Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Старт в науке. Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками |
Доклад «Система физминуток, цель, задачи, методика проведения» Содержание: Введение. Определение физминутки. Цель физминутки. Основные задачи физминутки. Как подобрать упражнения для физминутки. Методика организации и проведения физминуток. Классификация физминуток. Заключение. 1.Введение По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от учителя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для учителя, что детям срочно требуется физминутка! Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физкультурные минутки во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей. Учитель должен предупредить возникновение утомления у обучающихся. Своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, т.к. утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Важно! Переутомление – крайнее состояние утомления, когда организм после нагрузки уже не может восстановиться самостоятельно и нуждается в помощи. Например, в реабилитации, длительном отдыхе, иногда в медикаментозном лечении. Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет через 12-15 минут! 2.Определение физминутки Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого. 3.Цель физминутки Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий. 4.Основные задачи физкультминутки: 1)снять усталость и напряжение; 2)внести эмоциональный заряд; 3)совершенствовать общую моторику; 4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; 5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. Физкультминутки проводят во время занятий с детьми, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей. 5.Как подобрать упражнения для физминуток? 1.Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении. От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки. Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя. Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая. В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Совсем не обязательно провести в течении урока лишь одну физминутку, большой эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. В последние дни учебной недели и в конце учебной четверти, когда дети особенно быстро утомляются, необходимо количество физминуток увеличить. Веселые физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов урока. Она необходима и важна, это «минутка» активного и здорового отдыха. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон. Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм. По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности. В состав упражнений для физминуток входят: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастика, дыхательная гимнастика. Физкультминутки можно отнести к следующим видам: по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока. 6.Методика организации и проведения физминутки в начальных классахПодготовительный этап. 1. Подобрать физминутку с учётом: Возрастных особенностей детей; Индивидуальных особенностей детей (медицинские показатели) ; Темы предмета, на котором будет проводиться физминутка; Интересов детей. 2. Определить цели физминутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую. 3. Определить место проведение физминутки (на каком уроке). 4. Уточнить время проведения физминутки. 5. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки. 6. Составить конспект проведения физминутки, который включает 1 - название физминутки, цели, место и время проведения, оборудование (если необходимо) ; 2 - ход проведения физминутки в виде таблицы: Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников а)
«Спортсмен»
Цель:
развитие согласованности и координации движений. «Забивают» в корзину мяч Греблей, плаваньем, футболом. «Гребут» веслами, «плывут», «бьют ногой по мячу. На коньках зимой гоняй «Скольжение» на коньках Езди на велосипеде «Крутят» педали. И всегда стремись к победе. Прыжки с криками «Ура!» б)«Стойкий оловянный солдатик»
Цель
:
развитие внимания, выдержки, согласованности действий. Будем дружно мы шагать! Шагают на месте. На одной ноге постой-ка Становятся на правую ногу. Ногу левую – к груди, Подтягивают левую ногу к груди. А теперь постой на левой, Становятся на левую ногу. Все, закончилась игра, Садятся на свои места. --------------- 7. Выучить физминутку наизусть. Основной этап (проведение физминутки) . 1. Организационный момент: учитель: Сообщает о проведении физминутки, Знакомит с ее названием (если оно есть) ; Раскрывает значимость физминутки: здоровьесберегающую цель. 2. Основной этап: а) проводит инструктаж физминутки в соответствии с конспектом: новая физминутка: Показывает детям движения физминутки (если физминутка выполняется на основе стихотворения, то: 1) заранее напечатать с обратной стороны доски ее слова; 2) сначала учитель наизусть прочитывает стихотворение; 3) выполняет движения физминутки с одновременным его прочтением, знакомая физминутка - повторяют слова стихотворения, если необходимо; б) поднимает детей с рабочих мест; в) просит учеников выполнить физминутку вместе с учителем (открывает часть доски со словами физминутки) ; г) выполняет физминутку вместе с детьми не менее 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью учеников, д) предлагает одному из учеников в качестве учителя провести физминутку с ребятами класса, е) предлагает ученикам сесть на рабочее место; 3. Итог проведения физминутки. Отмечает отношение детей к выполнению физминутки (своему здоровью) Заключительный этап. 1. Педагог должен проанализировать действия учеников в ходе выполнения физминутки: Определить значимость проведенной физминутки для детей (наблюдения и беседы с отдельными учениками после урока) Определить причины недисциплинированности отдельных учеников. 2. Изменить движения физминутки или подобрать новую. 7. Классификация физминуток. Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти в большом количестве книг и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с детьми, что от этого зависит в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего. Я надеюсь на то, что представленная классификация поможет моим коллегам, создать картотеку физминуток по различным видам и применять их в работе с обучающимися. При желании, возможно сформировать картотеку иначе, разделив физминутки на группы по учебным предметам. Но на мой взгляд, это потребует больших временных затрат при подготовке к уроку. Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки. Оздоровительные физминутки. Танцевальные. Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные. Ритмические. В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет. Гимнастика для глаз. Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например, можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего. Электронные зрительные физминутки Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов. Старшие ученики к физминуткам относятся не с таким интересом, поэтому им можно предложить: сидя, посмотреть глазами в разные стороны, или нарисовать какую-нибудь букву. Либо выполнить комплекс упражнений (каждое повторить 4-5 раз): 1.Быстро-быстро моргаем, закрываем глазки и сидим спокойно, медленно считаем до 5. 2.Крепко зажмуриваемся на 3 секунды, открываем глазки, смотрим в окошко, считая до 5. 3.Вытягиваем правую руку вперед, медленно водим указательным пальчиком в разные стороны. Следим за ним глазами, не поворачивая головы. 4.Смотрим на указательный пальчик вытянутой руки, считая до 4-х, затем переводим взгляд в окошко и смотрим на улицу, считая до 6. 5.В умеренном темпе проделываем три круговых движения глазами влево, столько же вправо. Расслабляемся и смотрим далеко, считая до 6. Младшим детям интересней, когда разминки сопровождаются стихами или картинками. Например: Глазки – самый лучший друг. Нарисую ими круг, И восьмерку, и квадрат. Друг мой будет очень рад! При этом не нужно требовать, чтобы дети проговаривали стихи. Главное – работа глаз. Пальчиковая гимнастика. Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки. “Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы. “Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино, “Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно. “Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе. Физкультурно-спортивные физминутки. Общеразвивающие упражнения. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц. Раз – согнуться, разогнуться. Подвижные игры Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения. Двигательно-речевые физминутки. В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным, “Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. “Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения. А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Ветер тихо клен качает, Когнитивные. Дидактические игры с движениями. Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба” Двигательные действия и задания. Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…” Развивающие игры. Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”. Психогимнастика. Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты. Креативные. Гимнастика ума. Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика. 1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз. 2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п. В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности. Необычные движения. Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль. Сюжетно – ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых. Чаще всего физминутки проводятся в стихах. Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами. Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!” Пантомимическая гимнастика. Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”… “Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения с зрительного аппарата и мышц шеи. И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”. При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата. Пальчиковая гимнастика. Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради. 8.Заключение. Уважаемые педагоги! Не забывайте, что физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности! Любую физкультурную минутку намного проще и эффективней проводить в стихотворной форме. Также не стесняйтесь применять музыкальное сопровождение, изменять темп упражнений, словом – просторы для творчества довольно обширные, ограничение только по времени, ведь главная задача – не давать детям закиснуть во время урока, а не утомить их еще больше. Проводить физминутку может не только учитель, но и один из учеников. Удобней всего будет составить график проведения разминок, чтобы дети получали первые внеурочные поручения и были готовы к маленьким выступлениям заранее. Если с помощью физминутки вы добьетесь не только сохранения здоровья обучающихся, но и сплотите коллектив, подогреете класс к активной общественной деятельности, разовьете в детях любовь к физической культуре – ваш вклад в формирование личности и молодого организма будет неоценим и вряд ли забудется воспитанниками. Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый учитель должен помнить, что физминутка на уроке должна быть непродолжительная, не должна утомлять детей и просто должна быть! Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12. г. Зеленокумска» «Физкультминутки на уроках» Подготовила: Учитель физической Культуры Рогова Т.И. 2012г.
Требования к организации и проведению физкультминуток Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки). Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах. Физкультминутки на уроках. Цель: восстановление физических и духовных сил Средство достижения цели: физминутки Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика. В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. У детей школьного возраста наглядно-образное мышление. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися на всех этапах урока. На этапе физминуток чаще используют устные комментарии, т.к. наглядно выполнить это технически сложно и требуется много времени. Решить эту проблему можно введением готовых анимированных физминуток. Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевление) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника. В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся. Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки. Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки. Важно правильно организовать работу класса: 1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз. 2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске. 3. Использование на уроках физминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др. Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются анимационные физминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений: составлять интересные анимационные физминутки, соответствующие возрасту учеников; привлекать внимание к изображению; учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников; грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук; Использовать и разнообразить анимационные физминутки, избегая шаблонности при их создании. Существует несколько видов физминуток:
Когда проводить физминутку? На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления. Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. О развитии переутомления у школьника свидетельствуют: 1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий; 2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; 3. появление чувства усталости. Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия. Признаки переутомления : резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; расстройства невротического характера; стойкие изменения регуляции вегетативных функций; снижение иммунитета. Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Определяется он по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Используемая литература: 1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г. 2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974. 3. Никита Смирнов Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» - 2005, №1 Приложение 1. Комплекс для уроков письма 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3 . Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный. 5 .Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний. 6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Приложение 2. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? 1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца. 2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания "цветочек”, "бутончик” 3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны. 4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок. Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук: Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Этот пальчик – вот какой, называется большой. Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять! ФИЗМИНУТКИ ОБЫКНОВЕННЫЕ 1. Зайчик беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. 2. Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух И опять за парту - плюх! 3. В огороде рос подсолнух Вот такой, вот такой! В огороде рос подсолнух С ярко-жёлтой головой. Головою он вертел, Всё увидеть сам хотел. Что подсолнух видел там Он сейчас расскажет нам. 4. - А теперь все тихо встали… А сейчас мы в лес пойдём… А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. 5. Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок. 6. По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ НА УРОКАХ Годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка. По этой причине от перенапряжения у детей могут возникнуть проблемы со зрением и осанкой. Учащиеся с нарушениями психофизического развития особенно подвержены утомляемости, снижению работоспособности и эмоционального фона. Именно для предупреждения выше перечисленных состояний, а так же для сохранения и укрепления здоровья в педагогической практике широко используются физкультурные минутки и различные гимнастики для глаз и пальцев рук. Основные требования при составлении комплекса физкультминуток
Физкультминутки лучше всего систематизировать: 2. Физкультурно-спортивные физкультминутки.
3. Двигательно-речевые физкультминутки.
4. Танцевальные физкультминутки.
5. Подражательные физкультминутки.
Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физкультминутки – это весело, полезно и интересно! В последние годы увеличилось, к сожалению, количество детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми патологиями. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движений, плохо ориентируются впространстве. Все это сказываетсяна общем физическом развитии и состоянии здоровья и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств помогают различные игры, а также пальчиковая гимнастика и физкультминутки в сочетании с речевым материалом. Комплекс упражнений для улучшения зрения 1. Горизонтальные движения глаз: направо - налево. «
Весёлая неделька» гимнастика для глаз
«Снежинка»
(упражнение для коррекции зрения). Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение - сидя, каждое повторяется 5-6 раз): 1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Снять усталость глаз помогут следующие упражнения: Комплекс упражнений 1 1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30см от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз. Комплекс упражнений 2 1. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Комплекс упражнений 3 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза. Комплекс упражнений 4 Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно. 2. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо. 3. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три - 4. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях. Упражнения для массажа
: Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат. Упражнения для пальцев рук Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? 1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца. Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький. Мы ладошкой потрясём, Мальчик – пальчик Мальчик – пальчик, где ты был? (Сгибание-разгибание большого пальца.) Вот помощники мои, Вот помощники мои (руки вперед), Их как хочешь, поверни. Покрутили, повертели И работать захотели. Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы писать, Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим, На носочках выше, выше, И спокойнее подышим. Где ладошки? Тут? На ладошках пруд? Этот палец большой - Гусь молодой. Указательный поймал, Средний палец ощипал, Этот палец печь топил. Этот палец суп варил. Полетел гусь в рот. А попал в живот. Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши.) Раз, два, три, четыре, пять – Надо пальцы нам размять. В кулачки мы их сожмем, Быстро-быстро разожмем. А потом, а потом- Мы руками потрясем. И теперь нам опять Ваши пальцы все проснуться, Ваши губы улыбнуться. Даже ваши пальцы в танце. И чего же тут скрывать, Каждым пальцем Можно танец танцевать. (Дети показывают движения, соответствующие каждой строчке.) Заготавливаем капусту Лесная история Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук. Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.) Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.) Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.) Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.) Дождь Приплыли тучи дождевые: Дождинки пляшут, как живые: Нет, не ветер, чудо-ветер, Упражнения для улучшения мозгового кровообращения 1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. Упражнения для снятия утомления с туловища 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. Двигательно-речевые физкультминутки Ручки потянули вверх, Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны) А над нами дуб высокий. (Руки вверх) Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой) Головами зашумели (Хлопки) Грянул гром, сосна упала, (Присели) Только ветками качала. (Встали, покачали головой) Чтоб совсем проснуться, На одной ноге постой-ка, Дышим носом глубоко - На болоте две подружки, Утром встал гусак на лапки, Мы - маленькие зайки На горе стоит лесок А теперь все тихо встали… В огороде рос подсолнух. Поднимите плечики, прыгайте, кузнечики. Скачут, скачут в лесочке Карусели Карусели. Карусели. Лошадки Эй, лошадки! Все движения разминки повторяем без запинки! Динь-динь, Танцевальные физкультминутки Мы ногами топ-топ, Мы танцуем «Хлопай-топай» Медвежата Медвежата в чаще жили. Нежно, радостно дружили. Вот так, вот так медвежата те дружили. Мишки фрукты собирали. Дружно яблоньку качали, Вот так, вот так Дружно яблоньку качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так Эти мишки воду пили. А потом они плясали, К солнцу лапы поднимали. Вот так, вот так К солнцу лапы поднимали. Методика проведения физминуток Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления воспитанников, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания воспитанников и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе занятий, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья воспитанников и продуктивность занятий. Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются в: снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения физминутки: подвижная игра; имитация трудовых действий; произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями; физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных. Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия. Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом занятии. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 10й – 20-ой минутах занятия. . В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели. Воспитатель, как правило, проводит физкультурную минутку только при разучивании нового комплекса. В остальных случаях это право предоставляется физоргу или наиболее подготовленным воспитанникам группы, а воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой воспитанников. Комплексы упражнений игровой
оздоровительной гимнастики после
сна. Потягивание. И.п. –
лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поочередно поднимать правую(левую) руку
вверх, тянуться, опустить; то же самое
поочередно левой рукой, правой и левой
ногой. Затем поднять одновременно руки
и ноги, потянуться, опустить. Профилактика плоскостопия. Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), не внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройти босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»). Профилактика нарушений осанки. Физминутка «У меня
спина прямая». И.п. – узкая стойка, руки
за спину, сцеплены в замок. Дыхательно-звуковая гимнастика «Полет на Луну» При выполнении
упражнений вдох делается через нос, рот
закрыт. Физкультминутки в стихахЧа, ча, чаЧа, ча,
ча (3 хлопка по бедрам) Наши ручкиРуки
кверху поднимаем, Мы топаем ногамиМы
топаем ногами, Вот помощники моиВот
помощники мои, Раз - подняться, потянутьсяРаз -
подняться, потянуться, Вышли уточки на лугВышли
уточки на луг Раз, два - встать пораРаз,
два - встать пора, Раз, два, три, четыре, пятьРаз,
два, три, четыре, пять Пальчиковая гимнастикаПальцы
делают зарядку, Ёжик
топал по дорожке Две весёлые лягушки Дружно пальчики сгибаем,
Только
уставать начнём, Наши
пальчики сплетём Пальцы вытянулись дружно, Веселые детские физкультминутки для игр, массажа и гимнастики.Ой, качи, качи,
качи, Совушка-сова
Потягунушки
- Вдоль - растушки,
Широка река, Ветер дует нам в
лицо, Мы поставили
пластинку Буратино потянулся, Вот
проснулись, потянулись, Просыпалка Утренняя
гимнастика Физкультминутки - Гимнастика для глаз.Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительнодвигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного. Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительнодвигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительнопространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Вверх-вниз, влево-вправо.Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Круг.Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. Квадрат.Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. Покорчим рожи.Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Рисование носом.Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д. Расширение поля зрения.Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. Буратино.Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за умеменьшением. сколько нужно. Физкультминутки - Гимнастика для улучшения слуха.Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха: Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз). Физкультминутки для самых маленьких1. Не
под окном (руки в стороны), 2. Дети поглаживают
подушечками пальцев поверхность стола
и говорят: 3. Руки
в стороны, в кулачок, 4.
Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик,
лей! 5. На двери висит замок.
(Руки сцеплены в замок) 6. Мы подуем высоко: - с-с-с
(подняться на носочки). 7. А теперь всем
детям встать, 8. Дети, читая
стихи вместе с воспитателем, показывают,
как падает снежок, как улеглись снежинки,
как ветер кружит их. 9. У нас славная
осанка, 10. Все выходят по порядку -
(ходьба на месте) 11. Самолёты загудели (вращение
перед грудью согнутыми в локтях
руками), 12.
Бегал по двору щенок, 13. На носочки поднимайся, 14.
Наша ёлка велика (круговое движение
руками), 15. Игра "Сова"
В лесу темно, все спят давно. 16. Захар змея запускает
(руки вверх). 17. Физзарядкой белочке
не лень 18.
Мы, листики осенние, на веточках
сидели. 19.
Сперва я буду маленькой, к коленочкам
прижмусь. 20. Ох, ох что за гром? (руки -
к щекам, наклоны в сторону) 21. Катились
колёса, колёса, колёса (руки согнуты,
толкающие движения) 22. Мы
проверили осанку 23.
А теперь, ребята, встать, 24.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам
крутолобым. 25.
Мы сегодня рано встали (шаги на месте) 26.
На берёзу галка села (присесть, руки к
коленям), 27. Буратино
потянулся, 28. Мы топаем
ногами, 29. Раз,
два, три, четыре, пять, топаем ногами. 30.
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким
подниманием ног) 31. Ветер дует нам в лицо 32.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп,
хлоп, 33. Ванька-встанька,
ванька-встанька, Йога для детей Занятия детской йогой не просто помогают выработать правильную осанку и укрепить физическое здоровье, но и учат концентрировать внимание на нужных вещах и избавляют от неуверенности в себе. Дети не сомневаются в своих поступках, не сожалеют о содеянном, просто живут, познавая новое. Каждая секунда жизни маленького человека направлена на изучение мира и причинно-следственных связей. Когда малыш падает, то плачет от физической боли, но сразу же забывает о ней, как только боль теряет свою остроту. И главное, ребенок никогда не отступится от намеченной цели, если, конечно, ему не помешают родители. Но со временем, когда ребенок начинает познавать правила взрослой жизни, эта непосредственность, так же, как и уверенность в собственных силах, может исчезнуть. Задача родителей - не допустить этих метаморфоз, сохранить детские мотивации, найти и развить скрытые таланты ребенка, облегчить адаптацию в обществе. Помочь в этом могут занятия детской йогой. Йога не только не ограничит малыша какими-либо традициями и условностями, но и поможет сделать правильные шаги в развитии, позволит не растерять на жизненном пути эту легкость, жажду знаний и умение отсекать от себя ненужные переживания. Как часто взрослые сожалеют о прошлых событиях: если бы я знала, что косметология – мое призвание, ни за что бы не поступила на факультет журналистики и т.д. Вот это самое – если бы – очень мешает взрослым жить нормально. Можно выделить шесть четких аргументов за то, чтобы ребенок занимался йогой: 1. Йога помогает ребенку расслабиться, как психологически, так и физически. 2. Занятия йогой способствуют выходу гиперактивности и учат концентрировать внимание на важных вещах. 3. Благодаря специальным техникам детская йога помогает раскрыть таланты и возможности ребенка. 4. Эта духовная практика позволяет телу очиститься и развивает навыки позитивного мышления. 5. Для подростка занятия йогой просто необходимы, так как специальные упражнения и дыхательная гимнастика расслабляют нервную систему и помогают справляться с неуверенностью в себе, то есть избавляют от комплексов неполноценности. 6. Занятия йогой для ребенка – это не навязывание каких-либо взрослых ценностей, а обучение маленького человека навыкам управления своим будущим. Йога для детей – не просто изучение определенных поз и выработка правильного дыхания. Все занятия динамичны и разнообразны, асаны всегда чередуются с подвижными играми, которые укрепляют физическое здоровье и дают пищу для размышлений. Дайте своим детям возможность оставаться такими же непосредственными и целеустремленными, какими они пришли на этот свет, а занятия йогой вам в этом помогут! Рациональный режим в дошкольном учреждении, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Одним из обязательных условий организации занятия в детском саду и в начальной школе являются физкультминутки . Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на занятии. Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые педагогом, также можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников. На занятии необходимо следить за появлением первых признаков утомления. О развитии переутомления у дошкольника свидетельствуют: 1. Снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий. 2. Ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания. 3. Появление чувства усталости. Время начала физкультминутки выбирает сам воспитатель, ориентируясь на то, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи : а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизацию внимания детей и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональную «встряску» детей, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний. Основные требования к проведению физкультминуток:
Любой воспитатель детского сада может сказать о важности физкультминутки на занятии, но не все воспитатели знают способы, как действительно провести интересную и увлекательную физкультминутку. Классификация физкультминутокФизкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы должен ответить воспитатель, прежде чем предложить детям проведение физкультминутки. Танцевальные Эти физкультминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные. Оздоровительные Оздоровительные физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. Мозговая гимнастика 1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы).
2. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
3. Гимнастика для глаз. Физкультминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. 1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2. Горизонтальные вправо-влево; 3. Вращение глазами по часовой стрелке и против; 4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. 6. Письмо носом. 7. Упражнение «Сладкий сон» - дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего. 8. Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин) . Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, но и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат. Пальчиковая гимнастика Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Сюда можно отнести упражнения:
Ритмические. В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет. Общеразвивающие упражнения. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц. Раз - согнуться, разогнуться.
Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное - несъедобное», упражнения на координацию движения. Двигательно-речевые физкультминутки. В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. Этот вид физкультминуток наиболее популярен на занятиях. Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик». Пантомимическая гимнастика. Связана с подражанием животным, птицам, например:
При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата. А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Ветер тихо клен качает,
Дидактические игры с движениями.
Физкультминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: «Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 - 5, столько раз наклонить голову влево… » Психогимнастика
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д) . Очень важным фактором для развития речи является то, что при использовании физкультминуток действия сопровождаются стихами . Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Произносить тексты физкультминуток взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощь. Физкультминутки на занятиях, требующих письма. 1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение - сидя, руки на поясе.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову.
Физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц.
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения. 1. Исходное положение - сидя на стуле.
2. Исходное положение - сидя, руки на поясе.
3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе.
Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе.
2. Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
3. Исходное положение - сидя.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза Комплекс 1 для начальной школы. Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.
(Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.) Упражнения 1. И. п. : стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 - локти в стороны; 2 - и. п. ; 3-4 - то же; 5 - упор присев; 6 - и. п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний. 2. И. п. : стоя на правой ноге, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 - легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 - то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний. 3. И. п. : стойка ноги вместе, руки за голову. 1 - левую вперед на пятку; 2 - левую назад на носок; 3-4 - в и. п., два притопа; 5-8 - то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний. Комплекс 2 для начальной школы. 1. И. п. : о. с., руки на пояс. Такты 1-4 на счет 1 и 2 каждого такта - полу-приседы, на «и» - |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги