Главная - Железобетонные лотки
Преемственность в работе между детским садом и школой в художественно-эстетическом воспитании. Формы осуществления преемственности дошкольного и начального образования Формы работы по преемственности доу и школы

Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .

Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»

Ражева Инна Анатольевна, 12.01.2018

4018 153

Содержимое разработки

Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются единые формы работы:
совместная деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей
самостоятельная деятельность
Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

1. Работа с детьми:

    экскурсии в школу;

    посещение школьного музея, библиотеки;

    знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

    выставки рисунков и поделок;

    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

    совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    участие в театрализованной деятельности;

    посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- классы;

    круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

    психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

    проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

    взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

    педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    творческие мастерские;

    анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

    семейные вечера, тематические досуги;

    визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

    заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Согласованная, дружная работа школы и детского сада, именно такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Содержимое разработки


Формы преемственности детского сада и школы


Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком.


  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В образовательном процессе используются

единые формы работы:

1. совместная деятельность детей; 2. совместная деятельность взрослого и детей; 3. самостоятельная деятельность.


Цели ФГОС

  • развитие физических качеств - укрепление физического

здоровья;

2. формирование предпосылок учебной деятельности –

формирование основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности;

3.формирование общей культуры, развитие

интеллектуальных и личностных качеств –

духовно-нравственное развитие и воспитание.


формы осуществления преемственности:

Работа с детьми


- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников

с учителями и учениками начальной школы;

- участие в совместной образовательной

деятельности, игровых программах;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками

детского сада;

- совместные праздники (День знаний, посвящение в

первоклассники, выпускной в детском саду и др.)

- участие в театрализованной деятельности.


Для эффективного и безболезненного

перехода детей в начальную школу,

педагоги используют следующие

формы осуществления преемственности:

Взаимодействие педагогов


- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

- семинары, мастер- классы;

- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

психологические и коммуникативные тренинги

для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению

готовности детей к школе;

- взаимодействие медицинских работников,

- психологов ДОУ и школы;

- открытые показы образовательной деятельности

в ДОУ и открытых уроков в школе;


Для эффективного и безболезненного

перехода детей в начальную школу,

педагоги используют следующие

формы осуществления преемственности:

Сотрудничество с родителями


- совместные родительские собрания с педагогами

ДОУ и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи;

- родительские конференции,

- вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами ДОУ и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- визуальные средства общения

(стендовый материал, выставки, почтовый ящик

вопросов и ответов и др.);

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структу­ра учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следую­щие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. Д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоро­вительных, организаторских, воспитательных и т. Д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демо­кратизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особеннос­тей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инно­вационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы – развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы – формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного – ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учеб­но-воспитательном учреждении «школа-детский сад», создаются «центры развития ребенка» – эти новые интегративные типы учеб­но-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного и школьного возраста и обеспечения преемственности в ор­ганизации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

Трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада Являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования Школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении Дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. Д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. Взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности Включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ : Общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

Групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. Д.;

Лектории для родителей ,

педагогические консультации ;

Семинары;

Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

Совместные праздники ;

Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ Общеобразовательная школа I-II ступеней №11 г.Шахтерска Учитель начальных классов Лой Елена Ивановна


Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника .


В структуру учебно-воспитательной деятельности, входят следующие компоненты:

  • I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
  • 2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
  • 3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие универсальных и специальных учебных действий, наличие мыслительных операций;
  • 4) организационно-рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;


Понятие о преемственности

Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность

ДОУ ШКОЛА


Цель

Целью обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности их поведения, развития, опора на них.


Задачи

На дошкольной ступени формировать:

  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
  • Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
  • Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности.
  • Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Задачи

На ступени начальной школы формировать:

  • Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).
  • Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
  • Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).

Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  • Умственные и нравственные способности учащихся.
  • Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  • Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы:

  • Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения;
  • Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению;
  • Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу.
  • Недостаточное количество специалистов-психологов в образовательных учреждениях.
  • Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой:

  • Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
  • Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  • Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
  • Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  • Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора;
  • Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  • Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Вопросы

  • Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в схему взаимодействия?

Вывод:

Администрация образовательных учреждений;

Воспитатели и учителя;

Родители подготовительной к школе группы;

Родители первоклассников - бывших воспитанников детского сада;

Специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы;

Психологические службы дошкольного учреждения и школы;

Медицинские кадры.

2) Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций?

По возможности, обсудите на педагогическом совете с коллегами практику вашей работы в этом направлении.

Схема организационно-содержательных аспектов преемственных связей ДОУ со школой, семьей и другими социальными институтами

Функционирование координационного совета по преемственности

Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности

Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей-предметников с детьми-дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования)

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы

ШКОЛА

Проведение «дней выпускников» в ДОУ

Совместное со школой комплектование 1-х классов их выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе

Встречи родителей с будущими учителями

Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка в период адаптации к школе

Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста


Формы преемственных связей

Совместное участие первоклассников

и детей подготовительной группы

в праздниках, развлечениях,

играх-соревнованиях, эстафетах.

Знакомство учителя

с будущими учениками

Проведение «Дней

выпускников»

Взаимосвязь психологических

служб детского сада и

Организация совместных

интегрированных уроков

дошкольников с

первоклассниками

Экскурсии

дошкольников

Совместные совещания,

педагогические советы, круглые

столы с участием педагогов

детского сада, родителей

и учителей начальных классов.

Посещение воспитателями

и учителями начальных

классов уроков и занятий

друг у друга


Вывод

Ребенок

Родители

Преемственность

работы

ДОУ и школы

Педагоги:

  • Воспитатель
  • Учитель
  • Психолог

  • Условия публикации
  • Получение свидетельства

Технические характеристики: 14 кегль, интервал 1,5; выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, текстовый редактор Word 98-2007.

Графики, схемы, рисунки, фотографии также прислать отдельным прикрепленным файлом в формате jpg или png. Также можно прислать презентацию и видео-материалы

Оформление текста: название статьи прописными буквами, полужирно, по центру, без переносов. Строкой ниже, через интервал, по центру – инициалы, фамилии авторов, ученая степень (если есть), звание (если есть), далее на следующей строке – должность и наименование организации полностью, указать город и регион.

В конце статьи можете/желательно указать ваши конт данные: эл. почту (для связи с вами если у читателей появится желание вам написать)

Библиографический список приводится в алфавитном порядке в конце статьи. Ссылки на источники приводятся в тексте в круглых скобках.

Read More

Для получения свидетельства о публикации необходимо:

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

  1. работа с детьми;
  2. взаимодействие педагогов;
  3. сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера, тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Представленный материал по осуществлению преемственности и формам преемственных связей дошкольного и начального общего образования является теоретико-прикладным обобщением опыта работы и совместной деятельности ДОУ и школ района «Преображенское», ВАО, города Москвы. Данная совместная работа образовательных учреждений нашего района выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.

Литература:


  1. Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  2. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
  3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS