Главная - Водоснабжение
Индивидуальное сознание: понятие, сущность, особенности. Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание? Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания

Индивидуальное сознание- субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя со­бой никому не ведомый поток сознания.

Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное созна­ние - неотъемлемая часть сознания общества. Исторически вырабо­танная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид - представитель своего народа, этноса, места проживания, и его созна­ние неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное со­знание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индиви­дуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня - обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание неоднородно по свое­му содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, мо­ральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфе­ре быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и свя­занным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоцио­нальной окрашенностью, стихийностью и практической направленно­стью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные позна­вательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты.

Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, не­сет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания.

Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания носит взаимный характер. Общ. сознание как бы впитывает, поглощает духовные достижения отдельных людей, а индвид. сознание – несет в себе черты общественного. Несовпадение индивидуального сознания с общественным имеет двойственный хар-р: оно или опережает общественное сознание, или отстает от него. Но в их взаимодействии ведущим выступает общественное сознание. Оно явл-ся предпосылкой возникновения индивидуального сознания, условием формирования духовного мира ч-ка. Общественное сознание надлично, оно внутренне соприродно человеку: в нем все создано человеком, а не какой-либо вне человеческой силой. Вместе с тем общественное сознание не количественная сумма индив. сознаний, а их качественно новая ипостась. Общественное сознание не существует для индивидов как внешняя механическая сила. Каждый из нас вбирает в себя эту силу, по-разному реагирует на нее, и каждый из нас может по-разному влиять на общественное сознание. Каждое инд. с. имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность, несмотря на единство объемлющей ее человеческой культуры, уникальна.

Противоречивое взаимодействие между общественным сознанием и индивидуальным проявляется и в том, что первое представляет собой непрерывный духовный процесс, в то время как другое развивается прерывно.

Не различение индивидуального и общественного сознания чревато для культуры такими опасными заболеваниями, как догматизм и волюнтаризм.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Индивидуальное и общественное сознание. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.:

  1. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания
  2. 36. Индивидуальное и общественное сознание. Система общественного сознания.
  3. 36.Индивидуальное и общественное сознание. Система общественного сознания.
  4. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  5. Общественное сознание и общественное бытие. Структура и формы общественного сознания.
  6. Общественное сознание:понятие, структура, уровни, формы.
  7. 28. Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии. Структура и генезис сознания.
  8. 22. Сознание как предмет философского исследования. различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание.

Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности.

Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств. Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания
С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Сознание и материя
Материалисты сузили функции сознания до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание - это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание - это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание - это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания
Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  • С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  • С другой - оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  • Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  • Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  • Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Общественное сознание
В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие формы общественного сознания, как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

Индивидуальное сознание
Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание - понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Связь индивидуального сознания с общественным
Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми - в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания
Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:

  • За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы - от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
  • Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Самосознание
Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

Сознательное и бессознательное
Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.
К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - создание конкретной личности, принадлежащей к определенному об-ву, классу, различн. соц. группам и коллективам. В С.и. обществ. бытие отражается и осознается через призму индивидуального своеобразия бытия отдельной личности. С.и. представляет собой единство познания, рез-том к-рого является система знаний личности, составляющих ядро, способ существования сознания и переживания, формирующего личности к различн. сторонам объективного мира, - людям, их взаимоотношениям. На основе этого единства создается субъективный опыт личности в виде обобщенного отражения внешнего вида в знаниях и отношениях, а также становится возможной и регуляция всех ее проявлений в деятельности, поведении, общении. Конкретное содержание С.и., существующее в форме убеждений, взглядов, понятий, эмпирич. знания личности, обусловлено воздействием и взаимодействием общих и специфич. факторов соц. и материального бытия личности, каждый историч. период развития об-ва, с характерным для него экономич. укладом, выдвигает соответствующие типы С.и. В классовом об-ве каждый как представитель своего класса выражает прежде всего интересы и потребности данного класса. В классовом об-ве можно выделить типы Си. представителей основных классов. Однако по содержанию Си. - единство соц.-типич. и индивидуализированного. Соотношение этих двух сторон Си. отражает место и роль личности в об-ве. Помимо непосредственного личного опыта в становлении содержания Си. существенную роль играет совокупный опыт человечества и прежде всего обществ. сознание эпохи. Но если обществ. сознание охватывает все стороны обществ. бытия, то Си. никогда не может подняться до осознания всего обществ. бытия и вместить в себя все содержание обществ. сознания. Вместе с тем между обществ. и индивидуальным сознанием существует внутренняя необходимая взаимосвязь, к-рая объединяет общее и отдельное. Обществ. сознание существует лишь в Си. и через него, и далеко не все, что составляет содержание Си., включается в общественное, т. е. Си. неполно входит в обществ. сознание. Процесс усвоения личностью содержания обществ. сознания детерминирован рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам относятся условия обществ. и личного материального бытия и той духовной атмосферы, к-рая создается в данном об-ве и выражается в господствующих идеях, морали, традициях, нац. обычаях и др. Субъективные детерминанты усвоения личностью содержания обществ. сознания составляют ее психологич. особенности в целом, а также такие соц.-психо-логич. характеристики, как мировоззрение, убеждение, соц. потребности, интересы и т. д. Лит: Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959; Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961; Буева Л.П. Индивидуальное сознание и условия его формирования// Вопр. филос. 1963, № 5; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. И.И. Чеснокова.

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ" в других словарях:

    СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - – понятие традиционно связывавшееся с общественным сознанием принципом дихотомии или производности (выведения С.и. из общественного, культуры и т. д.). Основным критерием определения С.и. является его определение как сознания личности (в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    сознание - я, только ед., с. 1) филос., психол. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; психическая деятельность как отражение действительности. Сознание функция мозга. Сознание субъективный образ… … Популярный словарь русского языка

    сознание - СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    СОЗНАНИЕ - многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

    сознание - Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия

    СОЗНАНИЕ - СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия

    СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ Глоссарий по политической психологии

    СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру С.п. включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. С.п. формируется в… … Политология: словарь-справочник

    Индивидуальное сознание - Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и… … Википедия

    КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций,… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке , Володина Майя Никитична, Ашуркова Татьяна Григорьена, Байгарина Герта Петровна. В коллективной монографии освещаются общие и частные проблемы изучения языка и дискурса СМИ, наиболее актуальные в настоящее время. К ним относятся: информационно-языковая экология общества,…

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, посколькуявляется синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания .

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания .

Таким образом, диалектикавзаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности : политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д.Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1.Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2.Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3.Нравственное сознание . Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание . Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5.Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с таким, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6.Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание . Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание являетсяодним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8.Экономическое сознание . Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9.Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ :

1. Обыденное, или эмпирическое сознание . Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание . Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

Основные термины

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

ИНДИВИД – отдельный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – нечто отдельное, своеобразно неповторимое.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Я сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира
Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира

А две формы монистического подхода к решению первой стороны основного вопроса философии – это идеализм и материализм
И, наверное, следовало бы сказать о разнице между гносеологией и эпистемологией, поскольку иногда это отвлекает от сути темы. Так вот, по сути данной темы – между ними нет

Общая характеристика античной философии. Ее космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители
Эллинские философы заложили основы классического типа философствования, то есть создали метод познания, опирающийся только на авторитет разума и отказывающийся от мифов, фантазий, в

Эмпедокл из агригента
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Эмпедокл. Основные достижения уч

Анаксагор из клазомен
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Анаксагор. Первый преподаватель философии.

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
Представители мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и поло

Представители Ксенофан, Парменид, Зенон
Основные достижения учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа. КСЕНОФАН: 1. Если говорить

Представители Левкипп и Демокрит
Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи). Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователя


АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АТОМИСТИКА – учение о дискретном, то есть о прерывном строении материи (атомы

ХАОС –беспорядок, неорганизованность
Трудности Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы – вода, воздух, земля и огонь – не являю

Материя – есть потенциальная возможность существования вещей, а
нематериальная форма – есть актуальная, действительная сила их существования. Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей – сущности бытия,

Промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя
Первая материя – это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира

Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии
Средневековье – это почти тысячелетний отрезок истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причина

Бог как перводвигатель
1. Что можно сказать о движении вещей? Об этом можно сказать, что все вещи: – или движутся только сами, – или движутся сами, да ещё и при этом движут других. 2. Теперь ра

Бог как первопричина всего сущего
1. Всё, что существует, имеет последовательность производящих причин своего существования. Из этого следует, что причины, производящие нечто существующее, всегда предшествуют по времени тому, что о


1. Для всех вещей существует возможность быть, и существует возможность не быть. Каждая вещь может существовать, а может не существовать. Следовательно, природа вещей такова, что сама по себе она н

Бог как следствие разумного распорядка природы
1. Предметы, лишенные разума, такие, как природные тела, хоть и лишены разума, но подчиняются разумной целесообразности мира, поскольку их действия в большинстве случаев направлены

Дедуктивный характер умозаключений –переход в умозаключениях от известного общего к неизвестному частному
ДОГМАТ – определяемое и формулируемое церковью положение вероучения, не подлежащее изменению или критике. КОНЦЕПТУАЛИЗМ –позиция в споре об универсалиях с

Томас гоббс
Мировоззрение Нового Времени было механистическим,то есть предполагающим, что законы механики имеют универсальный характер для всех процессов бытия. Сформировалось это мировоззрени

Бенедикт спиноза
Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода: 1. Первый род позн

Джордж беркли
Субъективный идеалист епископБеркли отрицал истинность существования материи.Аргументы Беркли состоят из следующих частей: 1.Если предположить, например, существование мат

Давид юм
Юм сформулировал основные принципы агностицизма: 1.Ум человека не имеет для осмысления ничего, кроме собственных восприятий. То, что эти восприяти


ИНТУИЦИЯ – непосредственное постижение истины без умственных операций. ЛИБЕРАЛИЗМ – система взглядов, признающая основными ценностями политическое равенст

Философия французского просвещения XVIII века и ее представители
ПРОСВЕЩЕНИЕ – это общественно-политическое движение Западной Европы XVII-XVIII веков, котороехотело исправить недостатки общественного устройства путем попу


ПРЕДРАССУДОК – рационально не обоснованное и не проверенное опытом предубеждение, формирующее негативную установку к какому-либо явлению. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

Пространство –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов
РАЗУМ –способность мышления к преобразованию интеллектуального материала в различные системы знаний о действительности. РАССУДОК –способность мышления про

Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга
Раздражителем философии ФИХТЕ и толчком к ней стала его неудовлетворенность некоторыми положениями философии Канта: 1.Сам Кант исходит из того, что любое бытие характеризуется тем,

Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»
Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Ид

Принцип диалектики – принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей
4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всег

Принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума
5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, соглас


ДУХ– неприродная сфера бытия. ИДЕЯ(в мышлении)– мысленное представление о чём-либо. ЛОГИКА –наука о формах правильного мышления.

Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека
Людвиг Фейербах в своём мировоззрении исходил из критики философской системы Гегеля: 1. Прежде всего, духовное начало не может быть истинным бытием, поскольку единственно

Таким образом, мир может быть полностью познан с помощью антропологии
8. Но для познания мира все равно необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником познания является природа, а органами познания являются ощущения. Потому что

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу
МАХИЗМ –философская система, которая основой позитивного познания выдвигает принцип экономии мышления за счет исключения из философии задач теоретического объяснения явлений опыта.

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека
ПСИХОЛОГИЯ – наука о психической жизни человека. ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, ограничивающееся в познании только готовыми научными фактами и толь

Следовательно, экзистенцию следует понимать и описывать в неразрывности с сознанием
3. Однако, говоря о сознании, нельзя сказать, что оно есть что-то определенное само по себе, так как в мире нет такой данности, о которой можно было бы сказать, что вот она – это сознание. Сознание

Сознание – это выбор, это самоопределение, это свобода быть тем, чем ты себя спроектируешь
Но не следует забывать, что сознание, как человеческая свобода, самоопределяется в условиях несвободного мира, который может влиять на сознание и ограничивать свободу выбора человека. Одна

Следовательно, мир без сознания человека случаен (как тот или иной вид беспричинно сложившейся ситуации), и, следовательно, не разумен
6. На этом основании следует отказаться от иллюзий упорядоченности и закономерности мира, а, вслед за этим, отказаться и от необходимости существования Бога.

Наилучшим практическим средством реализации соборности, как метафизического принципа бытия, таким образом, является Православие и соборная Церковь
Гарантом же этого является монархия, в которой высшая задача монарха состоит в удержании им в чистоте истинной Православной веры. Следовательно, исторический путь

Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции
В 50-60 годах XIX века в России сложился «революционный демократизм» – направление общественно-политической мысли, которое соединяло в себе идею крестьянской революции с ут

Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)
Отечественная философия истории в XIX-XX вв. строилась на концепции самобытности России и на её особой роли в судьбах человечества. В рамках этой концепции сформировалась так назыв

Волю, целеустремленную мысль, организованность
Поэтому в характере русского народа нет предпосылок для вечной обреченности на безмыслие, безволие, созерцательность и наслаждение пассивностью по отношению к внешней, не духовной жизни. Первичные

В русском человеке следует сформировать и воспитать духовно независимую, свободную личность с сильным характером и предметною волею
5. Для формирования и воспитания нового русского характера необходим новый государственный строй. Если мы хотим видеть духовно свободного русского человека, активно устремленного к

Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения
В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» – направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.

На события земной жизни оказывают влияние буквально все космические объекты и генеральный принцип астрологии абсолютно верен
А, в таком случае, астрология может стать генератором идей об органической связи человека с космосом и базой для развертывания теорий о влиянии космоса на жизнь человека. 4. Однако, будучи

Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин)
В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация, которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе мар

Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие
Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическа

Тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным
6. Совершенство. – Как не имеющее причины своего возникновения,Бытие абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования

Абсолютно целокупно в любой момент своего существования
Таким образом, если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.

Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
Движение в философии – это всякое изменение вообще. В это понятие входят: 1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, кван

И т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления
Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления. В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только от

Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека
Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения,

Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов
Логически мыслимое пространство не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.

Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы
Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие: 1 Время, как форма проявления в мире де

Единством способов существования материи с самой материей
Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция,


ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека
ПОНЯТИЕ –терминологически сформулированное средствами языка представление, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления. ПОСЫЛКА

Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности
Познание – это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действитель

Чувственное познание – это процесс формирования знания непосредственным опытом чувственных ощущений человека
Чувственные ощущения – это отражение свойств реальности органами чувств человека. Ощущения, таким образом, есть не только наиболее простые, но и наиболее приблизительные фо

ОЩУЩЕНИЕ –отражение свойств реальности органами чувств человека
ПАССИВНОСТЬ –неспособность к действию. ПОЗНАНИЕ –процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. ПРЕД

Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании
Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким об

Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы
Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это непосредственное чувственное исследованиереа

Теоретический уровень научного познания – это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли
Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений

Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего
Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГ

Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей
Тождество – это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними

Любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии
2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе. Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наобо

Противоречия основные – противоречия внутри предмета, явления, решающие для развития
РАЗВИТИЕ –целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество. РАЗЛИЧИЕ – несходство самотождественности двух

Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания
Отрицание в логике – это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание –

Если первое отрицание – это обнаружение противоречия, то второе отрицание – это разрешение противоречия
4. Следовательно, отрицание отрицания – это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), р

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности
МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи
Категории – это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности. Сами по себе категории являются не п

Метафизика
–бытие существует, а небытие не существует; – бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно; – бытие это реальность со

Диалектика
– бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное

Метафизика
Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подходаэти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метаф

Диалектика
Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны,ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно: – нечто общее можно всегда понимать

Но после это следствие само становится причиной для другого следствия и определяет его собою, и т.д. бесконечно
Таким образом, возникает безостановочная цепь причинно-следственных взаимодействий мира, где его нынешнее состояние является следствием, которое определено Полной причиной – совокупностью всех обст

Диалектика
Причина и следствие находятся в постоянном взаимодействии не только как предшествующие друг другу по времени явления, но и как взаимно влияющие друг на друга факторы развития. Хотя причина во време

Метафизика
Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия,

Диалектика
Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляе

Метафизика
Сущность сокрыта в вещи, она: – или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении; – и

Диалектика
Поскольку возможное еще не действительность,товозможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действ

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности
ЕДИНИЧНОЕ – нечто качественно неповторимое в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления. КАТЕГОРИЯ – философское понятие

Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории
Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет

Государство – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа
Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство. Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что вкл

Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области
В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой

Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности
Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества. Таким образом, материальное производство

Коммунистическийспособ производства
Говоря о способе производства, следует иметь в виду, чтопроизводство включает в себя не только процесс создания материальных благ, но и процесс собственного воспроизводства, то ест

Структура производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Роль производительных сил и техники в развитии общества
В соответствии с марксистским учением материальное производство имеет две стороны: 1.Производительные силы. 2.Производств

Производственные отношения
Производственные отношения имеют сложную структурную организацию, проявляющуюся в иерархически-соподчиненной системе взаимодействия участников производственной деятельности. Эта система включает в

Базис – это совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества и сложившихся в нём производственных отношений
Надстройка это: 1.Совокупность духовной культуры общества: характер мировоззрения, философские концепции, религия, политическая культура, правовые нормы,

БАЗИС –совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества
НАДСТРОЙКА(марксизм)–совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Территориальная обособленность может порождать в составе этноса
СУБЭТНОСЫ – этнические группы в пределах одного этноса, члены которых обладают двойным самосознанием: – с одной стороны они осознают и принимают свою принадлежность к обще


ЭТНИЧЕСКАЯ ДИАСПОРА – отдельные члены этноса, рассеянные по территориям, которые занимают другие этнические общности. ЭТНИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ – компактные гр


Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подо

Сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма
2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философ

Сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а
происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни,потому что исходя из онтологического факта обязательного и повс

Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе
Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции. Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом зако

Коммунизм
Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы. Эта повторя

БАЗИС (марксизм) –совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества. КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определ

Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия
Политическое сознание – это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества,и на основе чего они занимают ту или иную политическ

Теоретический уровень, идеология. ИДЕОЛОГИЯ – это совокупность идей, теорий и взглядов, формирующая систему духовных ценностей человека
Идеологический уровень характеризуется масштабностью, полнотой, цельностью и глубиной отражения политической реальности. На нём уже происходит прогнозирование политических процессов и наблюдается у

Правосознание – это система знаний и оценок, посредством которых членами общества осознается сфера права
Несмотря на близкое взаимодействие с политическим сознанием, правовое сознание, в отличие от него, формируется не только исходя из политических и экономических интересов, но и строится в значительн

Политическое сознание и правовое сознание образуют вместе политико-правовую культуру общества
Общество является демократическим, если его политико-правовая культура обеспечивает справедливое и гуманное право, поскольку именно такого характера право противостоит неравенству, произволу и безз

Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом
Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике. Бл

Либо на стихийно сформировавшееся общественное мнение (автономная мораль)
Нравственное сознание, и, как следствие, нравственное развитие людей, приобретает особенно важное значение в современном обществе, потому что современное общество становится всё более глобальным, о

ИСКУССТВО –художественное творчество в целом, во всех своих формах
МОРАЛЬ –совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей. МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на стихийно сформи

Научное сознание – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке
Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития. Содержание н

Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные

Внутренний мир человека – это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я»
Таким образом, внутренний мир человека дан ему непосредственно в прямом созерцании собственным сознанием собственных же процессов сознания. Поэтому для человека в его внутреннем мире одинак

Из того, что предзадано ему внешними условиями, то есть зависит только от внешних обстоятельств его бытия
СЧАСТЬЕ – это понятие, выражающее высшее удовлетворение человека от своего бытия. Таким образом, счастье – это некое телесно-духовное состояние человека, доставляю

ТВОРЧЕСТВО – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности
Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, философии, искусстве и технике. Изучает природу творчества

Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества
Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоп

Главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития
Основные термины ГУМАНИЗМ –система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия. КУЛЬТ

Алфавитный Указатель Терминов
1–Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –что является первичным: материя или сознание? 2 –Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –вопрос о

АПЕЙРОН –качественно неопределенное, вечное первоначало мира
АРХЕЙ –духовная первосущность природы (по Парацельсу). АРХЭ –изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АСКЕТ

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ –марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. ДИКТАТУРА ПРОЛЕ

ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института. ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения элементов, ведущий их к объединению в систе

Политическое сознание – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА – столкновения политических сил. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – способность определенных политических сил осуществлять руковод

Пространство (общее понятие) –материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов
ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ– умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отража

Противоречия не антагонистические – противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают
ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ – решающие для развития противоречия внутри предмета, явления. ПРОТУБЕРАНЦЫ – гигантские плазменные вздутия на поверхности Солнца.

СУЖДЕНИЕ –мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение
СУЩНОСТЬ – внутреннее смысловое содержание объекта. СХОЛАСТИКА –господствующий в средние века тип религиозной философии, задача которой состояла в рассудо

ЭНДОГАМИЯ –принцип брачных отношений только между членами племени
ЭНЕРГИЯ(физическая) – способность тела выполнять работу. ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.

Общественное сознание и его структура.

Индивидуальное сознание - субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей, оно имеет внутриличностное бытие.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, эмоций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Это духовная жизнь общества, включающаяя в себя политические и правовые взгляды, нравственные, художественные, философские, религиозные и другие воззрения, а также социальные чувства, настроения, общественное мнение. Общественное сознание отличается от индивидуального, это сознание общества, социальных групп, классов, исторической эпохи, а индивидуальное сознание – это духовный мир отдельной личности. Общественное сознание не есть сумма “сознаний” отдельных личностей, оно представляет собой качественно особую духовную систему, которая, будучи порождена и обусловлена в конечном счете общественным бытием, живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает мощное влияние на каждого человека. Но общественное сознание не существует помимо индивидуального и наряду с ним, оно может существовать только в индивидуальном. Вне сознания индивидов может существовать лишь материализованный результат их духовной деятельности.

В структуре общественного сознания выделяют два уровня: общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это массовое сознание людей, формирующееся в процессе их повседневной жизни. Это область социальных чувств, эмоций, настроений, эмпирических выводов и оценок. Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идеология – это уже теоретический уровень сознания, система идей и теорий, стремящихся постичь более глубокую сущность вещей. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер.

Формами общественного сознания являются политическое и правовое сознание, нравственное, эстетическое, религиозное и другие. Многообразие форм общественного сознания определяется многообразием и богатством самого объективного мира – природы и общества. Каждая форма общественного сознания имеет свой предмет отражения и выполняет свою, специфическую роль в жизни общества. Некоторые авторы полагают, что и наука является формой общественного сознания. Но наука не форма, а теоретический слой всех форм общественного сознания за исключением религии. В современной философской литературе в качестве самостоятельных форм общественного сознания выделяют также экономическое сознание и природознание.

Центральное место среди других форм общественного сознания занимает политическое сознание. Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика – это концентрированное выражение экономики. Тот класс, который представляет господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. “Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений” - писали К. Маркс и Ф. Энгельс. Коренные экономические интересы классов находят в политике непосредственное выражение в отличие от нравственности, искусства, философии и религии, в которых эти интересы выражаются опосредованно.

Политика тесно связана с правом. Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Если политика – это концентрированное выражение экономики, то право вполне можно назвать концентрированным выражением политики. Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным и неправомерным.

Правосознание тесно связано не только с политической, но и с нравственной формой сознания. Многие правовые нормы в то же время являются нравственными, но в отличие от права, за которым стоит сила государства, способного принуждать к соблюдению норм права, мораль основывается на личном убеждении, на авторитете, на силе общественного мнения. Мораль – это система социальных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственное сознание, отражающее отношения, существующие между людьми и обязанности, вытекающие из этих отношений, выражается прежде всего в знании человеком соответствующих норм поведения. Система этих знаний на идеологическом уровне находит свое выражение в этике и в кодексах морали. Но свое отношение к тем или иным действиям, явлениям человек не только осознает в этических понятиях, но и глубоко переживает, выражая чувства удовлетворения или неудовлетворения, восхищения или негодования. Эти моральные чувства вместе с обыденной моралью составляют психологический уровень общественного сознания.

Мораль выполняет регулятивную, ценностно-ориентирующую и воспитательную функции. Понятие добра и зла, справедливости, счастья, нравственного идеала помогают индивиду ориентироваться в жизни, лучше понимать ее, определять свое место в обществе и строить отношения с другими людьми. Мораль формирует нравственную культуру человека, которая имеет важное значение для его облика в целом. Нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, тактичность и т. д.

Эстетическое сознание является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивая его целостность и мобильность. Оно имеет место в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление или чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлечено в сферу его опыта.

Природа эстетического сознания определяется как субъектом, так и объектом эстетического созерцания. Эстетическое чувство невозможно без внешнего стимула – будь то пейзаж, человеческое лицо или произведение искусства, всегда имеющие материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы есть, таким образом, необходимый источник эстетического наслаждения. Но эстетическое чувство зависит и от субъекта созерцания, от его общей культуры и способности к эстетическому восприятию действительности.

Высшей формой эстетического сознания является искусство. Искусство – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по своему трансформируя и изменяя их. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, да и любое социально значимое событие находит свое выражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Предметом искусства является как отношение человека к миру, так и сам человек во всех его измерениях и целостности. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определившего искусство как “мышление в образах”, чаще всего описывается через художественный образ, метафору, символ и другие аналогичные художественные приемы.

Искусство реализует познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Оно оказывает неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование. Но познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, мы пропускаем это содержание через свои эмоции, даем чуственно-конкретным образам эстетическую оценку, получая при этом эстетическое наслаждение.

Одной из наиболее массовидных форм общественного сознания является религия. Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существовании сверхестественного. Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все проблемы земного бытия. Ф. Энгельс говорил, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые противопоставлены им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Научных доказательств существования Бога не существует, поэтому атрибутом религиозного сознания выступает вера.

Однако только научно-рациональное опровержение религиозных воззрений не может полностью разрешить проблемы религиозного сознания. Дело в том, что религия способна удовлетворять очень важные социально-психологические потребности человека. Если бы религия была просто временным заблуждением человеческого ума, она не смогла бы в течении двух тысячелетий занимать центральное место в структуре общественного сознания и исчезла бы сразу, как только наука и философия противопоставили ей свои решения основных вопросов бытия. Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно исполнения предписываемых религией установлений. Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания, религия будет оставаться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости. Вместе с тем, религия дает иллюзорное удовлетворение этих потребностей и, по существу, снимает с человека бремя сознательной ответственности за окружающую реальность, способствуя в принципе пассивно-созерцательному отношению к жизни.

Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное созна­ние - неотъемлемая часть сознания общества. Каждый индивид - представитель своего народа, этноса, места проживания, и его созна­ние неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное со­знание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индиви­дуальным, через свою приобщенность к реально функционирующему сознанию личности.

Общественное сознание имеет сложную струк­туру. Выделяются два уровня - обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, мо­ральные нормы, обычаи, предписания в сфе­ре быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и свя­занным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается подробной детализацией, эмоцио­нальной окрашенностью, стихийностью и практической направленно­стью, оно не способно проникать в сущность явле­ний, систематизировать факты.

Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.

Идеалисты абсолютизируют самостоятельность общественного сознания, отрывают его от общественного бытия. Другая крайность – вульгарный материализм – отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, прямо и непосредственно выводя его из общественного бытия. Политическое форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей. Важнейшим элементом политической системы является государство, которое защищает общественный строй, регулирует экономику, отстаивает интересы на международной арене. Осуществляет свою власть государство с помощью демократического или тоталитарного режима. Функции политического сознания многообразны: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая. Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры ив поведении людей с точки зрения законности и противозаконности. Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности, Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение. До XVIII в. это была общепринятая концепция. Во второй половине XVII в. возникает либеральная концепция права, которая основана на праве человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова и т. д. В правовом государстве осуществляется соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона, разделение власти (законодательной, исполнительной и судебной). Правосознание неоднородно, оно может быть обыденным, основанным на житейском опыте, и теоретическим, основанным на понимании сущности права, его возможностей и границ. Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки. Характерными чертами морали являются: всеобъемлющий характер, внеинституционнность и императивность. Субъективные идеалисты выводят мораль из человеческого сознания, объективные идеалисты считают, что она дана свыше и выражает веление Бога. Материалисты полагают, что исторична и конкретна и является закономерным продуктом общественного развития. Истоки ее восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Так, мораль первобытного общества не осуждала людоедства, убийства престарелых и больных, в то же время люди не знали алчности, корыстолюбия, лживости. В классовом обществе мораль носит классовый характер, хотя в ней присутствуют и общечеловеческие элементы. Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, познавательная. Мораль оказывает большое влияние на экономику общества, находится в сложном взаимодействии с политикой, правом, искусством, религией. Основными категориями морали являются такие понятия, как зло, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье. Эстетическая форма сознания наиболее полное выражение находит в искусстве, когда отражение общественного бытия происходит в форме художественных образов. Основным предметом искусства является человек со всеми его переживаниями и взглядами. Искусство отражает действительность с помощью художественных образов. Последние являются единством общего, типического и единичного, конкретного. Художественный образ всегда несет какую-либо обобщающую идею и выражает ее через единичное явление. Художественный образ является также единством материального и идеального, объективного и субъективного. Социальные функции искусства многообразны. Они включают эстетический, познавательный, воспитательный, развлекательный, компенсаторный и другие моменты. Главная функция – эстетическая, выражающаяся в оценке общественных или природных явлений как прекрасных или безобразных, героических или низменных, трагических или комических и т. д. Прекрасное в искусстве – это обобщенный, типический образ, художественное отражение действительности. Ни познавательный, ни воспитательный моменты в искусстве не могут выступать самостоятельно, независимо от эстетического начала искусства. Религиозная форма сознания – это фантастическая форма отражения действительности, связанная с верой в сверхъестественное, Абсолют. Возникновение религии является закономерным явлением развития общества. Она имеет свои социальные, гносеологические и психологические корни. Вера в сверхъестественные обусловлена объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности общественной практики. Еще древние говорили: «Страх создал богов». Гносеологические корни религии заключаются в развитии человеческого сознания, возможности создания абстрактных понятий. Психологические корни религии заключаются в том, что религия обращается не к человеческому разуму, а к чувствам. Страх, неуверенность, скорбь, горе создают почву для религии. Главная функция религии определяется как иллюзорно-компенсаторная. Другие функции религии – мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS