Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Несчастье общий удел. Цитаты о высокомерии, тщеславии, эгоизме. Жизнь как кара и искупление |
Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие радуются их успехам. Оскар Уайльд Удаляет от нас друзей либо их счастье, когда они уже в нас не нуждаются, либо наше несчастье, когда мы в них слишком нуждаемся. Несчастье — это испытание, а не наказание. Пауло Коэльо Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучить себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди. Никола Шамфор Многие люди о несчастьях других говорят так, будто всеми силами желали бы им помочь, тогда как на самом деле втайне испытывают некое злорадство — ведь на фоне чужих страданий они чувствуют себя более счастливыми, не обделенными судьбой. Пауло Коэльо Люблю свое несчастье. Оно составляет мне компанию. Фредерик Бегбедер Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Александр Пушкин Переживать имеет смысл, когда забота одна. Когда же забот вагон, ты просто однажды понимаешь, что едешь по ухабистой дороге, концу которой не предвидится, и расслабляешься. Дмитрий Емец Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным. Клод-Адриан Гельвеций Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями. Хун Цзычен Многие женщины умерли бы со скуки, не будь у них мужа или любовника, которые делают их несчастными. Этьен Рей Да, в жизни случаются страшные вещи, но иногда эти страшные вещи тебя спасают. Чак Паланик Невелика беда - услужить неблагодарному, но большое несчастье - принять услугу от подлеца. Франсуа Ларошфуко Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она - несчастье. Карл Маркс Нередко несчастье - это инструмент, с помощью которого Бог придает нам более совершенную форму. Генри Бичер Если постоянно выискивать что нибудь, что причиняет боль и заставляет чувствовать себя несчастной и никому не нужной, то находить это с каждым разом становится все проще и в конце концов не замечаешь, что сама же этого искала. Одинокие женщины часто достигают в этом большого мастерства. Дороти Паркер Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастному. Франсуа Ларошфуко Бывают несчастные существа, у которых есть сердце, чтобы страдать, но нет сердца, чтобы любить. Этьен Рей Нет лучшего учителя, чем несчастье. Бенджамин Дизраэли Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий. Педро Барка Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться. Бертран Рассел Переносить несчастье не так трудно, как переносить чрезмерное благополучие: первое укрепляет вас, а второе расслабляет. Софья Сегюр В несчастье судьба всегда оставляет дверку для выхода. Мигель Сааведра Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот в беде. Каждый обязан помочь и поддержать своего ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье. Мартин Лютер Мало бывает несчастий безысходных; отчаяние более обманчиво, чем надежда. Люк Вовенарг Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в ней. Жан Лабрюйер Остаться без друзей - самое горшее, после нищеты, несчастье. Даниель Дефо Несчастья бывают двух видов: во первых, наши собственные неудачи, во вторых, удачи других. Амброз Бирс Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество. Люк Вовенарг Ожидание несчастья - худшее несчастье, чем само несчастье. Торквато Тассо Многие наши несчастья было бы легче перенести, чем утешения наших друзей. Чарлз Колтон Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. Франсуа Ларошфуко Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов. Оноре Бальзак Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь. Блез Паскаль После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют. Мишель Монтень Несчастные всегда виноваты: виноваты в том, что существуют, что говорят, что нуждаются в других и что не могут оказать им услуг. Оноре Мирабо Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы. Франсуа Ларошфуко Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив. Федор Достоевский Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что, чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное. Блез Паскаль Умный человек имеет право быть несчастным только из за женщины, которая стоит того. Марсель Пруст И хорошему человеку несчастливится иногда. Уильям Шекспир Счастье в своем полном объеме есть наивысшее удовольствие, к которому мы способны, а несчастье - наивысшее страдание. Джон Локк Чужой секрет мучительнее всех несчастий! Лопе Вега Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме - это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени. Жан Лабрюйер Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого. Иоанн Дамаскин Наши собственные несчастия всегда кажутся нам исключительными, не подлежащими сравнению. Николай Некрасов Несчастные не имеют друзей. Джон Драйден Счастье есть общая сумма несчастий, которых удалось избежать. Поверьте, если человек говорит о своих несчастьях, значит, тема эта доставляет ему определенное удовольствие - ведь истинное горе бессловесно. Самюэл Джонсон Мудрый муж скорее предпочтет крайние несчастья и мученья пребыванию в невежестве, глупости и пороках. Пьетро Помпонацци Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближают нас к счастью. Стендаль Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Константин Ушинский Самое действительное утешение в каждом несчастии и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы, - а это доступно всякому. Артур Шопенгауэр Несчастье бывает пробным камнем характеров. Оноре Бальзак Благоденствие - это великий учитель, но несчастье - учитель величайший. Богатство изнеживает разум; лишения укрепляют его. Уильям Гэзлитт Чтобы оценить семейное счастье, необходимо терпение; нетерпеливые натуры предпочитают несчастье. Джордж Сантаяна В несчастье нередко вновь обретаешь покой, отнятый страхом перед несчастьем. Мария-Эбнер Эшенбах Несчастья не приходили бы к нам так скоро, если бы мы сами не проделывали половину пути. Гастон Левис Несчастье умудряет человека, хотя и не обогащает его. Несчастье трудно перенести, счастье - страшно утратить. Одно стоит другого. Жан Лабрюйер Счастье и несчастье мы переживаем соразмерно нашему себялюбию. Франсуа Ларошфуко Человеку в несчастье всегда кажется, что вы мало сочувствуете ему. Самюэл Джонсон Только счастливые будут в раю. Несчастные прокляты как в той, так и в этой жизни. Карл Бёрне Слишком тонкая чувствительность есть истинное несчастье. Карл Вебер Школа несчастья есть самая лучшая школа. Виссарион Белинский Несчастье умягчает человека; природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении. Николай Гоголь Большое несчастье - потерять из за свойств своего характера то место в обществе, на которое имеешь право по своим дарованиям. Никола Шамфор В несчастьи мы становимся тихими и кроткими, как ягнята. Проспер Мериме Мы грешны в той мере, в какой несчастны. Уистен Оден Мы навлекаем на себя несчастья, которым уделяем слишком много внимания. Жорж Санд Никогда не бываешь настолько несчастным, как это кажется. Болеслав Прус Перед лицом иных несчастий как то стыдно быть счастливым. Жан Лабрюйер Тот, кто постоянно сдерживает себя, всегда несчастен из страха быть несчастным иногда. Клод-Адриан Гельвеций Тревога - это проценты, которые мы авансом платим нашим несчастьям. Уильям Индж Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник мужества в размышлении. Томас Пейн Последнее несчастье тяжелее всех. Томас Фуллер Чужие несчастья нам безразличны, если только они не доставляют нам удовольствие. Жюль Ренар Все обездоленные должны уяснить себе только одно: быть обездоленным глупо. Томас Карлейль Несчастье походит на труса: оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу. Антуан Жювье Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье. Оноре Бальзак Несчастье - великий учитель каждого. Карло Бини У нас всегда достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего. Франсуа Ларошфуко Склонность к радости и к надежде - истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии - настоящее несчастье. Давайте сохранять бодрость, помня о том, что несчастья, которые мы не в силах перенести, никогда нас не постигнут. Джеймс Лоуэлл Не будьте суеверны, это приносит несчастье. Тристан Бернар Беды набивают мозоли… несчастья скользят под ногами, либо падают на наши головы, как снег. Томас Браун В несчастье можно утешиться только несчастьем других. Анри Монтерлан Мы видим вокруг нас почти только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, и многих таких, которые лишают себя жизни, когда это в их власти; законы божеский и человеческий вместе едва способны остановить этот беспорядок. А случалось ли вам когда либо слышать, чтобы дикарь на свободе хотя бы только подумал о том, чтобы жаловаться на жизнь и кончать с собою. Судите же с меньшим высокомерием о том, по какую сторону мы видим подлинное человеческое несчастье. Жан-Жак Руссо Несчастье тяжелее всего тогда, когда дело, казалось бы, можно еще поправить. Кароль Ижиковский Без несчастий люди скучали бы. Горе захватывает сильнее, чем радость. Этьен Рей Всеобщий источник нашего несчастья в том, что мы верим, будто вещи действительно являются тем, чем мы их считаем. Георг Лихтенберг Несчастный - тот, кто отторгнут от самого себя. Сёрен Киркегор Причина наших несчастий - не в сокрушительном ударе судьбы, а в мелких ежедневных неурядицах. Самюэл Джонсон Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания. Клод-Адриан Гельвеций Мелкие умы смиряются и покоряются несчастьям, но великие умы поднимаются выше их. Вашингтон Ирвинг Невзгоды: процесс акклиматизации, подготавливающий душу к переходу в иной, худший мир. Амброз Бирс В наш опасный век есть немало людей, которые влюблены в несчастья и смерть и очень злятся, когда надежды сбываются. Бертран Рассел Несчастье побеждается только сопротивлением. Андре Шенье Половина несчастий на свете происходит от недостатка мужества, позволяющего говорить и выслушивать правду спокойно и в духе любви. Гарриет Стоу Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество. Клод-Адриан Гельвеций Маленькие несчастья жизни помогают справиться с ее общим убожеством. Мария-Эбнер Эшенбах Каждый считает самым несчастным свое положение, и каждый менее всего хочет быть там, где он находится. Для несчастного сама жизнь - несправедливость. Несчастные всегда виноваты. О несчастных забывают так же, как об усопших. Мы не способны даже долго оставаться несчастными. Не чувствовать своего горя - не свойственно человеку, а не перенести его - недостойно мужа. В несчастье нередко вновь обретаешь покой, отнятый страхом перед несчастьем. Великое несчастье - неумение переносить несчастье. В несчастье можно утешиться только несчастьем других. Нельзя найти такого несчастного дома, который не имел бы утешения, видя другой дом, еще более несчастный. Несчастье - заразная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг друга, чтобы еще больше не заразиться. Если уж быть несчастной, то лучше всего в Калифорнии. Без несчастий люди скучали бы. Горе захватывает сильнее, чем радость. Самое большое несчастье моей жизни - гибель Анны Карениной. Несчастье имеет свойство вызывать таланты, которые в счастливейших обстоятельствах оставались бы спящими. Бывают такие жизненные ситуации, в которых несчастье дает право на бессмертие. Великое несчастье – неумение переносить несчастье. Именно в несчастье человек обретает множество друзей. Быть наперсником счастья – удел и добродетель немногих. Нет человека более жалкого, чем тот, которому не дано было испытать несчастья. Основанием несчастья часто является счастье. Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь. Двумя обычными причинами несчастия людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания. Несчастья приносят ужасную пользу: они поднимают душу, возвышают нас в собственных глазах. Лишь несчастья учат глупцов благоразумию. Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями. Если людям нечем похвастаться, они хвастаются своими несчастиями. Несчастлив, кто никогда не был несчастным. Каждый несчастлив настолько, насколько он сам считает себя несчастным. Люди только потому несчастны, что не живут согласно с законами правды и добра. Часто люди не понимают этого и думают, что они несчастны по другим причинам. - Я несчастен, - говорит один, - потому что я болен. – Неправда, ты несчастен потому, что не переносишь терпеливо своей болезни. - Я несчастен, потому что я беден, - говорит другой. - А я - оттого, что у меня злые родители. - А я - оттого, что Цезарь не благоволит ко мне. Так говорят люди. Но все это неправда - они несчастны только потому, что живут не так, как велит им разум. Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив. Несчастные всегда виноваты: виноваты в том, что существуют, что говорят, что нуждаются в других и что не могут оказать им услуг. Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье. Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. Из всех несчастных самые несчастные - лентяи, они ничего не могут сделать, даже если их жжет огонь голода. Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным. Счастье - состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Оно сопровождает каждый момент человеческой жизни человека как проявления высшей ценности. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности. Эвдемонизм (греч.eudemonia- блаженство) - этическое направление, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Благодаря всестороннему развитию способностей человек достигал высшего удовольствия, заслуживал уважения современников и славную память потомков. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпикур, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, J1. Фейербах. Г. Спенсер и др. Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками. Счастье - бесстрастие и аскетический образ жизни, сопровождающийся отречением от земных чувств. В этом состоит суть понимания природы счастьястоиками. Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия (греч.apatheia- бесстрастие) - независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни - удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны. Счастье - свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков был идеал счастливой жизнискептиков. Он основывался на принципе атараксии. Атараксия (греч.ataraxia- невозмутимость) - нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Путь к счастью лежит через следование другому принципу - принципу эпохе. Эпохе (греч.epoche- остановка или начало развития) - воздержанность от суждений, за которой следовала бестревожность. Счастье - стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастьяэпикурейцами , которые выделяли два вида счастья: высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить; счастье, достижимое для человека и допускающее умножение. Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, который живет неразумно, так как разум - высшее благо для человека. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем. Несчастье - черта характера человека, которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких людей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наоборот, самоотречение является более близким путем к нему. В конечном итоге счастье является результатом добродетельной и согласующейся с нравственными ценностями жизни. Понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры С. многоаспектно. Пол. исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия С: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везение; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над др. смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское cъcestъje расшифровывается как сложенное из др.-инд. su (хороший) и «часть», что означало «хороший удел», по др. версии «совместная часть, доля»; др.-греч. eudaimonia букв. означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворения жизнью. Философско-этический анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности, и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в С. что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием С. формировались человеческие представления о добродетели и их философско-этическое осмысление. В ходе поиска ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его С. было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей. Соотношение добродетели и С. точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих С. стало центральной проблемой этики. Различные ее решения в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям. Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к С. которое выступает в качестве цели. С. отождествляемое в одном случае с наслаждением (гедонизм), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий, безболием тела и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской, или собственно эвдемонистической. Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает С. как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека независимо от его индивидуальной эмпирической судьбы, конкретных обстоятельств жизни совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т.к. считалось, что индивид через разум связан с космосом в целом, то нравственное совершенство само по себе оказывается С. Согласно такому пониманию человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом. Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и вполне может быть названа его именем - аристотелевской (часто ее также именуют эвдемонистической), в Новое время наиболее ярко представлена Г.В.Ф. Гегелем. По этой традиции, нравственные добродетели - есть и путь к С. и самый существенный его элемент. Аристотелизм трактует С. как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему С. с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории С. Существенными при этом являются вопросы о С. индивида и С. общества (гос-ва), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях С. С. - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием «С.» в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это - удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости. В философско-этическом анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели еще два: 1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью, императивом? 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? С. - цель деятельности; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. - прежде всего речь идет о разграничении С. человеческого и С. сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) эвдемонию, которая связана с дианоэтическими добродетелями и представляет собой нечто божественное, и вторую эвдемонию, связанную с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - eudaimonia и makarhiotes, различие между которыми позже приобрело терминологический смысл - «С.» и «блаженство». Эпикур говорил, что С. бывает двух родов: «высочайшим, которое уже нельзя умножить», и другое, которое «допускает и прибавление и убавление наслаждений». Первое свойственно богам, второе - людям. Это разграничение человеческого С. получило развитие в религиозно-филос. учениях, где оно приобрело форму разграничения между земным С. и потусторонним блаженством. С. заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах «С.» и «несчастье». За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и др. людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Л. Фейербах говорил, что эвдемонизм становится этическим принципом как желание С. другому. Это значит: С. одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем филос. трактатов о С. И. Кант развел понятия морали (добродетели, долга) и С. выдвинув два основных аргумента: а) хотя С. в качестве высшего блага признают все, тем не менее понимают его по-разному, оно предстает как субъективное чувство и не может стать основой общезначимости (всеобщности) как специфического признака нравственности; б) соединение морали со С. создает иллюзию, будто добродетельность человека гарантированно дополняется его жизненным благополучием. Позицию Канта нельзя понимать как этическую дискредитацию С. Последнее признается в качестве фокуса всех эмпирических целей человека, императивов благоразумия, имеет иной источник и иную природу, нежели нравственный долг. В современной этике проблематика С. растворена в разнообразных натуралистических теориях морали, в ней нет акцентированных эвдемонистических моральных учений, проблема С. не является центральной в этических дискуссиях, что, видимо, отражает трагизм мироощущения и общественного существования современного человека. Счастье, смысл жизни, цель и идеал человеческой жизни. Трудно найти другие категории этики, которые с древнейших времен и до наших дней не вызывали бы такой живой интерес. Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире? Есть ли какой-то смысл в его жизни, если он конечное существо, т.е. смертен? Эти и другие подобные вопросы, которые Г. Гейне назвал в свое время проклятыми, не могут не волновать каждого мыслящего человека, ибо вопрос о смерти и бессмертии - это глубоко нравственный вопрос - только человеку свойственно задумываться о конечности своего существования. Именно в такие моменты он с особой силой ощущает и осознает потребность определить, в чем же заключается для него смысл жизни, счастлив ли он. Это момент нравственной самооценки человека. В истории этики известно множество ответов на вопросы о смысле жизни человека. Все их можно разделить на три основных направления: 1) одни усматривали смысл жизни в индивидуальном благополучии; 2) другие видели его в реализации каких-то внеземных задач; 3) провозглашали бессмысленность и абсурдность человеческого бытия. Индивидуалистические концепции счастья и смысла жизни мы находим в гедонизме и эвдемонизме. Кроме того, в том или ином варианте понимание счастья как максимума удовольствий встречается в этике утилитаризма. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги