Главная - Лотки водоотводные
Найти сказки про геометрические фигуры. Подборка сказок про геометрические фигуры

Тема: «Сказка о геометрических фигурах» (младшая группа)

Цель: совершенствовать умение сравнивать две неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, больше, меньше; умение различать знакомые геометрические фигуры: круг,квадрат, треугольник

Упражнять определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, за, в, под.

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить правильно пользоваться приёмом приложения, раскладывать слева направо. Зрительно определять величину предметов, ориентировки в пространстве, правильно отвечать на вопросы.

Развивающие: Развивать внимание, мышление.

Воспитательные: Воспитывать чувство сопереживания, интерес к математике.

Словарная работа: высокое, низкое, больше меньше, поровну, столько сколько, часть круга.

Методические приёмы: сюрпризный момент, игровой, словесный, наглядный.

Материал: демонстрационный: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), три домика с разной формы окон (круглой, квадратной, треугольной), плоскостные изображения деревьев разной высоты (3-4 шт.), и кустов разной величины (2 шт.); плоскостные изображения зайцев большой и маленький, белка, лиса, круг разделённый на 4 части.

Раздаточный: карточки с двумя полосками, бельчата (по 4-5 шт.), грибочки (по4-5 шт.), круг разделенный на 4 части

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, мы с вами, отправимся в сказку. Жили – были геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Жили они вот в таких домиках (выставляю три домика. С круглым окошком, треугольным, и квадратным)

Воспитатель: Угадайте ребята, где чей дом? Маша, как ты думаешь, какая фигура живет в этом домике?

Маша: В этом домике живёт треугольник.

Воспитатель: Почему ты так решила?

Маша: Потому что, окно треугольной формы.

Аналогично выясняем про остальные домики

Воспитатель: Каждое утро геометрические фигуры любили играть вместе. (открываю окошки домиков, где находятся соответствующие фигуры, выставляю фигуры на доску. Последним открываю окошко круглой формы)

Ой, ребята, а круга в домике нет. Наверно он куда-то укатился. Интересно куда он мог пропасть, укатиться? Треугольник с квадратом очень огорчились, посмотрите, какие они стали грустными. Они просят вас, помочь им, найти их друга. Поможем им найти круг?

Дети : Поможем.

Воспитатель: Мы пойдём вот по этой широкой дорожке. Вперёд! В путь! Посмотрите, ребята мы попали в лес. (Помещаю на доску изображения деревьев). А в лесу, много деревьев, высоких и низких.

Воспитатель: Максим покажи самое высокое дерево?

Максим:( указывает на самое высокое дерево). Это дерево самое высокое.

Воспитатель: Таня покажи самое низкое дерево?

Таня:( находит и показывает самое низкое дерево.) Это дерево самое низкое.

Воспитатель: Пора нам идти дальше, квадрат и треугольник переживают за своего друга, хотят быстрее найти своего друга. Ой, посмотрите, кто это? (выставляю двух зайчиков, большой и маленький.

Дети: Зайчата.

Воспитатель: Одинаковые ли зайчата по величине?

Дети: Один зайчонок большой, а другой- маленький?

Воспитатель: Ой, зайчата, что- то хотят нам сказать. Они просят спрятать их от волка.

Квадрат и треугольник предлагают спрятать зайчат под большим и маленьким кустом.

Большого зайчика под каким кустом спрячем?

Дети: Большого зайчика спрячем под большим кустом..

Воспитатель: Ваня, спрячь большого зайчика. (Ребёнок закрывает изображение зайчика изображением большого куста).

Воспитатель: А маленького, зайчика под каким кустом спрячем?

Дети: Маленького под маленьким кустом.

Воспитатель: Саша, помоги спрятать маленького зайчонка. (Ребёнок закрывает изображение зайчика изображением маленького куста). Молодцы ребята, хорошо спрятали зайчат, теперь волк их не увидит.

Воспитатель: пора нам идти дальше, искать круг.

Шли друзья, шли и встретили белку. (выставляю на доску изображение белки и грибы)

Белка- мама собрала грибы, и просит помочь разделить грибы между маленькими бельчатами.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: Давайте поможем разделить. Положите на верхнюю полоску белочек. Сколько белочек?

Дети: Белочек много.

Воспитатель : Что нужно сделать, чтобы проверить, хватит ли всем бельчатам грибов?

Дети: Надо к каждому бельчонку приложить гриб. (на нижнюю полоску, под каждой белочкой выкладывают гриб).

Воспитатель: Что вы заметили?

Дети: Грибов меньше чем белочек?

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы грибов стало столько же сколько и белочек?

Дети: Нужно добавить ещё один гриб.

Раздаю детям ещё по одному грибочку. Дети добавляют гриб.

Воспитатель: Олеся, сколько теперь грибов?

Олеся: Грибов столько, сколько и грибов.

Воспитатель: Диана, как по другому, можно сказать о количестве грибов и белочек?

Диана: Грибов и белочек поровну.

Белочки поблагодарят, и предлагают поиграть в игру.

Физминутка «сколько ты услышишь звуков, столько выполни движений» (много и один)

Воспитатель: Пора нам идти дальше. Встретили лисичку. (выставляю изображение лисички

Воспитатель: Почему ты плачешь?

Я играла со своим новым другом, зовут его круг. Мы с ним бегали, прыгали, круг зацепился за пенёк и рассыпался на части. Помогите найти части круга. Ребята, квадрат и треугольник просят вас побыстрее найти части круга.

Дети: Определяют и называют местонахождения каждой части круга.

За деревом, под кустом, на пеньке, в дупле.

Воспитатель: что нужно сделать, чтобы круг стал целым?

Дети: нужно из частей сложить круг.

Воспитатель: но квадрат и треугольник не умеют складывать, покажите, как надо сделать.

Дети составляют из частей круг.

Воспитатель: квадрат и треугольник очень обрадовались своему другу, говорят вам, большое спасибо за помощь. Посмотрите, какие они стали весёлыми. Теперь всем пора возвращаться домой. А чтобы веселее было идти, давайте споём песенку.

Сказка о бароне квадрате.

Давным - давно в мире было много разных волшебных стран.

И особым волшебством отличалась страна - Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Ваня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.

Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могла ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:

Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейка и Ножницы.

Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейка и Ножницы.

Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия

Квадратом? - удивился Лист.

Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.

А что это такое? - спросил Лист.

Это прямоугольник, у которого все стороны не только равны, - объяснила царица Геометрия.

Да, мне это подходит, - ответил Лист.

Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.

Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:

Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.

Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!

Лист - квадрат поблагодарил царицу Геометрию, а она присвоила ему звание - барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.


Сказка «Город геометрических фигур»

Эта математическая сказкапоможет педагогам и родителям в непринуждённой форме познакомить маленьких детей с геометрическими фигурами: кругом и квадратом.

В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом) . Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ) . И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.

А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.

Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ) . Вот они и мешают двигаться.

Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же, как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала.

Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного, если не было бы кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города « Геометрических фигур».

История первая.

Полезный прямоугольник

Прямоугольник все время завидовал Квадрату.
– Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым.
– А ты всегда остаешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и сидя, и лежа!
– Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. – У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, а то блин-блином.
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек обратился за помощью именно к нему.
– Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у Квадрата.
Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев.
Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и залез на другую сторону. Но, как известно, все стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз Человек ничего не увидел из-за деревьев.
– Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться!
Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега. Но... плюх! Плюхнулся в воду.
– Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку скромный Прямоугольник.
Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев.
Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и стал мостом.
Человек перебрался по Прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, горячо поблагодарив, отправился домой.
А Квадрат, который сушился на берегу после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:
– Вы, оказывается, полезная фигура!
– Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно.

История вторая.

Треугольник и Квадрат

Жил-был Треугольник. Хотя, по правде сказать, он не столько жил, сколько скучал. Вот так...
С ним по соседству скучал и Квадрат. После того, как ему не удалось помочь Человеку выбраться из леса, он уверовал в свою полную бесполезность. Теперь Квадрат валялся в каком-то овраге и чувствовал себя никому не нужным и ужасно одиноким. Вот таким...
Скучал он, скучал и решил послать письмо Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?»
Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат! От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего не думаю. Но мне кажется, что надо жить со смыслом».
И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что же получилось?

Белочка и геометрические фигуры

Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны.

Костина Таня, 6 лет.

Однажды Квадрат и Прямоугольник отправились на прогулку и попали в один двор. Там сидел мальчик и грустил. «Ты почему грустишь?» - спросил его Прямоугольник. «Просто у нас во дворе негде играть», - ответил мальчик.
И тогда Квадрат и Прямоугольник построили горку.
Мальчик обрадовался и стал кататься.
«Я понял! - сказал Прямоугольник. - Неважно, какой ты внешне, главное - быть кому-нибудь полезным!»

Богдан Муквич, 6 лет.

В стране Геометрии

(Музыкальная сказка)

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Куб
  • Человек
  • Параллелепипед
  • Пирамида
  • Шар

Ведущий. Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были два друга: Куб и Параллелепипед. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Куб все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед Параллелепипедом.

Куб. Какой я красивый, умный, у меня все грани квадратные, а ребра - гладкие, розовые и одинаковые. А ты, Параллелепипед, посмотри на себя, какой ты весь нескладный.

Ведущий. Параллелепипед очень опечалился, потому что хотел быть похожим на Куб, но у него ничего не получалось.
Однажды они пошли гулять в лес и встретили там встревоженного Человека.

Человек. Как я рад, что встретил вас! Я гулял по лесу и заблудился, никак не могу найти дорогу домой. Может, вы мне поможете?

Куб (выскакивает вперед и хвастливо говорит). Конечно, только я могу помочь тебе. Я самый умный, самый красивый! Посмотри, какие у меня грани квадратные. Становись на меня, и ты обязательно увидишь свой дом!

Ведущий. А грустный Параллелепипед стоял в сторонке и был очень расстроен тем, что он, как всегда, не у дел. Тем временем Человек забрался на Куб, посмотрел во все стороны, но ничего, кроме верхушек деревьев, не увидел. Тогда он обратился к Параллелепипеду.

Человек. Параллелепипед, может, ты мне поможешь? А то я ничего не вижу.

Ведущий. Параллелепипед с радостью предложил свою помощь. Человек вскарабкался на него и увидел за лесом, за речкой свой дом.

Человек. Спасибо вам, мои дорогие, теперь с вашей помощью я знаю, в какую сторону мне идти. До свидания!

Куб и Параллелепипед (хором). Постой, Человек, мы проводим тебя дальше, вдруг еще понадобится наша помощь.

Звучит музыка. На ее фоне, пока они идут, говорит ведущий.

Ведущий. Шли они, шли, и вдруг на их пути появилась река. Река была не очень широкая, но глубокая, с сильным течением.

Музыкальная фонограмма бурлящей воды.
Человек остановился в нерешительности.

Человек. Как же мне перебраться на другой берег? Тут раньше был мостик, но, видно, течением его снесло.

Ведущий. Куб и тут выскочил вперед!

Куб. Посмотри, какие у меня ровные, гладкие ребра, какой я сильный! Я лягу между двух берегов, и ты пройдешь по моей грани на другой берег!

Ведущий. Не дождавшись ответа, Куб попытался дотянуться до другого берега и... плюх! Свалился в воду. Мокрого и несчастного достали его из воды. Теперь он уже не выглядел таким самоуверенным.

Параллелепипед (несмело). Человек, давай я попробую помочь тебе.

Ведущий. Он лег на два берега, и получился отличный мостик. Радости Человека не было предела.

Человек. Спасибо вам, дорогие мои, вы меня очень выручили.

Он попрощался со своими новыми друзьями и отправился домой.

Ведущий. Куб был очень задумчив и печален.

Куб. Наверное, я все сделал неправильно. Прости меня, Параллелепипед, я никогда больше не буду хвастать. Ты тоже очень умный, красивый, а главное, добрый. Давай дружить по-настоящему! А чтобы нам было весело, позовем гостей.

Ведущий. И они написали письмо Пирамиде и Шару: «Дорогие Пирамида и Шар! Приезжайте к нам в гости, вместе нам будет веселее, и мы будем дружно жить!» Шар и Пирамида не заставили себя долго ждать и приехали к ним в гости.

Под веселую музыку на сцену выходят Шар и Пирамида.

Куб. А давайте, все вместе построим дом!

Параллелепипед. Я буду фундаментом!

Куб. Я буду стенами, ведь у меня самые-самые... Ой, простите меня, это я по старой привычке!

Пирамида. А я буду крышей!

Шар. А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.

Ведущий. Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку (запевает песенку, знакомую всем детям-участникам и зрителям).

Спонсор публикации статьи: компания "ЮК ТРИУМФ" предоставляет профессиональные юридические услуги. Воспользовавшись предложением компании "ЮК ТРИУМФ", Вы получите услуги опытных специалистов в таких вопросах, как признание отцовства в судебном порядке , раздел имущества в суде, составление брачного контракта, оспаривание завещания, и других случаях защиты Ваших интересов в области семейного права. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на сайте компании "ЮК ТРИУМФ", который располагается по адресу http://razdel-imushhestva.ru/

Действующие лица:

Король Многоугольник X ΙΙ

Королева Окружность

Принцесса Прямая
Принц Отрезок

Герцог Угол с сыновьями:

Графиня Биссектриса

Графиня Медиана
Баронесса Точка
Треугольник-Разбойник
Фея утверждений Аксиома

Фея доказательств Теорема.

В царстве Геометрическом, городе Планиметрическом

Правил король Многоугольник XII.

Его поприветствовать стоит овацией

Супруга его, королева Окружность имела весьма недурную наружность.

А это их дочка - принцесса Прямая.

Теперь же их сына я вам представляю: зовут симпатичного принца Отрезок.

Он весел и мил, хоть бывает и резок.

Представлена вам вся семья, наконец. Давайте заглянем теперь во дворец.

Во дворце сегодня бал, тьму гостей король созвал:

Нынче юная принцесса - именинница.

Вот в роскошнейшей карете герцог Угол в гости едет.

Угол:

Спешу я вас поздравить, принцесса, поскорей.

Позвольте вам представить красавцев - сыновей:

Вот угол Развёрнутый, этот Прямой, а вот угол Острый, а это Тупой.

Прямая:

Ах, знакомство мне приятно, только очень непонятно:

Как их можно различить, как не спутать, не забыть?

Угол:

Их запомнить очень просто:

Угол меньше девяносто у меня зовется Острым.

Тот, что равен девяносто, называется Прямым,

А развёрнутый средь прочих самым выглядит большим.

Ста восьмидесяти равна у него величина.
Автор.(обращается к зрителям)
А какие еще углы вы знаете?

У крыльца остановился новенький кабриолет.

И графиня Биссектриса вышла.

Ну а ей во след (слышишь грохот барабана?) мчит графиня Медиана.

Биссектриса:

Принцесса, мы вас поздравляем. И счастья в жизни вам желаем.

Принцесса:

Спасибо! Рада видеть вас! Как дома будьте вы у нас! (Графини отходят).

(Сама себе) Ах, нет милей графинь двоих! Но я так мало знаю их.

Мне их узнать поближе б надо. Пойду, поспрашиваю брата.

(Подходит к Отрезку) Отрезок, милый, объясни ты,

Чем те графини знамениты,

Насколько знатны и богаты?

Отрезок:

Сестрица, знать давно должна ты,

Что медиана мне родня, похожа в чем- то на меня.

Но есть и разница со мной:

Она отрезок не простой,

А в треугольнике вершину соединивший с серединой,

Той, что напротив стороны.

Быть осторожны, мы должны…

Принцесса:

Ах, боже мой, как это странно! Позор!

Графиня Медиана имеет связи с треугольником, известным в городе разбойником.

Ну а графиня Биссектриса?

Отрезок:

Она ведет себя как крыса!
Она шныряет по углам и делит их напополам.

Биссектриса (шепотом):

Ах, обозвал меня он крысой!

Ну, он попомнит Биссектрису!

Чуть позже месть устрою я,

Всему семейству короля.

Наконец-то прибыла баронесса Точка.

Свой подарок поднесла королевской дочке.
А подарок не простой, знаний в нем объём большой.
На вопросы отвечаем,
Про подарок всё узнаем.
(Точка подходит к принцессе, вручает подарок, делает реверанс, отходит).
Вопросы:
1.Единица измерения углов(Градус)

2.Древнегреческий ученый (Евклид)
3.Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных
на заданном расстоянии от данной точки.(Окружность)
4.Отрезок,соединяющий вершину треугольника с серединой
противоположной стороны.(Медиана)
5.Наименьшее натуральное число.(Единица).

6.Фигура,состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой,
и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.(Треугольник)
7.Отрезок,соединяющий центр окружности с любой ее точкой.
(Радиус)
8.Продолжите высказывание Петруса Рамуса «Геометрия - это наука хорошо …»
(измерять)
9.Основная геометрическая фигура на плоскости.(Прямая).

(Музыка, танец геометрических фигур)

Король:

Вот исполнилось принцессе 18 лет с утра.

Стала совершеннолетней, замуж ей теперь пора!

Угол:

Ваше высочество, Многоугольник XII,

Очень мне хочется, позвольте признаться,

На милой красавице, дочке твоей,

Женить одного из своих сыновей.

Но старший мой сын уж женат, к сожаленью.

А из остальных на свое усмотренье

Вы выбрать смогли б, несомненно, любого: Тупого, иль Острого, или Прямого.

Король:

О, герцог, вам мое почтенье!

Благодарю за предложенье.

Но хочу отметить я, как красива дочь моя:

Тонка, стройна, бесконечно длинна.

Ей такой прямой и стройной, надобен супруг достойный.

Потому для всех, кто просит руку дочери моей, объявить хочу я конкурс.

Претенденты! Ну, смелей!

Кто из вас умнее прочих, очень хочется узнать.

Без ошибок на вопросы вы должны мне отвечать.

(Лицом в зал) Ну а зрителей попросим

Мы ответы подтверждать или же опровергать.

Вот послушали ответ и кричите «Да!» или «Нет!»

Игра- конкурс

Король: Вот какие существуют в геометрии фигуры?
Приведите мне пример.

Тупой угол : Ферзь и пешка, например.
(Зрители: «Нет»)

Прямой угол: Треугольник, например. (Зрители: «Да!»)

Острый угол: Луч, отрезок, например. (Зрители: «Да!»)

Король: Верно, молвит, господа?
(Зрители: «Да!»)
Отвечайте сей же час: пересечься сколько раз,

Две различные прямые могут в плоскости у нас?

Тупой угол: Я скорей ответить жажду:

Пересечься могут дважды! (Зрители «Нет»)

Прямой угол:

Бесконечно много раз пересечься могут, да-с! (Зрители «Нет»)

Острый угол:

Если речь о двух прямых, точка общая у них

Может - я прошу понять - лишь одна существовать.

Или вовсе ее нет. Вот вам правильный ответ! (Зрители «Да!»)

Король:

И еще вопрос вам всем:

Ну а если нет совсем общей точки у прямых? Как же назовем мы их?

Прямой угол:

Вопрос простой, чего уж думать тут? Их перпендикулярными зовут. (Зрители «Нет»)

Острый угол:

Если прямые не пересекаются,

Они параллельными называются. (Ученики «Да!»)

Король:

Вижу я, что угол Острый ум имеет самый острый.

Мне такой подходит зять!

Дочь ему готов отдать.

Вот уже и поздний вечер. Бал окончен, гаснут свечи.

Надо вам напомнить здесь про обещанную месть.

Ну, про ту, что Биссектриса обещала произвесть.

Возвращаясь из гостей, Биссектриса поскорей,

Мчит за город, к лесу Карандашному к треугольнику - разбойнику страшному.

Суть беседы их полночной неизвестна никому.

Но несчастью завтра точно в королевском быть дому.…

Вот и утро. Весь народ весть дурную узнает:

Без следа исчезла в ночь из дворца принцесса-дочь.

Плач и траур во дворце, изменились все в лице.

У отца печаль в глазах, королева вся в слезах.

Король:

Кто сумеет нам помочь?

Королева:

Кто вернет нам нашу дочь!

К счастью, есть на свете чудо.

Вдруг неведомо откуда,

Феи в замке появились.

Король:

Кто вы? И зачем явились? (Феи представляются, слегка приседая)

Аксиома:
Аксиома я, друзья.
Фея утверждения.
Теорема:
Доказать легко и просто
Я могу вопрос серьезный

Коль в задаче есть проблема,
Вам поможет Теорема.
Аксиома:
Мы готовы вам помочь.
Знаем мы, где ваша дочь.
Теорема:
Но прежде, чем вам помогать
Хотим о геометрии больше узнать.
Аксиома:
Может кто-либо из вас
Из истории знает рассказ.

Теорема:
И тогда мы в пять минут
Заставим принцессу вам вернуть.

Аксиома:

Мы мигом его вам доставим,

Принцессу вернуть вам заставим. (Учащиеся рассказывают об истории развития геометрии)
(Теорема взмахивает волшебной палочкой).

(Пулей влетает Треугольник, падает на колени перед королем. Истошно вопит)

Треугольник-разбойник:

Не вели меня казнить! Умоляю пощадить!

Приказала Биссектриса похищенье совершить.

Я верну вам вашу дочь, уберусь из царства прочь. И не сделаю вреда

Я вам больше никогда! Только не губи, прости! На свободу отпусти!

Король:

Я в прощении отказываю, наказать его приказываю!

Голову ему срубить, в трапецию превратить.

А графиню Биссектрису надо тоже наказать:

Мы ее отправим в угол, чтоб всю жизнь ей там стоять!

(Теорема еще раз взмахивает волшебной палочкой. Появляется принцесса.

Всеобщее ликование).

Ну вот, с Многогранником XII и всей его семьей пора прощаться нам.

Всего два дня мы с ними провели,

Но пользы они много принесли.

Ведь признаки фигур геометрических,

Теперь, надеюсь, знаете отлично вы!

Для ребёнка-дошкольника сказка особенно дорога. А математическая сказка может стать ещё и отличным инструментом обучения. В таких сказках герои встречают магические цифры и невероятные геометрические фигуры. Благодаря добрым поступкам и чародейству у ребёнка складывается представление о времени, количестве, форме и прочих математических понятиях. Математические сказки - не средство запоминания информации, а способ успешного постижения азов науки.

Что такое математическая сказка

Математическая сказка - художественный текст, основанный на жанре приключений. В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей. Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения. Поразительно, что в сказках часто отсутствует логика, но в математических сказках она незаметно оседает в памяти слушателей ценными знаниями.

В детском саду постижение математических основ начинается с младшей группы. Воспитатель должен подготовить ребят к постепенному освоению начальных законов логики и других важных процессов обучения. Если мы говорим о сказках, то в младшей группе детям стоит чаще читать их перед тихим часом, так как дома большинство родителей отдают предпочтение телевизору и играм на планшете и смартфоне. Этот факт подтверждает статистика, составленная в России Online Market Intelligence (OMI) в 2012 году.

Процент родителей, готовых передать свои гаджеты детям (с указанием возраста ребёнка). В опросе приняло участие около 4000 человек

Если же родители готовы заниматься с ребёнком самостоятельно, на помощь им придут книги сказок для самых маленьких. Например, «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Г.В. Сапгира и Ю.П. Луговской. Эта книга предлагает детям отправиться навстречу приключениям вместе с друзьями - Томатиком и Кубариком - и узнать, что значит один, много, выше, ниже, длиннее, короче и т.д.

Цели и задачи текстов для дошкольников младшей, средней и старшей групп

В младшей группе воспитатель с помощью математических сказок знакомит детей с простейшими количественными понятиями, такими как «много», «один», «ни одного». В обычных же сказках он указывает на формы предметов, связанные с геометрическими фигурами. В средней группе математические сказки синтезируются с народными сказками, которые дети уже хорошо знают. Возьмём, например, Колобка. Воспитатель, читая, выделит порядковый номер каждого «шага» Колобка, тем самым продемонстрировав, как поэтапно движется главный герой. А сказка «Теремок» поможет сосчитать количество героев в домике. Между сказками учитель применяет пальчиковую гимнастику, с помощью которой изучаются цифры.

Учим с помощью сказок значения геометрических фигур и их названия

В средней группе поставлены следующие задачи:

  1. Научиться считать до пяти.
  2. Освоить знания о количественных и порядковых числах, долях и целой части.
  3. Закрепить умение ориентироваться во времени.
  4. Закрепить навык узнавания геометрических фигур.
  5. Тренировать пространственное ориентирование (осознание ребёнком направлений: между, под, за, спереди и т. д.).

В старшей группе (дети 5–6 лет) героями сказкок становятся математические понятия, будь то ноль или квадрат. При знакомстве дошкольников со сказкой воспитатель не должен забывать следить за тем, чтобы дети понимали сюжет и смысл повествования. Вспомогательными инструментами послужат увлекательные игры, связанные с логикой, такие как:

  • подбор одинаковых пар;
  • изготовление прямоугольника, равного предоставленному образцу;
  • определение, каких предметов больше.

Игры помогут ребёнку утвердить представление о равенстве и целостности чисел и вещей. Проводимые детьми операции способствуют умственному развитию, вырабатыванию умений синтезировать, анализировать и сравнивать данные.

В старшей группе математические сказки используются для достижения следующих целей:

  1. Научиться считать до двадцати, узнавать пропущенное число и вести счёт в обратном порядке.
  2. Соотносить количество вещей с цифрой.
  3. Понимать значение величин: ширина, длина, высота, объем (вместимость) и масса (вес).
  4. Уметь различать и понимать сложные геометрические фигуры: отрезок, угол, многоугольник, объёмные фигуры.
  5. Развивать умение ориентироваться по часам, быстро определять час и проговаривать его вслух.
  6. Уметь выполнять простейшие арифметические действия.
  7. Развить способность заменять героя сказки определённым предметом («Кубик-рубик» - берём в руки куб).
  8. Запомнить наименование дней недели и месяцев и их очерёдность.

В детском саду утверждается учебный план на год. Он должен соответствовать документам:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция о правах ребёнка (1989 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • СанПин 2.4.1.2660–10;
  • Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.

Чёткого указания навыков, которыми должен обладать ребёнок, нет, но в ФГОС ДОУ указано:

Ребёнок… … …обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Министерство Образования и Науки Росиийской Федерации

Приказ 1155

По желанию родителей им могут предоставить учебный план детского сада, где прописаны все навыки, которым обучают детей. Воспитатели расскажут каким образом и в какой форме будет проходить обучение, предоставят дополнительную информацию.

В подготовительной группе в сказки включаются задачи на простые математические действия (в два действия), логические операции и способы их решения. Важно познакомить детей с эталонами мер длины: метром и сантиметром, рассказать в сказочной форме о деньгах, их правильном использовании. Перед школой начнутся занятия, в которых содержатся основы математики и сказка поможет понять и освоить более сложную информацию.

Правильно используем тексты в зависимости от возраста ребёнка

Сказки классифицируются по жанрам: сказки о животных, социально-бытовые и волшебные. У каждой разновидности свои правила построения сюжета и создания персонажей.

Детей старшего дошкольного возраста привлекают волшебные сказки. Ключевые специфические черты волшебных сказок математического склада заключаются в существенно развитом сюжетном действии. Это выражается не только в специальных приёмах и методах композиции, повествования и стиля, но и необходимости преодоления героем ряда преград, совершая математические действия ради достижения цели.

Н.И. Кравцов; С.Г. Лазутин

Русское народное творчество

Виды математических сказок:

  • цифровые;
  • ориентированно-временные;
  • геометрические;
  • комплексные;
  • понятийные.

Каждая сказка имеет структуру, состоящую из трёх основных частей: воображаемая страна, конфликт между героями, разрешение конфликта, счастливый конец. Математическая сказка непременно имеет уклон в какую-то одну область математики: арифметики или простой геометрии. Если в сюжете представлены фигуры, то ребёнок запомнит названия форм и их вид, а если цифры - то скорее научится считать.

Сказка для дошкольников должна быть с рисунками: им трудно воспроизводить необычных персонажей в своей голове, тем более если понимание математики сводится к нулю. Только изображения, сопровождаемые текстом (именно в таком порядке!), способны полностью раскрыть содержание сказки. Театрализованные сказки тоже хороши, но часто в беззаботном веселье проходит мимо памяти та доля смысла, которая как раз должна остаться. Ребёнку потребуется время, чтобы проработать логические повороты в действиях героев, ведь математические сказки несут определённую интеллектуальную нагрузку. Если же сделать представление, то детская усидчивость испарится.

При чтении сказки важно не забывать указывать на обрисовку героев и их поступков. В старшей группе, помимо изображений, в руки хорошо бы брать настоящие предметы, похожие на персонажей - так ребёнок будет сопоставлять фигуры или цифры с рациональными действиями, происходящими в приключениях. Взяв в руки книжку, вы принимаетесь не спеша читать. Если сказка без изображений, то распечатываете и предоставляете их отдельно, или рисуете. Стремитесь к тому, чтобы ребёнок, при возникновении трудностей с пониманием, задавал вопросы, а не просто слушал. О возрастающей сложности преподносимого материала говорилось ранее.

Изучаем цифры с помощью сказок

Популярные математические сказки

Рассмотрим несколько примеров популярных сказок, которые помогут нам научить ребёнка счёту.

0 и 1

Жили-были в городе Математики числа и цифры. Они всегда спорили, кто важнее и старше, даже придумали для себя необычные знаки «<», «>», «+», «=», «-».
Среди них жили единичка и нолик.
Они очень хотели учиться в школе, но их не брали, так как они были маленькие.
Думали друзья, думали и придумали, что им надо держаться вместе.
И получилась из них цифра 10.
Стали они числом побольше, и их взяли в школу.
В городе их стали все уважать. Вот так и стали жить вместе цифры 1 и 0, или число 10. А другие числа посмотрели на их дружбу и тоже стали жить дружнее.
Так появились цифры больше 10.

Сказки прививают любовь к математике

Г. Н. Обивалина

Золушка

В одном сказочном королевстве жила-была девочка по имени Золушка. Была она сирота, воспитывала её мачеха, у которой были две свои дочери. Дочери были очень ленивы, и всю работу по дому приходилось делать Золушке. Вот в один прекрасный день Король пригласил всех на бал. Но Золушке мачеха не разрешила ехать на бал. Она приказала Золушке к её возращению решить все задачки, которые не решили её дочери:
В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате?
Как в решете воды принести?
Из какой посуды нельзя ничего съесть?
А также Золушка должна была вымыть посуду: 5 ложек, 5 чашек и 5 тарелок. Сколько получилось вымытой посуды? Золушка быстро справилась с заданием мачехи и села за рукоделие.

Г. Н. Обивалина

Блог Галины Николаевны Обивалиной

Три царевны

В далёком царстве жил царь с тремя дочками. Они любили по вечерам решать задачки и разгадывать загадки. За каждый правильный ответ царевны получали по подарку. Старшая царевна любила получать подарки из золота, средняя царевна из бриллиантов, а младшая любила цветы и животных.
Однажды вечером царь сказал: «Я привёз из дальних стран много разных подарков. Кто из моих дочек правильно решит задачки - тот и получит подарки.
Задача №1 - Для старшей царевны: сорви с одной яблони 5 жёлтых яблок, а с другой 5 красных яблок. Сколько всего яблок ты сорвала?
Задача №2 - Для средней царевны: в твоей шкатулке лежат 6 колец с бриллиантами. Я тебе привёз ещё 2 кольца. Сколько всего у тебя будет колец?
Задача № 3 - Для младшей царевны: у тебя было 9 котят, а 2 убежали. Сколько осталось котят?»
Все царевны решили свои задачи правильно, и царь подарил старшей царевне золотой сундучок, средней царевне 2 кольца с бриллиантами, а младшей царевне весёлого щенка.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.

Сказка поможет запомнить цифры быстро и эффективно

Г. Н. Обивалина

Блог Галины Николаевны Обивалиной

Видео: пластилиновая математическая сказка про ноль

Видео: мульт-рассказ по мотивам мультсериала «38 попугаев»

Картотека полезной литературы

  1. «Путешествие в Цифроград: математическая сказка» Шорыгина Татьяна Андреевна (3 книги).
  2. «Математические сказки. Пособие для детей 6–7 лет» Ерофеева Тамара Ивановна.
  3. «Математические сказки. Пособие для детей 5 - 6 лет. В 2 выпусках» Ерофеева Тамара Ивановна, Стожарова Марина Юрьевна.
  4. «Приключения Треугоши: Математическая сказка для детей от 2-х до 4-х лет» Шевелев Константин Валерьевич.
  5. «О короле Кролике и хитром Лисе: Математическая сказка для дошкольников 5–7 лет» Лукьянова Антонина Владимировна (худ. Душин М.В.).
  6. «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Сапгир Генрих Вениаминович, Луговская Юлия Павловна.
  7. «Приключения в стране Геометрии» Ерофеева Тамара Ивановна.
  8. «Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. Для детей 3–6 лет» Дерягина Людмила Борисовна.
  9. «Учимся считать. Веселое путешествие, или Как найти новых друзей и научиться считать до десяти» Горбушин Олег Юрьевич.
  10. «Цифры, счет и карандашик Коля» Рик Татьяна Геннадиевна.
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS