Главная - Ванная комната
Порядковые числительные в названии каждого дня недели. Порядковые числительные (подбор упражнений). VI. Рубрика «Путешествие в прошлое»

Игра «Отгадай число».

Все дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий. На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» – «Да». – «Оно меньше шести?» – «Да». – «Это число пять?» – «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

– Назовите все дни недели. Давайте поиграем в игру «Неделька, стройся». У меня на столе в беспорядке лежат перевернутые карточки, на которых нарисованы кружки. Вы по сигналу берете карточки со стола, ищете своих партнеров, подбираете карточку с кружками к цифре и выстраиваетесь по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают вам задания:

– Выходят дни недели, которые стоят после четверга. (Выходят дети с карточками, на которых цифры пять, шесть, семь.)

– Выходит день, который обозначает понедельник.

– Выходит день, который стоит после вторника.

– Какой месяц сейчас? (Май.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. Посмотрите на листочки календаря. Покажите, сколько дней в неделе.

– А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)

– Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.)

– А в каком месяце больше дней: в мае или феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать? (Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим, и таким образом определяется, в каком месяце больше дней.)

– Кто знает, как называется следующий месяц?

– Давайте поиграем в игру «Чей волчок дольше крутится».

Двое играющих запускают волчка, а остальные смотрят и определяют, чей волчок крутится дольше.

– Рассмотрите четыре картинки. Что на них изображено? (Ночь, утро, день и вечер.)

– Возьмите картинку с изображением ночи и положите ее перед собой. Остальные картинки переверните изображением вниз.

– Послушайте рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро.)

– Выберите картинку с изображением утра и положите ее на картинку с иллюстрацией ночи. Слушаем рассказ дальше: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» (День.)

– Выберите картинку с изображением дня и положите ее сверху. Рассказ продолжается: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» (Вечер.)

– Возьмите картинку с изображением вечера и положите ее на другие картинки. Слушаем дальше: «Вечер прошел, что наступает за ним?» (Ночь.)

– Рассмотрите картинки и догадайтесь, что наступает следом за вечером.

3. Подвижная игра «Медный пень».

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях, дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить.

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги» – разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Евгения Аносова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Порядковые числительные»

Занятие по ФЭМП в старшей группе .

Тема : «Порядковые числительные » .

Цель : Закрепление детьми элементарных математических представлений.

Задачи :

Обучающие :

Развивающие :

Развивать речь, развивать социальные навыки умения работать в группе , в паре; находить решение и делать выводы.

Воспитательные :

Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Оборудование : презентация к занятию , карта, календарь, лепестки цветка, геометрические фигуры, дощечки с цифрами (листки раскрашенные под дерево, ежик, конверт, карточки с заданием, карандаши цветные, цветы из бумаги, клей.

Планируемый результат :

Добиться от детей :

Умения понимать учебную задачу и выполнения ее;

Умения узнавать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и их свойства– цвет, форму, размер

Умения решать простые задачи на сложение.

Ход занятия.

Дети заходят в зал и видят на полу разбросанные листочки.

В. Ребята, посмотрите какой беспорядок . Кто – то разбросал листочки по всему залу. Давайте наведем порядок здесь . (ребята собирают листочки и замечаю на них цифры и слова)

В. Посмотрите ребята, на листочках написаны какие-то слова и цифры. Ребята, давайте попробуем разложить карточки по порядку и может мы узнаем , что здесь зашифровано?

В. Какое будет первое слово?

Д : первое слово «Ребята»

В : Следующее?

Д : Второе слово «помогите»

В : Следующее?

Д.: Третье слово «найти» .

В. Ребята, а кто такой Буратино?

Д. ответы детей.

В. Буратино – Это сказочный герой. А сказочные герои живут в сказках. Давайте поможем Буратино собрать его волшебный цветок. Ребята на чем мы можем отправиться в сказку?

Д : ответы детей (на ковре самолете, воздушном шаре, на поезде, на машине) .

В : Хорошо отправимся в волшебную страну на (предложение детей) слова :

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

В волшебную страну попадет!

В зал входит Буратино, в руках у него один лепесток.

Буратино : Здравствуйте ребята, спасибо большое, что решили мне помочь. Возьмите вот эту карту, она поможет вам найти все лепестки волшебного цветка.

Воспитатель разворачивает карту и говорит :

На карте первая полянка «Геометрических фигур» .

В : Смотрите, а вот и поляна геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры?

Д : По цвету, по форме, по величине.

В : Ребята, давайте разделимся на три команды : первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего.

В : А как мы можем еще разобрать фигуры?

Д : По форме, величине.

В : А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. .

– Итак, сколько групп у вас получилось ? (3)

– Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)

– Молодцы! Привели поляну в порядок . И вот мы нашли первый лепесток волшебного цветка!

Следующая полянка «Переправа»

В : Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо разложить по порядку , от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .

В : Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку . Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке .

В : Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)

В : Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

Молодцы, все сделали правильно! А вот и второй лепесток.

А вот и следующая полянка «Неделька»

На стене висит календарь без дней недели.

В : Посмотрите что это?

Д :календарь

В : Здесь чего-то не хватает. Чего?

Д. дней недели.

В : Сколько всего дней в недели?

В : Ребята, давайте распределим дни недели по порядку .

Д : Первый понедельник, второй вторник….

В : Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы?

Д : Среда, пятница, воскресенье.

–В : Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем? Д : Понедельник, вторник, суббота.

В : Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником?

Д : Четверг, воскресенье.

В : а вот и третий лепесток. Следующая полянка «Музыкальная»

Звучит песня «Если нравиться тебе, то делай так» ребята с воспитателем выполняют движения под песню.

(2 щелчка пальцами над головой) .

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши) .

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками) .

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами) .

Если нравится тебе, то ты скажи : «Хорошо!» .

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

В : А вот и четвертый лепесток.

А следующая остановка «Задачка»

Презентация «Задачи»

Три яблока из сада Ежик притащил,

Самое румяное Белке подарил!

С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди :

Сколько мишек впереди(5)

В : Молодцы, ребята. А вот и пятый лепесток. Следующая полянка «Домик ежика»

В : Ребята, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке?

Д : Ежик.

В : Какой он грустный. Наверное, у него что-то случилось. Смотрите, у него в руках конверт, давайте посмотрим, что там.

(Дети вскрывают конверт и видят карточки с точками и цифрами.)

В : Как вы думаете, что случилось с Ежиком

Д : Он не знает цифры, у него не получается рисунок.

В : Ребята, а вы можете помочь ему справиться с заданием.

Д : да

В : В этих карточках нужно соединить цифры по порядку и тогда у нас получиться рисунок. (дети выполняют задание)

В : Что хотел нарисовать Ежик, но не смог?

Д : Гриб

В : Молодцы, помогли Ежику! Он говорит нам большое спасибо и дарит нам еще один лепесток.

В : Вот и собрали мы все лепестки. Теперь осталось из лепестков собрать цветок. Посмотрите, на каждом лепестке стоит номер. Давайте соберем цветок по номерам. Дети собирают цветок.

В : Молодцы ребята. Давайте с вами сделаем Буратино целую поляну цветов, так как он очень любит цветы. Ребята наклеивают готовые цветы на основу Полянка. Входит Буратино.

Б : Спасибо, что собрали все лепестки. Я очень вам благодарен. (подает корзину с угощением)

В. Спасибо Буратино. Но нам пора отправляться домой.

Для этого закроем глаза и скажем волшебные слова :

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот домой попадет!

В : Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли Буратино собрать волшебный цветок.

В : А где бы вы еще хотели побывать?

Предложения детей.

В : Мы обязательно туда отправимся на следующем занятии .

Цели:

1. Образовательные:

· Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.

· Дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название.

· Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.

2. Воспитательные:

· Развиваем «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

· Учим правильно планировать свой день.

3. Развивающие:

· Учим пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

· Обогащаем словарь словами-антонимами.

· Учим подбирать порядковые числительные к названию каждого дня недели.

· Учим слушать загадки и отгадывать их, давать правильные ответы.

· Развиваем мышление и логику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Дни недели».

Цели:

  1. Образовательные:
  • Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.
  • Дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название.
  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
  1. Воспитательные:
  • Развиваем «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
  • Учим правильно планировать свой день.
  1. Развивающие:
  • Учим пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Обогащаем словарь словами-антонимами.
  • Учим подбирать порядковые числительные к названию каждого дня недели.
  • Учим слушать загадки и отгадывать их, давать правильные ответы.
  • Развиваем мышление и логику.

Оборудование: карточки с названиями дней недели, карточки с цифрами 1-7, мяч.

Методы и приемы:

  • Игровой (игры, вопросы, пояснения, использование сюрпризного момента).
  • Словесный (художественное слово, напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Ребята, сегодня у нас пойдет речь о таком временном понятии как неделя. Кто из вас знает, сколько дней в неделе? Правильно! Неделя состоит из семи дней. Чтобы понять, почему неделя и ее дни получили такие названия, послушайте одну из легенд Ветхого Завета. «Над бездной, покрытой мраком, в которой все было перемешано: земля, вода, огонь и воздух, парил дух Господа нашего. Но вот по Его воле все это безобразие в продолжении шести дней преобразилось в прекрасный мир, стоило ему только сказать: «Да будет!» В первый день явился Свет. Во второй – распростерлась твердь небесная. В третий – отделились воды от земли. Произошли моря и реки, появилась суша и покрылась растениями. В четвертый день творения небесная твердь украсилась солнцем, луной и звездами. В пятый – в водах появились рыбы, в воздухе – птицы. В шестой день суша населилась разными животными, и были созданы два первых человека – Адам и Ева. И стал первозданный мир прекрасен. Окончив творение, Господь стал отдыхать от своих трудов на седьмой день. Седьмой день недели сначала называли словом «неделя», т.к. ничего не делали в этот день, но после чудесного Воскресения Иисуса Христа седьмой день недели христиане стали называть воскресеньем.

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку:

«Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний».

О чем говорится в этой загадке? (ответы детей)

Сколько дней в неделе? (ответы детей)

Вот послушайте еще загадки:

«Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад».

Вот еще одна:

«Есть семь братьев:

Годами равные, именами разные».

Давайте вспомним вместе, как их называют.

Давайте поиграем, пальцы загибаем.

«Пальчиковая игра»:

Приготовьте ваши пальчики!

Среди дней любой недели

Первым будет понедельник.

День второй за ним пошёл,

Это вторник к нам пришёл.

Нам не деться никуда…

Третий день всегда среда.

Он четвёртый там и тут,

Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней

Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа,

День шестой всегда суббота.

День седьмой? Его мы знаем:

Воскресенье, - отдыхаем!

Вот и вспомнили мы с вами дни недели!

Ребята, кто мне может сказать (воспитатель задает вопросы, на которые дети отвечают по очереди):

  1. Что на неделе раньше: вторник или среда?
  2. Что на неделе раньше: суббота или понедельник?
  3. Что на неделе раньше: четверг или вторник?
  4. Какой день недели идет за средой?
  5. Какой день недели идет за пятницей?
  6. Каким днем заканчивается неделя?
  7. Какой день посередине недели?
  8. Какой день между средой и пятницей?

Молодцы. Вы все отлично справились. Сутки, которые в разговоре люди обычно называют «день», сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели, как мы уже выяснили, имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же. Неделя начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Первые пять дней – это будни. Мы ходим на работу, в школу, в детский сад. Суббота и воскресенье – это выходные, когда мы отдыхаем.

Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду говорить день, а вы будете его называть, используя числительное, например: «Вторник – второй» и т.д. Воспитатель называет дни недели, дети называют день по счету: второй, третий, четвертый и т.д.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Физминутка:

«В понедельник я купался (изображаем плавание),

А во вторник рисовал («рисуем»),

В среду долго умывался («умываемся»),

А в четверг в футбол играл (бег на месте),

В пятницу я прыгал-прыгал (прыжки),

А в субботу танцевал (кружимся),

И конечно в воскресенье

Целый день я отдыхал (рука под щеку)».

Кто это к нам заглянул? Ребята, так это же Мишка! Здравствуй, Миша, как дела? А ты знаешь, что такое дни недели и как они называются? Молодец, знаешь! Мы рады, что ты такой умный. Вот послушайте, ребята, чем Миша у нас занимается целую неделю:

«Мишка утром в понедельник

Заглянул в душистый ельник.

Муравьишке этим днем

Он помог построить дом.

А во вторник дождик лил,

Мишка к Волку заходил,

С ним не виделись давно

И сыграли в домино.

В среду Мишка к рыжей Белке

Заглянул на посиделки.

Вместе книжку почитали

И орехи пощелкали.

А в четверг проснулся Мишка

И к Бобру пошел на стрижку,

Сделал модную прическу

И купил себе расческу.

В пятницу с прической новой

Мишка в бор пошел сосновый.

Вместе с Зайцем был он рад

Там собрать ведро маслят.

А в погожую субботу

Мишка наш пошел к болоту,

Повстречался с лягушонком,

Угостил его масленком.

В день последний – воскресенье –

Мишка наварил варенья,

Всех друзей позвал на пир,

Даже птичек не забыл.

Друг за другом пролетели

Семь веселых дней недели.

Мишка все успел,

Всем друзьям помочь сумел!»

А я знаю, Мишка, что у тебя в гостях была Муха-чистюха.

«Жила-была Муха-чистюха,

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишневой наливке,

Во вторник – в томатной подливке,

В среду – в лимонном желе,

В четверг – в киселе и смоле,

В пятницу – в простокваше,

В компоте и в манной каше…

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!»

Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!»

Ну что, ребята, повеселил вас стишок о Мухе-чистюхе? Мы сегодня с вами много раз слышали названия дней недели. Чтобы их запомнить, постарайтесь понять:

Понедельник – день после недели,

Вторник – второй день,

Среда – середина недели,

Четверг – четвертый день недели,

Пятница – пятый день недели,

Суббота и воскресенье – два выходных дня.

Постарайтесь запомнить и никогда не путать дни недели.

А теперь давайте встанем в круг, я буду бросать мячик, и кому он попадет в руки, должен ответить на мой вопрос:

  1. Сколько дней в неделе?
  2. Как называется первый день?
  3. Почему седьмой день недели называют «воскресенье»?
  4. Как «воскресенье» называлось раньше и почему?
  5. Сегодня четверг, а завтра?
  6. Сегодня четверг, а вчера?

Как ты думаешь, Мишка, ребята справились? Я тоже так думаю.

Время, время, каким оно только не бывает! Оно может тянуться, быстро пролетать, проходить незаметно. Обычно время проходит незаметно, когда мы занимаемся чем-то приятным или играем. И нам пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко»,

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь «близко»…

Воспитатель играет в игру с детьми, вспоминаем слова-антонимы, связанные со временем:

  1. Лето – зима
  2. Утро – вечер
  3. День – ночь
  4. Работа – отдых
  5. Быстро – долго
  6. Вчера – сегодня – завтра
  7. Темно – светло
  8. Скоро – долго
  9. Будний – выходной
  10. Конец дня – начало дня
  11. Первый месяц года – последний месяц года

А в конце нашего занятия послушайте стихотворение «Неделя»:

Бежит, спешит неделя,

Мелькают быстро дни.

Так чем же, в самом деле,

Наполнены они?

Да разными делами!

Ответил мне сынок. –

Ходил я в понедельник

С друзьями на каток.

Во вторник с братом Ваней

В лошадки я играл,

А в среду взял я сани

И с гор его катал.

В четверг вдвоем с братишкой

Рассматривали книжки.

А в пятницу сначала

Немного поскучали,

А после, к дню рождения,

Писали приглашения.

В субботу в хоре пели,

Старались, кто как мог.

А в воскресенье ели

С клубникою пирог.


Числительные обозначают количество предметов, а с количествами мы сталкиваемся каждый день. Нужно купить 3 килограмма сахара, два килограмма картошки, а третий баклажан лучше второго, дайте пятый кусок пирога и одну сладкую воду… Видите? Без числительных сказать эти предложения просто невозможно. Сегодня выучим порядковые числительные в английском языке (Ordinal Numerals), приведем примеры и тонкости их использования.

Порядковые числительные - класс имён числительных, обозначающий порядок предметов при счёте. Порядковые числительные в английском языке отвечают на вопрос Which? «который?», «которая?». Чтобы начинающим ученикам было легче различить виды числительных на английском языке, к ним нужно задать вопрос.

Например:

  • The eleventh frog — Одиннадцатая жаба;
  • The fourteenth pen — Четырнадцатая ручка;
  • The second ball — Второй мяч;
  • The fifth pupil — Пятый ученик.

Образуются порядковые числительные в английском языке путем добавление суффикса «th » к соответствующему порядковому числительному. Исключение составляют такие порядковые числительные как: the first, the second, the third, они образуются не по правилам и их нужно запомнить. Перед всеми порядковыми числительными обязательно ставится определенный , так как английские порядковые числительные являются определением к конкретному существительному.

Образование порядковых числительных от 1 до 100 в таблицах.

Порядковые числительные от 1 до 10

Число

Cardinal Numerals

Ordinal Numerals

1 One The First
2 Two The Second
3 Three The Third
4 Four The Fourth
5 Five The Fifth
6 Six The Sixth
7 Seven The Seventh
8 Eight The Eighth
9 Nine The Ninth
10 Ten The Tenth

Количественные числительные в английском языке служат основой для образования порядковых.

Примеры :

  • The first pupil was good but the second wished to be better — Первый ученик был хорошим, но второй оставлял желать лучшего.
  • The seventh girl had brown eyes while the others had blue ones — Седьмая девушка имела коричневые глаза, в то время как все остальные имели голубые глаза.
  • The ninth boy was high and handsome, the second had beautiful eyes, the third was a small one. — Девятый мальчик был высоким и красивым, второй имел красивые глаза, а третий был маленьким.
  • Seven persons agreed to help us but the seventh was a strange one — Семь человек согласились помочь нам, но седьмой был странным.
  • Ten flowers were chosen for this composition but the client were not satisfied of its quality. — Десять цветов были выбраны для этой композиции, но клиент был недоволен их качеством.

Тема: Формирование представлений о днях недели у дошкольников старшего возраста в различных видах детской деятельности.

Ведущая область: Познание

Интеграция областей: Коммуникация + Социализация + Здоровье + Музыка + Художественное творчество + Труд + Чтение

Планируемые результаты развития интегративных качеств: имеет элементарные представления о днях недели; правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 7), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; называет текущий день недели; может участвовать в беседе; способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения; использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; выполняет статические и динамические упражнения; рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним; выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с формой музыкального произведения; умеет выполнять танцевальные движения; способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут; проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Задачи:

формировать представления о днях недели и их последовательности;

закрепить количественные и порядковые числительные (в пределах 7);

закрепить умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

развивать умение поддерживать беседу;

развивать внимание, память, восприятие и мышление;

воспитывать любознательность и интерес к различным видам детской деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность:

Одной из задач по ФЭМП в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Дни недели, неделя – это понятия абстрактные. Их нельзя потрогать, у них нет цвета, а значит, и запомнить их детям очень непросто. Для запоминания необходимо использовать различные наглядные пособия. Это поможет ребенку «увидеть и потрогать» дни недели и обучение пойдет гораздо успешнее. Формировать и закреплять данные понятия необходимо в различных видах детской деятельности.

Коммуникативная деятельность – это прежде всего беседа, в процессе которой закрепляются представления ребёнка о днях недели. Для ежедневной продуктивной беседы можно порекомендовать иметь зрительную опору — календарь «Дни недели» Изготовить его можно в виде циферблата часов, где вместо привычных цифр, указывающих время, будут названия дней недели (лучше - с их порядковыми номерами) и одна стрелка. Каждое утро переводите вместе с ребенком стрелку на нужный день недели и проговаривайте название сегодняшнего дня. Обязательно обратите внимание ребенка на то, что в названии некоторых дней недели содержится «подсказка»: вторник — второй день недели, среда - в середине недели, четверг - четвертый, пятница - пятая. Каждый день недели разного цвета, соответствующего спектру радуги, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру. Ежедневно задавайте вопросы, которые помогут закрепить очерёдность дней недели.

Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней?

Какой день недели первый?

Какой день недели последний?

Какой день недели идет после среды? Перед вторником?

Какой день недели спрятался между средой и пятницей?

Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели?

Каждый день называйте день недели. Затем попросите ребёнка назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра. Если ребёнок посещает детский сад или развивающие центры, можно вспомнить в какие дни бывают занятия.

В качестве наглядности может быть сделан также деревянный календарик с отверстиями напротив каждого дня недели и фишкой, вставляющейся в отверстие. Пусть каждое утро, проснувшись, ребенок вставляет в отверстие фишку, а вы говорите ему: «Сегодня - вторник, второй день недели»

Ещё один вариант наглядного представления последовательности дней в неделе - нарисуйте на бумаге или сделайте аппликацию в виде паровозика и семи разноцветных вагончиков, на которых написаны названия дней недели. При этом ребенку становится понятно, что как вагоны за паровозом следуют всегда в одном порядке и не могут поменяться местами, так и дни недели строго идут один за другим и пятница никогда не сможет обогнать среду. Прикрепив такой паровозик на холодильник или магнитную доску ребёнка, вы сможете прикрепить на вагончик магнитик и передвигать его в соответствии с днём недели.

Игровая деятельность . Закреплять данные понятия необходимо в играх с игрушками.

Предложите ребёнку поставить в ряд 7 игрушек и раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает и называет: «Кукле – понедельник, мишке – вторник и т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.

Выстройте вместе с ребенком 7 матрешек по росту и попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семь матрешек – это неделя.

Пирамидка «Гусеница» с цифрами поможет ребёнку закрепить названия дней недели и их порядок в процессе игры.

Игра «Будь внимательным»

Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

Игра «Покажи правильно»

У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете день недели, ребенок показывает соответствующую карточку, понедельник – 1, вторник – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.

Играем с мячом

Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

Трудовая деятельность . Предложите ребёнку повторять названия дней недели во время наведения порядка после образовательной деятельности, уборки комнаты, ухода за цветами, складывания игрушек, мытья посуды.

Двигательная деятельность . Выполнение движений со словами:

В понедельник – потянулись

А во вторник мы согнулись.

В среду все поприседали.

А в четверг мы поскакали.

В пятницу – похлопали.

В субботу мы потопали.

В воскресенье покружились

И на место возвратились.

Продуктивная деятельность . Предложите ребёнку расположить части разрезной картинки в соответствии с порядком дней недели. Если ребёнок правильно справиться с заданием, то соберёт разрезную картинку. Разрезная картинка может соответствовать теме недели. В данном примере- это «Животные»

Можно предложить ребёнку сделать самостоятельно дни недели из цветного картона или сделать цветок – семицветик, где каждый лепесток – день недели из пластилина.

Дети группы «Радуга» вместе с родителями сделали 7 разноцветных клубочков-гномиков и царицу Неделю. На их колпачках цифра и название дня недели. Дети расставляют дни недели по порядку и называют их правильно. Если ребёнок сможет самостоятельно показать, где стоит понедельник, где среда, где пятница на человечках, значит понятие «дни недели» у него не является просто механическим запоминанием названий, а является осознанным понятием.

Поисково-исследовательская деятельность . Представьте вместе с ребёнком ситуацию, когда один из дней недели, например четверг, потерялся. Это легче всего представить на наглядных моделях дней недели.

Что произойдёт? (Вместо субботы будет пустота.)

Что произойдёт с неделей? (Она станет короче. Ряд недели прервётся.)

Что произойдёт с порядком дней недели? (Он будет нарушен)

Какой день недели будет следовать за пятницей? (Воскресенье)

Может ли после третьего дня недели наступить пятый день? (Так не бывает. Дней недели должно быть 7. Они должны следовать друг за другом в строгом порядке)

Музыкально-художественная деятельность Чаще обращайте внимание ребенка на то, что многие события в его жизни повторяются в определенные дни. Например, по вторникам вы ходите с ним в бассейн, по пятницам - на танцы, а в субботу обычно в гости приходит бабушка.Рядом с кругом «Дни недели» можно вешать листочек, на котором ребёнок вместе с мамой может рисовать то, чем ему наиболее запомнился этот день.

Размножив в 7 раз раскраску любимой героини или сказочного героя ребёнка, можно предложить раскрасить их одежду в определённый цвет, соответствующий дню недели. Расположив раскрашенные картинки по порядку, ребёнок называет дни недели.

А для того, чтобы во время художественной деятельности пальчики не уставали и развивались. Повторяйте весёлую музыкальную гимнастику для пальчиков, слова которой помогут закрепить названия дней недели.

Пальчиковая музыкальная разминка

Среди дней любой недели

Первым будет понедельник.

День второй за ним пошел,

Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда…

Третий день всегда среда.

Он четвертый там и тут,

Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней

Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа

День шестой всегда суббота.

День седьмой?

Его мы знаем:

Воскресенье, – отдыхаем!

Чтение художественной литературы . Еще один способ помочь ребенку выучить дни недели - вы учить с ним весёлое стихотворение о днях недели. Таких стихов есть немало. Это- «Муха-чистюля» Ян Бжехва, «Семь дней недели» А. Усачёв, «Неделя» Е. Стеквашова и др.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS