Главная - Трубы
Дом магдалины. Прачечные магдалины как детские трудовые лагеря в ирландии

Питер Муллан из тех актеров, что снимается много, но бестолково, зато из тех режиссеров, что снимает редко, но метко. В 2002 году его «Сестры Магдалины» завоевали венецианского льва и были обласканы критиками. Это история четырех девушек, которых общество заклеймило, а католическая церковь с ненавистью приняла в свои железные объятья. Толчком к созданию которой послужил документальный фильм «Секс в холодном климате» о приютах Магдалины для «падших» женщин.

Визуально «Сестры Магдалины» почти точная копия фильмов 60-х — 70-х годов. Если не знать, что лента снята в 2000-х, можно подумать, что она младшая сестра «Пролетая над гнездом кукушки» или «Ночного портье». В ней нет современного лоска, нет красивых планов или еще каких-либо приемов, которые могли бы смягчить действие и отвлечь зрителя. Акценты сделаны на эмоциях и актерской игре, а не картинке. В центре сюжета обычные девушки, а не преступницы, тем не менее, их похоронили заживо за то, что сейчас в порядке вещей. В порядке вещей,… а в порядке ли? С фильмом Муллана не все так просто, как кажется на первый взгляд. Да «прачечные Магдалины» это филиал Комбината, а Бернадетта, Роза и Маргарет его узницы и борьба с системой одна из своеобразных нитей Ариадны, которые бегут сквозь фильм, указывая путь к смыслу. Борьба — это нить, которая ведет коротким путем. Эта нить совсем близко от входа, как Криспина. Бедная, сумасшедшая Криспина с ее лошадиными зубами, отвратительной родинкой, всеми своими несовершенствами, которая, как забитый, синюшный куренок валяется на дороге, отвлекает на себя внимание и собирает пинки прохожих. Режиссер буквально изнасиловал этот персонаж, заездил, как скаковую лошадь. Стремясь показать, что делала забота католического Комбината о душах грешниц с этими самыми душами. Однако перегнул палку, давя на жалость, и в результате возмущение подкатывает к горлу вместе со слезами, но это только видимость сочувствия потому, что где-то в мозгу бьется мысль совсем не христианская, зато честная, что она заслужила такое обращение, своей глупостью.

Одна из «поверхностных» нитей это и забота «пастырей» о грешницах. Удивительно, но факт присмотр за «овцами» чаще всего поручают тем, кто своих подопечных ненавидит. И это не зависит от времени, страны или места содержания, будь то детский приют или клиника для умалишенных. У людских пороков нет срока годности, религиозной или расовой принадлежности. Католическая церковь была против показа «Сестер Магдалины», вот только Муллан не выступает против католической церкви или религии. Здесь все тот же Булгаковский ковер и Маркс, только с библейскими мотивами. Деяния совершает не Бог и не церковь, деяния совершает человек. В данном случае сестра Бриджит, алчная, жестокая, лицемерная. Как бы подчеркивая разницу между тем, что есть и тем, что может быть режиссер использует фильм с Бергман. И не смотря на то, что Роза испытала в приюте, веру в Бога она сохранила до конца дней.

Наконец нить, которую нужно, немного поискать — миф о равноправии полов и косность «современного» мира. Конечно, сейчас никто не заставил бы Розу носить алую букву «Б» на груди, но шлюхой с презрением и смаком обласкали бы. Однако здесь больше показательна судьба Маргарет. Аргумент «она сама этого хотела» используется, как оправдание не только в католической Ирландии шестидесятых. А яркий макияж, короткая юбка, декольте — провокацией считаются до сих пор. Сколько бы законов не принималось, сколько бы ни совершалось научных открытий, дело женщины сидеть и не чирикать, когда говорят мужчины. Лишним доказательством легкость, с которой Маргарет отпускают, когда за ней приходит брат. Последний приют Магдалины был закрыт в 1996 году. В 1996 году… «Мир меняется, мы нет».

Вроде бы у фильма счастливый конец, вот только, сколько бы Бернадетта не взмахивала заново отросшими волосами, раны все равно будут кровоточить. Это память об ужасах заключения. Память о крови, о смерти. Она всегда рядом. Стоит за спиной. Шепчет на ухо долгими зимними ночами. От нее не сбежать, ведь невозможно сбежать от себя. Это и память о тех женщинах, которые ушли в сырую землю, так и не увидев еще раз своих детей, не узнав их имен. О женщинах, для которых единственным доказательством существования жизни за стенами приюта было чужое грязное белье. О женщинах, стиравших пальцы до кровавых мозолей в прачечных. Их унижали, били, насиловали, в то время как мир слушал Битлз, читал Буковски, смотрел Бергмана. Мир, которому не было и нет дела до каких-то шлюх. Мир, которому всегда некогда. Мир, который спешит жить, всегда оставляя кого-то умирать на обочине. Спешит по спирали, вот только не всегда вверх.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries). Последний такой приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года.

События в одном из подобных приютов легли в основу фильма Питера Муллана «Сёстры Магдалины » (2002) .

Происхождение

Приюты Магдалины получили широкое распространение на волне протестантского «Движения спасения » (англ. Rescue movement ) XIX века, формальной целью которого была реабилитация . Именно в Ирландии сеть подобных приютов получила своё название в честь Марии Магдалины , которая, согласно воззрениям Западных Церквей , искупая свой прежний образ жизни, стала страстной последовательницей Иисуса Христа .

Движение приютов Магдалины в Ирландии вскоре получило одобрение католической церкви, и приюты, которые первоначально задумывались как кратковременные убежища, всё чаще становились учреждениями долгосрочного содержания. Воспитанницы должны были выполнять ряд принудительных работ, в частности, в прачечных , поскольку приюты существовали на основе самофинансирования, а не за счёт финансирования Католической Церкви.

По мере того, как движение Приютов Магдалины всё больше удалялось от первоначальных целей Движения спасения (они состояли в том, чтобы найти альтернативную работу для проституток, которые не могли найти себе постоянную работу из-за своей репутации), приюты стали приобретать характер, всё больше напоминающий тюремный. Монахини, наблюдавшие за воспитанницами, получили право применять жёсткие меры с тем, чтобы отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния .

Условия содержания

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в «исправительном наказании», «покаянии». Воспитанниц называли «детьми», а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала «матерями», независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания .

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек , женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано, по мнению Френсис Финнеган, не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин .

Публичный скандал

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин . Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис , Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4 ) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate ), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт , где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930-1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры . Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены «существенные» признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии . Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, «после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели». Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

В культуре и искусстве

  • В повести «Яма» (написана в 1909-1915 годах) А. И. Куприна одна из героинь повести ( Женька) в разговоре с благотворительницей даёт приютам гневную отповедь, говоря, что в приютах Магдалины даже хуже, чем в борделях.
  • «Секс в холодном климате» (англ.) русск. - ирландский документальный фильм 1998 года о приютах Магдалины.
  • «Сёстры Магдалины » - совместный (Великобритания и Ирландия) фильм 2002-го года.

И в «Яме» А. И. Куприна, и в «Сёстрах Магдалины» приюты Магдалины описываются, как жуткое для воспитанниц место, с тяжёлой для них жизнью, с тяжёлым трудом, унижениями, моральным подавлением и изнасилованиями воспитанниц.

  • "Филомена" (Philomena) 2013 режиссёр Стивен Фрирз

См. также

  • Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви
  • Behavior modification facility
  • Исправительная школа
  • Прачечные Магдалины в Ирландии

Напишите отзыв о статье "Приют Магдалины"

Примечания

  • Finnegan Frances. Do Penance or Perish: A Study of Magdalene Asylums in Ireland. - Piltown, Co. Kilkenny: Congrave Press, 2001. - ISBN 0-9540921-0-4 .
  • Raftery Mary. Suffer the Little Children: The Inside Story of Ireland"s Industrial Schools. - Dublin: New Island, 1999. - ISBN 1-874597-83-9 .

Ссылки

  • Sinners (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Sex in a Cold Climate (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • The Magdalene Sisters (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • . CBS News , August 3, 2003. (Note: The date given in this article for the mass grave discovery is incorrect.)
  • история , копия ) Wikinfo article (detailed, subjective article on the abuses)
  • (недоступная ссылка с 26-05-2013 (2137 дней) - история , копия )
  • article by Sharon Otterman in The New York Times May 20, 2009
  • Justice for Magalenes, advocacy group for survivors of Irish Magdalene Laundries
  • Website by Irish-US adopted daughter of Irish Magdalene survivor

Отрывок, характеризующий Приют Магдалины

Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.
«Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.
«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту! – думала княжна Марья. – И надо было его сестре отказать князю Андрею! – И во всем этом княжна Марья видела волю провиденья.
Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда ои вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини – его матери, и поправила бы дела его отца; и даже – Николай чувствовал это – сделала бы счастье княжны Марьи. Но Соня? И данное слово? И от этого то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад», — утверждает древняя мудрость. Именно так можно охарактеризовать создание приютов Марии Магдалины в Европе, начиная с концаXVIII века. В них должны были перевоспитываться бывшие проститутки, а по факту приюты становились трудовыми лагерями.

С панели в казарму

Первые приюты Марии Магдалины появились в Великобритании. В них женщина, которая хотела отказаться от ремесла проститутки получала работу прачки или швеи, а также кров со скудным пансионом. Казалось бы, человек спасен из беды, но на практике все выходило наоборот. Когда приюты Марии Магдалины появились в Ирландии, опеку над ними взяла католическая церковь. Существенно был расширен перечень женщин, которые могли претендовать на жизнь в приюте. Теперь кроме бывших проституток ими могли быть: матери-одиночки, девушки и женщины, подвергнувшиеся насилию и даже те женщины, которые страдали от излишней красоты и внимания мужчин. При этом правила в приюте были крайне жесткими. Работали в них бесплатно «за еду и кров». Оказавшись в приюте, женщина лишалась всех гражданских прав. Вместо своего старого имени она получала новое нередко мужское имя или просто номер. Так из благого дела приюты превратились в прообраз концлагерей под крышей католической церкви. Самое неприятное, что забрать женщину из такого приюта мог лишь ее родственник, проучившийся за нее. Но о том, кто содержится в том или ином приюте посторонним не сообщалось. Кто же хочет потерять бесплатную и бесправную работницу? Чаще всего, не выдержав жуткого обращения и издевательств женщины в течение первого года, просто сбегали из приютов Марии Магдалины.

Святые пытки

За малейшую провинность монахини, работавшие в приюте, могли избить розгами или палками любую живущую в нем женщину. В некоторых из приютов был введен строгий обет молчания. Его обитательницы могли общаться только с монахинями из руководства приюта. Между собой или с посторонними людьми общаться им запрещалось. В случае неповиновения нарушившую правило женщину ждало суровое наказание. При этом до изобретения стиральных машин данные приюты приносили своим хозяевам приличную прибыль. Иногда обитательницы приюты трудились по 19 часов в день. При этом власти гуманной Европы сквозь пальцы смотрели на царящее в приютах Марии Магдалины беззаконие. В XX веке приюты переименовали в прачечные святой Марии, но их суть от этого не изменилась. Лишь к концу XX века власти европейских стран начали закрывать данные заведения. Причем последний приют был закрыт в Ирландии лишь в 1996 году.

В среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в т. ч. в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит (Leeson Street) в Дублине в 1767 г. Арабелла Денни .

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries). Последний такой приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года.

События в одном из подобных приютов легли в основу фильма Питера Муллана «Сёстры Магдалины » (2002) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Борис Пастернак - Магдалина

    ВАШИ ГАЛАКТИЧЕСКИЕ РОДСТВЕННИКИ

    АВАТАР 2015 ТОТ АТЛАНТ МЕДИТАЦИЯ СЕРДЕЧНАЯ ЧАСТОТА

    Субтитры

    Борис Пастернак "Магдалина" Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата. Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата, Когда, раба мужских причуд, Была я дурой бесноватой И улицей был мой приют. Осталось несколько минут, И тишь наступит гробовая. Но, раньше чем они пройдут, Я жизнь свою, дойдя до края, Как алавастровый сосуд Перед тобою разбиваю. О, где бы я теперь была, Учитель мой и мой Спаситель, Когда б ночами у стола Меня бы вечность на ждала, Как новый, в сети ремесла Мной завлеченный посетитель. Но объясни, что значит грех, И смерть, и ад, и пламень серный, Когда я на глазах у всех С тобой, как с деревом побег, Срослась в своей тоске безмерной. Когда твои стопы, Исус, Оперши о свои колени, Я, может, обнимать учусь Креста четырехгранный брус И, чувств лишаясь, к телу рвусь, Тебя готовя к погребенью. У людей пред праздником уборка. В стороне от этой толчеи Обмываю мирром из ведерка Я стопы пречистые Твои. Шарю и не нахожу сандалий. Ничего не вижу из-за слез. На глаза мне пеленой упали Пряди распустившихся волос. Ноги я Твои в подол уперла, Их слезами облила, Исус, Ниткой бус их обмотала с горла, В волосы зарыла, как в бурнус. Будущее вижу так подробно, Словно Ты его остановил. Я сейчас предсказывать способна Вещим ясновиденьем сивилл. Завтра упадет завеса в храме, Мы в кружок собьемся в стороне, И земля качнется под ногами Может быть, из жалости ко мне. Перестроятся ряды конвоя, И начнется всадников разъезд Словно в бурю смерч, над головою Будет к небу рваться этот крест. Брошусь на землю у ног распятья, Обомру и закушу уста. Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста. Для кого на свете столько шири, Столько муки и такая мощь? Есть ли столько душ и жизней в мире? Столько поселений, рек и рощ? Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту.

Происхождение

Приюты Магдалины получили широкое распространение на волне протестантского «Движения спасения» (англ. Rescue movement ) XIX века, формальной целью которого была реабилитация . Именно в Ирландии сеть подобных приютов получила своё название в честь Марии Магдалины , которая, согласно воззрениям Западных Церквей , искупая свой прежний образ жизни, стала страстной последовательницей Иисуса Христа .

Движение приютов Магдалины в Ирландии вскоре получило одобрение католической церкви, и приюты, которые первоначально задумывались как кратковременные убежища, всё чаще становились учреждениями долгосрочного содержания. Воспитанницы должны были выполнять ряд принудительных работ, в частности, в прачечных , поскольку приюты существовали на основе самофинансирования, а не за счёт финансирования Католической Церкви.

По мере того, как движение Приютов Магдалины всё больше удалялось от первоначальных целей Движения спасения (они состояли в том, чтобы найти альтернативную работу для проституток, которые не могли найти себе постоянную работу из-за своей репутации), приюты стали приобретать характер, всё больше напоминающий тюремный. Монахини, наблюдавшие за воспитанницами, получили право применять жёсткие меры с тем, чтобы отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния .

Условия содержания

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в «исправительном наказании», «покаянии». Воспитанниц называли «детьми», а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала «матерями», независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания .

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек , женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано, по мнению Френсис Финнеган, не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин .

Публичный скандал

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин . Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис , Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4 ) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate ), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт , где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930-1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры . Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены «существенные» признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии . Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, «после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели». Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

В культуре и искусстве

  • В повести «Яма» (написана в 1909-1915 годах) А. И. Куприна одна из героинь повести ( Женька) в разговоре с благотворительницей даёт приютам гневную отповедь, говоря, что в приютах Магдалины даже хуже, чем в борделях.

Приют Марии Магдалины для кающихся женщин появился на базе Калинкинской больницы, которая славилась своеобразной спецификой. Учреждение было основано в середине XVIII века на базе одного из так называемых «прядильных домов», существующих со времен Петра Первого. Дома эти представляли собой тюрьмы для проституток, а также дам, совершивших иные правонарушения.

О том, как в царской России перевоспитывали грешниц, вспоминает сайт.

«Непотребные жены и девки»

Древнейшая профессия существовала в России и до петровских реформ. Однако именно в XVIII веке, с приходом в столицу европейских радостей, появилась мода и на разнообразные увеселительные заведения. Все чаще стали открываться подпольные публичные дома, а вместе с этим в Санкт-Петербурге начали широко распространяться так называемые «французские болезни».

В 20-х годах XVIII столетия по указу Петра Первого начинают строить прядильные дворы - промышленные учреждения, которые стали не только фабриками по производству пряжи, но и исправительными колониями для женщин легкого поведения.

Эту идею император подсмотрел в Европе во время своих заграничных поездок. Одно из самых известных таких заведений действовало в Калинкинской деревне, там специально в 1720 году по проекту архитектора Н. Ф. Гербеля было построено длинное двухэтажное каменное здание и церковь со звонницей. Их можно увидеть на гравюре Петра Штелина.

Гравюра П. Штелина «Вид на Подзорный дворец и Прядильный двор со стороны Фонтанки», 1762 г. Фото: Public Domain

Первое официальное упоминание о Калинкинском исправительном учреждении для лиц «непотребного и неистового женского пола» содержится в Полном собрании законов Российской империи в указе Елизаветы Петровны от 1 (12) августа 1750 года. В нем говорится о «поимке и доставлении в Калинкин дом всех непотребных жен и девок».

А еще позже, спустя век, в 1862 году, здесь появился самый крупный в России приют Марии Магдалины для кающихся женщин, устроенный по европейскому образцу. В него принимались «несовершеннолетние девушки, лишенные невинности», «изъявляющие раскаяние публичные женщины» и «молодые женщины и девушки, выходящие из тюрьмы с испорченной нравственностью».

Выбить чувство покаяния

Известно, что первый подобный приют был основан в столице Ирландии Дублине в 1767 году. Изначально провозглашенную благую цель по помощи «падшим женщинам» вновь обрести своё место в жизни очень быстро извратили. Заведения по перевоспитанию становятся местами крайне жестокого обращения, каторжного труда и бесконечных физических и моральных истязаний.

Так, монахиням, наблюдавшим за воспитанницами, дали право применять жёсткие меры, чтобы отбить у женщин желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния. Нередко служительницы церкви исполняли свои обязанности с чрезмерным рвением и раскаяние из заблудших просто выбивали.

Власть таких заведений в обществе быстро росла и укреплялась. И если поначалу в приюты попадали только женщины с панели, то позже туда начали помещать матерей-одиночек, женщин, подвергшихся насилию, и даже девушек, чью внешность их родственники считали слишком собзлазнительной.

В это сложно поверить, но «женские каторги» существовали в Ирландии аж до 1996 года! Да и прикрыли их лишь после громкого скандала, в ходе которого всплыли жуткие подробности из жизни воспитанниц приютов.

Прачечная Магдалины в Англии, начало XX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Сначала на территории одного из таких заведений нашли останки 155 женщин в безымянных могилах. Позже несколько бывших воспитанниц «приютов Магдалины» публично рассказали о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии над ними. Эти факты в 1997 году легли в основу документального фильма «Секс в холодном климате».

А в 2013 году, после многолетнего расследования, глава правительства Ирландии Энде Кенни принес извинения тысячам своих соотечественниц за плохие условия труда в «прачечных Магдалины».

Хуже, чем в борделях

Впрочем, в России нравы были не лучше. Изначально в тюрьме для развратниц, прозванном горожанами «секретным домом на Фонтанке», женщин избивали, пытали и содержали в «ножных железах с замками». Многие арестантки так никогда и не покинули стен приюта, закончив там свою жизнь.

В повести Александра Куприна «Яма» такие учреждения описываются как жуткое место, воспитанницы которого подвергаются физическому истязанию и изнасилованиям. Так, одна из героинь произведения, проститутка Женька, сообщает, что в приютах даже хуже, чем в борделях.

Принципиально новая эпоха для Калинкинского дома наступила уже во времена Екатерины II. В 1779 году он перестает работать как исправительное учреждение и становится секретной лечебницей от «французской болезни» - по сути, первой венерологической клиникой в России. Лечение было анонимным, посторонних на территорию не пускали, а все пациенты могли носить маски для конспирации.

Теперь распутных женщин здесь не били и не насиловали, а всего лишь лечили. Правда, принудительно. А условия в появившемся здесь в 1862 году приюте Марии Магдалины были куда мягче - персонал занимался развитием, обучением и приучением воспитанниц к труду, по возможности помещая их в услужение в городские семьи.

Ну, а в эпоху Николая Первого проституцию в России и вовсе легализовали.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS