Главная - Очистка воды
Анализ стихотворения Сологуба «Чертовы качели. Анализ стихотворения Сологуба «Чертовы качели Качает черт качели сологуб анализ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Тирлянский

Анализ стихотворения

Ф. Сологуба «Чёртовы качели».

Выполнила ученица 10 класса

Прусакова Дарья Александровна.

Руководитель учитель

Русского языка и литературы

Шерстнева Марина Валерьевна.

2017-2018

Писательская судьба Ф.Сологуба (Ф.К. Тетерникова) необычна и нелегка. Когда он по-настоящему вошёл в литературу, ему было уже за сорок. За плечами – долгие годы житейских лишений, напряжённой работы и непризнания, тяжкие обиды, груды ненапечатанных произведений. Математик по образованию, долгие годы преподававший этот предмет в школе, он спокойно, методично, ровным тихим голосом доказывал, что жизнь ужасна, зла, беспощадна, что существование в этом мире нестерпимо,что жизнь - только медленное приготовление к неизбежной смерти. Искусство не может научить, как жить, оно способно быть глашатаем правды, зато ему доступна утешительная, красивая ложь: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из неё сладостную легенду, ибо я – поэт».Рассмотрю одно из известных стихотворений Ф. Сологуба «Чёртовы качели», написанное в 1907 году.

После прочтения меня сразу захватила мрачная фантастика, гротеск стихотворения, поразили образы – символы: чёрт (черти) – символическое олицетворение тёмных сторон земного бытия, перед которыми бессилен лирический герой. Качели, которые раскачиваются «вперёд-назад»,- это однообразная бессмысленная жизнь человека. Герой – жалкая игрушка в руках бесовских сил, вырваться из которых, изменить свою жизнь он не может.

В стихотворении много эпитетов, метафор, поражащих воображение. Каждое из этих средств порождает цепочку ассоциаций, характеризующих предмет изображения: доска – «шатучая», «стремительная»; рука чёрта – «мохнатая», «грозящая». Сильное впечатление производят глаголы, передающие не действие, а нарастающее ощущение безысходности: «держусь, томлюсь, качаюсь, хватаюсь, мотаюсь».

Интересно использование разнообразия поэтических форм: среди строф- четверостиший, написанных трёхстопным ямбом с перекрёстной системой рифм, обращают на себя внимание вторая и четвёртая строфы. Это шестистишия, где рифмуются первая – четвёртая –пятая и вторая-третья- шестая строки. Меняется и ритм: трёхстопный ямб с пиррихиями во втором и четвёртом стихе резко прерывается одинаковыми строками, написанными двустопным ямбом. Удлинённая строфа сильнее передаёт тяжесть, суетность и однообразие бессмысленной жизни. Ощущение безысходности жизни и неотвратимости смерти усиливается также пятой и шестой строфами, где повторяются, варьируются одни и те же слова, строки и приёмы (прямая речь).

Обращусь к фонетике стихотворения. Мрачный колорит усиливается использованием аллитерации на «ч» (в названии стихотворения уже данный приём используется « Ч ёртовы ка Ч ели») ,третья строка полностью инструментована этим звуком («Ка Ч ает Ч ёрт ка Ч ели»). Затем через всё стихотворение проходят звуковые сочетания: «ч»-«с» - «ш»-«х» - «з».

Таким образом внешняя простота стихотворения скрывает ясность, совершенство и разнообразие форм, мастерски передающих излюбленные мотивы поэзии Ф. Сологуба: бессмысленность и однообразие жизни, неотвратимость смерти, власть над человеком тёмных мистических сил.

е.а.панова «Интимное стало всемирным»

Москва (Ф. Сологуб. «Чертовы качели»)

Стихотворение Федора Сологуба «Чертовы качели» (1907) И. Анненский назвал «одной из лучших его пьес»1. Действительно, мастерство поэта («наиболее чистого представителя у нас символизма», по определению М.Кузми-на2) проявилось здесь в полной мере. За внешней простотой языка, обшей «понятностью» и ясностью символики ошушается искусность построения и изысканность стиха, которая, однако,

не лежит на поверхности, а открывается лишь при внимательном чтении. «Не только ничего показного нет в стихах Сологуба, - отмечал В.Брюсов, -но их музыку надо ловить, вслушиваясь в них чутко; красоту линий его образов надо пристально высматривать»3.

Прочитаем не спеша и внимательно стихотворение и проследим, как ключевой образ развертывается в тексте.

Чертовы качели

В тени косматой ели Снует с протяжным скрипом

Над шумною рекой Шатучая лоска.

Качает черт качели и черт хохочет с хрипом

Мохнатою рукой. Хватаясь за бока.

Качает и смеется, Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад, Вперед, назад.

Вперед, назад. Вперед, назад.

Доска скрипит и гнется, Хватаюсь и мотаюсь,

О сук тяжелый трется И отвести стараюсь

Натянутый канат. От черта томный взгляд.

"Анненский И. О современном лиризме // Сологуб Федор. Собр. соч.: В б т. - М„ 2003. - Т. 7 (доп.). - С. 523.

2 Кузмин М. Сумеречная Дульцинея // Сологуб Федор. Указ. соч. - Т. 5. - С. 663.

Панова Елена Алексеевна, кандидат фияол. наук, преподаватель вуза.

J Брюсоо D. Федор Сологуб. Как поем // Брюсов В. Собр. соч.: В 2 т. - Т. 2. - С. 302. -М., 1987.

Над верхом темной ели Хохочет голубой: «Попался на качели. Качайся, черт с тобой».

В тени косматой ели Визжат, кружась гурьбой: «Попался на качели. Качайся, черт с тобой». Я знаю, черт не бросит Стремительной доски.

Заглавие стихотворения включает существительное, которое в словарях дается как однозначное («подвешенная к перекладине доска, раскачивающаяся, ритмически взлетающая вверх и вниз, когда ее приводят в движение») и обозначает конкретный предмет. Однако зависящее от него прилагательное сразу же создает семантический сдвиг и переводит все словосочетание в иную смысловую плоскость, предполагающую скорее небуквальное, чем буквальное понимание. При этом само прилагательное одновременно реализует два значения: прямое (притяжательное) и переносное (качественное), которое «употребляется для выражения крайне отрицательной оценки кого-, чего-л.» (MAC) (ср. бранно-оценочное выражение чертова жизнь).

Прямое значение прилагательного «тянет» за собой мифологическую линию и связанные с ней ассоциации (черт - один из представителей низшей демонологии, нечистой силы, всегда воплощающий злое начало5), дает установку на условность, ирреальность и является сигналом к восприятию символического смысла стихотворения. В результате в значении слова качели также обнаруживается переход от реалии к тропу, когда за конкретным обнаруживается отвлеченное и общее, универсальное.

Что касается тональности, в которой может быть прочитано заглавие (а следовательно, и все стихотворение), то она тоже оказывается неоднозначной. С одной стороны, здесь можно усмотреть фатал ьно- псссим истичес кое настрое н ие: «...качели оказываются аллегорией жиз-

4 Цит. по изд.: Сологуб Ф. Стихотворения. - Л., 1975.

5 См. об этом: Славянская мифология: Эн-

циклопедический словарь. - М„ 1995.

Пока меня не скосит Грозящий взмах руки. Пока не перетрется, Кругяся, конопля. Пока не подвернется Ко мне моя земля. Взлечу я выше ели, И лбом о землю грах. Качай же, черт, качели, Все выше, выше... ах!4

ни, которая находится в руках не Бога, а черта»6. С другой стороны, возможно и иное понимание, которое находим у современников Сологуба: «...оно лукаво, вот и все» (И. Анне не кий). А Блок предупреждал: «Смешон, кто примет песни Сологуба за жалобы. Никому не станет жаловаться чаровник-Сологуб, иронический "русский Всрлен"»7. Иными словами, в названии заложены два эмоциональных ключа для восприятия текста: серьезно-пессимистический и иронический (или, точнее, трагико-иронический).

Таким образом, можно сказать, что заглавие стихотворения, по сути, каламбурно: оно совмещает в себе бук-зальное (прямое) и небуквальное (иносказательное) значения, реальное и ирреальное, серьезность и иронию и настраивает на языковую игру, побуждая читателя к поиску разных смыслов.

Эта игра разными значениями слова и становится семантическим стержнем всего стихотворения. Текст строится гак, что почти каждое слово, каждый образ обнаруживает свою полисеман-гичность и при этом каждое из значений находит поддержку в развитии словесного плана стихотворения.

Проанализируем сначала тот словесный пласт в тексте, который связан с заглавием различными видами повтора. Здесь можно выделить полный лексический повтор (качели - 4 раза), словообразовательный повтор (черт - 7 раз, качать (в разных формах) - 6 раз), тематический повтор (доска - 3 раза, канат, конопля), синонимический повтор (качаюсь - мотаюсь).

6 Хольтхуэен И. Федор Сологуб (перевод с нем.) // История русской литературы: XX век. Серебряный век. - М., 1995. - С.297.

" Влок Л. Ирония // Блок А. Соч.: В в т. - Л., 1982. - Т. 4. - С. 103.

Благодаря повторам разного типа образ раскачивающихся качелей является сквозным и присутствует в каждой строфе. Этот центральный для стихотворения образ также двупланов. С одной стороны, его значение вполне конкретно, что поддерживается детализированным и подробным описанием предмета:

Доска скрипит и гнется, / О сук тяжелый трется / Натянутый канат; Вперед, назад; Снует с протяжным скрипом / Шатучая доска; Пока не перетрется, / Кругяся, конопля.

С другой стороны, почти каждая реальная деталь обнаруживает и свою иносказательную сторону. Так, строки О сук тяжелый трется / Натянутый канат и Пока не перетрется, / Крутя-ся, конопля (ожидание обрыва веревки, на которой подвешено сиденье качелей) явно ассоциируются с фразеологизмом оборвать нить жизни = умереть) и, вводя мотив смерти-, наполняют конкретный образ символическим смыслом. (Это перекликается и с глаголом скосит в предложении Пока меня не скосит / Грозящий взмах руки; одно из значений этого глагола «губить, убивать»; ср. ассоциации с традиционным (фольклорным) образом смерти с косой.)

Формула черт с тобой тоже двусмысленна и перекликается с двумя значениями прилагательного из заглавия. Дословное значение этого выражения поддержано в тексте строкой И знаю, черт не бросит... и связано с идеей роковой предопределенности человеческой судьбы, ее зависимости от чьей-то чужой воли, от неведомых ей враждебных сил, грозящих гибелью (ведь качели раскачивает черт). Однако фра-зеологизированное значение, присущее этому бранно-просторечному выражению («выражение желания отделаться, отвязаться от кого-чего-н., не обращать более внимания на кого-что-н., в знач.: нет дела до кого-чего-н., пусть кто-что-н. пропадет, отстанет и т.п.»9), ан-тонимично буквальному и преломляет эмоциональную перспективу, пере-

8 Примечательно, что п книге стихов «Пламенный круг» (1908) Сологуб поместил это стихотворение в разделе «Сеть смерти», тем самым обозначив сю основную тему, хотя слово смерть ни разу не встречается в тексте.

ключая ее в тональность горькой иронии (или самоиронии). Черт с тобой -это семантический центр стихотворения, к которому ведут и из которого исходят все смыслы иносказаний (не случайно это выражение дважды повторяется, причем в соседних строфах, которые, в свою очередь, выделяются в тексте благодаря высокой степени концентрации в них синтаксического параллелизма и почти дословных совпадений).

Таким образом, обе эмоционально-смысловые линии, заданные заглавием, одновременно присутствуют в тексте, а все стихотворение представляет собой символ, развернутый в миф («трагический миф о жизни... как бы реализующий бранную формулу "чертова жизнь", "черт с тобой""»10).

Образ черта, как и все другие образы, характеризуется двойственностью. Это и наглядно нарисованный антропоморфный персонаж (нечто из плоти, если можно так выразиться), которого мы видим (качает... мохнатою рукой; хватаясь за бока) и слышим (смеется; хохочет с хрипом); он наделен речью (см. вкрапления его прямой речи). И в то же время его образ представляется некоторой иллюзией, видением, кото-рос существует не во «внешнем» мире, а во «внутреннем», в сознании лирического героя (нечто пригрезившееся). Этому способствует синонимичность слов, с помощью которых описывается данный «персонаж» и «внешние» реалии: косматой ели - мохнатою рукой (лапа ели напоминает мохнатую лапу нечистого); снует с протяжным скрипом - хохочет с хрипом.

Мотив качания, представленный со всей чувственной (зрительной и слуховой) конкретностью (причем сопровождающие движение качелей звуки - это звуки резкие, неприятные), также имеет отчетливый второй план. Однообразие и повторяемость движения качелей становятся символом бесцельного и пустого повторения и выражают идею бессмысленности жизни. Это движение, которое парадоксальным об-

9 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.. 2000. - Т.4. - С.1290.

10 Д и к м а н М. И. Поэтическое творчество Федора Сологуба // Сологуб Ф. Стихотворения. - Л.. 1975. - С.50-51.

разом оборачивается статикой, так как это движение на одном месте, не ведущее к развитию, мнимое движение". Всякое усиление грозит гибелью, остановить качели невозможно (это не зависит от воли человека), их раскачивание может только прерваться, что также означает смерть.

Мотив качания сопровождается мотивом зыбкости, неустойчивости как в физическом, так и в психологическом плане. Образ физической шаткости, неустойчивости качелей (доска... гнется, шатучая доска) и того, кто на них находится (качаюсь, хватаюсь, мотаюсь), имеет внутреннюю проекцию, выражая душевное состояние лирического героя, которое передается с помощью словообразовательного повтора томлюсь - томный (взгляд) (попутно отметим, что мотив томления - один из сквозных в творчестве Сологуба). П. Я. Черных толкует глагол томиться как «мучиться (гл. обр. нравственно), тоско

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА СЕРГИЕНКО

Стихотворение «Чертовы качели» было написано Ф. Сологубом в 1907 г., когда писатель работал над сборником «Пламенный круг». В нем оно и было впервые опубликовано в 1908 году. Стоит отметить, что с 1907 до 1912 года первую позицию в творчестве Федора Кузьмича занимала не лирика, а драматургия, что повлияло и на особенности его стихов. Произведение «Чертовы качели», как и другие стихи Сологуба, нужно читать между строк, так как поэт писал в духе символизма.

Тема стихотворения – «полет» человека на качелях, которые раскачивает черт. Автор показывает, что вся наша жизнь похожа на раскаты качели: порой мы летим вверх, порой – вниз. Итог же любого такого катания – падение, поэтому не стоит его бояться. Ф. Сологуб утверждает, что нужно наслаждаться каждым мгновением.

В стихотворении два центральных образа – лирический герой и черт. В первой строфе автор знакомит читателя с местом, где разворачиваются события – берег шумной реки под «косматой елью». Не зря выбран именно такой пейзаж. Ель в русской культуре символизирует жизнь, а река – течение времени. Можно предположить, что жизнь у лирического героя проходит не так уж и гладко, раз его река шумная. Как и водится в славянской мифологии, черт изображен мохнатым.

Далее автор воспроизводит сам процесс «раскачивания». Лирический герой чувствует не только взлеты, но и слышит, как скрипит доска, гнется сук, на котором висят качели, а канат натягивается и трется. При помощи этих деталей, автор позволяет читателю ощутить ту же опасность, что и лирический герой. Напряжение усиливается вместе с протяжным скрипом доски и хохотом черта.

Лирический герой стойко выдерживает все испытания нечистого, описывая свое состояние тремя емкими в этом контексте глаголами: «Держусь, томлюсь, качаюсь». В следующей строфе он добавляет: «Хватаюсь и мотаюсь». Душа героя проси остановить пытку, но он пытается скрыть свою слабость от нечистого и поэтому отводит от него «томный взгляд». Черт насмехается от того, что человек сам виноват, что попал на «качели».

В последних строках автор четко дает понять, что конца катанию не будет, пока не перетрутся канаты качели, и она не упадет. До этого черт будет упорно качать человека, не выпуская доски. Это придает лирическому герою уверенности и теперь уже он смеется над бесом: «Качай же, черт, качели, все выше, выше… ах!». Последнее «ах!» неоднозначное. Значит оно, задор героя или же его падение… Автор дает возможность читателю самому догадаться. Качание на качелях в этом стихотворении символизирует жизнь с ее взлетами-радостями и падениями. Черт же у каждого человека свой.

Стихотворение «Чертовы качели» интересно с точки зрения композиции. Оно состоит из двух секстин (шестистиший) и семи катренов. Автор использовал перекрестную рифму. В некоторых куплетах используются повторы, что гармонично сочетается с описанием раскачивания. Дополняется картина риторическими восклицаниями. Двустопный стихотворный размер, ямб, помогает ускорить ритм и передать бешеный темп чертовских забав.

«Чертовы качели» Федор Сологуб

В тени косматой ели,
Над шумною рекой
Качает черт качели
Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад,
Доска скрипит и гнется,
О сук тяжелый трется
Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом
Шатучая доска,
И черт хохочет с хрипом,
Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад,

Вперед, назад,
Хватаюсь и мотаюсь,
И отвести стараюсь
От черта томный взгляд.

Над верхом темной ели
Хохочет голубой:
- Попался на качели,
Качайся, черт с тобой!-

В тени косматой ели
Визжат, кружась гурьбой:
- Попался на качели,
Качайся, черт с тобой!-

Я знаю, черт не бросит
Стремительной доски,
Пока меня не скосит
Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется,
Крутяся, конопля,
Пока не подвернется
Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели,
И лбом о землю трах!
Качай же, черт, качели,
Все выше, выше… ах!

Анализ стихотворения Сологуба «Чертовы качели»

Стихотворение «Чертовы качели» написано Федором Кузьмичом Сологубом (1863–1927) 14 июня 1907 года. Оно вошло в сборник «Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая», опубликованный в Москве в 1908 году.

У стихотворения необычная композиция. Оно состоит из девяти строф, причем две из них являются секстинами (от латинского «sex» – шесть). В начале стихотворения они чередуются с обычными четверостишиями, которые имеют форму abab. Строфы, в которых содержится по шесть строк, образуют схему cddccd и eddeed.

Действо, о котором повествует автор, напоминает страшный сон. В лесу высоко на ветвях подвешены огромные качели. Они раскачиваются сильнее и сильнее, угрожая гибелью лирическому герою – авторскому «я». Эти качели приводит в движение сам черт, поэтому автор понимает, что этот аттракцион не сулит ничего хорошего. Раскачиваясь все выше, поэт предчувствует, как в какое-то мгновение он соскользнет с доски и рухнет на землю. Финал стихотворения остается открытым, и читателю позволяется самому понять, чем закончится этот полет.

Сюжет этого стихотворения немедленно вызывает в памяти другое произведение – знаменитый «Фауст» Гете. Как и демон лирического героя в «Чертовых качелях», Мефистофель увлекает Фауста в водоворот событий, развлечений и удовольствий. Расплата за миг наслаждения будет страшной – мучительная смерть. Но оба – герой Федора Кузьмича Сологуба и доктор Фауст, принимают условия игры.

То, что поэт описывает именно сатанинскую игру, можно подтвердить с помощью особенностей стихотворения. Например, автор использует живую бытовую лексику. Текст произведения изобилует междометиями («ах!»), звукоподражательными словами («лбом о землю трах»), просторечные выражения («мотаюсь», «крутяся», «шатучий»). Есть в тексте прямая речь, которая создает впечатление шутливой перебранки:
Визжат, кружась гурьбой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой».
Постоянно встречаются повторы:
Качает и смеётся,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад.
Держусь, томлюсь, качаюсь,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад…

Интересна поэтическая фонетика. Все стихотворение словно наполнено разными звуками, неизменно сопровождающими движение качелей. Вот благодаря аллитерациям скрипят ветви елей: «косматой», «качает», «доска», «канат». Вот раздается смех черта: «хохочет», «хрипом», «хватаясь». Вот свистит ветер в ушах: «стремительной», «скосит», «бросит».

Образ чертовых качелей можно интерпретировать как символ жизни. Если представить, что взлеты и падения на качелях – это жизненные радости и неудачи, то становится понятно, почему лирического героя не страшит близкое падение. Ведь смерть – это закономерный итог любой жизни. Таким образом, с помощью обращения к мистике поэт предлагает взглянуть на привычные вещи иным взглядом.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS