Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Методы репродуктивной и творческой деятельности в обучении. Что такое репродуктивный метод обучения и что он в себя включает |
от франц. reproduction - воспроизведение)- способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. По мере увеличения объема знаний возрастает частота применения Р.м. в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует Р.м. при любом варианте обучения. Определенную роль при осуществлении Р.м. может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств Р.м. - программированное обучение. Р.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом. См. также Полного усвоения система Отличное определение Неполное определение ↓ РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД обученияот франц reproducuon - воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий P м называют также инструктивно-репродуктивным, т к непременная черта этого метода - организация деятельности учащихся по воспроизведению действий с помощью инструктажа и предъявления заданий Путем P м формируются у учащихся навыки и умения пользоваться приобретенными знаниями От трудности задания и от способностей ученика зависит необходимость повторения этой уч работы. P м предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя Дидакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся Помимо устных объяснений и показа приемов работы используются письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов, а на уроках труда - тренажеры, позволяющие быстро овладеть действиями По мере увеличения объема знаний возрастает частота применения P м в сочетании с информационно-рецептивным Но при любом варианте сочетания этих методов информац -рецептивный принципиально предшествует P м Определенную роль при осуществлении P м может играть алгоритмизация обучения Одно из средств реализации P м - программированное обучение. P.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн.мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантирует творческого развития способностей Эта цель достигается др методами обучения, напр. исследовательским методом Педагогика - очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки? ОписаниеСкучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал. Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний. Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями. Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным. ОсобенностиТакой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:
Метод также может использоваться при закреплении изученного материала. Отличие от продуктивного методаСуществует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации. Репродуктивный метод обучения - это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п. То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий. В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п. Продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися. ПримерыКак уже упоминалось, точные науки - подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов. Рассмотрим, например, обычное математическое Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу - нахождению неизвестного (или неизвестных). Другим примером может служить урок закрепления знаний по теме «неправильная дробь». Для этого можно использовать вопросы на определение или средства наглядности. Например, на слайде презентации или на доске записать несколько чисел и попросить учащихся выбрать из них неправильные дроби. Выбор необходимо обосновать. Все действия происходят по принципу выбор (пример) - обоснование (причина). При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни. ЭффективностьВ российском образовании использование данного метода известно давно. Его можно назвать «классическим». Однако не стоит забывать, что каждая технология имеет свойство постоянно совершенствоваться. Так, сегодня репродуктивный метод обучения означает не просто конспектирование лекций и применение полученных формул. Изменения коснулись упрощения некоторых алгоритмов для быстрого усвоения, соотнесения научных фактов со средствами наглядности, использования в беседах и на практических средств обучения (аудио, видео, анимация). Все это, безусловно, положительно отражается на эффективности познавательной деятельности, которую и призван повысить метод репродуктивный. Это великолепная альтернатива сухому вычитыванию лекций и проведению однообразных семинаров, построенных на простом опросе. ПлюсыОсновным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний. Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний. МинусыСпециалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения - это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления. Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний. При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой. Сочетание с другими методамиРепродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога. Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход. Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний. Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада - подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации.
Таким образом, основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются. Главным же преимуществом данного метода является экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы обучаемые могли осуществить поиск знаний. В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать качества личности, как невозможно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность обучаемых. Характер познавательной деятельности традиционно рассматривают как уровень мыслительной активности учащихся. Классификацию методов обучения на основании именно этого критерия предложили видные советские педагоги И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Данная классификация выделяет следующие методы обучения :
Когда познавательная работа под руководством учителя приводит только к запоминанию готовых знаний и последующему их точному воспроизведению, которое может быть как осознанным, так и неосознанным, то наблюдается достаточно низкий уровень мыслительной активности школьников и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряжения мышления учащихся, когда знания добываются посредством самостоятельной деятельности, имеет место эвристический или даже исследовательский метод обучения. Такая классификация получила широкую поддержку в педагогических кругах и повсеместное распространение на практике. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методыОбъяснительно-иллюстративный метод имеет несколько характеризующих и отличающих его признаков:
При этом задействуются все источники информации (слово, наглядность, технические средства), а логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным методом. Задача учителя же ограничивается только лишь организацией восприятия знаний детьми. Репродуктивный метод обучения во многом схож с предыдущим, поскольку знания учащимся предлагаются также уже в готовом виде, а учитель раскрывает их и дает необходимые пояснения. Однако отличительной особенностью считается то, что аспектом усвоения знаний здесь считается их верное воссоздание или репродукция. Кроме того, для упрочнения полученных знаний применяется регулярное их повторение. Главным преимуществом данных методов является экономность, так как обеспечивается возможность передачи большого объема знаний и умений за короткий промежуток времени и с небольшими расходами усилий. Усвоение же знаний, особенно за счет периодического повторения, становится весьма прочным. Репродуктивная работа, как известно, предшествует творческой, поэтому пренебрегать ею в обучении невозможно, но также и не стоит заниматься ею с излишеством. В целом данные методы успешно могут сочетаться на уроке и с другими методами обучения. Проблемное изложениеМетод проблемного изложения считается переходной стадией от исполнительской работы к творческой. Поначалу учащиеся еще не способны без помощи других решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает пример решения проблемы, излагая его путь от начала до конца. И хотя учащиеся при этом не являются полноправными соучастниками процесса, а только лишь наблюдателями хода рассуждений, они получают превосходный урок разрешения познавательных трудностей. Проблемное изложение может осуществляться в двух аспектах: когда учитель сам или при помощи технических средств демонстрирует логику поиска решения трудности или же раскрывает систему доказательств истины сообщаемых знаний, предоставляя конечное решение рассматриваемого вопроса. В обоих случаях проблемного изложения учителем дети наблюдают за логикой изложения и по необходимости задают вопросы. Общая структура проблемного изложения выражается в следующих пунктах: постановка проблемы, план решения, сам процесс решения, доказательность его правильности, раскрытие ценности решения для последующего развития познавательной деятельности. Метод проблемного изложения имеет цель продемонстрировать учащимся сложный путь познания, движения к истине. При этом педагог сам ставит проблему, конкретно ее формулируя перед учащимися, и непосредственно сам ее решает. Дети смотрят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая пример научного размышления. Частично-поисковый и исследовательский методыСпецифику частично-поискового (эвристического) метода обучения составляют такие черты:
Метод называется частично-поисковым потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить трудоемкую учебную задачу от начала и до конца. В связи с этим в работе их направляет учитель. Иногда часть знаний предоставляет учитель, а часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или же решая проблемные задания. Одной из вариаций данного метода считается эвристическая (открывающая) беседа. Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:
Исследовательский метод обучения рассчитан на творческое усвоение знаний. Его недочетами могут считаться большие затраты времени и энергии учителей и учащихся. Кроме того, его применение в учебном процессе требует от педагога высокого уровня профессиональной подготовки. Педагогический терминологический словарьРепродуктивный метод обучения (от франц. reproduction - воспроизведение) способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения Р.м. в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует Р.м. при любом варианте обучения. Определённую роль при осуществлении Р.м. может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств Р.м. - программированное обучение. Р.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 239) См. также |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги