Главная - Лотки перфорированные
Цветовой круг сочетание цветов в фотографии. Использование теории цвета в фотографии

Восприятие снимка зависит от многих составляющих, в том числе и от цветов и их гармонии в кадре. Каждый цвет несет в себе психологически-эмоциональное наполнение, которое фотограф использует для трансляции смысла фотографии.

Фотография и основные цвета

Основные цвета – абсолютно красный, зеленый и синий. Если смешать эти три цвета, получится белый, это свидетельствует об их гармонии. В фотоискусстве все существующие законы композиции цвета ориентируются эти три цвета.

Цветовой круг. Чтобы осмыслить написанное выше, нужно все это увидеть, ведь мы говорим о визуальном искусстве. Цель круга – показать, как можно сочетать цвета и как добиться их взаимодействия.

В “цветовом круге” есть основныеи дополняющие цвета. С помощью такого разделения намного проще рассматривать отношения между ними. Все первичные цвета – самые яркие в гамме. Добавив к ним белый цвет, мы получим более светлые, пастельные оттенки; добавив черный, получим цвета в темных тонах.

В этом круге первичными являются желтый, красный и синий цвета. То есть мнения на счет “первичности” цветов тоже расходятся.

Фотография и дополняющие цвета

Дополняющий цвет создается при соединении двух основных. На “цветовом круге” вторичные цвета располагаются напротив первичного, который в себе не содержат.

  • Красный в соединении с желтым создают оранжевый (дополняющим цветом для оранжевого будет синий)
  • Желтый при смешении с синим дает зеленый (дополняющий к нему – это красный)
  • Синий с красным создают фиолетовый (дополняющий к фиолетовому будет желтый)

С помощью цветов, расположенных рядом друг с другом на «цветовом круге», можно создавать гармоничные сочетания. Цветовая гармония на снимке влияет на зрителя успокаивающе. Также можно создавать красивые фотографии с помощью “монохромного” цвета. Этот эффект включает в себя использование одинакового цвета или его оттенков, с помощью мягкого света, сводящего цвета.

Важно:

  • чистый основной цвет является очень сильным, на фото его необходимо использовать так, чтобы обеспечить равновесие кадра.
  • на фотографиях теплые тона визуально проступают наружу, делая предметы выпуклыми, а холодные, напротив, - создают глубину без объемности.
  • эстетичность в комбинации родственных цветов получают соединяя цвета, расположенные между основными и ближайшими к ним вторичными: желтые с зелеными, желтые с оранжевыми, синие с зелеными, синие с фиолетовыми, красные с оранжевыми, красные с фиолетовыми.

Администрация Сайта с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации. Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Автоматически собираемая информация, не относящаяся к персональным данным

Иногда мы можем собирать информацию о Вас, не относящуюся к Персональным данным. Примерами такого рода информации могут служить тип используемого Вами веб-браузера, тип операционной системы, а также доменное имя сайта, посредством ссылки с которого Вы попали на наш Сайт. Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь: организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом; предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления; Сайт собирает персональные данные (далее Персональные данные), которые Вы предоставляете добровольно при заказе телефонного звонка либо размещении заказа на Сайте. Понятие персональные данные в данном случае включают информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя, номер телефона. Сайт не будет собирать данные, позволяющие идентифицировать Вашу личность (такие, например, как Ваша фамилия, адрес, номер телефона, адрес электронной почты), если Вы сами добровольно не предоставите нам такие данные. В случае предоставления Вами Сайту Персональных данных, будет хранить такую информацию о Вас только для связи с Вами. Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Совместное использование информации

Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отказ от ответственности

Помните, передача информации личного характера при посещении сторонних сайтов, включая сайты компаний-партнеров, даже если веб-сайт содержит ссылку на Сайт или на Сайте есть ссылка на эти веб-сайты, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов. Процесс сбора и передачи информации личного характера при посещении этих сайтов регламентируется документом Защита информации личного характера или аналогичным, расположенном на сайтах этих компаний.

Контактная информация

Если Вы предоставили свои Персональные данные и хотите, чтобы такая информация была изменена или исключена из наших баз данных, или если Вы хотите узнать какими Персональными данными о Вас мы располагаем, Вы можете направить нам запрос по адресу. Мы приложим все усилия для того, чтобы ответить на Ваш запрос.

Изменения на Сайте

Мы оставляем за собой право в любое время и без уведомления закрыть или изменить любую услугу на Сайте.

Во время фотосъемки ваша голова забита миллионом вещей, от которых зависит качество фотографии - освещением, настройками фотоаппарата, реквизитом. Нужно помнить и о погоде, которой частенько удается застать нас врасплох. Но есть еще один аспект, который поможет добиться результата: цветовая гамма, попадающая в кадр.

Давайте признаем: цвета в кадре будут последним, о чем вы вспомните в момент съемки. Отвлекитесь на минуту и посмотрите, как каждый элемент на фотографии дополняет ее цветовую гамму. А цветовая гамма, в свою очередь, влияет на ваших зрителей. Вы можете не очень хорошо разбираться в цветовых палитрах, но помните: грамотное использование цвета - эффективный инструмент для эмоциональной наполненности кадра.

Мы не собираемся углубляться в теорию цвета, а просто рассмотрим, насколько по-разному влияют на нас цвета. В этой статье мы будем оценивать сознательные и подсознательные решения, принятые фотографами, и поговорим о значениях основных оттенков.

Оранжевый

На этой фотографии оранжевый далеко не в центре внимания. Однако даже крохотная оранжевая деталь в кадре ярко выделяется на фоне более светлых тонов. Оранжевый, рожденный в удивительном сочетании желтого и красного, воплощает в себе качества обоих исходных цветов. Это цвет любви, желания, страсти и сильных положительных эмоций. Он олицетворяет собой энергию жизни и задор. А еще, этот цвет тесно связан с осенью и напоминает нам о прекрасных переменах в природе.

Розовый

От природы нежный розовый обладает четко выраженной мягкой энергетикой и очарованием. Его нельзя назвать смелым, он не будоражит чувства, это немного инфантильный оттенок с успокаивающим эффектом. Розовый - символ любви, романтики и нежности. Каждый оттенок розового несет в себе свои ассоциации, и те, что на нашей фотографии, по-разному влияют на финальный эффект кадра: светло-розовый создает расслабляющую атмосферу, а ярко-розовый добавляет дерзости и веселья.

Кстати, конфетно-розовый оттенок — один из самых популярных цветов в этом году.

Коричневый

Коричневый - один из самых распространенных цветов в природе, он скромный, но приятный глазу в каждом своем оттенке. Это цвет земли и всего, что связано с природой. Некоторые скажут, что коричневый - скучен, но на самом деле, всем богатством своих оттенков и полутонов он напоминает нам о стабильности, добротности и смиренности. Как видно на нашей фотографии, этот цвет отлично подходит для темы дома и уюта.

Красный

У красного - около миллиона качеств и столько же значений. Это цвет опасности, действия и приключений. Мы ассоциируем его со смелостью, храбростью и вызовом. Это самый впечатляющий цвет, вызывающий очень сильные эмоциональные реакции. Он сам по себе настолько мощный, что использовать его нужно с особой осторожностью. На нашей фотографии маленькая красная деталь просто идеально вписалась в кадр. Она стала элементом неожиданности, центром внимания и финальным штрихом, задающим тон всему снимку.

Зеленый

Еще один популярный, доминирующий в природе цвет, тесно ассоциируется со всеми земными символами и является цветом роста, гармонии и надежды. Символизм зеленого восходит к самым древним ассоциациям, связанным с возрождением и миром. Говорят, что этот цвет имеет целительную силу, а кроме того, он самый спокойный и умиротворяющий из всей цветовой гаммы. А еще в нем больше всего оттенков, - это видно и на нашей фотографии. Один из его вариантов, цвет зелени (Greenery), был назван цветом года по версии Pantone.

Фиолетовый

Фиолетовый или пурпурный не так часто встретишь в природе. Если повезет, его можно увидеть в переливах закатного неба. А чаще всего, благодаря своей насыщенности и глубине, он ассоциируется с достатком, властью и богатством. Но иногда можно увидеть совсем другую сторону фиолетового - он бывает тихим и скромным, как на этой фотографии. Здесь едва заметный намек на пурпур добавляет умиротворения всей картине.

Белый и серый

Белый всегда вызывает у нас положительные ассоциации. Этот элегантный светлый цвет ассоциируется у нас с духовностью. Но добавьте к белому каплю его антипода, и он превращается в серый - нейтральный, но все же немного меланхоличный цвет. Интересно, как на фотографии нежные розовый и голубой сочетаются с почти черным, жестким цветом. Серый уравновешивает композицию и объединяет в себе мощь черного и чистоту белого.

Синий

Этот цвет неба и воды часто используется в интерьере. Он несет покой и утешение, олицетворяя собой доверие и силу. Голубой дарит чувство умиротворения и безмятежности, а более темные оттенки синего внушают чувство устойчивости и надежности. С незапамятных времен синий считается цветом духовности и божественной мудрости, его корни восходят к древнему искусству, где он часто выступал символом небес. На этой фотографии голубые стены задают настроение - и вся атмосфера снимка держится на игре полутонов.

Черный

Черный - само противоречие. Этот цвет ассоциируется со смертью, и в то же время олицетворяет власть и элегантность. Он не терпит легкомысленности - в фотографии его нужно использовать с особой аккуратностью. Черный воплощает в себе отсутствие цвета и в сочетании с другими оттенками, например, с оранжевым, как на этом фото, притягивает взгляд и создает эффектный контраст.

Бордовый

Бордовый - настолько богатый и глубокий, что заслуживает отдельного упоминания. Это еще один цвет, ассоциирующийся у нас с королевской роскошью и богатством. Этой фотографии он придает выразительность: здесь он выступает в качестве акцента на фоне более светлого оранжевого и уравновешивает преобладающее сочетание черно-белого.

Желтый

Желтый - самый заметный цвет спектра. Он привлекает столько внимания, сколько не привлекает ни один другой цвет, и на этом снимке мы замечаем его прежде всего остального. Желтый - цвет счастья, ассоциирующийся с оптимизмом, фантазией и энергией. Этот цвет солнца и тепла иногда даже олицетворяет божественное начало. У разных оттенков желтого - свои значения. Более темные, зеленоватые тона добавляют тревожности в атмосферу снимка и создают драматический эффект, а более светлые пастельные оттенки действуют ровно наоборот.

Что делает цветную фотографию эмоционально волнующей и притягательной? Такие вещи, как композиция и освещение, безусловно важны, да и сюжет, само собой, играет большую роль. Но я надеюсь, что теперь вам будет интересно поработать над осмысленным и целенаправленным использованием цвета в фотографии. Выбор цветовой палитры поможет придать вашим снимкам более глубокий смысл и, в итоге, произвести на зрителей более мощный эмоциональный эффект.

Подписывайтесь на наш блог

Получайте лучшие статьи по фотографии и бонусы доступные только подписчикам


Свет и цвет в искусстве фотографии играет огромную роль. В снимках фотограф опирается на объективно заданные формы предметов и придает им посредством использования ряда выразительных средств определенную смысловую окраску. В числе главных таких средств выступает именно игра со светом и цветом. Они несут в себе идею творческого замысла фотографа. С помощью света можно моделировать объемы, подчеркивать их пластику, плотность или весомость, если этого требует идея фотоснимка. Цвет же делает фотообраз внешне более достоверным и приближенным к реальным формам предметов.
Прежде чем обратиться к цвету в фотографии, стоит обратиться к её истории и вспомнить когда и как цвет стал частью фотографического творческого процесса.
Значимой вехой в создании цветной фотографии стала теория зрительного восприятия и воспроизведения цветов, созданная Томасом Янгом в 1807 году. Он доказал, что любой цвет можно воспроизвести смешением 7 спектральных цветов, но для упрощённого воспроизведения вполне хватит и трёх базовых: синего, зелёного и красного. Примечательно, что об этом факте было давно известно художникам, но писать научные труды на эту тему они как-то не удосуживались. Впервые об изобретении цветной фотографии было объявлено еще в 1850 г. Вот это фото, сделанное Леви Хиллом. Он назвал этот процесс хелиохролмией.

В 1851 г. английский фотограф Вилльямс, отец стереофотографии, представил публике раскрашенные дагерротипы, но, это было совсем не то. Вообще очень долгое время цветная фотография шла по пути раскрашивания. Многие фотографы были художниками или нанимали художников создания цветных изображений. Этот способ просуществовал вплоть до начала 20 века.

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение. В строгом смысле слова, демонстрация Максвелла, основанная на аддитивном методе цветового синтеза и представлявшая собой три тщательно сведённые диапроекции, не являлась отдельным фотографическим снимком.

Первые достоверные цветные фотоизображения, закреплённые на материальном носителе, были получены французскими изобретателями Луи Артюром Дюко дю Ороном и Шарлем Кро в конце 1860-х годов.
Луи́ Артю́р Дюко́ дю Оро́н - 23 ноября 1868 года запатентовал «трихромию» — цветной фотографический процесс полного цикла, включавший съёмку негативов через зелёный, оранжевый и фиолетовый светофильтры, позитивную печать на тонких пластинах желатина, сенсибилизированного раствором калиевого хромпика с добавлением углеродных красителей аддитивных цветов (красного, синего, жёлтого), и наложение трёх пластин для получения полноцветного изображения. В 1869 году издал трактат «Цвета в фотографии: решение проблемы» (фр. Les Couleurs en Photographie, solution du problème). В 1877 году получил один из самых известных снимков в истории фотографии — цветную панораму Ажена, выполненную субтрактивным методом цветового синтеза.

Следующим важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны - к лучам разного цвета. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра. Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.
Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трехцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении А.Мите.
В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика А. Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внёс вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и, во-вторых, увеличения возможности тиражирования снимка. Со своими идеями он выступал на международных конгрессах по прикладной химии.
Снимки производились не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном положении, что позволяло ускорить процесс съёмки, производя всего лишь сдвиг пластины.
Совместно с Сергеем Максимо́вичем Прокудин-Горский работал над конструкцией киноаппарата для цветной съёмки по его методу и произвёл съёмку в Туркестане в 1911 году. Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии в 1914 году несколькими крупными промышленниками было учреждено акционерное общество «Биохром», которому были переданы имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Прокудин продолжал исследования и добился новых успехов. Он запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для синематографии. В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры.
Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. До 1917 года в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах.

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963. В 1932 году германская фирма Agfa выпустила цветную обращаемую пленку Agfacolor-Neu. Вниманию фото- и кинолюбителей предлагалась пленка, сделанная по совершенно новой технологии, достаточно прогрессивной - с трехслойной эмульсией, причем красители были растворены прямо в эмульсионных слоях. Одна экспозиция, один кадр, двойное проявление - и диапозитив готов! Не знаю, сколько стоила эта пленка, но подозреваю, что весьма недешево. Однако состоятельные граждане Третьего Рейха получили возможность потратить свои рейхсмарки с толком: отснять пленку, отдать ее в лабораторию и через несколько дней или даже часов смотреть цветные диапозитивы - на просвет через диаскоп или при помощи диапроектора, который в те времена называли уже не "волшебным фонарем", а на военный манер: Bildwerfer. Более того, можно было снять свой собственный цветной фильм - ведь пленка продавалась не только в 35-мм формате, но и в 8- и 16-миллиметровых рулонах!

В Соединенных Штатах фирма ANSCO, американский филиал концерна Agfa, наладил выпуск кинопленки Anscо Color, которая отличалась от Agfacolor только названием. Главным заказчиком пленки стала студия MGM, которой съемочные материалы поставлялись под маркой Metrocolor. Последним американским художественным фильмом, снятым на этой пленке, стала "Жажда жизни" (1956) Винсента Минелли.
Спустя несколько лет в США был внедрен способ «Кодаколор», который позволял получать богатые и красочные отпечатки. Основанный на негативном процессе, способ «Кодаколор» открыл эру моментальной цветной фотографии. Цветная печать стала исключительно популярной, но не менее интенсивно развивалось и моментальное цветное фото. Еще в конце 40-х годов корпорация «Поляроид» продала первый комплект для изготовления черно-белой фотографии за 60 секунд, а к 1963 году была завершена модернизация необходимая для производства в течение минуты цветных фотоснимков. Владельцу фотоаппарата «Поляроид» с пленкой «Поляколор» требуется только щелкнуть затвором, потянуть за язычок и изумленно наблюдать, как на куске белой бумаги за одну минуту в полном цвете проступают сфотографированные им люди или предметы.

Свет и цвет в искусстве фотографии играет огромную роль. С помощью света можно моделировать объемы, подчеркивать их пластику, плотность или весомость, если этого требует идея фотоснимка. Цвет же делает фотообраз внешне более достоверным и приближенным к реальным формам предметов. Цвет обладает рядом физических характеристик, которые и влияют в конечном итоге на его восприятие на фотографии.

Основные цвета в фотографии — красный, зеленый, синий (RGB) - аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Аддитивной она называется потому, что цвета получаются путём добавления (англ. addition) к черному. При сложении всех трех получится белый свет. Дополнительные цвета размещаются на световом круге друг против друга — голубой и красный, пурпурный и зеленый, желтый и синий. Если смешать основной цвет с дополнительным, который лежит диаметрально против него, то можно получить серый.
Ахроматические цвета - оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный. Можно заметить, что при максимальном снижении насыщенности тон (отношение к определённому цвету спектра) оттенка становится неразличимым.
Характеристики цвета
Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость):
Яркость - одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному. Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия. Так, к примеру синий цвет при соседстве с жёлтым кажется более ярким
Насыщенность - два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.
Светлота - степень близости цвета к белому называют светлотой. Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится белым.
Цветовой тон - совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Цветова́я температу́ра — характеристика хода интенсивности излучения источника света как функция длины волны в оптическом диапазоне. Человек при любом освещении видит объект (заведомо) белого цвета как белый, потому что необходимую цветокоррекцию автоматически проводят человеческий глаз и мозг.
Если источник освещения имеет непрерывный спектр тепловой природы, то этому спектру можно поставить в соответствие некоторую температуру, до которой надо нагреть абсолютно чёрное тело, чтобы его излучение имело такой же спектральный состав. Эта температура получила название цветовой температуры. Цветовую температуру измеряют в Кельвинах.
Цветовая температура источника света: характеризует спектральный состав излучения источника света, является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света.

Бала́нс бе́лого цве́та (также кратко называемый баланс белого) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки. Наиболее сложная ситуация для «баланса белого» — наличие двух и более разных источников с различной цветовой температурой. В этом случае глаз и мозг человека всё равно «увидят» правильные цвета предметов, однако и плёнка, и телекамера, и цифровой фотоаппарат воспроизведут часть предметов как «цветные». Например, если мы выставили баланс белого в цифровом аппарате на «дневной свет», то часть кадра, освещённая лампами накаливания, будет выглядеть жёлтой, флуоресцентными лампами — зелёной, розовой или фиолетовой (для разных типов ламп), на сцене, освещённой безоблачным небом, тени будут голубыми. Хотя часто именно это свойство цифровых камер можно использовать для придания снимку дополнительной привлекательности, как на следующих примерах.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.).
Процесс фотографирования требует от фотографа определенных знаний особенностей природы света. Солнечный свет, непрерывно меняющийся в зависимости от высоты солнца над горизонтом и погоды разделяется на направленный (прямой) и рассеянный атмосферой. Вторичным источником естественного освещения является небо. Тот и другой свет отражают поверхности объектов съемки.
В ранние утренние и в предвечерние часы естественное освещение содержит значительно больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня.

С восходом солнца постепенно увеличивается не только интенсивность света, но и изменяется его цветовая температура. Происходит изменение спектра, в нем начинают преобладать голубые, синие и белые лучи.

В зависимости от высоты солнца естественное освещение делится на периоды эффектного (низкого) утреннего и вечернего, нормального, зенитного и сумеречного освещения. При эффектном освещении горизонтальные лучи солнца образуют длинные вытянутые тени от объектов, хорошо выявляют рельеф местности, объемы предметов и планы.
Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в искусстве фотографии несет цветовое наполнение. Правильная расстановка цветовых акцентов помогает создавать композиционное решение. Цвета, находясь в гармоническом единстве друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции - светом, движением и пространством. Цветовая композиция может строиться двояко: по принципу субординации или по принципу координации. В первом случае какое-либо цветовое пятно полагается главным или доминантным, а все другие цвета соотносятся с ним, гармонируя или контрастируя.

Напротив, координация реализуется в изображениях, содержащих множество градаций одного и того же цвета, которые взаимосвязаны и скоординированы друг с другом.

Использование цвета при построении композиции.

Контраст - использование в фотографии контрастных цветов — мощный творческий инструмент, благодаря которому создаются образы, привлекающие к себе внимание. Наиболее сильные цветовые контрасты получаются в том случае, если сочетается основной цвет с противостоящим ему дополнительным цветом той же силы. Хороший пример — желтый с синим. Они дают резкий контраст, сочетаясь в одном снимке. Эффект ослабляется, когда один цвет занимает на фотографии больше места, чем другой, или когда один из таких цветов сильнее другого. Еще один фактор, который следует принять во внимание, — то, как те или иные цвета действуют сами по себе. Теплые цвета - такие, как красный и желтый — «выступающие», тогда как холодные — синие, зеленые — «отступающие», напоминают нам о просторах: море, небо, сельская местность. Так что, если вы сочетаете теплый цвет с холодным, то на снимке непременно будет доминировать теплый, даже в небольших количествах холодный цвет образует привлекательный фон. Контраст заставляет сравнивать объекты в кадре
Различают одномерный контраст - когда идет различие по одной категории (например по цвету) и многомерный контраст - когда идет противопоставление по нескольким категориям (по цвету, форме, контрасту…)

Нюанс. Нюансом называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку. Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Тождество - сходно по значению с ритмом в композиции и часто дополняет его. Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Симметрия - это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая. Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую. Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!) Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов. Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси.

Асимметрия - это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, ибо с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции. Красный цвет ассоциируется с кровью, революцией, любовью, ненавистью и иногда используется как средство предупреждения. Зато оранжевый и желтый — спокойные цвета, напоминающие нам о тепле и солнце. Что до холодных цветов, то синий ассоциируется с вольной небесной и морской ширью, а также с холодом и одиночеством. Наконец, зеленый — естественный цвет природы — напоминает о густых лесах, рождении нового, красоте. Конечно, чтобы вызвать эти чувства, недостаточно просто включить в кадр тот или иной цвет, но об их воздействующей на подсознание силе следует помнить, снимая тот или иной сюжет. Так, например, огненный закат, снятый с использованием оранжевого фильтра, будет излучать тепло, тогда как фотография холодного, туманного дня с голубым оттенком может вызвать дрожь по коже.
Цвета иногда называют тяжелыми или легкими. К тяжелым относятся темные цвета: черный, синий, фиолетовый и все затемненные черной краской тона. К легким - белый, красный, желтый цвет и все цвета, разбеленные белой краской.

Цвет обладает многими объективными и субъективными свойствами и задачей фотографа является грамотное использование знаний об этих свойствах для получения по настоящему интересных фотографических изображений.

При создании фотографии мало кто обращает внимание на цветовую составляющую кадра.
Гармония цветов также играет немаловажную роль в восприятии снимка.
Какие соотношения наиболее знаковые, а какие наоборот, вступают в противоречии с авторской задумкой.
Да и восприятие зрителя на первоначальном этапе начинается с осознания «приятное-неприятное» глазу.
Давайте начнем с вопроса об основных и дополнительных цветах в фотографии.

Первостепенные цвета -это безусловно синий, зеленый, красный. В связи с этим существующие каноны цветовой композиции и ориентируются на данные цвета.
При смешивании их вы определенно получите любой другой цвет. Белый свет получается при смешивании всех трех основных цветов, свидетельствуя о гармонии.
Второстепенные цвета размещаются на световом круге противоположно друг другу - голубой и красный, пурпурный и зеленый, желтый и синий. Если вы начнете перемешивать основной цвет с дополнительным, который прямо контрастен ему, в итоге вы получите серый.
Дополнительные цвета получаются при соотношение двух других- это пурпурный, оранжевый, фиолетовый.
Если мы предположим возьмем любой из основных цветов и сопоставим с дополнительным, то получим цветовой контраст.
А он, с свою очередь, оживляет изображение, придает динамичность композиции кадра, а если, наоборот, мы используем гармоничные сочетания, то восприятие становится более спокойным.

Важная деталь:
«сильный» цвет в фотографии необходимо использовать таким образом, чтобы обеспечивалось равновесие кадра.

Нужно ли использовать цветовой контраст в фотографии?
Опять же все зависит от вашей задумки. Данный прием безусловно сильный инструмент для восприятия композиции кадра. Наиболее мощный контраст получается, если соотнести основной цвет с второстепенным, кадр получается «кричащим».
Одним из таких примеров может служить смешивание синего с желтым. В итоге вы получаете цветовой резонанс, усиливающий эмоциональное воздействие.
Не забывайте еще и о том, что если в кадре один цвет довлеет над другим, это снижает эффект воздействия.

Также не стоит забывать и о собственно воздействии самого цвета. Теплые цвета — такие, как красный и желтый - «выступающие», акцентируют внимание на объекте или субъекте, а вот «холодные» - синие, зеленые - «отступающие», зрительно увеличивают пространственное решение кадра. Если вы хотите смешать теплый цвет с холодным, то всенепременно теплый будет главенствовать, а холодный будет «фоновым».

Безусловно каждый цвет несет свою дополнительную смысловую нагрузку, при восприятии фотографии зритель прежде всего отталкивается от собственных ассоциаций.
Также существуют общепринятые представления о цветах.
Красный цвет — это вызов, любовь, кровь, предупреждающий цвет.
Желтый и оранжевый- солнце, радость.
Холодные цвета, например, синий ассоциируется с небом, морскими просторами, одиночеством.
Наконец, зеленый вызывает умиротворение, спокойствие.
Поэтому стоит не забывать о подсознательном влиянии цвета на человеке в построении композиции.

Как добиться насыщенности цвета в фотографии?
Одним из самых важных факторов является качество естественного света. Наиболее яркими цвета получаются утром или во второй половине дня при фронтальном направлении света на предмет съемки.
Если вы работаете в студийных условиях, то на насыщенность цвета в кадре повлияет использования специальных фильтров.

Какие цвета гармонично сочетаются друг с другом?
Цвета, расположенные рядом друг с другом на «цветовом круге», дают гармоничные сочетания (желтый с красным, желтый с зеленым, зеленый с синим и). Тем не менее даже менее контрастные цвета способны образовывать гармонию.
Такая гармония в кадре умиротворяюще действует на зрителя. Мало того можно делать прекрасные фотографии с использованием одного цвета или его оттенков. Этого эффекта можно добиться мягким светом, сводящих цвета. Такой эффект создается искусственно и называется «монохромный цвет».

Теплые цвета оказывают стимулирующее воздействие, холодные действуют наоборот. Теплые цвета приближены к желтому спектру, холодные близки к синему спектру (цвет прохлады, ночного холода, утреннего тумана это перед восходом). Они вызывают определенные эмоции. Фотографы прекрасно знают, что теплые тона на снимках зрительно словно выступают наружу, делая предметы выпуклыми, а холодные наоборот — отступают, делая предметы вогнутыми.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS