Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Устьица у растения: определение, расположение, функции. Значение устьиц в дыхании растений. Определение состояния устьиц у комнатных растений У какого растения количество устьиц одинаково |
Особое значение в жизни растения имеют устьица, относящиеся к системе эпидермальной ткани. Строение устьиц настолько своеобразно и значение их настолько велико, что их следует рассмотреть особо. Физиологическое значение эпидермальной ткани имеет двойственный, в значительной степени противоречивый характер. С одной стороны, эпидермис структурно приспособлен к защите растения от высыхания, чему способствует плотное смыкание эпидермальных клеток, образование кутикулы и относительно длинных кроющих волосков. Но с другой стороны, эпидермис должен пропустить сквозь себя массы устремляющихся во взаимно противоположных направлениях паров воды и различных газов. Газо- и парообмен при некоторых обстоятельствах могут быть весьма интенсивными. В растительном организме указанное противоречие с успехом разрешается с помощью устьиц. Устьице состоит из двух своеобразно измененных эпидермальных клеток, соединенных между собой противоположными (по своей длине) концами и называемых замыкающими клетками . Межклетник между ними носит название устьичной щели . Замыкающие клетки называются так потому, что они путем активного периодического изменения тургора меняют свою форму таким образом, что устьичная щель то открывается, то закрывается. Для этих устьичных движений большое значение имеют следующие две особенности. Во-первых, замыкающие клетки в отличие от остальных клеток эпидермиса содержат хлоропласты, в которых на свету происходит фотосинтез и образуется сахар. Накопление сахара как осмотически деятельного вещества вызывает изменение тургорного давления замыкающих клеток по сравнению с другими клетками эпидермиса. Во-вторых, оболочки замыкающих клеток утолщаются неравномерно, поэтому изменение тургорного давления вызывает неравномерное изменение объема этих клеток, а, следовательно, изменение их формы. Изменение же формы замыкающих клеток и вызывает изменение ширины устьичной щели. Поясним это на следующем примере. На рисунке изображен один из типов устьиц двудольных растений. Самую наружную часть устьица составляют пленчатые выступы, образованные кутикулой, иногда ничтожные, а иногда довольно значительные. Они ограничивают от наружной поверхности небольшое пространство, нижнюю границу которого составляет сама щель устьица, носящее название переднего дворика устьица . За щелью устьица, ковнутри, расположено еще одно небольшое пространство, отграниченное небольшими внутренними выступами боковых стенок замыкающих клеток, называемое внутренним двориком устьица . Внутренний дворик непосредственно открывается в большой межклетник, называемый воздушной полостью . На свету в замыкающих клетках образуется сахар, он оттягивает воду от соседних клеток, тургор замыкающих клеток увеличивается, тонкие места их оболочки растягиваются сильнее, чем толстые. Поэтому выпуклые выступы, выпячивающиеся в щель устьица, становятся плоскими и устьице раскрывается. Бели сахар, например, ночью переходит в крахмал, то тургор в замыкающих клетках падает, это вызывает ослабление растянутости тонких участков оболочки, они выпячиваются навстречу друг другу и устьице закрывается. У разных растений механизм закрывания и открывания щели устьиц может быть разным. Например, у злаков и осок замыкающие клетки имеют расширенные концы и сужены в средней части. Оболочки в средних частях клеток утолщены, в то время как расширенные их концы сохраняют тонкие целлюлозные оболочки. Увеличение тургора вызывает разбухание концов клеток и вследствие этого отхождение друг от друга прямых медианных частей. Это и приводит к раскрытию устьица. Особенности в механизме работы устьичного аппарата создаются как формой и строением замыкающих клеток, так и участием в нем соседних с устьицами клеток эпидермиса. Если клетки, непосредственно примыкающие к устьицам, отличаются по своему облику от прочих клеток эпидермиса, их называют сопровождающими клетками устьиц . Чаще всего сопровождающие и замыкающие клетки имеют общее происхождение. Замыкающие клетки устьица либо несколько приподняты над поверхностью эпидермиса, либо, наоборот, опущены в более или менее глубокие ямки. В зависимости от положения замыкающих клеток по отношению к общему уровню поверхности эпидермиса несколько меняется и самый механизм регулировки ширины устьичной щели. Иногда замыкающие клетки устьица одревесневают и тогда регулировка открывания устьичной щели определяется деятельностью соседних эпидермальных клеток. Расширяясь и съеживаясь, т. е. изменяя свой объем, они увлекают примыкающие к ним замыкающие клетки. Однако нередко устьица с одревесневшими замыкающими клетками совсем не закрываются. В таких случаях регуляция интенсивности газо- и парообмена осуществляется иначе (путем так называемого начинающегося подсыхания). В устьицах с одревесневшими замыкающими клетками кутикула часто покрывает довольно мощным слоем не только всю устьичную щель, но распространяется даже на воздушную полость, выстилая ее дно. У большинства растений устьица имеются на обеих сторонах листа или же только на нижней стороне. Но есть и такие растения, у которых устьица образуются лишь на верхней стороне листа (на листьях, плавающих на поверхности воды). Как правило, устьиц на листьях больше, чем на зеленых стеблях. Число устьиц на листьях различных растений весьма различно. Например, число устьиц на нижней стороне листа костра безостого равно в среднем 30 на 1 мм 2 , у подсолнечника, произрастающего в тех же условиях, - около 250. У некоторых растений насчитывается до 1300 устьиц на 1 мм 2 . У экземпляров одного и того же вида растений густота и размеры устьиц в сильной степени зависят от экологических условий. Например, на листьях подсолнечника, выращенного на полном свету, на 1 мм 2 листовой поверхности в среднем приходилось 220 устьиц, а у экземпляра, выращенного рядом с первым, но при небольшом затенении - около 140. На одном растении, выращиваемом на полном свету, густота устьиц возрастает от нижних листьев к верхним. Число и размеры устьиц сильно зависят не только от условий произрастания растения, но и от внутренних взаимоотношений жизненных процессов в самом растении. Эти величины (коэффициенты) являются чувствительнейшими реагентами на каждую комбинацию факторов, обусловливающих произрастание растения. Поэтому определение густоты и размеров устьиц листьев растений, выращенных в различных условиях, дает некоторое представление о характере взаимоотношения каждого растения с окружающей его средой. Все методы определения размеров и количества анатомических элементов у того или другого органа относятся к категории количественно-анатомических методов, которыми иногда пользуются при экологических исследованиях, а также для характеристики сортов культурных растений, так как каждому сорту какого-либо культурного растения свойственны определенные пределы размеров и количества анатомических элементов на единицу площади. Методы количественной анатомии могут быть применены с большой пользой как в растениеводстве, так и в экологии. Наряду с устьицами, предназначенными для газо- и парообмена, существуют еще устьица, через которые выделяется вода не в виде пара, а в капельно-жидком состоянии. Иногда такие устьица вполне сходны с обычными, только несколько крупнее их, а замыкающие клетки их лишены подвижности. Весьма часто у такого устьица во вполне зрелом состоянии замыкающие клетки отсутствуют и остается лишь отверстие, выводящее воду наружу. Устьица, выделяющие капельно-жидкую воду, называют водными , а все образования, участвующие в выделении капельно-жидкой воды, - гидатодами . Строение гидатод разнообразно. Одни гидатоды имеют под отверстием, выводящим воду, паренхиму, участвующую в передаче воды от водопроводящей системы и в выделении ее из органа; у других гидатод водопроводящая система непосредственно подходит к выводному отверстию. Особенно часто гидатоды образуются на первых листьях проростков различных растений. Так, во влажную и теплую погоду молодые листья злаков, гороха и многих луговых трав капля за каплей выделяют воду. Это явление можно наблюдать в первую половину лета ранним утром каждого погожего дня. Наиболее хорошо выраженные гидатоды расположены по краям листьев. Нередко одну или несколько гидатод несет каждый из зубчиков, оторачивающих края листьев. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . «Конкурс по биологии» - Кисть. Команды. Эритроцит. Наука. Конкурс эрудитов. Разминка. Папа римский Иннокентий. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Термин. Носовая полость. Английский ученый. Неподвижное соединение костей. Поле чудес. Наука о строении и форме организма и его органов. Конкурс для капитанов. Найди ошибку. ««Игра по биологии» 6 класс» - Беленькое платьице. Глухари. Дождевой червь. Прогулка в лес. Корзина. Насекомое. Свекла. Пурга. Что лишнее. Живая буква. Лепестки. Поймай птицу. Команда. Липа. Игра по биологии. Наступает весна. Сорняк. Стоп-кадр. Кроссворд. Отгадай ребус. Найди ошибку. Золотая середина. «Викторина по биологии» - Снова будешь жизни рад. «Корешки» Картофель Томаты Морковь Капуста Перец Белена Баклажаны. Ягода вкусна. Что за растение находится в «черном» ящике? С грядки мы возьмем микстуру, За таблеткой сходим в сад, Быстро вылечим простуду. Кроме плодов используют ботву. Час занимательной биологии. Подсказка №2 Симбиоз. «Игра на биологии» - 11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Обсуждение хода и результатов игры. Подготовка к проведению. Игра – творческая дискуссия. Ориентация. Игра – направляемая дискуссия. Дидактические возможности учебных игр. «Составь трёхзначное число». «Пятый лишний». Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко). «Игры уроки» - Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета. А между зонами проведения и роста? 13. Астра. 12. Колокольчик. 17. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза. Часть букв в плетенке скрыто. Кактус. Как образуются корневые шишки? Хвойное дерево. Плод груши. По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель. «Игра по биологии» - Как зовут старшую сестру кабачка и патиссона? Назовите растение. Назовите птицу Афины, богини мудрости. Третий раунд. Что И. П. Павлов назвал «изумительной пищей, приготовленной самой природой»? Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра». В какой стран высшая награда - Орден Хризантемы. Канн - «Золотая пальмовая ветвь», Берлин - «Золотой медведь», Венеция - … Число устьиц и их размещение у разных видов растений сильно варьируют. У ксерофитов, т. е. у форм, приспособленных к обитанию в засушливых областях, на единицу поверхности обычно приходится меньше устьиц, чем у мезофитов; кроме того, устьица иногда располагаются у них в углублениях сильно кутинизированной поверхности листьев или стебля, что также уменьшает потерю воды, поскольку ограничивает турбулентность в примыкающем к устьицу слое воздуха (рис. 4.2 и 6.11). У большей части растений устьица имеются на обеих сторонах листа - верхней и нижней; есть, однако, и такие виды, у которых устьица располагаются только на нижней стороне листьев. Число устьиц на 1 см 2 поверхности листа превышает 60 000 у огурца, а у некоторых злаков не достигает и 8000. Даже на одном и том же растении листья могут очень сильно различаться как по числу, так и по расположению устьиц; в "теневых" листьях, например, число устьиц на единицу поверхности обычно меньше, чем в "световых". По оценкам, сделанным для самых разных растений, устьица в полностью открытом виде занимают 1-3% всей площади листа, диффузия же водяных паров из листа идет при открытых устьицах фактически с той же скоростью, как со свободной поверхности (рис. 6.12). Именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что в условиях хорошего увлажнения, на ярком свету и при высокой температуре растения теряют огромное количество воды. Интенсивность транспирации, т. е. испарение воды надземными частями растений (рис. 6.13), зависит от ширины устьичных щелей, от разности водных потенциалов воздуха внутри и снаружи листа и от турбулентности воздуха. Чем менее влажен атмосферный воздух, тем ниже (более отрицателен) его водный потенциал. (Давление водяных паров и относительная влажность, которые также служат мерой содержания влаги в атмосферном воздухе, тоже при этом ниже) Когда воздух насыщен влагой, его водный потенциал равен нулю. При снижении относительной влажности воздуха всего на 1-2% водный потенциал падает очень резко. Когда относительная влажность уменьшается примерно до 50%, водный потенциал атмосферного воздуха выражается уже отрицательной величиной порядка нескольких сотен бар. В клетках листа водный потенциал редко бывает ниже -20 бар, и потому вода из межклетников (в которых воздух насыщен ею наполовину, а водный потенциал уравновешен с водным потенциалом окружающих клеток) быстро диффундирует в более сухой атмосферный воздух. Молекулы воды покидают растение, подчиняясь тому же закону, который управляет их движением внутри растения, т. е. перемещаясь в направлении снижения водного потенциала (табл. 6.2). В солнечный день температура внутри листа может быть на 10°С выше, чем в окружающем воздухе. Из-за этой разности температур усиливается транспирация, так как воздух внутри листа насыщен влагой, а давление насыщенного пара с повышением температуры возрастает. Турбулентность воздуха также способствует транспирации, поскольку быстрое удаление паров воды из примыкающего к листу слоя воздуха повышает градиент диффузии (а следовательно, и.скорость диффузии) из листа в атмосферу. Поэтому в сухие ветреные солнечные дни, в особенности в засушливые периоды, вода часто испаряется из растения быстрее, чем корни успевают ее подавать. Когда потеря воды листьями в течение длительного времени превышает ее поступление через корни, растение завядает. В жаркий летний день транспирация нередко перевешивает поглощение воды, даже если в почве воды достаточно; в таких условиях листья всех видов растений и стебли травянистых растений в послеполуденные часы часто слегка привядают. Ближе к вечеру транспирация ослабевает и растения начинают оправляться от завядания. На протяжении ночи водный дефицит в клетках листа уменьшается по мере того, как корни растения насасывают воду из почвы; это продолжается до тех пор, пока клетки листа полностью не восстановят свой тургор - обычно к утру все признаки завядания исчезают. Подобное каждодневное временное завядание, так называемое дневное завядание, - явление вполне обычное; оно не вредит растению, если не считать некоторого ослабления фотосинтеза вследствие закрывания устьиц. Иное дело, когда растение долгое время не получает влаги из почвы; в этих условиях временное завядание переходит в длительное, и если это продолжается долго, то растение погибает. Регулирование движений замыкающих клеток устьицДавно известно, что ширина устьичных щелей (отверстость устьиц) определяется тургором замыкающих клеток устьиц, о чем уже говорилось в гл. 2. Однако лишь недавно, в последнее десятилетие, выяснилось, что тургор этих клеток зависит по преимуществу от содержания солей калия. В ночное время концентрация растворенных веществ в вакуолях замыкающих клеток сравнительно низка; в соответствии с этим ψ ;π велик, клетки вялы и устьичная щель закрыта. На рассвете из соседних клеток в вакуоли замыкающих клеток начинают поступать ионы калия. Процесс этот часто сопровождается распадом крахмала и накоплением яблочной кислоты. В результате ψπ резко снижается, начинается поглощение воды, замыкающие клетки, имеющие очень эластичные, неравномерно утолщенные стенки, набухают и искривляются при этом таким образом, что устьичная щель открывается. Выход ионов K + из замыкающих клеток в конце дня или при недостатке воды ведет к сокращению объема замыкающих клеток, в результате чего устьица закрываются (рис. 6.14). Околоустьичные клетки эпидермиса служат резервуаром, в котором ионы K + сохраняются, пока устьица закрыты. Любое изменение размеров этих околоустьичных клеток всегда противоположно по знаку одновременному изменению в замыкающих клетках и способствует либо открыванию, либо закрыванию устьиц.
Когда через клеточную мембрану проходят какие-нибудь положительно заряженные ионы, например ионы K + , электронейтральность клетки сохраняется благодаря одновременному перемещению других заряженных частиц: либо отрицательно заряженные анионы перемещаются в том же направлении, что и K + , либо ионы H + должны двигаться в противоположном направлении (см. гл. 7). Сейчас известно, что у некоторых растений важную роль в регуляции тургора замыкающих клеток играет передвижение ионов хлора (Cl -), у других же растений действует, по-видимому, какой-то иной механизм. У кукурузы (Zea mays) около 40% ионов K + входит в замыкающие клетки или выходит из них в сопровождении ионов Cl - . Есть растения, у которых участие ионов Cl - сравнительно невелико и функцию их могут выполнять какие-нибудь другие ионы. Подобная замена наблюдается иногда и у тех растений, у которых в норме эту роль играют именно ионы Cl - . Интенсивное перемещение ионов H + через мембраны замыкающих клеток в направлении, противоположном движению ионов K + , характерно, по-видимому, для всех растений. Действительно, открывание устьиц сопровождается заметным повышением внутриклеточного pH, чего, разумеется, и следует ожидать, когда ионы H+ покидают клетку. Источником ионов H + вполне могут быть присутствующие в вакуолярном соке органические кислоты, поскольку при открывании устьиц их содержание в вакуолярном соке увеличивается. Внешние факторы, регулирующие движения устьицКогда растение испытывает недостаток воды, замыкающие клетки устьиц становятся вялыми и устьичные щели закрываются, что предотвращает дальнейшую потерю воды. До недавнего времени именно в этом видели главный механизм, позволяющий растению избежать чрезмерно сильного завядания. Выяснилось, однако, что у растений имеется другой, более быстрый и более эффективный способ подавлять транспирацию. На ранних стадиях водного дефицита у многих растений резко повышается содержание одного из гормонов, а именно абсцизовой кислоты (АБК) (см. гл. 10). Каким-то путем это приводит к оттоку K + из замыкающих клеток и как следствие к потере воды и закрыванию устьиц. Изящные опыты, демонстрирующие этот эффект, были проведены с так называемым завядающим (wilty) мутантом томата, полученным случайно в экспериментах с рентгеновским облучением семян одного из обычных сортов. Мутант этот отличается тем, что он быстро завядает даже при самом небольшом недостатке воды, потому что устьица у него всегда открыты. Обнаружилось, что у этого мутанта резко понижено содержание АБК, оно в 10 раз ниже, чем у родительского сорта. Когда мутантные растения обработали АБК, их устьица стали закрываться и тургор восстанавливался быстрее. Очевидно, у этого сорта томата закрывание устьиц регулируется либо самой абсцизовой кислотой, либо каким-то продуктом ее метаболических превращений. Позже выяснилось, что обработка малыми дозами АБК может вызывать закрывание устьиц и у других растений. Было обнаружено также, что при недостатке воды повышается содержание эндогенной АБК, вслед за чем устьица закрываются. Таким образом, одной из важных физиологических функций гормона АБК является, по-видимому защита растений от иссушения. О прочих регуляторных функциях этого гормона говорится в гл. 10. Учитывая значение открывания и закрывания устьиц в жизни растения, не следует удивляться тому, что движения устьиц регулируются не только водоснабжением растений, но также и некоторыми другими факторами внешней среды. У многих растений, например, открывание устьиц зависит в первую очередь от содержания CO 2 в воздухе, заполняющем подустьичную воздушную полость. Если концентрация CO 2 падает там ниже 0,03%, т. е. ниже уровня, нормального для атмосферного воздуха, то тургор замыкающих клеток увеличивается и устьица открываются. Обычно к такому результату приводит освещение замыкающих клеток, стимулирующее в них фотосинтетическую активность, вследствие которой снижается содержание CO 2 в прилежащих заполненных воздухом полостях. Открывание устьиц можно вызвать также искусственно, удаляя CO 2 из воздуха, а закрывание - повышением концентрации CO 2 в воздухе. Эта регуляция устьичных движений CO 2 позволяет понять, почему устьица обычно открыты днем и закрыты ночью. Открывание устьиц под действием света можно частично объяснить тем, что вследствие фотосинтеза снижается концентрация CO 2 в листе. Однако свет оказывает и другое, более прямое действие. Протопласты замыкающих клеток лука, которые не содержат хлоропластов, при освещении синим светом набухают, но этот эффект проявляется лишь в том случае, если в среде присутствуют соли калия. Пигмент, поглощающий синий свет, который стимулирует приток ионов K + и увеличение тургора, - это, понвадимому, флавопротеид, описанный в гл. 11.
Обычно интенсивность транспирации определенным образом изменяется на протяжении дня. Сначала на рассвете она довольно резко возрастает и, продолжая увеличиваться, достигает максимума к полудню. После этого, если температура слишком высока, наступает некоторый спад, за которым следует небольшой подъем, соответствующий снижению температуры. Колебания интенсивности транспирации отражают изменения в состоянии устьичных щелей. Закрывание устьиц в полуденное время частично объясняется высокой концентрацией CO 2 внутри листа, что характерно для этого времени суток. Уровень CO 2 в листе зависит от соотношения скоростей дыхания и фотосинтеза, а скорость дыхания с повышением температуры растет довольно быстро, в то время как процесс фотосинтеза менее чувствителен к температуре. В дополнение к этому, закрыванию устьиц в полуденные часы способствует, вероятно, и то, что в это время в связи с недостатком воды в листе возрастает концентрация абсцизовой кислоты. Итак, мы убедились в том, что устьичные движения регулируются основными факторами внешней среды: светом, температурой, содержанием влаги в почве, влажностью воздуха и концентрацией CO 2 в воздухе; все эти переменные воздействуют на такие внутренние факторы, как содержание воды и концентрация абсцизовой кислоты в листе. Кроме этого, имеют место также ритмические колебания отверстости устьиц, совершающиеся даже в отсутствие внешних воздействий. Эти ритмические колебания регулируются внутренним осциллятором - биологическими часами растения, о которых мы будем говорить в гл. 12. Рис. 6.15 иллюстрирует суточный ход устьичных движений, регулируемый внутренними ритмами и внешними факторами вместе.
Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу . На этой странице моего блога находятся первые 200 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ ОГЭ по 3-му разделу «Система, многообразие и эволюция живой природы». Чтобы проверить свой уровень подготовленности к экзамену, отвечайте на тесты самостоятельно, а потом свои ответы вы можете сверить с моими ответами , заказав их . У цветкового растения выделяют следующие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Выберите характеристики, соответствующие особенностям строения цветка как органа растения по следующему плану: определение органа, рост органа, расположение точки роста, основные функции и участие органа в питании растения. А. Определение органа растения Б. Рост органа В. Расположение точек роста Г. Функции органа Д. Участие органа в питании растения Ответ: А Б В Г Д
1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?
Какой орган отсутствует у акул и скатов? Установите соответствие между животным и количеством камер его сердца: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ЖИВОТНОЕ КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА 1) формирование трахей и дыхалец Специализированным органом воздушного питания растения является К современным кистепёрым рыбам относят Какое общее свойство объединяет два изображённых анатомических образования? Оба они являются 1) корнями живых растений В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Какие моллюски ведут наземный образ жизни? Клубень – видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне Какое животное изображено на рисунке? 1) эвглена зелёная На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1: 1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если происходил нерегулируемый выброс предприятиями частиц сажи и гари?
Вообще-то на рисунке явно прослеживается темный ствол сосны (характерное строение коры, а не чередование белых и темных участков на стволе березы). Но в любом случае при длительном загрязнении стволов сажей, менее заметными для склевывания птицами будут темноокрашенные бабочки. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) род Паслён В связи с выходом первых растений на сушу у них появились Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
Примечание. (–) обозначает отсутствие данных. Способность организмов реагировать на изменение внешней среды называют Ствол у дерева растёт в толщину благодаря делению клеток Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость? Рост насекомого в течении всего развития происходит Растительные ткани представляют собой группы клеток, объединённых общим строением, функцией и происхождением. Из них состоят органы растения. Выберите характеристики, соответствующие покровной ткани древесного растения по следующему плану: функция ткани; особенности клеточного строения ткани; местоположение в корне, стебле, листе. А. Функция растительной ткани Б. Особенности клеточного строения ткани В. Местонахождение ткани в корне Г. Местонахождение ткани в стебле дерева Д. Местонахождение ткани в листе Ответ: А Б В Г Д В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Какой признак характерен только для млекопитающих? Рассмотрите график, на котором демонстрируется естественное снижение численности стволов на 1 га поверхности земли в заповеднике. Какова главная причина сокращения числа растений в еловом лесу? 1) межвидовая борьба за существование Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) обособление головного мозга На рисунке изображена флаговая форма сосны, произрастающей на морском берегу. Что стало причиной развития столь необычной кроны растения? Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. По какой части стебля происходит передвижение воды и минеральных веществ? Какой из перечисленных моллюсков наносит вред растениеводству?
Какой орган семени фасоли выполняет функцию листьев при прорастании? У каких растений имеются подземные побеги? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Учёный вырастил в лаборатории много серых и чёрных бабочек берёзовой пяденицы. Он выпустил их в двух местностях: сельской и городской. Серые бабочки были заметны на фоне чёрных стволов деревьев, а чёрные – на фоне светлых стволов. Затем учёный сам вылавливал бабочек. Кроме того, учёный наблюдал, бабочек какой окраски больше всего поедали птицы в разных местностях. Данные эксперимента представлены в таблице «Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски». Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы.
1) Сколько серых бабочек учёный выпустил в сельской местности, а сколько – в городской? Вставьте в текст «Членистоногие» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Какой признак свидетельствует о родстве археоптерикса с современными птицами? Развитие новых побегов у тополей после опиливания верхушки происходит благодаря почкам Поглощение пищи через всю поверхность тела происходит у Вода, необходимая для фотосинтеза, поступает в листья по В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСС ЖИВОТНЫХ Главной функцией корня является К направляющей движущей силе эволюции Ч. Дарвин относил Какую роль в жизни наземных позвоночных играют веки? На рисунке представлены светлые и тёмные бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента в изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1: 1. Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если условия обитания насекомых остались неизменными? 1) возрастёт число светлых бабочек При использовании изображённого объекта в доказательной базе по эволюции учёному следует воспользоваться знаниями из области 1) палеонтологии Появление каких признаков служит узкой приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для животного, изображённого на рисунке? Поступление кислорода в тело гидры происходит через Плод паслёновых растений картофеля и томата называют Основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в 1) возникновение фотосинтеза Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.
1) Каков процент выживших птенцов из кладки, в которой было 6 яиц? Что характерно для бактерий-сапротрофов? Какой слой поперечного среза древесного стебля не виден невооружённым глазом? У каких животных впервые в эволюции появилась грудная клетка? Какую роль в жизни земноводных имеет слизь, вырабатываемая кожными железами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) У каких видов рыб наименьший диаметр икринок? Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Прогрессивным признаком плоских червей по отношению к кишечнополостным является Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) появление коры в больших полушариях Почему при сборе грибов грибник не должен подкапывать почву вокруг плодового тела? Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе Рассмотрите график, на котором демонстрируется естественное колебание за 90 лет численности зайцев и рысей. Какова главная причина регулярного изменения численности рысей? 1) изменение численности зайцев Установите соответствие между характеристикой и классом животных, которому она соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСС ЖИВОТНЫХ Грибницу, опутывающую корни растения, называют 1) голова Что из перечисленного относят к результатам эволюции? Рифы – это особые сообщества морских организмов, которые формируются из Почему дрожжи используют в хлебопечении? К высшим споровым растениям относят Выделительная система животного, изображённого на рисунке, представлена 1) зелёными железами Какое животное имеет желудок, строение которого изображено на рисунке? 1) собака По каким растительным клеткам происходит отток органических веществ от листьев? Зародыш семени фасоли при прорастании получает питательные вещества из Какую функцию выполняют клетки кожицы листа? Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы. 1) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице? Клубни картофеля формируются на Ситовидные трубки древесного стебля входят в состав Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он С помощью каких органоидов простейшие освобождаются от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде? Грибы выделяют в отдельное царство потому, что они Какая экологическая группа птиц питается в основном насекомыми? Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород домашних кур?
Зоб как видоизменение части пищевода развит у птиц, питающихся Реактивным способом передвигаются К движущим силам эволюции относится Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 26 до 32 дня? В этот период насекомое растёт ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) появление пищеварительной системы Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А? 1) хвост Какое строение имеет грибница пеницилла? ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород голубей? 1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды Луковица – видоизменённый побег, это доказывает наличие на ней Какой фактор не влияет на прорастание семян? Пользуясь таблицей «Некоторые параметры животных и человека», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое копытное животное из числа приведённых в таблице имеет максимальную скорость бега? Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся оследовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: Какую функцию выполняет шляпка плодового тела у подберёзовика? У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных, Какой признак в строении сходен у современных пресмыкающихся и птиц? Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это Главный корень развивается из Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) появление ризоидов
С помощью каких органов свободно живущий червь белая планария освобождается от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде? Образование новых видов в природе происходит в результате Установите соответствие между растением и способом распространения его плодов и семян: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. РАСТЕНИЕ СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН На рисунке показан представитель одного из классов покрытосеменных растений. У представителей этого класса, как правило, имеется 1) одна семядоля в семени Какое приспособление имеется у растений для того, чтобы лучше использовать свет? Какая группа животных возникла в процессе эволюции позже остальных? Представители типа Хордовые, в отличие от других животных, имеют Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 6 до 14 дня? В этот период насекомое Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 32 до 40 дня? Рост насекомого в этот период Установите последовательность появления на Земле основных групп растений в процессе эволюции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) псилофиты Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых сортов капусты? 1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Олений мох по своему строению относят к Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток Какая жизненная форма чаще всего встречается у растений класса Однодольные? В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Пищеварительная система отсутствует у 1) бычий цепень У зелёных мхов, в отличие от водорослей, Корневище – видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке? По какому признаку растения объединяют в одно семейство? При гибели морских раковинных корненожек происходит образование Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИЗНАК КЛАСС Появление каких признаков служит примером узкой приспособленности организмов к определённым условиям среды? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Млекопитающие произошли от древних Какой цифрой на рисунке обозначена плацента? 1) 1 Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)). В каком временнóм интервале наблюдается максимальное увеличение размеров тела насекомого? Пользуясь таблицей «Размножение рыб», ответьте на следующие вопросы.
1) Каков диапазон представленных в таблице средних размеров икринок рыб? С помощью какого анализатора происходит ориентация летучих мышей в пространстве? В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? Установите последовательность систематического положения вида зайца-беляка, начиная с наименьшей группы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) отряд Зайцеобразные Установите соответствие между растением и типом его подземного побега: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. РАСТЕНИЕ ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА К. Линней в своей системе живой природы ошибочно причислял изображённое животное к рыбам, однако правильно его следует отнести к классу 1) Млекопитающих Растение, изображённое на рисунке, размножается бесполым путём при помощи 1) семян Что из перечисленного появилось в процессе эволюции у плоских червей в сравнении с кишечнополостными? К какой экологической группе относят изображённую на рисунке птицу? 1) птицы открытых пространств Передвижение растворённых минеральных веществ от корней к листьям в организме растений происходит по Насекомые дышат при помощи Цветок, у которого имеются и тычинки, и пестики, называют Чем характеризуются бактерии гниения? Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород собак? 1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды К отделу Покрытосеменные относят растения Какой признак характерен для растений класса Двудольные? Чем питается пресноводный полип гидра? 1) Моховидные Что характерно для бактериальной клетки? На рисунке изображена голова лягушки. Какой орган обозначен на рисунке буквой А? 1) глаз с веком Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке? Чем питается инфузория-туфелька? Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) появление наружного скелета Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) семейство Крестоцветные Представитель какого типа царства Животные изображён на рисунке? 1) пищеварительная Что относят к результатам эволюции? Признаком класса земноводных является Из позвоночных животных наиболее сильно развита забота о потомстве у Яркие пахучие цветки у покрытосеменных растений появились в процессе эволюции как приспособление к К низшим растениям относят Какую функцию выполняют устьица листа? Инфузория туфелька, в отличие от гидры, Вставьте в текст «Бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) возникновение семян Какой физиологический процесс у одноклеточных животных связан с поглощением клеткой газов? Кора головного мозга, имеющая борозды и извилины, впервые появилась у На рисунке изображён представитель отдела 1) Моховидных Установите соответствие между растением и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. РАСТЕНИЕ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) семейство Кувшинковые Как питается торфяной мох сфагнум? *********************************************************************** Мои ответы репетитора по биологии на эти 200 вопросов Открытого банка заданий ФИПИ ОГЭ раздела «Система, многообразие и эволюция живой природы» и на все остальные 1724 вопроса этого раздела вы можете Устьица у растения — это поры, находящиеся в слоях эпидермиса. Они служат для испарения лишней воды и газообмена цветка с окружающей средой. Впервые о них стало известно в 1675 году, когда натуралист Марчелло Мальпиги опубликовал своё открытие в работе Anatome plantarum. Однако он не смог разгадать их настоящего назначения, что послужило толчком для развития дальнейших гипотез и проведения исследований. История изученияВ XIX веке наступил долгожданный прогресс в исследованиях. Благодаря Гуго фон Молю и Симону Швенденеру стал известен основной принцип работы устьиц и их классификация по типу строения. Эти открытия дали мощный толчок в понимании функционирования пор, однако некоторые аспекты былых исследований продолжают изучаться до сих пор. Строение листаТакие части растений, как эпидермис и устьице, относятся к внутреннему устройству листа, однако сначала следует изучить его внешнее строение. Итак, лист состоит из:
Внешнее строение листа может несколько различаться в зависимости от его формы и типа (простой/сложный), но все перечисленные выше части присутствуют всегда. К внутреннему устройству относят эпидерму и устьице, а также различные формирующие ткани и жилки. Каждый из элементов имеет собственную конструкцию. Например, внешней стороны листа состоит из живых клеток, отличных по размеру и форме. Самые поверхностные из них обладают прозрачностью, позволяющей солнечному свету проникать внутрь листа. Более мелкие клетки, расположенные несколько глубже, содержат хлоропласты, придающие листьям зеленый цвет. За счёт своих свойств они были названы замыкающими. В зависимости от степени увлажнения они то сжимаются, то образуют меж собой устьичные щели. СтроениеДлина устьица у растения варьируется в зависимости от вида и степени получаемого им освещения. Самые крупные поры могут достигать в размере 1 см. Образуют устьице замыкающие клетки, регулирующие уровень его открытия. Механизм их движения довольно сложен и разнится для отличных друг от друга видов растений. У большинства из них - в зависимости от водоснабжения и уровня хлоропластов - тургор тканей клеток может как понижаться, так и повышаться, тем самым регулируя открытие устьица. Предназначение устьичной щелиНаверное, нет нужды подробно останавливаться на таком аспекте, как функции листа. Об этом знает даже школьник. А вот за что отвечают устьица? Их задача - обеспечение транспирации (процесс движения воды через растение и её испарение через наружные органы, такие как листья, стебли и цветы), что достигается за счёт работы замыкающих клеток. Этот механизм защищает растение от иссушения в жаркую погоду и не позволяет начаться процессу гниения в условиях чрезмерной влажности. Принцип его работы предельно прост: если количество жидкости в клетках недостаточно высоко, давление на стенки падает, и устьичная щель смыкается, сохраняя требуемое для поддержания жизнедеятельности содержание влаги. И напротив, её переизбыток ведёт к усилению напора и открытию пор, через которые лишняя влага испаряется. Благодаря этому, роль устьиц в охлаждении растений также велика, поскольку температура воздуха вокруг снижается именно посредством транспирации. Также под щелью расположена воздушная полость, служащая для газообмена. Воздух проникает в растение сквозь поры, чтобы в дальнейшем вступить в и дыхания. Лишний кислород затем выходит в атмосферу посредством всё той же устьичной щели. При этом её наличие или отсутствие часто используется для классификации растений. Функции листаЛист является внешним органом, с помощью которого выполняется фотосинтез, дыхание, транспирация, гуттация и вегетативное размножение. Более того, он способен накапливать влагу и органические вещества посредством устьиц, а также обеспечивать растению большую приспособляемость к сложным условиям окружающей среды. Поскольку вода — основная внутриклеточная среда, выведение и циркуляция жидкости внутри дерева или цветка одинаково важны для его жизнедеятельности. При этом растение усваивает лишь 0,2 % всей влаги, проходящей через него, остальная же часть уходит на транспирацию и гуттацию, за счёт которых происходит передвижение растворённых минеральных солей и охлаждение. Вегетативное размножение зачастую происходит посредством срезания и укоренения листьев цветков. Многие комнатные растения выращиваются подобным образом, поскольку только так можно сохранить чистоту сорта. Как было сказано ранее, помогают приспособиться к различным природным условиям. Например, трансформация в колючки помогает пустынным растениям снизить испарение влаги, усики усиливают функции стебля, а большие размеры зачастую служат для сохранения жидкости и полезных веществ там, где климатические условия не позволяют подпитывать запасы регулярно. И этот список можно продолжать бесконечно. При этом сложно не заметить, что данные функции одинаковы для листьев цветков и деревьев. У каких растений нет устьиц?Поскольку устьичная щель характерна для высших растений, она имеется у всех видов, и ошибочно считать её отсутствующей, даже если у дерева или цветка нет листьев. Единственное исключение из правила составляет ламинария и прочие водоросли. Строение устьиц и их работа у хвойных, папоротников, хвощей, плавунов и отличаются от таковых у цветковых. У большинства из них днём щели открыты и активно участвуют в газообмене и транспирации; исключением являются кактусы и суккуленты, у которых поры распахнуты ночью и закрываются с наступлением утра в целях экономии влаги в засушливых регионах. Устьица у растения, листья которого плавают на поверхности воды, расположены только в верхнем слое эпидермиса, а у "сидячих" листьев — в нижнем. У остальных разновидностей эти щели присутствуют с обеих сторон пластины. Расположение устьицаУ устьичные щели расположены с двух сторон листовой пластины, однако их количество в нижней части несколько больше, чем в верхней. Эта разница обусловлена потребностью снизить испарение влаги с хорошо освещенной поверхности листа. Для однодольных растений не существует конкретики касательно расположения устьиц, поскольку оно зависит от направления роста пластин. Например, эпидермис листьев растений, ориентированных вертикально, содержит в себе одинаковое количество пор как в верхнем, так и в нижнем слое. Как было сказано ранее, у плавающих листьев с нижней стороны устьичные щели отсутствуют, поскольку они впитывают влагу через кутикулу, как и полностью водные растения, у которых подобных пор нет вообще. Устьица хвойных деревьев находятся глубоко под эндодермой, что способствует снижению способности к транспирации. Также расположение пор различается относительно поверхности эпидермиса. Щели могут находиться вровень с остальными «кожными» клетками, уходить выше или ниже, образовывать правильные ряды или быть рассыпанными по покровной ткани хаотично. У кактусов, сукуллентов и иных растений, листья у которых отсутствуют или видоизменились, трансформировавшись в иглы, устьица расположены на стеблях и мясистых частях. ТипыУстьица у растения делятся на множество типов в зависимости от расположения сопровождающих клеток:
Здесь приведены лишь самые популярные виды. Влияние факторов среды на внешнее строение листаДля выживания растения крайне важна степень его приспособляемости. Например, для влажных мест характерны крупные листовые пластины и большое количество устьиц, в то время как в засушливых регионах этот механизм действует иначе. Ни цветы, ни деревья не отличаются размерами, а количество пор заметно сокращено, чтобы воспрепятствовать избыточному испарению. Таким образом, можно проследить, как части растений под воздействием окружающей среды со временем видоизменяются, что влияет и на количество устьиц. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги