Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Что такое определение и обстоятельство. Второстепенные члены предложения |
Все зависит от вопроса. Если можно задать НЕ падежный вопрос (например, не "от чего?", а "как?") - значит, обстоятельство. Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения. (Из справочника) Во фразах "от речки" и "на деревьях" их существительные являются дополнениями предлогов "от" и "на". Существительные, управляемые предлогами, являются дополнениями этих предлогов. Глагол "налететь" - совершенный, по смыслу он может быть с дополнением (налететь на...) и без дополнения (С улицы налетело много пыли. Налетел ураган). По этой причине "от речки" не является дополнением глагола "налететь". Этот глагол его не требует по смыслу. Является ли "от речки" дополнением существительного "ветер"? Нет. Ветер - не отглагольное существительное. Отглагольные существительные иногда имеют/требуют дополнения: сдал город -> сдача города. Так что фраза "от речки" - обстоятельство, не восполняющее никакой смысловой недостаточности никаких других слов. Ни слово "ветер", ни слово "налетел" не требуют этой фразы по смыслу. Она всего лишь выражает пространственную, временную или тематическую рамку обозначаемого в предложении события "налетел ветер", его причину, условие, цель и т.п. Чем является "на деревьях" - определением, обстоятельством или дополнением, зависит от смысловой нагрузки, имхо. Если говорящий эту фразу может двигать (На деревьях листья пожелтели. Листья пожелтели на деревьях.), сохраняя при этом смысл сказанного, то это обстоятельство. Имеется в виду, что листья пожелтели, когда они были ещё на ветке, а не после того, как они облетели. Если "листья на деревьях" - смысловой эквивалент фразы "листья деревьев пожелтели", то "на деревьях" - определение существительного "листья", точно так же, как "деревьев" - определение существительного "листья" во фразе "листья деревьев". "На деревьях" и "деревьев" - определение, потому что и без него слово "листья" имеет полноценное словарное значение. Мы лишь уточняем о каких листьях идет речь - листьях деревьев, кустарников, травы и т.п.. "Листья" не нуждается в дополнении, ибо это не отглагольное существительное. Конечно, если вам для ребенка, то статья по ссылке слишком лаконична и "техническая". Главный вопрос, который вы задаете, - это как отличить обстоятельство от дополнения. Если ребенок уже научился выделять подлежащее и сказуемое, то объяснение такое: Дополнение нужно для понимания глагола (сказуемого), без него смысл глагола непонятен. Дополнение завершает глагол. Оно - часть его смысла. Коршун налетел на цыпленка. "на цыпленка" завершает смысл глагола налететь. Оно - дополнение глагола/сказуемого налетел. "Автомобиль налетел на тумбу". Невозможно сказать "Коршун налетел". "Автомобиль налетел". Нужно дополнение. Если дети уже изучают предлоги, то дополнение нужно для завершения смысла предложной фразы: с [речки], на [дереве]. Никто не говорит "С налетел ветер", "Листья на пожелтели", "Автомобиль налетел на.", "Коршун налетел на." Итак, дополнение дополняет одно слово, одну часть предложения. И это слово управляет дополнением. Обстоятельство всего лишь поясняет в с е предложение, подлежащее вместе со сказуемым. Обстоятельство можно убрать или поставить в предложении куда угодно - в начале, середине, в конце. Без разницы. Предложение это не испортит, смысл события останется понятным: налетел ветер, листья пожелтели. Дополнение дополняет одно слово и оно обязательно. Без него получится не по-русски. Оно управляется глаголом или предлогом, идет после глагола или предлога. Обстоятельство необязательно, стоит где угодно и характеризует все предложение, подлежащее вместе со сказуемым, СОБЫТИЕ. Само по себе подлежащее со сказуемым прекрасно себя чувствует и без упоминания обстоятельств. Смысл события будет понятен и без уточняющих его обстоятельств. Налетел ветер. Листья пожелтели. Так что в ваших примерах фразы "от речки" и "на деревьях" - это обстоятельства. Их можно убрать или поставить в предложении где угодно и все будет все равно по-русски и вполне понятно. Но внутри этих предложных фраз существительные "речка" и "деревья" являются дополнениями предлогов "от" и "на". Без них предложная фраза некомплектна, не имеет полного смысла. Проверка: От налетел ветер. Листья на пожелтели. Когда детям дают тесты, то они на какую-то часть грамматики, какую-то подтему. Чтобы назвать оба ваши примера тестами на дополнение, нужно чтобы дети уже изучили предложные дополнения. В противном случае, эти тесты учат детей вычленять обстоятельство, двигать его внутри фразы, убирать его вовсе из фразы и видеть, что смысл события при этом остается неизменным и вполне понятным. А подскажите пожалуйста разбор этого предложения по вашей схеме. Сергей, когда вы разбираете предложения, ищете члены предложения, то различайте уровни анализа. Членами предложения могут быть отдельные слова, фразы или даже предложения внутри предложения. - На бревне
, в воду
- это обстоятельство или дополнение? Их можно как убрать совсем, так и переместить внутри предложения. Лежит кот, опустил лапу. В данном случае "опустил лапу" понятно будет только в контексте бревна, конечно, или какого то другого предыдущего предложения. Это потому, что голову можно опустить просто так, а лапы и так ниже всех, их опускают с положения свыше, с какой-то поверхности на более низкую поверхность. На бревне лежит кот, в воду лапу опустил/лапу в воду опустил . Это перемещение фраз внутри предложения окончательно доказывает, что мы имеем дело с обстоятельствами. Дополнение невозможно отодрать от глагола, оно всегда хвостом идет за за ним, никогда не идет впереди глагола. Фразы
на бревне
и в воду
- обстоятельства. Они характеризуют действие, происходящее в предложении. Они - признаки действия. Второстепенные члены предложения - одна из самых сложных тем в русском языке. С другой стороны, всё подчиняется простым правилам, разобраться в которых очень легко. Что такое определение, дополнение и обстоятельство в русском языке, как обнаружить их в предложении и при каких условиях они выделяются запятыми? Узнаем. Немного теорииДополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему. Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого? ) на вошедшего; подарил (кому? ) ему; я купил (что? ) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными. В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего? ) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего? ) чая). Все остальные дополнения являются косвенными. Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "какой?", "чей?" Может являться любой частью речи, главное - описательные функции. Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая? ) синяя, лес (какой? ) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?) набекрень, в доме (каком? ) из дерева)). Обстоятельство в русском языке - самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда? ) домой), время (встретимся (когда? ) завтра), образ действия (говорить (каким образом? ) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия). В синтаксическом разбореУдивителен русский язык: дополнение, определение, обстоятельство являются не только второстепенными членами, поясняющими главные, но и помогают выполнить синтаксический разбор. Если в предложении есть обстоятельство, но нет сказуемого, которое оно поясняет, смело можно говорить о неполном двусоставном предложении (я (куда? ) домой - пропущен глагол "иду"/"пошёл", поэтому и неполное). Дополнение и определение, в свою очередь, поясняют подлежащее, поэтому предложение, в котором нет сказуемого, но есть эти второстепенные члены, может быть и назывным ("Раннее утро" ). Но здесь важно запомнить, что определение-прилагательное, стоящее после существительного, автоматически превращается в сказуемое, т. е. предложение «Золотая осень» будет являться распространённым назывным, а «Осень золотая» - двусоставным. Выделяем запятымиНо вернёмся к обособлению таких членов, как дополнения и обстоятельства. Русский язык устроен так, что они нечасто отделяются запятыми от основного предложения. Более того, можно говорить о том, что дополнения практически никогда не выделяются.
Не выделяется обстоятельство в русском языке:
ЗаключениеОбособленные дополнение, определение и обстоятельство в русском языке - совсем несложная, но очень полезная и, признаться, часто встречающаяся тема. Понимание правил позволит без труда выполнять задания любой сложности, связанные с выделением второстепенных членов предложений запятыми. Сегодня, я расскажу вам о таком понятие как «Второстепенные члены в предложении». Начну я с второстепенных членов под названием «Дополнение». Дополнение в русском языкеДополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта. Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными. Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них. Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог. Например: Построить (что?) здание Починить (что?) компьютер Поцеловать (кого?) маму Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях: 1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом А.Съесть суп не съесть суп В.Заработать не заработать 2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть Например А.Купить хлеб купить хлеба Б.Выпить молоко выпить молока В.Отсыпать рис отсыпать риса Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия. Обстоятельство в русском языке: 7 видовОбстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие. Существует 7 видов обстоятельств: 1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия) А.Работать с утра до вечера В.Уйти поздно 2.Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего) А.Двигаться влево В.Жить в лесу 3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего) А.Дважды выстрелить В.Триста тридцать два килограмма 3.Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия) А.Отвечать чётко В.Жить спокойно 4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия) А.Не прийти из за болезни В.Проспать из за кино 5.Обстоятельство цели (указывает на цель) А.Ехать отдыхать В.Прийти учиться 6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия) А.Не приехать из-за снегопада В.Не плавать из-за холода 7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается) А.Ехать вопреки воли В.Несмотря не на что прибежать первым Определение: согласованные и несогласованныеОпределение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные: 1.Согласованные определения - согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным. Приложения рассматриваются обычно как разновид-ность определения. Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой , то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена - к другому и т.д. Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев). Грамматическая основа - лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев . Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы. Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев). Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: В данном предложении две грамматические основы: 1 - я убедился ; 2 - мы ожидали . Значит, предложение сложное. С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки. Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения. Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом: Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации. Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.
Обратите внимание! К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным. Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки . Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки . Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов. «Господа и слуги»Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга. Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания. Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно». Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней. Вопросы определения, дополнения, обстоятельства
Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов. Характеристика определения, примерыПо вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.
При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой. Специфика обстоятельствГруппы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки. Обстоятельства местаОни характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?
Обстоятельства времениОни характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».
Обстоятельства целиОни поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.
Обстоятельство причиныОно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого
Обстоятельства образа действияОни описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.
Обстоятельства сравненияК ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.
Обстоятельства условия и уступкиПервое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.
При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир». Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями. Примеры дополнений
При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками. Место и роль второстепенных членов предложенияВторостепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги