Главная - Водоснабжение
От лжи к инфаркту. О внезапной смерти

На вопрос читательницы отвечает настоятель церкви Свт. Петра, Митрополита Московского, с. Львы Ростовского округа Ярославской епархии священник Александр Шантаев.

Здравствуйте! Объясните мне: почему умирают люди?
Ведь мы любим их, делим с ними все радости и горе, нуждаемся в них. Почему мой отец, испытавший много лишений в своей жизни, умер в 50 лет, а другие живут как попало - и семью изводят, и чужим жить не дают, а живут долгую жизнь? Почему так несправедливо? У меня осталась одна мать, и только от одной мысли, что я могу ее потерять, начинаю реветь, слезы катятся непроизвольно. В чем дело? За что так больно?
С уважением, Лилия .

Уважаемая Лилия!
Ваше письмо содержит два различных вопроса. Первый: "почему умирают люди?", - всеобщего и всеобъемлющего свойства, и предполагает столь же обобщенный вероучительный ответ. Второй вопрос более частный: "почему умирают те, кто нам дорог, тогда как другие - менее достойные, на наш взгляд, - живут долгую жизнь?".
Итак: почему умирают люди? Все люди, как мы знаем, произошли от общего праотца Адама, и ответ на вопрос о смерти нужно искать в самых истоках человеческого бытия, точнее, в событии грехопадения. Учение Святой Православной Церкви, содержащееся в Священном Писании, Предании и творениях святых отцов, определенно утверждает: "Бог не сотворил смерти" (Прем. 1, 13). Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: "Грех, вследствие которого родилась смерть, - это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная - разлучение души с телом".
Адам отпал от Бога, Который есть Жизнь; он умер прежде всего духовно, - а за духовной реальностью смерти неизбежно последовала в свое время и физиологическая. По учению святых отцов, мы наследуем последствие его греха, которым и является смертность, физическая и биологическая временность в этом мире. Как отмечает один из великих учителей Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, Бог сотворил человека по образу Своему - разумным и свободным: "Он создал его в неистление, ...возвел его до нетления. После же того, как через преступление заповеди мы помрачили и исказили черты образа Божия в нас, то мы, сделавшись злыми, лишились общения с Богом, ... оказались вне жизни, подпали тлению смерти".
Можно сказать, что люди умирают, поскольку через преступление Адама смерть пришла в мир, который стал падшим и временным. Но остановиться только на этом заключении было бы неправильно, поскольку смерть не абсолютна. Смерть - не величина, противостоящая нам, и уж тем более Богу. Сколь уродлив грех Адама, столь же ущербно и его последствие - смерть, тленность, которая есть "не-сущность", которая есть проявление зла, но проявление, имеющее свои пределы и свою конечность. Для смерти тоже есть смерть, - и это Господь наш Иисус Христос, Который "смертию смерть поправ", как поем мы в пасхальном торжестве. Христова смерть, по глубочайшему изречению Литургии Св. Василия Великого, - "животворящая". "Смерть! где твое жало?" - восклицает апостол Павел (I Кор. 15, 55). Вырвав жало греха своей крестной смертью, Христос уничтожил смерть как духовную реальность, как отлучение человека от Бога, что есть отлучение от Жизни. Для этого Искупительного дара, этой Жертвы за нас и произошло Вочеловечение Христа, и Его Распятие, и Его Воскресение. Для этого же, принимая святое крещение, мы умираем со Христом и воскресаем в Нем.
И по-прежнему физически (телесно) умирая до тех пор, пока длится история мира до Второго Пришествия, в духовной реальности мы не имеем и не можем иметь смерти как конца всего.
И ваш отец, уважаемая Лилия, не умер, не кончился, не исчез и не перестал быть. Он может умереть для Вас, если Вы сами верите в смерть, если явление смерти для Вас больше, чем явление Христа в Вашем сердце. Но если даже от горя утраты Вас покидает вера, жизнь неповторимой личности Вашего отца не прекратилась ни на миг, только временно изменилась ее форма. И Ваше общение с близким человеком после его смерти не должно прекратиться, только место нашего общения, как пишет епископ Диоклийский Каллист, - "не гостиная, а храм при совершении Евхаристии. Единственным законным основанием этого общения служит молитва, прежде всего в литургическом смысле. Мы молимся о них (умерших - о. А.Ш.) и в то же время уверены, что и они молятся о нас; в таком взаимном заступничестве мы объединены - за границами смерти, в непоколебимом и нераздельном союзе".
Перейдем ко второму вопросу, содержащемуся в вашем письме. В нем чувствуется не только страдание от утраты, но и боль эгоистической обиды. Обида, возможно, перекрывает скорбь, и оттого вы несправедливы в своих укоризнах. Давайте вспомним притчу о нищем Лазаре в Евангелии от Луки (Лк. 16, 19-31). Был убогий человек Лазарь, безконечно изможденный, безконечно истощенный, больной, лежавший в немощи у ворот одного богача, и даже "псы, приходя, лизали струпья его". Он хотел бы напитаться крошками со стола богача, но и тех не было. Испытав множество страданий и прожив, надо полагать, не слишком долгий век, Лазарь умер и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово - место селения праведников. Умер и богач, и попал в место мучений - в ад. Дальше вы можете прочитать сами, я же хотел бы вспомнить толкование на эту притчу святого Иоанна Златоустого, смысл которого передаю по памяти и своими словами. Одни люди проживают свою жизнь, исполненную лишений и скорби, в этом веке - с тем, чтобы не лишиться надежды и возможности на подлинное счастье и полноту в Вечности. Другие, будучи вполне возможно злыми, испорченными и жестокими, между тем живут припеваючи, в роскоши и изобилии, даже как будто издеваясь над бедностью и страданиями окружающих. Предвидя их будущность, но не смея нарушить их волю, Господь дает им возможность удовлетворения в этом мире. А в будущем веке, говорит Святитель, когда они окажутся в месте, уготованном им по их грехам, у них не будет права укорять Бога и обвинять Его в несправедливости, ведь меру своего счастья они получили сполна.
И еще один принципиальный момент, скорее нравственный, - не должно христианину выносить суды о других людях и взвешивать на своих пристрастных весах меру смысла и необходимости чужой жизни. В оценке, с нашей точки зрения, безсмысленности чьей-то жизни таится сильнейшее искажение Христова Евангельского начала. В таком взгляде есть несомненное зло, которое требует покаяния.

Священник Александр Шантаев

На снимке: икона Воскресения Христова

Здравствуйте, Ирина!
Примите мои глубокие соболезнования в связи с кончиной Вашего мужа.
Простите меня, что долго не отвечал Вам. Я читал несколько раз Ваше письмо и не мог найти слова утешения, слова поддержки. Я считаю, что в таком горе никакие слова не помогут утешить человека, перенёсшего боль утраты близкого и самого дорогого человека.
Ирина, Ваш муж не умер, для православного человека нет смерти, он просто перешёл в другой, лучший мир. Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть - это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время. К примеру, если человек уезжает на время из дома, то его родные расстраиваются, потому что они разлучаются и некоторое время не увидятся. Подобно этому мы должны смотреть и на ту разлуку с любимыми людьми, которую приносит смерть. Ваш муж в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех обязанностей. Как ему хорошо! К довершению горя мы думаем: «умер, не стало, нет его рядом», а он и не думал переставать быть, он всегда рядом, рядом с Богом. Пройдет определенное время, и мы встретимся с нашими близкими и будем уже вечно с ними. И тогда ничто уже нас не разлучит с ними, тогда вечно с ними будем мы. А велики ли наши годы в сравнении с вечностью? Мы должны продолжать жить, делать добрые дела, поминать и молиться за своих умерших близких, чтобы облегчить их страдания, если они вели недостойную жизнь и не раскаялись в своих грехах.
Надо помнить, что все потери близких составляют для нас крест, который каждый человек должен нести. Каждый человек, каждая семья переживает подобную утрату. Бог говорит нам, что надо в этой жизни пройти через страдания и смерть, однако, неверующий человек, не знающий истории христианства, может спросить: «Господи, а Ты сам пробовал?». Господь ответит: «Я знаю эту боль. Посмотрите на крест, посмотрите на Голгофу, Я через это все прошел.»
Ирина, Вы очень любите своего мужа, а всегда означает сострадание. Сострадать может только тот, кто сам перенёс страдания и именно для того, чтобы познать во всей полноте. И мы должны знать, что в любом страдании, которое есть на свете, Господь Наш Иисус Христос перенёс такие же страдания и сострадает сейчас нам.
Ирина, пройдет не меньше полутора лет, прежде чем душевная боль станет отступать от Вас. Вы должны держаться, ходить в храм и молиться перед Распятием Господа Нашего Иисуса Христа. Молиться со слезами, чтобы Он облегчил Ваши страдания. Молитесь и плачьте, невыплаканное горе забирается внутрь и разрушает душу и сердце изнутри. Молитесь, говорите с Богом, и Он поможет Вам справиться с горем, с горем одиночества и пустоты. Ирина, помните, Вы не одиноки, рядом с Вами всегда Бог! Вы не одиноки, рядом с Вами всегда будут люди, которые могут помочь Вам.
Храни Вас Господь!
С Уважением,
прот. Алексей

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Помочь Храму

Причины внезапной смерти

Внезапная смерть – это страшно. Считается, что Господь ее попускает человеку за его грехи. Давайте попробуем разобраться, почему же внезапная смерть так страшна и для чего православные люди молятся о том, чтобы она их миновала.

Жизнь человека – это подготовка его к жизни вечной. Как проживешь свою земную жизнь, то получишь и в вечной жизни. Почему, к примеру, говорят, что трудно богатому пройти в Царствие Небесное? Потому что человек имеющий несметные богатства печется именно о них. Думает, как-бы они не прогорели, куда их лучше вложить, чтобы получить еще больше дохода и прибыли. Какая там жизнь вечная? О ней и не говори.

Мои слова доказывает притча о богатом и Лазаре. Когда богач насколько был поглощен своим финансовым состоянием, что забыл думать обо всем на свете. Тогда Господь сказал ему: «Безумный, этой ночью душу твою заберу у тебя». Иными словами, что тебе в богатствах земных, если ты сегодня умрешь. Ведь в загробной жизни человеку не помогут ни влиятельные связи, ни несметные сокровища, ничего. В данной притче Господь, не желающий погибели бессмертной души человека, напоминает ему о покаянии и о делах спасения.

Очень благоприятно на человека влияет болезнь перед кончиной. Считается, что таким образом Господь благоволит ко грешному и дает ему время и возможность, посредством страданий и безропотного перенесения болезни, очиститься от своих грехов. Я хочу сделать акцент именно на слове «безропотно».

Что же происходит, если человек умирает внезапно. Например, происходит ДТП со смертельным исходом или еще какая-то неприятность. Получается, что человек лишен возможности подготовиться к смерти. Он не имеет возможности остановиться, оглядеться на свою жизнь, что-то переосмыслить, поплакать о своих грехах в конце концов.

Почему происходит так, что Господь попускает человеку внезапную или как говорят в народе «глупую» смерть и какие причины этого. Ну, как я уже говорил в начале, это есть попущение за определенные грехи человека. Иногда, такая кончина близкого человека есть толчком для родственником к приходу к вере. Не зря на Руси говорили: «Пока гром не ударит, человек не перекреститься». Тут главное не впасть в уныние и ропот на Бога, не корить Его за не милосердие или жестокость. А, приняв эту страшную весть, смириться и обратиться к Отцу нашему Небесному с молитвами о прощении грехов усопшего. Особенно в наше сегодняшнее непростое время Господь проводит людей к церкви. Одних какой-нибудь радостью, например, рождением долгожданного ребенка или наоборот, смертью близких. Много людей приходят в храм Божий, когда забирают их сыновей на войну. Сейчас это как никогда актуально.

Поэтому я призываю всех ходить в церковь, обращаться к Богу за помощью и благодарить Его за все, что мы имеем и что поучаем. Ведь получаем мы именно то, что заслуживаем.

О мертвых или хорошо, или ничего

(Латинская мудрость)

Мы молимся, чтобы Господь избавил нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и , которая может наступить, например, от того, что наемный убийца стреляет в спину, или пилот, которому пассажиры вверяют свою жизнь, направляет самолет в землю, или от того, что солдаты расстреливают мирных жителей из современного оружия.

Важно для нас самих понять, как правильно относиться к трагическим случаям, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека?

Критерием и одновременно образцом для подражания могут быть люди высокой духовной жизни.

Живший в XIII веке армянский поэт Григор Нарекаци, автор «Книги скорбных песнопений», на долю которого выпало много страданий, писал:

Один мудрец назвал в года былые
Смерть без причины явной злом большим.
Хоть он – язычник, я согласен с ним:
Мгновенной смертью правят силы злые.
Как скот бессмысленный и бессловесный,
Мы исчезаем вдруг во мраке бездны,
Не осознав сей жизни пустоту.
Мы умираем и не ужасаемся,
Мы исчезаем и не удивляемся,
Мы даже в час последний не смиряемся.
Отлучены бываем – не терзаемся,
Порокам предаемся и не каемся,
Соблазнов низких не остерегаемся,
Всему предпочитаем суету.

Удивительно, как современно звучат эти слова, а также как точно он подметил, что действительно «мгновенной смертью правят силы злые»: и духовные силы, и силы земные. Но что еще исключительно важно, Григор Нарекаци употребляет местоимение не он, они или ты , а мы , причисляя себя к тем, кто исчезает «вдруг во мраке бездны». Он никого не осуждает, а смиренно кается:

Я хуже всех, моя греховна суть.
В грязи желаний я погряз по горло.
Земные страсти мне сжигают грудь.
Нетвердый разумом, иду нетвердо.

Подобный глубоко христианский подход – не осуждать очевидный страшный грех, как убийство, а осуждать самого себя, – характерен не только для средневековья, но и для нашего времени.

Неожиданно могут умереть и очень хорошие люди – жизнь и смерть в руках Божиих, Он ведает, когда, кого и как призвать к Себе. «Блажен, яже избрал и приял еси, Господи». Мы говорим о другом, когда действует не благая и совершенная воля Божия, а злая, преступная воля человека.

Многие читали замечательную книгу «Отец Арсений». В главе «Два шага в сторону» очевидец описывает трагический эпизод.

Колонну заключенных перегоняют этапом «строить в необитаемом месте бараки и заложить ствол шахты». Физически изможденный, нравственно сломленный заключенный демонстративно выбегает из строя и бежит, рассчитывая, что конвой, следуя инструкции, его пристрелит при «попытке к бегству».

«Конвоиры направили автоматы на заключенных, а лейтенант и один из солдат повернулись к бегущему и стали стрелять. Пули ложились рядом, поднимая облачка пыли, а лейтенант и солдат, видя, что силы сейчас оставят его, крикнули, чтобы спустили собак. Остановят, изобьют, доложат начальству, добавят зеку еще срока, но жив будет.

Колонна замерла, переживает, понимает, что конвой спасает татарина, и вдруг сбоку застрочил автомат. Третий бил метко, с первых же выстрелов изрешетил всего татарина, и тот, падая, какие-то мгновения пытался как будто ухватиться руками за сияющее солнечное небо и, протянув одну руку к солнцу, упал головой вниз по склону, а автомат все продолжал стрелять».

Тело убитого убрали, и колонна в угрюмом молчании двинулась дальше. «Охрана злая, чувствуем: чуть что не так – автоматной очередью прошьют. Посмотрел я на о. Арсения – в глазах слезы, лицо серьезное, печальное-печальное, но вижу, что молится. Почему-то вид о. Арсения обозлил меня, нашел тоже время молиться и плакать! Спрашиваю: «Что, Стрельцов? Разве такого не видели?»

«Видел, и не раз, но ужасно, когда убивают безвинного человека. Ты все видишь и ничем не можешь помочь». А я ему с издевкой сказал: «Вы бы Бога-то своего на помощь призвали. Он бы и помог татарину, или хоть бы прокляли убийцу. Хоть словесная и бесполезная, но месть».

«Что Вы! Что Вы! Разве можно проклинать кого-нибудь, а Бог и так сейчас многих из нас спас. Я видел это. Солдата Господь покарает. Ангел Смерти уже встал за его спиной. О, Господи! Как я грешен!» – закончил о. Арсений. Сказал и пошел, грустный-грустный».

Солдата, расстрелявшего несчастного беглеца, вскоре убили. «Убили в казарме – солдатской, убили зверски. Выкололи глаза и перерезали горло. Заключенные этого сделать не могли, так как убит он был вне зоны, а там жило только начальство. Убил кто-то из своих, татар-охранников. Узнали мы об этом только через неделю после возвращения в «особый», и я рассказал об этом о. Арсению. Помню, о. Арсений страшно расстроился и сказал мне: «Господи! Господи! Как это все ужасно. Еще одна смерть. Мучительная, страшная. Смерть без примирения со своей совестью и хотя бы внутреннего покаяния». Сказал и отошел, а я с радостью подумал: “Собаке – собачья смерть”».

Думаю, не ошибусь, что многие из нас подумали бы так же, как рассказчик, а не как о. Арсений. Но именно глубокое, искреннее покаяние, способное преодолеть, казалось бы, законное стремление осудить убийцу, является христианской нормой. Не «собаке – собачья смерть», а «Господи! Как я грешен!».

Только бы не осудить, только бы оградить свою душу от мрака злобы, ненависти и отчаяния, чтобы не потерять внутреннюю свободу, которая есть собственно свобода от греха. Такую свободу духа не могут отнять ни неволя, ни голод, ни муки, ни жестокость, ни злая воля злых людей.

Но так думать, жить и поступать могут исключительно сильные духом люди. В наше время расслабленности и вседозволенности типичным является скорее противоположное поведение. Кто-то осуждает, кто-то защищает, кто-то кого-то с завидной уверенностью обличает, не сомневаясь в своей псевдопрозорливости.

Однако страшен не только убийца, но и тот, кто подобно гоголевскому Вию показывает пальцем на невинного человека, которого он с какой-то дьявольской уверенностью считает виновным в преступлении и говорит: «Вот он!»

Приведем очень важные слова английского поэта Джона Донна, который говорит о глубоком, духовном, хотя он и не употребляет этого слова, единстве человечества:

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Мысль о единстве человечества особенно важна в наше время, когда «любовь оскудевает, лукавый победу торжествует», когда повсеместно господствует бесовский принцип «разделяй и властвуй», когда в ближнем видится не страждущий собрат, а кто-то не такой, иной, некто чуждый, а, следовательно, враждебный.

Отец Арсений даже к явному убийце не относился враждебно, а сострадал ему, твердо зная непреложность грозных слов Праведного Судии: «Мне отмщение, и Аз воздам».

Обвинить совсем не трудно, а от души сказать: «Господи, как я грешен», – это проявить, что ты христианин не на словах, а на самом деле следуешь за Христом, Который без единого слова упрека отдался на муку. Единственными словами о мучителях, с которыми Он обратился к Отцу со Креста, были: «Отче, прости им – они не ведают, что творят».

Христос возлюбил человека жертвенной, всеобъемлющей, совершенной любовью, которая изливается на всех – и на праведников, и на грешников, и даже на злодеев.

Крестная жертва Христа является для нас одновременно и спасением, и укором, и призывом следовать за Ним путем самоотверженной, сострадательной любви, которая никого не осуждает, но все предает Всеблагому и Всесовершенному Господу.

Пишешь, что часто слышишь разговоры о внезапной смерти. Говорят, что уж если она неизбежна, то пусть наступит внезапно и вдруг прервет жизнь. Лучше так, чем страдать от болезни и заставлять страдать других. Ожидаемая смерть страшнее внезапной. В вашем городке машина насмерть сбила женщину, ее гибель дала повод ко многим разговорам. Кто-то утверждает, что это лучшая смерть. Кто-то так высказался о смерти: “Пусть приходит, только пусть не гложет!”. После всего этого ты решился написать и просишь объяснения.

Не следует желать внезапной смерти – следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть. Но Тот, в Чьей власти и жизнь, и смерть, действует по Своему святому Промыслу на пользу всякой человеческой душе, забирает ли Он ее из сего мира внезапно или оставляет до времени здесь. Иногда Он настигает внезапной смертью грешников, иногда – но реже – и праведников. В Ветхом Завете мы читаем, как Господь наказал внезапной смертью сыновей Аарона за самовольное служение , как наказал бунтовщиков против Моисея ; как Анания и Сапфира упали замертво за то, что солгали апостолам . Многие гонители христиан умерли внезапной смертью; об этом мы читаем в житиях святых мучеников. Но иногда случалось и праведнику умереть внезапной смертью, хотя и очень редко. Так случилось с Афанасием Афонским : когда он что-то строил, упала стена, и он с несколькими монахами погиб под камнями.

Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели: наказание грешника и назидание другим. Как это произошло после смерти Анании и Сапфиры: великий страх объял всю церковь и всех слышавших это . А когда люди излишне полагаются на праведника и начинают обожествлять его, как это было с Афанасием Афонским, Господь забирает душу праведника внезапно, чтобы напомнить людям, что только Он – Бог и нет богов, кроме Него. Во всех же случаях внезапной смерти урок оставшимся в живых прост, а именно: следует непрестанно готовить свои души к скорой разлуке с этим миром – покаянием, молитвой и милостыней.

Об известном валаамском старце Никите рассказывают, что он очень боялся внезапной смерти и постоянно молился, чтобы Господь послал ему перед смертью долгую и тяжелую болезнь, чтобы, как он говорил, “терпением болезни умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, посчитает мое терпение вместо добрых дел, которых у меня нет”. Некто, лежа на одре болезни, утешал своих друзей словами: “Девять месяцев мучился я, чтобы войти в этот мир, разве не должен мучиться столько же, чтобы уйти из него?”.

Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца нашего.

Мир тебе и благословение Божие.

1. См.: Лев. 10, 1–5.- Ред ^
2. См.: Чис. 13; 14; 16; 17.- Ред. ^
3. См.: Деян. 5, 1–10.- Ред. ^
4. Деян. 5, 11.- Ред ^

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS