Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Цитаты о науке. Афоризмы о Науке. Цитаты о Науке |
: В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их. Василий Ключевский :Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует.Томас Гоббс :В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть.Фридрих Шиллер :Для одного наука - возвышенная небесная богиня, для другого - дойная корова, обеспечивающая его маслом.Майкл Фарадей :Наука выигрывает, когда её крылья раскованы фантазией.Лукиан :Жизнь коротка, а наука долга.Мишель де Монтень :Наука - дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.Мишель де Монтень :Наука - великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.Мишель де Монтень :Наука - великое украшение и весьма полезное орудие...Д.И. Менделеев :Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.Д.И. Менделеев :Наука борется с суевериями, как свет с потемками.М.В. Ломоносов :Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии - украшение, везде верный и безотлучный спутник.Леонардо да Винчи :Наука – полководец, и практика – его солдаты.С.П. Капица :Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то открытий - это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти достижения принадлежат человечеству в целом.Декарт :Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.Наука – знание глупых чужих мнений. Всякая наука есть предвидение. Наука – это спектральный анализ; искусство – синтез света. Что было искусством, отделяющим умных от глупых, становится наукой, соединяющей их. Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уменье пользоваться знанием как следует. Наука – это вера в невежество экспертов. Наука начинается с мифов и с критического отношения к мифам. Наука всегда оказывается не права. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых. Наука подтверждает наши ошибочные представления. Наука не отвечает на все вопросы даже в кабинете следователя. Наука не отвечает на все вопросы, зато помогает понять бессмысленность многих из них. Наука, как и добродетель, сама себе награда. Научной морали быть не может; но точно так же не может быть аморальной науки. Если любопытство касается серьезных проблем, оно уже именуется жаждой познания. Познание – одна из форм аскетизма. Чтобы понять какую либо науку, необходимо знать историю этой науки. Знания научные не нужны нигде, кроме науки. Дайте суеверному человеку науку, и он превратит ее в суеверие. О банкротстве науки чаще всего говорят те, кто не вложил в это предприятие ни гроша. Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь: что вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по детски наивно – и все же это самое ценное, что у нас есть. Чем меньше я верю в науку, тем больше боюсь ее. Церковь спасает грешников, наука ищет способы приостановить их производство. Наука легче находит лекарства, чем ответы. Общество можно разделить на две части: тех, кто верит, что наука может все, и тех, кто боится, что так оно и будет. По мере того как наука увеличивает наше могущество, она уменьшает нашу гордость собой. Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми. Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу. Наука - способ разгадки мировых тайн путем открытия новых загадок. Наука - это драма идей. Наука - это кладбище гипотез. Наука - это систематическое расширение области человеческого незнания. Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности. Наука победила множество болезней, разгадала генетический код и даже позволила человеку высадиться на Луне, но когда восемнадцатилетний мужчина остается в одном номере с двумя восемнадцатилетними барменшами, ничего не случается. Потому что настоящие проблемы все те же из века в век. Наука служит лишь для того, чтобы дать нам понятие о размерах нашего невежества. Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других - коровой жирною, что масло им дает. Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя. Самые пламенные защитники науки, которые не могут выносить даже легкого косого взгляда на нее, - это обыкновенно те люди, которые в науке достигли весьма немного и которые осознают этот свой недостаток. Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное. Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается. Плоды истинной науки и истинного искусства – это плоды жертв, а не материальных выгод. Все могущество науки направлено сегодня на укрепление Государства. Ни одному ученому не пришло в голову использовать свои знания для защиты личности. Здесь, пожалуй, полезным оказалось бы франкмасонство. Здравствующий корифей науки - ученый муж, приватизировавший круг научных проблем и ревностно оберегающий их от посягательства тех, кто видит решение данных проблем иначе. Многие открытия в науке делаются случайно, но не случайными людьми. Астрономия выросла из суеверия; красноречие - из честолюбия, ненависти, лести, лжи; геометрия - из жадности; физика - из пустого любопытства; все науки, даже сама мораль, происходят от человеческой гордости. Научная работа - это когда читаешь две книги, которых никто никогда не читал, чтобы написать третью книгу, которую никто не будет читать. Основной научный метод - метод проб и ошибок. Я охладел к научным книжкам Одно небольшое сомненьице: боюсь я, как бы человек, завоевывая новые звезды, не утратил почвы под ногами. Афоризмы, цитаты, фразы о науке и техникеКогда люди начинают думать как роботы, роботы в результате работают еще хуже. Чайники нынче умные. Cкоро собак научатся выгуливать. Научный метод, несмотря на все его недостатки, все ещё самый надежный способ понимания мира. Люди, изобретающие двигатели, ещё не перевелись. Технологии! Теперь они соединяют людей, после того как развели в разные стороны. Современная техника не только обезличивает людей; она потрошит и выворачивает их наизнанку, лишая последних остатков того, что когда-то называлось «частной жизнью». Когда в мире всю работу за человека будут выполнять роботы, они потребуют, чтобы человек по крайней мере не бубнил им под руку. Автоматизация в судебном процессе приведет к тому, что судья вместо того, чтобы стучать молотком, будет нажимать на кнопку. Покупателям не нравится автоматизация в торговле, потому что автомату, в отличие от продавца, трудно морочить голову. Ученые не спасут мир. Они не найдут правильных решений, они лишь смогут указать на негативные последствия неправильных решений. Время от времени наука, наряду с черт знает какими открытиями, подтверждает на уровне последних достижений то, что люди и так всегда знали. Мы, сами того не осознавая, дали жизнь целому поколению приборов, которые уже настолько совершенны, что вот-вот начнут обходиться без нас. Информатика дала нам право на полную и безопасную манию величия. Современные технологии делают людей всё более слабоумными. Я признаю, что техника могущественней и сильней меня: она работает, когда хочет, а когда не хочет, то владельцу ее лучше почитать газету , прогуляться, подождать, пока не изменится настроение кабелей и телефонных сетей, и тогда она вновь заработает. Да какой я владелец - она живет собственной жизнью. Дело не в том, что дилетанты могут позволить себе совать нос куда угодно, - они просто обязаны совать нос куда угодно, и к чертям всех ученых тупиц, которые пытаются упрятать их в какой-нибудь тесный каменный мешок. Мне кажется, наука с ее трезвостью, Наука подобна времени. Она всегда идет вперед и никогда назад. Каждый новый день приносит много неизвестного и приближает нас к раскрытию тайны мироздания. Вот такова же и сущность науки. Вечное движение - вот залог успеха. Знания движут нами, а мы в свою очередь управляем средствами науки умами окружающих. Сколько бы иллюзий не создавали на этот счет энтузиасты научного метода, но ни единственным методом познания, ни единственным методом овладения материей он никогда не был, не будет и не может быть. Кропотливо накапливая факты, выводя из них кое-какие закономерности, не понимая ни природы их, ни направленности, но овладевая ими механически, и при этом будучи не в силах предугадать, к каким изобретениям и социальным потрясениям приведут ее открытия, - наука давно доступна всем, независимо от морального облика каждого. Результаты - у нас перед глазами и у нас над головой. Главный из них тот, что ни один человек на Земле не гарантирован, что в любую минуту на него и на его сограждан не будет сброшена высокоинтеллигентными умами водородная бомба или другое, ещё более ошеломляющее достижение науки. Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства . Только наука изменит мир. Наука в широком смысле: и как расщеплять атом, и как воспитывать детей... И взрослых тоже. Для современного человечества наука стала кумиром, которому оно готово принести бесчисленные жертвы, по крайней мере на словах, - готово даже пожертвовать своим достоинством. Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий. Если знаменитый, но старый ученый утверждает, что нечто возможно, он почти определенно прав. Если он утверждает, что нечто невозможно, он, очень вероятно, ошибается. Если отвергаемая знаменитым, но старым ученым идея находит широкий интерес и горячую поддержку у широкой (не имеющий отношения к науке) общественности - знаменитый, но старый ученый определенно прав. Мы живем в обществе, абсолютно зависящем от науки и техники, в котором почти никто почти ничего не знает ни о науке, ни о технике. Одно из величайших бедствий цивилизации - ученый дурак. Когда хочется пить, то кажется, что выпьешь целое море, - это вера ; а когда станешь пить, то осилишь от силы стакана два - это наука. Теория - то, чему не верит никто, кроме ее автора. Эксперимент - то, чему верят все, кроме его автора. Я хочу знать все мысли Божьи... а остальное всего лишь второстепенные детали. Нет, этот трюк не работает... Ну как вы собираетесь объяснить в терминах химии и физики такое важное биологическое явление, как первая любовь ? Если бы мы знали, что именно делаем, то это нельзя было бы назвать исследованием, не так ли? Чего нельзя выразить в цифрах - то не наука, а всего лишь мнение. Наука дает человеку всевозрастающую власть над внешним миром, литература помогает ему приводить в порядок мир внутренний. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней. То, что сегодня наука, - завтра техника. Человек утерял способность предвидеть и предотвращать. Он кончит тем, что разрушит землю. Одна машина способна выполнить работу пятидесяти ординарных людей, но ни одна машина не выполнит работу одного неординарного человека. Все великие открытия сделаны людьми, чьи чувства опережают мысли. Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту . Не изнашиваются только те детали, которые отсутствуют в машине... Количество и сложность техники, высокие мысли, мудрость, эрудиция могут сойти за культуру, но не за цивилизацию. Чтобы стать истинно цивилизованным, обществу требуется нечто большее, чем техническое совершенство и полет мысли. Придет день, и человечество перехитрит само себя. Придет день, когда мы замеханизируемся до того, что на Земле не останется места людям, только машинам. Общей ошибкой тех, кто пытается сотворить что-нибудь, полностью "защищенное от дурака", является недооценка изобретательности полных дураков. Лень - мать девяти изобретений из десяти. Наша планета слишком тесна для автомобилей. В конце концов люди будут жить, не трогаясь с места, как растения. В цивилизованном обществе принято с уважением относиться к научному миру, о чем свидетельствуют отдельные афоризмы и цитаты о науке. Однако через некоторое время ситуация может кардинально поменяться. Например, популярные прежде науки объявляются лженауками, и их приверженцы подвергаются всеобщему осмеянию и презрению. С другой стороны, в науке работают обычные люди, которые попадают в поучительные истории и становятся примером для других. Об этом также помогают узнавать афоризмы и цитаты о науке разных авторов.
«Легко и привольно живется науке лишь там, где она окружена полным сочувствием общества. Рассчитывать на это сочувствие наука может, если общество достаточно сближено с нею»
«…Научная деятельность… единственное, что переживает тебя и что на сотни и тысячи лет врезывается в историю человечества»
«…Изыскание о строении мира - одна из самых великих и благородных проблем, какие только существуют в природе…»
«Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»
«Блюсти чистоту науки есть первая заповедь ученого»
«Культ наук в самом высоком смысле этого слова, возможно, еще более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации… Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распространению и торжеству великих идей»
«Важные исследования задерживаются из-за того, что в одной области неизвестны результаты, уже давно ставшие классическими в смежной области»
«Я не исследовал законов природы и не сделал крупных научных открытий. Я не изучал их так, как изучали Ньютон, Кеплер, Фарадей и Генри для того, чтобы узнать истину. Я только профессиональный изобретатель. Все мои изыскания и опыты производились исключительно с целью найти что-либо, имеющее практическую ценность»
«Как удивительно наше положение в этом мире! В нем мы родились, воспитываемся, живем и все это принимаем как нечто должное. В сущности говоря, мы так мало удивляемся, что нас никогда ничто не поражает своей неожиданностью. Я думаю, что в молодом человеке возбуждает больше удивления вид водопада или очень высокой горы, нежели вопрос о его существовании, о том, как он появился на свет. Как живет, каким образом стоит прямо и благодаря чему передвигается с места на место. Поэтому получается, что мы входим в этот мир, живем в нем и оставляем его, не давая себе труда задуматься специально о том, как же все происходит. Если бы не старание людей с пытливым умом, углубившихся в эти вопросы и раскрывших важнейшие законы, управляющие нашим существованием на Земле, едва ли мы догадались бы, что тут есть что-либо удивительное»
«Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности - вот первое, что я хочу тебе посоветовать…»
«Ученый не знает большего наслаждения, чем работать и быть деятельным. Все остальные наслаждения имеют для него только значение отдыха»
«Мне очень по душе нарушение основного закона Ньютона - закона инерции покоя, превращения его в инерцию движения»
«Ничто так не способствует общему развитию и формированию детского сознания, как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и в постепенной эволюции идей. Только таким путем мы можем… внушить подрастающему поколению представление о непрерывном развитии и гуманитарной ценности науки»
«В науке каждая новая точка зрения влечет за собой революцию в ее технических терминах»
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»
«…Едва ли кто станет оспаривать благотворное влияние науки на технику, но могут найтись идеалисты-ученые, которые в сближении науки с техникой будут видеть принижение науки. Для них ученый, бескорыстно изучающий вавилонские надписи, будет представляться более возвышенным, нежели натуралист, исследующий филлоксеру. Но я думаю, что если речь идет об истинных служителях науки, то тем и другим руководит одна и та же потребность познания истины и раскрытия сокровенного. Всегда в груди человеческой будет гореть этот святой пламень, всегда человек будет задаваться вопросами, выраженными в прекрасных стихах поэта: «Теоретические исследования - это изучение явлений самих по себе, без их промышленного применения. Но заметьте, что нет ни одного научного открытия, которое рано или поздно не получило бы практического применения»
«Вся научная работа на 99 процентов состоит из неудач, и, может быть, только один процент составляют удачи…»
«То, что до сих пор открыто науками, лежит почти у самой поверхности обычных понятий. Для того чтобы проникнуть вглубь и вдаль природы, необходимо более верным и осторожным путем отвлекать от вещей как понятия, так и аксиомы, и вообще необходима лучшая и более надежная работа разума»
«Наука едина и нераздельна. Нельзя заботиться о развитии одних научных дисциплин и оставлять другие без внимания. Нельзя обращать внимание только на те, приложение к жизни которых сделалось ясным, и оставлять без внимания те, значение которых не осознано и не понимается человечеством»
«Наука - это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления»
«Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей»
«Наука есть вечное стремление человечества к истине, а истина достигается только долгим путем посреди неизбежных ошибок и заблуждений»
«Я не верю в то, что в нашем мире может исчезнуть страсть к риску и приключениям. Если я вижу около себя что-либо жизнеспособное, то это как раз дух приключений, который кажется неискоренимым и проявляется в любознательности. Мне кажется, что это первичный инстинкт человечества: я не знаю, как могло бы человечество продолжать свое существование, если бы у него не было этой страсти, так же как не мог бы существовать человек, совершенно лишенный памяти. Любознательность и дух приключений, конечно, не исчезают»
«Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются интуицией, рискованным, поистине творческим методом. Новые эры в науке всегда начинались с изменений, вносимых в представления и постулаты, ранее служившие основой для дедуктивного рассуждения»
«Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды»
«Основной мотив моей жизни - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдаленном будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества»
«В научной работе нельзя делать уверенных прогнозов на будущее, так как всегда возникают препятствия, которые могут быть преодолены лишь с появлением новых идей»
«Все высокое и прекрасное в нашей жизни, наке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое - фантазиею при помощи ума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которым они пользуются»
«…Воспитательное значение науки состоит столько же в самом открытии, сколько в усилии, благодаря которому оно достигается; в изложении законов, как и в их истории; в перспективе, которую их совокупность открывает в реальность, в их точном соответствии фактам и в дисциплине, которая служит для их установления»
«…Нет ничего чудеснее человеческого мозга, нет ничего более изумительного, чем процесс мышления, ничего более драгоценного, чем результаты научных исследований…»
«Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой»
«Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем»
«…В истории человеческого мышления наиболее плодотворными оказывались те направления, где сталкивались два различных способа мышления»
«Мы должны стремиться к установлению общения между представителями труда умственного и физического, к гармоническому слиянию задач науки и жизни, к служению научной истине и этической правде»
«…Человеческая наука, по существу, рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее значительные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков старого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием. Лучше сказать, ученый проводит рациональный анализ и перебирает звено за звеном цепь своих дедукций: эта цепь его сковывает до определенного момента; затем он от нее мгновенно освобождается, и вновь обретенная свобода его воображения позволяет ему увидеть новые горизонты»
«Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории… то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии…»
«…Наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами»
«Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями»
«Ученики и последователи составляют могучую силу и бесценное богатство ученого. Ученый без учеников, ученый-одиночка представляет собой, с моей точки зрения, жалкое и, я бы сказал, уродливое явление, ибо смысл жизни ученого должен заключаться не только в разработке новых теоретических ценностей, но и в создании достойной смены, способной шире и глубже развивать, совершенствовать идеи своих учитилей и закреплять их в практике»
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»
«…Труд ученого - достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия. Работники науки должны быть ценимы именно как самая продуктивная и драгоценная энергия народа, а потому для них необходимо создать условия, при которых рост этой энергии был бы всячески облегчен»
«Не утверждайте нчего, что вы не могли бы доказать просто и определенно… Уважайте критику! Критика сама по себе не может ни породить новых идей, ни стимулировать на великие дела. Однако без нее все зыбко. За ней остается последнее слово»
«Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни - это значит принижать значение науки. Наука помогает нам в борьбе с фанатизмом в любых его проявлениях; она помогает нам создать собственный идеал справедливости, ничего не заимствуя из ошибочных систем и варварских традиций»
«Я постоянно держу в уме предмет своего исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск мало-помалу обратится в полный и блестящий свет»
«Задачу решает не тот, кто довольствуется частичным успехом, а тот ученый, который добивается полноценного результата»
«Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой»
«Особенно придирчиво ученый должен относиться к опыту - верховному судье всех научных гипотез и теорий. Он должен всесторонне проверять теорию опытами и тщательно исключать при постановке эксперимента всевозможные источники ошибок, не отбрасывать и не скрывать хотя бы отдельные результаты, не укладывающиеся в его гипотезу. Более того, если ваши результаты начинают проверять другие ученые в различных странах и среди подтверждающихся опытов вдруг появляются противоречащие вашей теории, обязательно надо со всей возможной тщательностью проверить их опыт и либо показать, что ваш оппонент допустил в эксперименте ошибку, либо удостовериться, что он прав, и честно признать, что ваша теория неправильна или частично правильна. Необходимо без всяких уловок признать это прямо и смело, как бы ни было это нестерпимо тяжело»
«Для людей, посвятивших себя научной деятельности, нет ничего более приятного, чем увеличивать число своих открытий, но ученый бывает особенно счастлив, когда полученные им результаты приносят немедленную практическую пользу»
«Мысль, совсем свободная и как таковая - оставленная себе самой, ничего не может произвести, потому что душе науки, т.е. ее законам, гипотезам и теориям, нужно тело, материальное содержание, чтобы вышел организм науки. Одни мертвые факты, как и одни свободные умозрения, науки еще не составляют»
«…В науке есть зодчие, задумывающие гениальные планы, и работники, приводящие в исполнение то из них, что оказывается исполнимым. Каждому свое дело, но и на самом скромном деятеле лежит святая обязанность указать и исправить ошибку гениального зодчего»
«Дать точное описание наблюдавшихся явлений природы, выхватить из многообразия деталей и мелочей главные, характерные черты, в резкой и краткой форме сформулировать все, что видел глаз и охватила мысль, - это настолько сложная и важная задача, что перед ней бледнеют все трудности лабораторного исследования или теоретического анализа в кабинетах ученых»
«Поэзия и наука тождественны, если под наукой должно разуметь не одни схемы знания, но сознание кроющейся в них мысли. Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какою-нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом «разум»»
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»
«С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи: работать для науки и писать для народа, т.е. популярно»
«…Мы живем в такое время, когда высшее призвание человека состоит в том, чтобы не только объяснять, но и изменять мир, - сделать его лучшим, более осмысленным, полнее отвечающим потребностям жизни»
«То, что сегодня известно большинству людей, пятьдесят лет назад было привилегией только небольшого количества ученых; и этот процесс будет продолжаться до конца, так как научные познания являются одним из моментов коллективного приспособления мышления к фактам»
«Мое искреннее желание, чтобы мои ученики относились ко мне с критикой, моя цель будет достигнута, когда они убедятся в том, что я действую последовательно; действую ли правильно? - это другое дело; это смогут показать лишь время и опыт»
«…Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она … растет растет в геометрической прогрессии»
«Наука есть источник высшего блага для человечества в периоды мирного труда, но - она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны»
«Неотъемлимым качеством научного работника является трудолюбие. Необходимо выработать в себе выдержку, терпеливость при постановке любого научного эксперимента, поскольку на первых этапах работы неизбежны мелкие неудачи, связанные зачастую с несовершенной методикой. Эксперимент требует подчас многократной проверки, что связано обычно с огромным напряжением. «Без труда нет истинно великого» - сказал Гете, - и был совершенно прав»
«За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю»
«Никогда я не претендовал на полное решение вопроса. Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе творчества. Более чем кто-нибудь, я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осуществления, так как в течение моей жизни я не только мыслил и вычислял, но и исполнял, работая также руками. Однако нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету - фантазия»
«Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там впереди? Утешением ему является то, что за ним идут молодые, сильные, что старость и юность сливаются в непрерывной работе для исследования истины»
«Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются»
«Всякая наука есть прикладная логика»
«Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены такие слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения»
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать; не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»
«В отличие от других архитекторов, наука не только рисует воздушные замки, но и возводит отдельные жилые этажи здания, прежде чем заложить его фундамент»
«Ошибочным теориям свойственна полная неспособность предугадать новые факты. Каждый раз, когда появляется такого рода факт, они принуждены наращивать новую гипотезу на предыдущую… Правильные теории, наоборот, являются выражением фактов, диктуются ими и подчиняются им; они с полной ясностью предвидят новые факты, так как эти факты по своей природе органически связаны с уже установленными. Одним словом, отличительным свойством правильных теорий является их плодотворность»
«…Вполне вероятно, что 95% оригинальных научных работ принадлежит меньше чем 5% профессиональных ученых, но большая часть из них вообще не была бы написана, если бы остальные 95% ученых не содействовали созданию общего достаточно высокого уровня науки»
«Люди, обогатившие народ не одними фактами, но и общими принципами, люди, двинувшие вперед научное сознание, то есть содействовавшие успеху мысли всего человечества, должны быть поставлены - и становятся обыкновенно - выше тех, которые занимались исключительно разработкою фактов»
«По-настоящему новое можно добыть только в том случае, если вы готовы в решающем месте покинуть основы, на которых покоилась прежняя наука, и прыгнуть, в известной мере, в пустоту»
«В вопросах естествознания…познание явлений есть то, что ведет нас к изысканию и нахождению причины. Без этого мы будем блуждать подобно слепому и даже с еще меньшей уверенностью, ибо мы не будем знать, какой целью нам задаться, а слепому, по крайней мере, известно, куда он хочет прийти»
«Я отношусь к тем, кто убежден в великой красоте науки. Ученый в своей лаборатории - не только специалист.Это также и ребенок, стоящий перед явлениями природы, которые поражают его, как волшебная сказка. Мы должны суметь рассказать другим об этих чувствах. Мы не должны мириться с мнением, что весь научный прогресс сводится к механизмам, машинам, зубчатым передачам, хотя и они сами по себе тоже прекрасны»
«Если без науки не может быть современной промышленности, то без нее не может быть и современной науки»
«Удельный вес науки в стране определяется не только средствами, отпускаемыми по государственному бюджету, числом исследовательских институтов, но прежде всего кругозором научных деятелей, высотой их научного полета»
«Так же как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает»
«Среди всех искусств - искусство наблюдать есть самое трудное: тут важно не только всестороннее знание, но необходима и широкая опытность, так как при наблюдении какого-нибудь явления недостаточно только видеть его, надо расчленить явление и познать, в каком отношении части находятся к целому»
«В науке часто недостаточно решить какую-нибудь задачу или группу задач. После этого нужно присмотреться к этим задачам и заново осмыслить, какие же вы задачи решили. Нередко, решая одну задачу, мы автоматически находим ответ и на другой вопрос, о котором раньше вовсе не думали»
«Очень легко делать удивительные открытия, но трудно усовершенствовать их в такой степени, чтобы они получили практическую ценность. Вот этим-то я и занимаюсь»
«…Истинный ученый должен быть не просто беспристрастным, но самым пристрастным критиком того, что ему дороже всего, - своей творческой работы, которой он посвятил много дней и ночей труда, радости, вдохновения. Он должен быть как бы врагом самому себе - в этом и трагедия, и величие ученого»
«Только ум, способный проследить неразрывную связь несовместимых на первый взгляд явлений, может создавать подлинные ценности»
«Талант экспериментатора сказывается в умении выделить в чистом виде изучаемое явление, освободив его от побочных
влияний»
«Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажег перед собою для того, чтобы осветить тьму своей тяжелой жизни, чтоб найти из нее выход к свободе, справедливости, красоте»
«Есть… два типа умов: первые живо и глубоко проникают во все последствия, вытекающие из принципов, и это есть ум, правильно рассуждающий; другие усваивают большое число принципов, не смешивая и не спутывая их, и это есть умы геометрические. Одни характеризуются силой и правильностью суждения, а другие умы - широкие. Может быть одно вместе с другим, может быть одно без другого, может быть ум сильный и узкий или же широкий, но слабый»
«Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами»
«Истина есть дочь времени, а не авторитета»
«Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников»
«В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет науки. Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи: факты без идей - сор для головы и памяти»
«Опыт сначала приносит пользу науке, затем вредит ей, так как обнаруживает и закон, и исключение. Среднее между ними отнюдь не дает истинного»
«Эксперимент не должен сводиться к простому пассивному наблюдению. Он должен всякий раз, когда это возможно, активно вмешиваться в реальность, изменяя условия возникновения явлений, вопрошая природу строго определенным образом, так, чтобы видеть, каков будет ее ответ»
«Наука в любое время представляет собой общий итог всего того, чего она достигла к этому времени. Но этот итог не статичен. Наука - это нечто большее, чем общий комплекс известных фактов, законов и теорий. Критикуя, часто столько же разрушая, сколько и создавая, наука постоянно открывает новые факты, законы и теории. Тем не менее все сооружение науки никогда не перестает развиваться. Она, если можно так сказать, вечно находится в ремонте, но в то же время всегда используется»
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
«В экспериментальных работах надо сомневаться до тех пор, пока факты не заставляют отказаться от всяких сомнений»
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего»
«…Мы ставим превыше всего упорный лабораторный труд, как полную поэтической прелести разновидность труда вообще»
«Достоинства человека должны определяться его делами, а не тем, что о нем говорят»
«Во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было с чем двигаться вперед, для того, чтобы было что предполагать для будущих изысканий. Такое предположение является необходимостью в научном деле»
«Только наука учит тому, как добывать истину из ее единственного первоисточника - из действительности»
«Умей работать в коллективе…Уметь работать в коллективе - это в первую очередь правильно воспринимать критику и не стесняться критиковать ошибки другого…»
«…В любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов… нельзя конструировать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опытным путем»
«Если я занимаюсь каким-либо предметом, я сначала произвожу опыты, а потом делаю выводы и строю доказательства. Таков метод, которому надо следовать, изучая явления природы»
«Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики»
«Я не знаю, какого мнения будет свет о моих трудах, я же лично смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и несколько раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным»
«Математика - наука молодых. Иначе и не может быть. Занятие математикой - это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и выносливость молодости»
«Ученые более чем кто-либо могут с уверенностью представить себе всю радость жизни, которую может принести человечеству наука в условиях справедливости и мира»
«…В науках прикладных служить истине не так легко. Тут доступ к правде затруднен не одними только научными препятствиями, то есть такими, которые могут быть и удалены с помощью науки. Нет, в прикладной науке, сверх этих препятствий, человеческие страсти, предрассудки и слабости с разных сторон влияют на доступ к истине и делают ее нередко вовсе недоступною»
«В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают или что мы предполагаем о них сами, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе»
«Два человеческих стремления - к Знанию и Могуществу - поистине совпадают в одном и том же»
«На своем опыте я знаю, какую полноту счастья дает настойчивый научный труд, разрешение загадок, которых еще немало в окружающей нас природе. Какое удовлетворение доставляет сознание, что каждое новое знание открывает новые возможности улучшить жизнь человека, его быт и культуру. Вместе с тем расширяются наши горизонты - недаром сравнивают научное творчество с подъемом на высоту, но подъему нет конца: только вечное стремление вперед движет науку»
«Первое место в моей жизни занимало и занимает научное искание, научная работа, свободная научная мысль и творческое искание правды личностью»
«…Для развития науки требуется в каждую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки»
«…Требовать, чтобы люди отказывались от своих собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными, наделяя их властью обращаться с последними по своему усмотрению, это такие новшества, которые способны довести до гибели республику и разрушить государство»
«Как из ряда слов составляется речь, а из совокупности теней - определенные образы, так из массы постигнутых фактов, состоящих в связи друг с другом, рождается знание в его возвышенном, лучшем смысле» «Нет оружия более сильного, чем знание»
«…Красота и величие человеческого разума в том и состоит, чтобы без отдыха, без передышки, не зная усталости, не страшась опасностей, вечно искать истину, которая вечно от него ускользает»
«В области наблюдательных и опытных наук - в исследовании конкретной реальной природы - натуралист должен - иначе он не может научно работать - принимать реальность мира, им изучаемого, как таковую… Реальность мира есть аксиома научной работы. Ученый вносит здесь лишь поправки, не нарушающие этого основного положения, без которого не может быть научной работы»
«Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий»
«Мои последователи должны опережать меня, противоречить мне, даже разрушать мой труд, в то же время продолжая его. Только из такой последовательно разрушаемой работы и создается прогресс»
«Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении»
«…Задача науки заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению…»
«Настоящий ученый не должен бояться того, что отдельные, наиболее талантливые ученики откроют новые явления природы, разработают новые методы и рядом своих научных достижений превзойдут своего учителя… Такими учениками надо гордиться, так как без этого не может иметь место никакой прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве, ни в литературе»
«Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы. Тайны ее непостижимо глубоки; однако нам, людям, дано все дальше и дальше проникать в них своим взором»
«Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее»
«Нельзя проводить границу между большим и малым, ибо то и другое одинаково важно для единого целого»
«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать»
«Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком»
«Наука вовсе не является коллекцией законов, собранием несвязанных фактов. Она является созданием человеческого разума с его свободно изобретенными идеями и понятиями»
«Науку родили опыт и мысль человечества, она есть свободная сила»
«…С полным устранением гипотезы, т.е. направляющей мысли, наука превратилась бы в нагромождение голых фактов»
«…В науке больше, чем в каком-либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и господства над природой в будущем»
«Гипотезы мы перевариваем в котле наших лабораторий, ими наполнены проекты наших будущих опытов, они стимулируют наши исследования, - вот и все»
«…Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке…»
«…Для материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны»
«Для людей героического духа все обращается во благо, и они умеют использовать плен как плод большой свободы, а поражение превратить иной раз в высокую победу!»
«Научная деятельность только тогда плодотворна, когда она составляет содержание жизни, ее цель»
«Наука - живой организм, которым развивается истина»
«Изучая истину, можно иметь троякую цель: открыть истину, когда ещем ее; доказать ее, когда нашли; наконец, отличить от лжи, когда ее рассматриваем»
«Наука - не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники»
«Что значат самые утонченные материальные наслаждения в сравнении с тем тихим, спокойным, но возвышенным чувством, которое наполняет душу каждого истинно любящего свою науку! Благодарность моя к избранной мной науке не иссякнет до конца моей жизни; я люблю свою науку, как может только любить сын нежную мать; что были бы годы, проведенные мною, если бы в них не было тех сладких мгновений и часов, которые доставляли мне занятия наукою…»
«Всегда для удовлетворения этой потребности будут строиться дворцы-обсерватории и создаваться храмы науки. И техника со своей необъятной мощью будущего всегда будет служить этой потребности»
«Какие науки более свойственны уму человека, чем науки естественные? Они помогают человеку больше всего проникать в действие тех законов, познание которых показывает, как интересны даже самые незначительные явления природы. При помощи этих наук человек находит, по словам поэта: «…язык в деревьях, книгу в ручьях, летописи в скалах и всюду гармонию»»
«Как бы ни были вероятны догадки, склоняющие мое суждение в известную сторону, однако уже одно мое знание того, что это лишь догадка, а не достоверные и несомненные основания, достаточно, чтобы послужить поводом к противоположному суждению»
«Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений»
«Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов»
«Добродетели науки достаточно самой себя; у нее нет желания ни показывать себя, ни блистать; она цветок, привлекающий к себе не взор обыкновенного прогуливающегося человека, а только взор мыслящего естествоиспытателя; надо учиться, чтобы его познать…»
«Ошибки замечать не многого стоит; дать нечто лучшее - вот, что приличествует достойному человеку»
«Теория превращает новые факты в новые истины и новые принципы, стремясь построить все более полную, точную, гармоничную и полезную картину мира»
«…Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания»
«Действительный очаг науки - не томы научных трудов, но живой ум человека, и для того чтобы продвигать науку, нужно направить человеческую мысль в научное русло. Это можно сделать различными способами: огласив какое-либо открытие, отстаивая парадоксальную идею, или изобретая научную фразу, или изложив систему доктрины»
«…Какой счастливой старости может достигнуть ученый, если не увядает в нем страсть к науке, если сумел он завоевать любовь и уважение своих учеников, если с самых первых его шагов один только факел научной истины освещает ему путь, если ложные светильники личных интересов, честолюбия, высокомерия, зависти не сбивают его с пути служения науке, а через нее - народу»
«Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
«Есть кто-то, кто выше ученых, даже гениальных, - это сама наука в ее поступательном, эволюционном движении»
«Мыслящий человек обладает тем удивительным свойством, что туда, где лежит неразрешенная проблема, он любит примышлять образ фантазии, от которого он не может отделаться, даже когда проблема разрешена и истина очевидна»
«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
«Ничто не происходит без достаточного основания»
«Условия экспериментальной работы в современных науках делают коллективную работу полезной и даже необходимой…Самые решающие успехи науки в будущем, так же как они были в прошлом, будут результатом индивидуальных усилий, потому что гениальное прозрение, даже в своей наиболее скромной форме, всегда, по существу, индивидуально»
«Учиться упорно, учиться всегда - вот второе, что я хочу тебе посоветовать»
«…Наука заставила меня любить истину, наука послужила к развитию во мне святой идеи о долге и обязанности до такой степени, что я самое чувство подчинил этой идее и готов умереть хладнокровно, когда этого будет требовать долг, возлагаемый на меня наукой»
«Работа и есть личная жизнь»
«Я черпал силы в оптимизме и уверенности в том, что делаю нужное дело»
«Наука с ее строгим анализом реальных фактов, настойчивыми поисками новых, более совершенных истин и решительной борьбой против осознанных ошибок и предрассудков должна пропитать всю нашу технику, культуру и быт»
«Кто хочет правильно рассуждать, должен уметь освободиться от привычки принимать все на веру, должен считать равно возможными противоположные мнения и отказаться от предубеждений…»
«Для того, чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение ее стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения»
«Теория сама по себе ни к чему. Она полезна лишь поскольку дает нам веру в связь явлений»
«Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах»
«Истинный путь, ведущий длинным, но зато верным способом к теоретическому понеманию сложных явлений, состоит в опыте и измерении отдельных частностей сложного явления»
«Науки только выигрывают, если используют заимствованные друг у друга методы и факты. Каждое такое соприкосновение наук всегда является шагом вперед. Правда, в момент, когда происходит движение вперед, подготовленное другой, родственной наукой, всегда находятся отсталые люди, выступающие с требованием прекратить нарушение незыблемых правил, установленных их наукой»
«Значение исследования заключается часто не столько в том, что оно через гущу леса прорубает совершенно новую дорогу, но и в том, что оно делает просеку проезжей и заставляет всех передвигаться по новому пути»
«Вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления»
«Когда человек хочет узнать - он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни - он выдумывает»
«Истина так нежна, что чуть только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине»
«…Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, неужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба… есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и осознанной цели»
«Творческий элемент заключается в том, чтобы найти другой, более совершенный путь к решению поставленной автором задачи или поставить, исходя из данных опытов, дальнейшую задачу, глубже раскрывающую вопрос, попытаться найти объяснение фактам, оставшимся непонятными автору или не замеченные им»
«…Наука очень много приобрела бы от того, если бы каждый ученый, много лет поработавший над установлением точных знаний, в конце своей жизни уделил внимание и… еще не обоснованным соображениям. Важно лишь при этом то, чтобы эта научная фантазия не отрывалась от действительности, чтобы она была в постоянной связи с этой действительностью»
«Гипотезы и теории, доктрины и схемы во многих областях наук - готовые целые атласы карт. Их бросить - значит надо от пути отказаться. В лесу фактов или в океане мысли одинаково можно заблудиться без теорий и доктрин»
«Многие, прочитав мои труды, будут думать не о том, чтобы убедиться в истинности сказанного мной, а только о том, как бы найти пути для опровержения моих доводов правдой или неправдой»
«Опыт не ошибается, ошибаются только ваши суждения, которые ждут от него то, что он неспособен дать»
«Только тогда, когда является понимание явлений, обобщение, теория, когда более и более постигаются законы, управляющие явлениями, только тогда начинается истинное человеческое знание, возникает наука»
«Чтобы обозреть прогресс науки в целом, полезно сравнить современные проблемы науки с проблемами предшествующей эпохи и исследовать те специфические изменения, которые претерпела та или иная важная проблема в течение десятилетий или даже столетий»
«Ученый уже в ранней молодости должен примириться с мыслью о том, что об окружающем его мире ему суждено знать очень немногое»
«Искусство живет вымыслами, наука - реализует вымыслы… Пора усвоить простейшую и очевидную истину, создаваемую трудом: чем дальше, тем все легче современная техника превращает вымыслы и домыслы, фантазии и гипотезы - в реальности, вооружающие человека в его борьбе за жизнь»
«…История науки не ограничивается перечислением успешных исследований. Она должна сказать нам о безуспешных исследованиях и объяснить, почему некоторые из самых способных людей не смогли найти ключа знания и как репутация других дала лишь большую опору ошибкам, в которые они впали»
«В мире научных идей, как и всюду в жизни, не сразу побеждают прогресс и истина: нужна борьба за них, мобилизация всех сил, нужна большая целеустремленность и энергия, большая уверенность в правоте и вера в победу»
«…Нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке…»
«Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали»
«…Молодость в науке - это прежде всего смелость в постановке новых задач, смелость исканий, смелость в методах их осуществлений. Второе - это влюбленность в науку. С момента, когда эта влюбленность кончается, ученый перестает быть молодым, перестает быть ученым… Третье - это отсутствие самовлюбленности, самодовольства, самолюбования - самых страшных врагов ученого… Четвертое: настоящий ученый должен быть чужд ревности и зависти. Кто решил трудную задачу, кто создал новую замечательную теорию, в конце концов вопрос второстепенный. Радость от того, что задача решена, всегда превосходит у молодого духом ученого мелкую досаду по поводу того, что это не пришлось сделать ему самому или его коллективу. Весть о крупном успехе другого должна вызвать желание сделать новые, более трудные вещи…»
«Чем скорее мы убедимся в неограниченных возможностях науки творить добро - и не в каком-то далеком будущем, а сегодня и завтра, - тем скорее народы мира отвергнут ложный и губительный путь, который ведет к войне и разрушению»
«Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией»
«…В науке принято доказывать утверждаемое»
«Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем»
«Вся моя жизнь состояла из размышлений, вычислений, практических работ и опытов»
«Идти к великим изобретениям, исходя от самых ничтожных начал, и видеть, что под первой и ребяческой внешностью может скрываться удивительное искусство, - это дело не дюжинных умов, а под силу лишь мысли сверхчеловека»
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам»
«Ученый должен из чувства патриотизма развивать свои идеи и просвещать сограждан в отношении роли науки, которая должна служить освобождению человека, а не накоплению личных прибылей. Если ученый не имеет элементарной храбрости, то как оправдает он свое присутствие в лаборатории? Это политика, скажут мне. Но политика - это прекрасная вещь, которую хотят дискредитировать из дурных намерений»
«Никто так не ошибался в своих предсказаниях, как пророки ограниченности человеческого знания»
«Наука давно перестала чуждаться жизни и написала на своем знамени «посев научный взойдет для жатвы народной»»
«Труд меня молодит и возвращает к юности. Ученый, избегающий молодежи, - живой труп»
«Счастье моей жизни состоит в том, что наука и знание помогли мне создать противогаз, спасший многие тысячи наших воинов»
«…Мы ставим превыше всего упорный лабораторный труд, как полную поэтической прелести разновидность труда вообще»
«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача»
«Может быть, мы обязаны науке больше, чем какому-либо другому виду человеческой деятельности, возникновением чувства необходимости коллективных усилий»
«Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен только принимать леса за здание»
«Меня не оставляет мысль о том, что уже сейчас наука близка к осуществлению проекта, который принесет человечеству либо небывалое несчастье, либо неслыханную пользу»
«Истина есть высочайшая действительность и высочайшее благо; только одна она дает действительное, а не воображаемое счастье»
«Творчество человека вообще, а следовательно, и ученого, не первичное, неразложимое свойство, а итог двух более элементарных свойств: изумительной производительности воображения (в свою очередь - результата колоссальной наболюдательности и памяти) и не менее изумительно тонкой и быстрой критической способности»
«…Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение»
«…Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего»
«Не должно принимать в природе иных причин, сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений. Ибо природа проста и не роскошествует излишними причинами»
«Умственная сила никогда не успокоится, никогда не остановится на познанной истине, но все время будет идти вперед и дальше, к непознанной истине!»
«Нет пределов фантазии, нет границ проникновению разума, нет пределов технической мощи, побеждающей природу»
«Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности»
«Ученый во всем должен быть абсолютно честен. Малейшее отклонение от этого качества является, на мой взгляд, тягчайшим преступлением»
«Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину»
«Работать для науки и для общих идей - это-то и есть личное счастье»
«Чтобы вполне правильно вести научную работу посредством систематических опытов и точных демонстраций, требуется стратегическое искусство»
«…Какова сила истины: в то время как вы пытаетесь ее опровергнуть, самые ваши нападки возвышают ее и придают ей большую ценность»
«На уровне самого высокого творчества процесс созидания представляет собой не что иное, как глубочайший критицизм»
«И всего поучительнее признать, что даже единоличные предложения или гипотезы, оказавшиеся затем неверными, не раз давали повод к важным открытиям, увеличивавшим силу наук, а это оттого, что только общее, уму представляющееся как истина, т.е. гипотезы, теории, доктрины, дает то упорство, даже упрямство в изучении, без которых бы и не накопилась сила»
«Техника давно познала высокую цену науки и ее влиянию обязана своим современным блестящим развитием»
«…Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага. Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком»
«Моя вера - эта вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки. Я верю, что человеческий разум и его высшее воплощение - наука - избавят род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в жизни людей. Эта вера давала и дает мне силы и помогает вести свою работу»
«Только тот, кто может подняться над самим собой, способен понять величие науки»
«Нам кажется почти невозможным без естествознания воспитать мощное умственное развитие, никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду и, что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы; им бы мы начали воспитание для того, чтобы очистить отроческий ум от предрассудков, дать ему возмужать на этой здоровой пище и потом уже раскрыть для него, окрепнувшего и вооруженного, мир человеческий, мир истории, из которого двери отворяются прямо в деятельность…»
«Научное знание одного смиряет опасного слугу, силу природы, и направляет его, куда захочет. А основы этого знания слагаются из фактов, между которыми никогда нет ни одного, которым бы пренебрегла наука. Факт, сегодня кажущийся мелочным, одиночным и не имеющим значения, завтра в связи с новыми открытиями, может сделаться зерном новой плодотворной отрасли знания»
«Наука может выполнить свою истинную роль только в Республике Труда»
«Уметь работать в коллективе - значит быть принципиальным, уметь всегда предпочесть большие интересы коллектива своим личным…»
«Для естественника факт, правильно наблюденный, точно описанный и продуманно сопоставленный, составляет основу работы и является залогом успеха»
«Будущее науки и техники нельзя полностью предсказать, но отдельные его элементы, тенденции развития могут и должны быть проанализированы. Лучше быть частично зрячим, чем полностью слепым»
«Кто делает науку целью своей жизни, тот делает и добродетель своей целью…»
«Отыскать же единое неизменное и общее в изменяемом и частном составляет основную задачу познания»
«Там где наука является тайной в руках избранного меньшинства, она неизбежно связана с участием в прибылях правящих классов и оторвана от понимания и вдохновения, исходящего из нужд и способностей людей»
«Наука есть не что иное, как отображение действительности»
«Не истины науки трудны. А расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама…»
«Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет упорядоченную и познаваемую сущность»
«…Нет фантазии, которую воля и разум людей не могли бы превратить в действительность»
«Стремление к истине - единственное занятие, достойное героя»
«Ответственность ученого, сделавшего открытие, не более, чем у других, работающих в этой области, поскольку всякое открытие является результатом работы многих исследователей, подготавливающих это открытие и остающихся часто неизвестными истории»
«Ученые те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают»
«Когда новое только что родилось, старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни»
«Когда какое-нибудь явление можно описать как частный случай какого-нибудь общего, приложимого к другим явлениям принципа, то говорят, что это явление получило объяснение»
«Наука - это итог положительных знаний о действительности, о том, что есть, откуда - естествознание»
«…Факты, не объяснимые существующими теориями, наиболее дороги для науки, от их разработки следует по преимуществу ожидать ее развития в ближайшем будущем»
«Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения»
«Всякий великий человек является единственным в своем роде. В историческом шествии ученых у каждого из них своя определенная задача и свое определенное место»
«Человек и наука - два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга»
«…Наука все более и более влияет на политику, в первую очередь на экономику. И если возможны острые сравнения, я бы сказал следущее: между наукой и политикой такие же взаимоотношения, как между начальником штаба и командиром. Вероятно, в жизни грядущего общества именно по этому принципу будет определено место науки»
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
«Воображение, это великий дар, так много содействовавший развитию человечества…»
«Наука как нечто существующее и полное является наиболее объективным и внеличным из всего, что известно человеку»
«В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии»
«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно»
«Ученый без дарования подобен тому бедному мулле, который изрезал и съел Коран, думая исполниться духа Магометова»
«Гений - это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете»
«Серьезное отношение к дилетанству и механическое занятие наукой превращается в педантизм»
«Установить научную теорию - это серьезная научная заслуга; предсказать факт на основании готовой теории - это то, что доступно каждому химику и что требует нескольких часов времени; Но фактическое доказательство или опровержение такого предсказания потребует целых месяцев, иногда годов физических и умственных усилий»
«Советский ученый не может забыть, что он работает для народа и что научная истина не самоцель, а верный путь к подъему культуры, к овладению силами природы на благо народа. Поэтому, приобретая знания, ученый несет их своему народу, поэтому он растит новые кадры и стремится к тому, чтобы его ученики знали больше и умели работать лучше, чем он»
«Эксперимент никогда не обманывает, обманчивы наши суждения»
«Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта. Лежит в основе всего естествознания»
«Уверенности ничто не дает, кроме истины. Но зато ничто, кроме искреннего искания истины, не дает успокоения нашему сознанию»
«Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней…»
«За последние пятьдесят лет научное исследование превратилось из роскоши в необходимое условие существования»
«Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого»
«Сегодня наука открывает перед человечеством межзвездные пространства, и уже тепрь можно предвидеть, что сможет совершить оно в будущем в этой области»
«…Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага»
«Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов»
«…Метод - самая первая, основная вещь… От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе… Метод держит в руках судьбу исследования»
«Чтобы плодотворно заниматься наукой, мне прежде всего нужно иметь возможность обмениваться мыслями с другими учеными»
«…История идей есь история смены и, следовательно, борьбы идей»
«Мудрость есть дочь опыта»
«Я непоколебимо верю, что наука и мир восторжествуют над невежеством и войной»
«Наука - сила!»
«…Только при посредстве теории знание, слагаясь в связное целое, становится научным знанием; стройное соединение фактического знания составляет науку. Но как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине»
«Подлинная оценка человека состоит в том, в какой степени и в каком смысле он смог добиться освобождения от своего «я»»
«Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания»
«…Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»
«Невежество - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу»
«На каждом этапе развития человечества мы встречаемся с одной и той же тенденцией к преувеличению значения уже полученных результатов и с верой в то, что эти результаты являются «ключом к познанию всех тайн вселенной»»
«Ученый должен быть человеком, который стремится выслушать любое предположение, но сам определяет, справедливо ли оно. Внешние признаки явлений не должны связывать суждений ученого, у него не должно быть излюбленной гипотезы, он обязан быть вне школ и не иметь авторитетов. Он должен относиться почтительно не к личностям, а к предметам. Если к этим качествам еще добавится трудолюбие, то он может надеяться приподнять завесу в храме природы»
«…Разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу»
«Наука является самой лучшей, прочной, самой светлой опорой в жизни, каковы бы ни были ее превратности»
«Смерть - это неважно. Если другие мыслят также, как я, они найдут проложенные мною пути. Значит, я существую»
«…Односторонний специалист есть либо грубый эмпирик, либо уличный шарлатан»
«В процессе научной работы важны две вещи: видеть большое в малом и малое в большом» «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза»
«Из всех гипотез…выбирайте ту, которая не пресекает дальнейшего мышления об исследуемых вещах»
«У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука»
«…Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»
«Я считал своим долгом посвятить свою жизнь в равной степени науке и справедливости»
«Достоинство хорошей методы состоит в том, что она уравнивает способности; она вручает всем средство легкое и верное»
«Всякое начало трудно, - эта истина справедлива для каждой науки»
«…Именно потому, что я знаю, что может дать миру наука, я буду продолжать свои усилия, чтобы заставить ее служить счастью людей» Наука - это систематизированное знание об окружающем мире, которое отражает его самые главные стороны. При помощи науки человек сегодня может жить максимально комфортной жизнью. Стремление к истине всегда было заложено в людях. Однако науке пришлось пройти немало препятствий, прежде чем человек смог наслаждаться ее плодами. Например, в эпоху Средневековья уровень прогресса замедлился из-за того, что научные исследования попали в зависимость от церкви. Научное знание помогает сделать лучше как духовную, так и материальную сторону человеческой жизни. Как же высказывались о науке великие люди? Мысли гениевА. С. Пушкину принадлежит высказывание, которое можно в полной мере отнести к цитатам о науке. Знаменитый русский поэт говорил: «Следовать за мыслями великого человека - наука самая занимательная». Действительно, гении и великие люди всегда привлекали внимание общества своим необычным образом мыслей, умением решать нестандартные задачи. Психологи в течение многих десятилетий пытались отследить и систематизировать особенности мышления великих людей. Замечать закономерности мыслительного процесса умного и образованного человека означает самому учиться мыслить творчески, нестандартно, а значит, и более эффективно решать новые проблемы. Наука - великий трудС. Л. Соболеву принадлежит еще одна замечательная цитата о науке: «Вся научная работа на 99 процентов состоит из неудач, и, может быть, только один процент составляют удачи». Подтверждением этому высказыванию служат биографии многих великих ученых прошлого и современности. Наука является очень тяжелым трудом, который требует упорства и настойчивости. Без этих качеств добиться успеха невозможно. Хорошей иллюстрацией к этому также служит история изобретения лампочки Томасом Эдисоном. Этот ученый получил известное прозвище - «самоучка из Америки». Сложно поверить в этот факт, однако великий исследователь не проучился ни одного года в школе. Большинство преподавателей считало его глупцом, склонным к необоснованным мечтам. Выносливость - залог успехаВо время работы над изобретением лампы накаливания Эдисон демонстрировал настоящие чудеса выносливости - один раз он не спал 45 часов кряду. Здесь справедлива цитата о науке А. Ф. Иоффе: «Задачу решает не тот, кто наслаждается частичным успехом, а исследователь, добивающийся полноценного результата». Как еще Эдисон проявлял свою настойчивость в научных изысканиях? Общеизвестный факт: ученый перепробовал порядка шести тысяч различных материалов, чтобы найти оптимальный для нити накаливания. В конце концов настойчивый изобретатель остановился на наиболее подходящем - японском бамбуке. О работе умаИсаак Ньютон говорил: «Я постоянно держу в уме предмет своего исследования и настойчиво жду того момента, пока первый проблеск понемногу полностью превратится в блестящий свет». Психологи, исследующие особенности ума великих ученых и изобретателей, постепенно пришли к выводу: постоянное напряженное наблюдение за объектом своего исследования рано или поздно приводит к тому, что в уме ученого словно загорается лампочка. «Эврика!» - каждый помнит это восклицание Архимеда, когда он после длительных размышлений смог наконец открыть свой знаменитый закон. всегда начинается с творчества внутри разума. Каждое ремесло осваивается только при помощи длительной и напряженной тренировки - и в этом высказывание Ньютона как нельзя справедливо. Наука должна быть полезнойЛуи Пастеру принадлежит следующая цитата о науке: «Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий». Действительно, если научное достижение не приносит пользы человечеству, то оно оказывается совершенно бесцельным. Для чего необходимо изобретение, если с его помощью нельзя решать существенные проблемы, излечивать больных людей, решать научные задачи? К сожалению, во многих науках существуют целые области исследований, которые не решают никаких задач. Конечно, некоторые могут возразить, что не решают прикладных задач такие сферы человеческого познания, как философия, математика. Непосредственно они не оказывают влияния на реальный мир - ни одно квадратное уравнение еще не помогло больному вылечиться от смертельной болезни. Однако с их помощью становится возможным развитие других наук. Нильс Абель говорил: «Математика для ученого - то же самое, что и скальпель для анатома». Нужны ли гуманитарные науки?Известна цитата о принадлежащая М. Фуко: «Гуманитарные науки обращаются к человеку постольку, поскольку он живет, говорит, производит». Действительно, полноценное знание об окружающем мире нельзя получить только при помощи точных наук, несмотря на их важнейшую роль. Однако гуманитарное знание позволяет понимать природу человека, управлять социальными процессами, делать общество более стабильным. Цитаты о естественных наукахУченый Л. Больцман говорил: «Целью естественных наук является раскрытие сил природы». Действительно, все естественнонаучные исследования направлены на то, чтобы выявить истинные закономерности, движущие природными силами. Такими науками являются физика, химия, биология и другие. Цитаты о науке великих людей помогают понять, что важно для этого рода познания. Например, академик Д. С. Лихачев предупреждает: «Главный враг науки - наукообразность». Поэтому необходимо стремиться не к видимости получения знаний, а к обретению истины. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги