Главная - Лотки перфорированные
Инноватика: что это за профессия и где она востребована. Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными названиями. Часто трудно разобраться, какой смысл, спектр действий, умений и навыков скрывается под тем или иным понятием. В этой статье разбирается по составным частям инноватика: специальность, кем работать, какие знания и умения требует будущая должность, а также в каких вузах преподается.

Что такое инноватика

В период постоянных технических прорывов каждый день изобретается что-то новое, ученые делают открытия, инженеры мастерят удивительные механизмы, создают программы. Мир науки и техники не стоит на месте. Не уступает и социально-экономическая сфера. Возникают новые теории и практики в области финансов, схемы работы рынка, техники анализа и прочее, прочее, прочее. Все новшества перечислить невозможно. Все эти люди занимаются разработкой, изучением, тестированием. А вот выводить новые проекты на рынок как раз работа для специалиста по инноватике. Инноватика - специальность, которая занимается продвижением новых технических и информационных средств в массы. Именно инноваторы должны работать над практическим применением разрабатываемых научных открытий.

Вузы, обучающие данной специальности

Хоть и звучит название специальности достаточно непривычно, но распространение она имеет обширное по всей России. Специалистов высокого уровня в данной сфере катастрофически не хватает, а потребность в них постоянно растет. Только в Москве высших учебных заведений с данным направлением целых семь штук. А по всей России их количество приближается к семидесяти. Это и машиностроительный университет, и институт инновационной торговли и предпринимательства, технический, технологический, институт управления и так далее. Выбор достаточно обширен. Срок обучения бакалавра при очном образовании составляет 4 года, при заочном, вечернем и смешанном - 5 лет. Для абитуриентов предусмотрены вступительные экзамены по предметам: русский язык, математика и физика или информатика.

Направления подготовки

Количество изучаемых предметов достаточно велико. Инноватика - специальность, требующая большого объема знаний. Студентов учат искать идеи продуктов и услуг, которые можно вывести на рынок, на основе информации об инновациях в мире учат определять, насколько окупаем и нужен обществу тот или иной продукт. Как специалисты, они должны уметь видеть риски и затраты. Уметь подсчитать ликвидность, находить источники необходимого финансирования на разработку проекта. Планирование, бизнес-планирование, проектирование, организация продвижения, юридическая обоснованность и различные формы сертификации и патента. Инноватика - специальность, которая обязывает знать все вышеперечисленное.

В свою очередь, квалификации, которые могут быть присвоены выпускникам, тоже несколько отличаются. Это и логист, и маркетолог, и менеджер по инновациям. В плане экономической сферы инноватика - специальность, подготавливающая финансистов, экономистов, анализаторов рисков.

Требования к специалистам и отзывы о профессии

Специалист в данной сфере должен уметь управлять проектами, планировать и предугадывать, как поведет себя рынок по отношению к его продукту. Специалист по инновациям - управляющая должность, а значит предполагает наличие лидерских качеств, способностей обрабатывать большие объемы информации и работать с людьми. Все это потребуется помимо главных предметов, которые преподает инноватика-специальность. Кем работать - отзывы самые разнообразные. Все зависит от желания и способности выдерживать высокие психологические и эмоциональные нагрузки. Также не каждый человек способен работать с рисками.

Лекарства от ВИЧ, электромобили и аэроэстакадный транспорт - многие научные идеи сибиряков не могут выйти к потребителю из-за отсутствия инвесторов. Найти подходящую идею и инвестора для нее должен специалист по управлению инновациями. Достаточно новой для России специализации «инноватика» теперь учат в Сибирском госуниверситете геосистем и технологий (СГУГиТ).

БИЗНЕС-РЫБАЛКА

«Для инноватика главное - найти принципиально новое, действительно прорывное в технологиях. Из них каждый как рыбак. Каждую пойманную идею он никому не раскрывает. Потому что каждый знает, что на этом можно сделать неплохой бизнес», - рассказывает заведующий кафедрой управления бизнес-процессами новосибирского вуза Анатолий Гагарин.

Он показывает лаборатории, где работают не только будущие инноватики, но и студенты, учащиеся на других направлениях. В одной из лабораторий создают для полпредства президента в СФО систему мониторинга зон возможного затопления.

«Информационные технологии позволяют оперативно собирать подробные сведения из этих территорий, вплоть до отдельных домовладений. Ноу-хау в том, что мы берем данные из разных источников и интегрируем их в единую систему, с которой сможет работать даже неспециалист. Он получит прогноз, где и до какого уровня поднимется вода, где конкретно информировать население и вывозить ценные вещи», - рассказывает директор института кадастра и природопользования СГУГиТ Дмитрий Ветошкин. Он подчеркивает, что подобные разработки очень востребованы властями.

В лабораторию поступают совершенно разные задачи и студенты должны их решать самостоятельно.

В другой лаборатории разработали уникальную методику создания голограмм. Область их применения самая широкая. Самое простое - голограммные фотографии и сувениры, которые дарят высоким гостям вуза и Новосибирска, например, президенту Владимиру Путину.

По словам доцента кафедры наносистем и оптотехники института оптики и оптических технологий СГУГиТ Сергея Шойдина, голограммы в теории могли бы стать отличным бизнесом: скорее всего, желающих повесить объемные фотографии у себя дома нашлось бы немало. Но для запуска проекта не хватает 2-3 миллиона рублей.

«Сумма в 3 миллиона вроде бы не большая, но надо разработать соответствующий проект привлечения денег, понять, сколько людей желает приобрести себе такой портрет. Все эти задачи и будут решать инноватики», - объясняет Анатолий Гагарин.

Программа обучения построена так, чтобы научить студентов из массы информации отбирать инновационную идею, оценивать ее, анализировать, а дальше искать инвестора и продавать на рынок.

Как говорит завкафедрой управления бизнес-процессами, это междисциплинарная специальность, то есть связывающая разные направления подготовки. Студенты изучают 54 предмета, которые входят в блоки. Например, общеобразовательный блок помимо традиционных истории и обществознания включает такой предмет как «история и методология науки и техники».

«На теоретической части в голове студентов начинают откладываться идеи всех великих изобретателей, рационализаторов, в том числе тех, кто сделал большие шаги в области экономики. Это дает понимание, как появляются инновации», - поясняет собеседник.

Затем студенты изучают теоретическую базу инноватики - что это такое, какие существуют технологии. На теории менеджмента студенты учатся работать в команде, так как один человек не в состоянии воспринять всю глубину проблем, которые есть в области поиска рекламы, инвесторов и потребителя.

«Присутствует и инженерно-технологическая составляющая: технология нововведений, технология стандартизации и сертификации, механика и технология - новые материалы, которые есть. Они не вникают вглубь этих технологий, в этом смысла большого нет. Пример простой: вы хотите построить дом и сравниваете кирпич на разных заводах, но вам не надо вникать в технологию производства кирпича, чтобы сравнить характеристики продукта», - говорит Гагарин.

Со второго курса начинается главное - проектная деятельность в рамках курсовых, а затем диплома. Самые целеустремленные уже в курсовых закладывают будущие идеи для своего бизнеса или работы.

По словам собеседника, первый набор инноватиков закончит учебу в 2015 году - это 17 бакалавров. Стоимость обучения одного человека с этого года будет около 100 тысяч в год, но большинство мест на направлении все еще остаются бюджетными.

«Вступительные испытания: физика или информатика, русский язык или математика. Планка поступления на специальность и так достаточно высокая - 210 и 230 баллов, поэтому других испытаний не нужно. Главное - к нам приходят интеллектуально одаренные ребята», - сказал завкафедрой управления бизнес-процессами.

СОЗДАВАТЬ НОВОЕ

Тарас Новиков учится на втором курсе по специальности «Инноватика» и полностью уверен, что в будущем это поможет ему создать свой бизнес.

«Каждый второй у нас в стране юрист или экономист, хотелось чего-то нового. Когда я поступал, «инноватика» была разрекламирована хорошо, я рассматривал красноярский и новосибирский вузы. И там, и там говорили, что это совсем новая специальность и в дальнейшем после выпуска очень пригодится, что это обобщенная специальность, всему тебя научат, будешь молодцом, все здорово», - говорит студент.

По его словам, из двух вузов он выбрал все-таки новосибирский потому что, по его мнению, здесь гораздо больше возможностей для развития инновационной деятельности, чем в Красноярске. А в целом ожидания от специальности его не обманули, Тарас уверен, что легко найдет себе работу и сможет продвигать новое.

Третьекурсник Данил Ищуков рассказывает, что на него тоже подействовала хорошая реклама специальности, которая обещала большие перспективы. И он тоже о своем решении он не пожалел.

«Поскольку специальность новая, рынок сейчас не заполнен. Мы попали в тот момент, когда создается база инновационной промышленности. У нас будет мало конкурентов по сравнению с другими специальностями. Специальность наша имеет широкий спектр применения в разных сферах жизни, мы можем пойти работать в любую организацию», - уверен студент.


Не меньше оптимизма и у завершающей обучение в этом году Анастасии Силантьевой. По ее мнению, самые перспективные сейчас сферы для работы - оборонная промышленность, медицина, необходимые для населения товары.

«Это был мой осознанный выбор: я по жизни такой человек, что мне надо что-то новое изучать. Эта профессия была для меня определенным шагом для моего будущего. Я хотела бы получить заграничный опыт, так как у них инновационная сфера больше развита, и приехать обратно в Россию уже как готовый специалист и помогать на предприятиях», - поделилась Силантьева.

ВАКАНСИЙ НЕТ?

В России, по словам Анатолия Гагарина, только 28 российских вузов готовят по специальности «инноватика», поэтому большой конкуренции среди выпускников быть не должно.

Но пока нет и особого спроса на открытом рынке вакансий. Как прокомментировала руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири Елана Таращук, пока работодатели инноваторов и управленцев инновациями активно не ищут. За год по всей России было только 47 вакансий с упоминанием «инноваторов». Но вполне может быть, что работодателям данная специальность не интересна лишь на данном этапе, считает Елана Таращук. При этом резюме по такой вакансии еще меньше - 14 по всей стране.

Руководитель новосибирского Академпарка, считающегося «гнездом» инноваторов и прорывных идей, Дмитрий Верховод затруднился дать ответ о востребованности данной профессии. «Ничего не могу сказать, потому что не сталкивался с такими выпускниками. Тех, кто становится нашими резидентами, мы готовим в зимних и летних школах и для этого им не надо иметь специальность «инноватика», достаточно иметь соответствующую идею, желание, мотивацию, а дальше мы сами расскажем - что делать и как им жить», - сказал Верховод.

По его словам, среди инноваторов есть студенты и аспиранты разных университетов, есть бизнесмены, которые хотят сделать что-то новое в дополнение того, что они уже делают.

Возможно, отсутствие вакансий связано с тем, что пока нет единого названия этой профессии для штатного расписания заводов и предприятий. Называться в трудовой книжке он может, например, руководитель проекта. Но потребность в организаторе внедрения инноваций есть, уверен Гагарин.

Кроме того, многие организации уже обращаются в СГУГиТ и приглашают выпускников к себе на работу. Например, новосибирский завод, выпускающий интерактивные табло для остановок с расписанием автобусов. Студенты под руководством преподавателя будут разрабатывать план маркетинга и обоснование открытия отдела маркетинга.

«Мы работаем над тем, чтобы создать банк данных инновационных предприятий и предприятий, с которыми мы работаем, для определения студентов на практику. Один студент-инноватик сейчас работает в банке», - сказал Анатолий Гагарин.

«В банковском деле много направлений, где можно внедрять инновации: есть технологии предупреждения невозврата кредита, поиска лучших потребителей, защита от кибератак», - добавил завкафедрой, увидев несколько удивленную реакцию на слово «банк».

Также, по его словам, в вуз обратились три налоговые инспекции, поскольку есть много технологий в организации налоговой службы, и инспекции готовы брать по четыре-пять человек на практику, а затем и на работу.

«Мы были на встрече с директорами всех крупных предприятий Ленинского района Новосибирска. Им рассказали, что такое инноватика и инновационное управление. Только один управляющий строительным трестом инкубатора в Ленинском районе мыслил инновационно. Остальные не интересуются инновациями, они хотят работать по-старому. Конечно, нашим выпускникам придется переубеждать консерваторов», - заключил завкафедрой управления бизнес-процессами.


Понятие «инновации» как никогда популярно во всем мире. Каждый день с телеэкранов и страниц СМИ мы узнаем об инновационных открытиях и технологиях. Вслед за требованием времени, в вузах открываются новые образовательные программы. «ГлавСправ» посетил Институт международного бизнеса и права НИУ ИТМО, чтобы узнать, чему и как учат будущих «инновационных» специалистов.

Что же такое «инноватика»?

Богданова Елена Леонардовна , директор ИМБИП:

Есть много определений слова «инноватика», в том числе научных. Но если говорить, не используя наукообразные термины, понятным языком - это все то новое, что придумано, оформлено и используется в работе.

Наша страна сделала ставку на внедрение новых достижений науки и техники в сферу производства, услуг и прочих отраслей экономики. В связи с этим была открыта такая область знаний как «Инноватика», и по ней уже не первый год ведётся подготовка кадров. Эти кадры востребованы экономикой, они работают в разных сферах. На производстве это техническая специальность: инженеры должны разбираться в том, как оформляются изобретения, интеллектуальная собственность, каким образом её можно коммерциализировать.

Экономисты, я имею в виду следующую ступень обучения - магистратуру, должны понимать, что дальше делать с этим изобретением, как привлекать бизнесменов, как его можно продать, сделать рекламу на этом.

«Инноватика» - это техническая специальность, разделенная на 2 уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Учитывая, что в магистратуре могут учиться и те, кто уже имеет другое высшее образование, можно говорить о бакалавриате как о первом высшем образовании, и отдельно о продолжении образования.

Мурашова Светлана Витальевна , руководитель направлений магистратуры и профессиональной переподготовки и второго высшего образования:

Сама по себе, «инноватика» по-разному воспринимается экономистами и техническими специалистами. Для первых - это сокращение от понятия «инвестиции в новации», т.е. вложение финансов в какое-либо новшество с целью получить прибыль. А «технари» подразумевают подход к созданию инновационного продукта как такового.

Мы, в любом случае, ориентируемся на классическое техническое инженерное образование. Наши выпускники - и бакалавры, и магистры - не обязательно станут изобретателями, но они должны разбираться в инновациях и их эффективности.

Направление бакалавриата сейчас проходит у нас лицензию: это инженеры, которые близко знакомы с теорией решения изобретательских задач. Эти люди должны хорошо разбираться в технических вопросах, кроме того, они должны быть креативно мыслящими, уметь делать патентные исследования, понимать, насколько это новшество является новшеством. Понятие «инноватика» настолько широко, что нельзя выпустить просто инженера узкого профиля, в области электромеханики, например. Это междисциплинарное направление. Федеральный образовательный стандарт определяет предметы, которые обязательно должны быть включены в так называемый федеральный компонент учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению. А мы, со своей стороны, дополняем его универсальными дисциплинами.

Важный ориентир - интересы работодателей

Богданова Елена Леонардовна :

ИМБИП в разработке программ обучения пошел как бы «сверху вниз»: от уровня магистра к бакалавру, а не наоборот. И в этом плане нам было проще, потому что те студенты, которые когда-то приходили на магистратуру, рекомендовали нам, как расширить и дополнить программы обучения, давали советы. А ведь среди них были и руководители компаний, и специалисты, инженеры, которые уже долго работают в данном направлении. В этом смысле нам было проще: сделав несколько выпусков магистратур, мы собрали мнения людей, работающих в этом направлении, чтобы собрать учебный план для будущих бакалавров.

Основной критерий подбора дисциплин - будущее трудоустройство, потому что мы должны готовить тех ребят, которые откроют дверь в будущее и будут востребованы. Уже заканчивая наш институт, они должны знать, куда пойдут работать. И, конечно, важно готовить таких специалистов, которые будут в будущем получать большую зарплату.

Мурашова Светлана Витальевна :

Мы уже не первый год сотрудничаем с предприятием «Стройтехцентр», которое работает в области строительства крупных промышленных объектов. Также мы взаимодействуем с фирмой «Аквапатент», которая занимается патентными разработками и защитой исследований в области экологии, защиты водной среды. Один из партнёров вуза - президент коллегии патентных поверенных Санкт-Петербурга Туренко Вячеслав Владимирович, который даёт нашим ребятам советы, в каком направлении проводить патентные исследования, что сейчас наиболее популярно, а где существуют проблемы.

Наши будущие выпускники-бакалавры могут работать учениками и помощниками директоров предприятий. Но управлением все не ограничивается. Это могут быть и программисты, помощники IT-менеджеров компании. Если брать строительство - то это департаменты по развитию, которые сейчас создаются во всех крупных компаниях. Если это административная работа - то, например, комитет по инноватике в правительстве. Если вы видите себя исключительно изобретателем и хотите заниматься только этим, пожалуйста, это должность инженера в конструкторском бюро или любой другой компании. Существует масса возможностей и путей.

«Инноватика» по своему содержанию - междисциплинарная программа. Но она входит в укрупненную группу специальностей «Автоматизация и управление», а это чисто техническое, инженерное образование. И поэтому наша задача - дать фундаментальные технические знания, которые в кратчайшие сроки можно будет адаптировать под запросы работодателя. Мы привлекаем работодателей и как экспертов для многих наших студенческих и школьных проектов.

… Пусть меня научат!

Мурашова Светлана Витальевна :

Нам хотелось бы, чтобы пришли ребята с хорошим знанием физики. К сожалению, как показывает практика, ЕГЭ по физике школьники сдают недостаточно хорошо. Требования в нашем университете по проходному баллу - не менее 210 баллов по 3 предметам. Проблема в том, что учебные программы в разных школах сильно различаются. Так что мы готовы «подтянуть» тех, кто чуть ниже нужного уровня, и дать им равные возможности развиваться дальше. Мы ждем ребят, которые, хотят и любят учиться, а мы попытаемся их сориентировать на дальнейшую траекторию.

Особенно хочется сказать и об иностранных языках. Сейчас настолько идет процесс интеграции, глобализации всех видов науки, что делать патентные исследования - основная сфера работы - только у себя в стране будет сложно. И знание иностранных языков необходимо на достаточно высоком уровне, причем, делового, технического языка, в своей отрасли. У нас в ИТМО есть лингвистический центр, который и будет заниматься таким обучением.

«Школьный патент» как путевка в Женеву

Богданова Елена Леонардовна :

Большая часть работы с будущими нашими абитуриентами - это школьные конкурсы, в т.ч. международные. Могу назвать два форума, в которых участвуют ребята, которые собираются к нам поступать или уже являются нашими студентами.

Уже третий год проводится конкурс «Школьный патент». В нем принимают участие талантливые ребята, а победителям мы предоставляем преференции при поступлении к нам. Например, скидку на обучение при поступлении на внебюджетное место.

Второй форум - «Будущее мира». В нем действует рейтинг «Золотая тысяча мира», и ребята, участвующие в этом форуме со своими бизнес-планами, также получают призы и преференции для поступления. Наши студенты также принимают участие в организации таких мероприятий - для них это хороший практический опыт. Мы очень радуемся хорошим результатам конкурса, потому что ребятам после него очень хочется продолжать работать в инновационном направлении: изобретать, оформлять свои изобретения, двигаться дальше, становиться известными... А нам важно, что мы помогли это сделать.

Мурашова Светлана Витальевна :

Наш институт - еще и опорная организация Роспатента, а значит, для победителей школьных конкурсов предусмотрены бесплатные консультации от патентных доверенных для оформления и защиты их интеллектуальной собственности. У нас есть специалисты, которые занимаются оформлением интеллектуальной собственности, и если наши студенты что-то придумывают, мы и консультируем их, и оформляем изобретения, давая возможность получать собственные патенты.

Студенты-изобретатели ИМБИП также получают возможность проходить зарубежные стажировки. Одна из них - в Европейской комиссии ООН, в группе по инновациям, где проводится множество исследований. Благодаря таким стажировкам, мы имеем возможность дать ребятам представление о том, что происходит сейчас в мире. И когда мы уезжаем из Женевы, ребята говорят, что их мир перевернулся.

А если говорить о нашем вузе, конечно, стоит рассказать об инновационных малых предприятиях. Если кто-то из наших студентов хочет рискнуть и уверен, что его изобретение будет пользоваться коммерческим спросом, он может создать свое малое предприятие при ИТМО. Такие инициативы сейчас весьма востребованы, значит, им все карты в руки!

Описание

Бакалавры данного направления смогут:

  • создавать и координировать производственный процесс инновационной продукции;
  • обеспечивать сопровождение процесса реализации проекта на стадии планирования и контроля;
  • грамотно распределять и проверять эффективность использования технологических и производственных ресурсов;
  • организовывать пуско-наладочные работы и приемо-сдаточное тестирование;
  • работать над проектом на обозначенных стадиях, опираясь на соответствие качеству и требованиям нового изделия;
  • осуществлять технологический аудит;
  • готовить информационные сведения в сфере инновационных продуктов, процессов и технологий;
  • проводить наладку процессов производства и организовывать мероприятия по продвижению инновационного продукта, а также обеспечивать его техническую поддержку и сервис;
  • создавать условия, обеспечивающие защиту и сохранность объектов интеллектуальной собственности;
  • готовиться к переговорам с потенциальными партнерами, разрабатывая специальные средства и материалы;
  • оценивать рентабельность проекта, включая расходы на выполнение маркетинговых мероприятий и сбор сведений о конкурентах;
  • проводить логико-структурный анализ;
  • перед внедрением на рынок нового изделия собирать и изучать патентно-правовую и коммерческую информацию.

Кем работать

Специалисты смогут стать логистиками, маркетологами, менеджерами по инновациям и оценкам рисков. Также выпускники трудоустраиваются специалистами по инноватике и управлению инновационными проектами. Полученного объема знаний хватает, чтобы выполнять функции финансиста или экономиста. Безусловным лидером среди мест, куда недавние выпускники направляют свои резюме, являются исследовательские центры и комплексы, приоритетным направлением которых является выполнение инновационной деятельности. Очень востребованным направлением является и специалист по инвестициям в соответствующих департаментах банковских структур.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS