астрономы Николай и Людмила Черных 8 октября 1969 года открыли новую малую планету, получившую порядковый номер 3804, и назвали её в честь Юлии Друниной.

* Александра Пахмутова написала песни на стихи Юлии Друниной «Походная кавалерийская» и «Ты - рядом»

Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Отец - историк и педагог Владимир Павлович Друнин (1879-1942), работал учителем истории в 1-й московской спецшколе ВВС; мать - Матильда Борисовна Друнина (1900-1983), работала в библиотеке и давала уроки музыки. Жили в коммуналке, бедно.

С 1931 Юля училась в московской школе № 131, где преподавал её отец. С детства она любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. Посещала литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. В конце 1930-х участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.

В 1941 из 10-го класса средней школы ушла на фронт, была санинструктором, дважды ранена, награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», демобилизована по ранению в конце 1944 .

В Литературном институте в конце 1944 Юлия Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым. Вскоре они поженились. В 1946 родилась дочь Елена. Молодая семья ютилась в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь.

В 1952 окончила Литературный институт им. М. Горького. В 1954 Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером. Любовь вспыхнула сразу, но ещё шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 Друнина всё-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развёлся. Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов - хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.

Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 . За ним последовали: «Стихи» (1952 ), «Разговор с сердцем» (1955 ), «Ветер с фронта» (1955 ), «Современники» (1960 ), «Тревога» (1963 ), «Страна юность» (1966 ), «В двух измерениях» (1970 ), «Не бывает любви несчастливой» (1973 ), «Окопная звезда» (1975 ), «Солнце - на лето» (1983 ), «Это имя...» (1984 ), «Метель» (1988 ) и др.

Пережитое на великой войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой ее лирики. Но и в суровых условиях фронтовой жизни, находясь постоянно в смертельной опасности, Друнина остается женственной в своих чувствах и переживаниях, и эта женственность, не только сохраненная, но и обострившаяся в условиях передовой линии фронта, помогла ей несомненно быть не только самоотверженной сестрой милосердия, но и стать замечательной поэтессой.

Лирическая героиня (а лучше сказать - сама Друнина, потому что в ее лирических переживаниях нет ничего придуманного и условно-обобщенного, как нередко бывает у других лирических героев) на войне впервые испытала и поэтически, несмотря на экстремальные условия, пережила чувство любви. «Ко мне в окоп сквозь минные разрывы / Пришла твоя любовь. / Не знала я, что можно стать счастливой / У дымных сталинградских берегов», - признается она в одном стихотворении. О такой любви редко когда было сказано в отечественной, в мировой поэзии. Именно на передовой у Друниной сложилась убежденность, которую она пронесла через всю свою жизнь: любовь может быть взаимной и безнадежной, краткой и длительной, легкой и трудной, но «не бывает любви несчастливой», ибо переживание любви, даже безответной, очищает, преображает и возвышает человека.

Другая «высокая точка отсчета» для Друниной - это рожденное на войне чувство солдатской дружбы, которое постоянно дает о себе знать в ее стихах и о фронтовых подругах и ровесницах («Зинка», «Однополчанке», «Званый обед», «Ты вернешься» и мн. др.), и о погибших на войне парнишках, и о ветеранах («Солдатские будни», «Не знаю, где я нежности училась...», «Встреча», «А годы, как взводы, идут в наступленье...» и др.). Здесь, говоря словами самой поэтессы, она выступает «связной / Между теми, кто жив и кто отнят войной». С глубоким проникновением в души и творчество поэтов своего поколения написаны ею стихи, посвященные памяти Вероники Тушновой, Сергея Орлова (цикл «Под сводами души твоей высокой») и Бориса Слуцкого («Наш комиссар»).

До конца своих дней Друнина оставалась чуткой к жизни своих соотечественников и своей родины, ко всему, что происходило в мире. Она с большими надеждами на лучшее будущее восприняла перестройку конца 1980-х, стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями, в которых с тревогой писала о том, как неоднозначно проходит перестройка, как у многих людей происходит девальвация высоко ценимых ею моральных и гражданских ценностей. Трагически был воспринят Друниной развал СССР. Личные утраты (смерть второго супруга, известного кинорежиссера А. Каплера) и крушение общественных идеалов послужило, судя по всему, основной причиной самоубийства Друниной 21 ноября 1991 года : она отравилась выхлопными газами автомашины в своем гараже. Такого ухода из жизни никто не ожидал от нее, привыкшей всегда и во всем бороться и стоять до конца. Однако ее самоубийство вряд ли можно рассматривать только как свидетельство ее бессилия перед чуждым ей поворотом событий. В последнее время она действительно чувствовала бессилие своего поэтического и публицистического слова перед неприемлемым для нее ходом событий, но не хотела покорно мириться с этим. В добровольном уходе Друниной из жизни следует, вероятно, видеть единственный оставшийся у нее, человека искреннего и благородного, человека-максималиста, способ протеста против совершающегося в мире. Гибель Друниной отозвалась глубокой скорбью в сознании соотечественников.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS