Главная - Душевые кабины
Требования к священнослужителям. их права и обязанности. Профессия православный священник Дежурный священник обязанности

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Как стать священником, где на него учиться, обязанности священнослужителя

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник. Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику "батюшка" или "отец".

Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно. Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование . Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником , какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника
Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:
Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня - литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.
Частные богослужения - "требы", так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.


Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре :
✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед - разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения

Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован . Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба. Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.

Какие качества нужны священнику?
В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы:
✎ Доброжелательность
✎ Терпимость
Эмоциональный интеллект
✎ Умение слушать
✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика)
✎ Умение выступать на публике
✎ Наставничество

Где учиться
Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов , требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ.
Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.

Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:
1. Московская духовная академия (МДА)
2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)
3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)
4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова
5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)

Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность "Теология" . Однако православные вузы готовят самых разных специалистов : богословов, религиоведов, преподавателей , экономистов , системных администраторов и специалистов PR-служб .

Где работать
✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых

Востребованность и преимущества
Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой. Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям.
Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.

С Рождеством Христовым! Желаем найти свое призвание .

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

По Церковному праву

Права и обязанности клириков


1. Природа и тройственность священнического служения


Права и обязанности клириков вытекают из природы священства. «…Священство есть продолжение и участие в одном и единственном священстве Христа, которое даровано Церкви». В служении Христа «…различают три служения: 1) пророческое, 2) первосвященническое и 3) царское». «По выражению апостола Павла, пастыри - соработники… слуги Христовы… посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1 Кор. 3, 9-10; 4, 1-2, 9; 2 Кор. 5, 20)». Они проводники Его тройственного действия, Его духа. «В Таинстве Священства пастырь получает дар ношения образа Христова, он должен быть живой иконой Христа». Как живой образ Христа, священник осуществляет в общине три служения Христова, священник на уровне прихода, а епископ - епархии. Тройственного служение священника состоит: 1) в проповеди слова Божия, 2) в совершении Таинств и 3) в управлении (приходом или епархией). Сущностью, т. е. внутренним содержанием, священнического служения является благодатное посредничество пастыря за паству пред Богом в деле возрождения людей, а его основная задача и конечная цель - в восстановлении связи человека с Богом и другими людьми. Служение священника состоит в созидании в себе и в своей общине Царства Небесного. Главной его задачей является то, чтобы его тройственное служение соответствовало своей сущности и конечной цели, т. е. совершать его «…в духе Христова священства и Христова Царства». в духе и истине. Если священническое служение не соответствует своей сущности и своему назначению, то из великой силы освящения мира оно превращается в великую силу соблазна. Ибо «всякое священнодействие есть великая духовная реальность, воплощение Духа Истины». «Внешнее, формальное, бездушное пользование священными предметами, действиями и словами (то есть исполнение священнических обязанностей - прим. автора) накапливает в мире смертельную отрицательную энергию». Священство - это сила крестной любви, излитая в мир нашим Спасителем и изливаемая на верующих через священников, на которых она сходит в хиротонии. Если священническое служение совершается не в духе Христовой любви к людям и не в истине, то оно превращается в безблагодатное жречество. Священник, не имеющий духа Христова, не приводит людей ко Христу, а отгоняет их от Него. Поставленный быть посредник между Господом и верующими, такой священник становится стеной подбеленной (т.е. благообразной по внешнему виду) между Господом и народом. Чтобы тройственное служение священника - проповедь, тайнодействие и управление - не свелось к простому учительству, требоисполнительству и управленчеству, его содержанием и целью должен быть Христос и Его невидимое Царство. Поэтому первая обязанность священника - заботиться о своем внутреннем состоянии, стремиться ко Христу и быть во Нем. К этому призваны все христиане, но священник в виду своего положения в Церкви несет за это особую ответственность.


2. Основные пастырские добродетели, делающие священническое служение соответствующим его природе


Основные пастырские добродетели, которыми стяжается дух жизни во Христе, являются молитвенность, любовь, смирение и терпение. Жизнь пастыря должна быть молитвой. «…Молитва домашняя для пастыря должна быть дыханием его души, без чего бы он не мог бы и жить». Священник «…должен преимущественно пред пасомыми жить беседой с Богом и общением с Ним». Он должен выработать в себе «сыновнее отношение к молитве, не вынужденное, а свободное предстояние Богу…», «нудить не на правило, а к молитвенному предстоянию, к вымаливанию дара самой молитвы». Без личного молитвенного подвига «…нельзя ни одному пастырю ни возгреть в себе благодати хиротонии, ни пастырски воодушевиться». «Пастырь-молитвенник приносит великую общественную пользу, поднимая общее молитвенное настроение в пасомых». «Во всех видах деятельности пастыря-молитвенника мотивом трудов делаются Господь Спаситель и приведение людей к спасению Божию». Если же священник не несет подвига личной молитвы, то он не приобретает опыта живого общения с Богом, а «от пастырского неумения руководить молитвенным подвигом верующих от неумения воодушевлять их к богообщению гаснет в них огонь благодати…»

«…Высочайшее из всех земных призваний, ответственнейшее из всех родов служений - священство - есть по преимуществу служение любви… Священнику, первому из всех учеников Христовых, надлежит облечься в любовь, которая есть, по слову Апостола, совокупность совершенства (см. Кол. 3, 14)». В хиротонии священнику дается дар пастырской любви, т.е. способность преодолевать свой индивидуализм, переносить свою жизнь в других и ради Господа жить в них и для них. Этот дар проявляется в том, что у священника обостряется сознание «…долга заботиться больше о других, чем о себе». Он теперь обязан заботиться не только о своем спасении, но о спасении всех, вверенных ему Господом. Возгревается этот дар главным образом самопринуждением к любви. Священник обязан духовную пользу прихожан ставить выше своей личной пользы, пусть даже и духовной. Он должен научиться охотно жертвовать ради них своим покоем, временем и силами, вопреки себялюбивым чувствам недовольства понуждать себя к умеренной внешней любезности и ласковости. Через это делание в нем постепенно усиливается подлинная отзывчивость и переходит в искреннее настроение. «Источник пастырской любви к людям заключается в любви к Богу, ради чего всякий истинный пастырь подвизается в очищении себя от страстей». Важным средством, возгревающим благодатно-пастырскую любовь, является молитва о благодатном укреплении любви. «Особенно на первых порах служения всякий пастырь-предстоятель, по словам Лествичника, «должен молиться и о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству»». Ярким свидетельством о необходимости для пастыря любви являются фарисеи. Они исполняли «… формальные требования закона, при этом упуская из вида его сущность, которая состоит в любви к Богу и ближнему. Выставляя себя судьями и защитниками закона…», они во имя ложно истолкованного ими закона, вознесли Подателя этого закона на Крест. То есть, если пастырь пренебрегает любовью, он становится ее гонителем и распинателем.

Смирение - это основа, фундамент и глубина любви. «По времени духовного обнаружения оно предшествует любви». «Сущность смирения состоит в самоотвержении и отречении от своеволия, что для пастырского служения совершенно необходимо». Если священник не имеет чувства собственного недостоинства, то постепенно он начинает вместо Христа в центр жизни общины ставить себя, «распространять кругом себя свое человеческое влияние» и «властно господствовать над окружающими». Возвышаясь в своем мнении над прихожанами и все более отчуждаясь и отдаляясь от них, священник разрывает духовное единение с ними и превращается в начальника.

Терпение скорбей для священника является не просто общехристианской заповедью, а пастырским долгом. «…Принимая на себя грехи своего прихода и сторонних лиц, отдающих себя его руководству…», священник становится причастником скорби Христовой за весь мир. Задача пастырского служения освободить и защитить себя и людей от диавола. Он вступает в более острую борьбу со злом. Поэтому «скорби - прямое отличие пастырского служения». «…Быть истинно добрым пастырем есть крест из крестов». Но в этих скорбях он внутренне обновляется. «…Пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но радостно терпеть их с верой в помощь Божию и с уверенностью в их спасительную необходимость».


3. Тройственное служение клириков


1. Пастырское учение. Учение словом. Господь возвестил людям истину и дал апостолам заповедь: «…идите, научите все народы…» (Мф. 28, 19). Поэтому «истина и проповедание её людям - фундаментальная задача пастырского служения». Проповедь является «…неотъемлемой частью священнического служения». По учению слова Божия, церковным канонам и указаниям церковного устава, проповедь слова Божия является главнейшей обязанностью пастырского служения. Истина существует как слово о Боге, т.е. как теоретическое учение, и как жизнь в Боге. Слово о Боге является важнейшей, но начальной степенью познания истины. Ее цель - прийти к опытному богопознанию, которое только одно является истинным богопознанием, ибо Христос есть истина и Он познается только через общение с Ним и исполнение Его воли. Задача священника - передавать верующим истины о Боге, призывать их к опытному богопознанию и помогать им в приобретении этого опыта жизни в Боге.

Для того чтобы слово священника назидало слушающих, необходимо следующее:

то, о чем он говорит, он должен понять и усвоить на своем личном опыте. Ибо «Предание Церкви нельзя понять рассудочно, путём внешнего знания, но только на основе личного опыта. Только в общении веры возможно внутреннее, личное усвоение её основ и соединение с Учителем веры». Как Спаситель сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6, 63), так и слова пастыря должны быть выражением его опыта жизни в Боге;

«…его слово, только что вдохновенно возникшее и услышанное или же заранее приготовленное» должно идти «… от сердца, от полноты веры, от сладкого желания утешить, укрепить, просветить и согреть человека»;

пастырь должен сам переживать то, о чем говорит, ибо «просвещает и укрепляет лишь то пастырское слово, которое просвещает и укрепляет самого пастыря, для него самого является поучением». То есть он действительно должен говорить от сердца. Тогда его слово будет воспринято сердцем;

пастырь должен смиренно сознавать, единственным истинным Учителем является Господь, и если Он не воздействует через его слово, то сам священник он не может принести пользу слушающим.

«Каждый преемник апостольской благодати получает в таинстве священства особый дар проповедания - от сердца к сердцу, от уст к устам». Священник обязан возгревать в себе этот дар благодати через изучения истины и преподания ее верующим. Ап. Павел заповедает ап. Тимофею всегда поучаться в слове Божием (1 Тим. 4, 13-16) и быть учительным (2 Тим. 2, 24). 2-е правило VII Вселенского Собора предписывает, чтобы «…имеющий быть возведенным на епископство знал псалтирь, дабы таким образом и народ свой наставлял… Чтобы он был испытываем… хочет ли он читать священныя правила, Евангелие, книгу Апостола и все божественное Писание. Читать же с истолкованием, так чтобы знать смысл каждаго слова и быть способным к научению порученнаго ему народа…» Согласно 19 правилу VI Вселенского Собора, «предстоятель церкви, по преимуществу в воскресные дни, должен учить догматам, и истолковывать их не от себя, но как понимали Божественные отцы». Согласно 58-му Апостольскому правилу, епископ или священник, если не заботится об учении народа, отлучается, а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению». Диаконы имеют право участвовать в служении слова.

Епископ, или священник, должен быть проповедником истины всегда. «Священнодействовать Истину: являть ее применительно ко всем случаям и обстоятельствам жизни. Свидетельствовать правду Христову на всех путях человеческих». А для того чтобы быть свидетелем истины, он должен жить соответственно этой истине. «Проповедь без подкрепления ее в своей жизни - все равно, что картина хлеба вместо хлеба». Как Христос есть воплощенная истина, так и священник, будучи живым образом Христа, должен воплощать истину в своих делах и в своей жизни. «Священник должен быть учителем святости и учителем покаяния, носителем благодати и живым доказательством неотступного пребывания Бога в мире».

Есть три основные формы проповеди слова Божия: богослужебная (при общественном или частном богослужении), лекционная (вне храма) и частная беседа. Частную беседу архиеп. Иоанн (Шаховской) называет свидетельской формой проповеди - «…в домах (а в годы гонений в судах)». Лекционная форма проповеди (или законоучительство) состоит в систематическом преподавании детям или взрослым Закона Божия, т. е. основ веры и нравственности. Наиболее удобной и распространенной формой для этого является воскресная школа. «…Воскресная школа - основа основ прихода, от деятельности воскресных школ во многом зависит наше будущее, будущее всей Церкви». Поэтому законоучительство является «одной из важных и наиболее ответственных обязанностей священника…» «Духовничество же как благодатная способность руководства людей в духовной жизни есть не институциональный, а редкий, личностный дар от Бога».

Согласно «Книге о должностях пресвитеров приходских», есть пять видов учения, осуществлять которые пастырь должен в своей деятельности: 1) учить вере, и совершенствовать в ней прихожан, 2) обличать и искоренять безбожные, еретические и суеверные, 3) исправлять развращенных в беззаконии, 4) наставлять и утверждать правоверных и честных в добродетельном житии, 5) утешать и восставлять печальных и отчаивающихся.

«Главным из бедствий сегодняшнего дня является массовое нравственное растление молодежи и детей». Поэтому «каждый священник должен считать своим первым долгом проповедь бескомпромиссного противостояния нравственному растлению». Одной из главных задач пастырей является работа с молодежью. «Пастырям нужно учиться говорить с молодежью и не уклоняться от этого диалога».

Самообразование. Самообразование является одним из обязанностей священника, ибо незнание - причина многих ошибок, заблуждений и грехов. Господь сказал через пророка Осию: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною…» (Ос. 4, 6). «…Всякий священник, более чем какой-либо другой христианин, должен постоянно трудиться над своим образованием и пополнять свой духовный багаж, повышать свои знания сообразно запросам времени. Нужно быть начитанным в духовной литературе, знать древних святых отцов и близких к нам по времени замечательных русских духовных писателей, святителей, старцев, оставивших нам великие духовные сокровища. Нужно знать об основных достижениях современной церковно-исторической, догматической науки, библеистики, литургического богословия». В наше время «священнослужитель должен обладать широким кругозором, глубокими познаниями в разных областях, способностью вникнуть даже в те вопросы, которые выходят за рамки его «профессиональных» интересов и обязанностей».

Совершение Таинств. В хиротонии епископ получает от Бога власть совершать все семь Таинств Церкви, священник - шесть (кроме таинства Священства), а диакон - прислуживать при совершении Таинств. Епископ и священник также получают право предстоятельствовать при богослужении. В полном смысле слова, «…священник не совершитель, а чиносовершитель Таинств».священнический служение клирик

Священник и диакон обязаны знать учение Церкви о Таинствах, порядок и особенности их совершения, изложенные в Настольной книге священно-церковно-служителя, составленной С.В.Булгаковым, находя-щееся в конце Служебника «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству…» Таинства необходимо совершать благоговейно внимательно и вдумчиво, с глубокой верой и живой молитвой к Богу, действующему в Таинствах. При совершении Таинств и обрядов, «…прежде всего Крещения, Покаяния и Брака, а также чина погребения… сердце человека особенным образом открыто спасительному действию благодати Божией». Если священник совершает священнодействие без благоговения, без внимания к Богу и человеку, то таким отношением он может оттолкнуть человека от Церкви. Перед Литургией, т.е. перед богослужением, за которым совершается самое высокое из всех Таинств - Евхаристией - священник обязан готовиться постом и молитвой, установленными Церковью. «Велико значение тайносовершительного служения священника. Это поистине Божественное служение, совершаемое Самим Христом. Но, чтобы зерна благодати Божией давали обильные и соответствующие плоды, необходимо подготовить почву для посева, необходимо научить паству достойно принимать благодатные дары Таинств, необходимо научить паству путям достижения единения с Богом». То есть священник несет ответственность за то, чтобы верующие, ради которых Таинства он совершает, сознательно и достойно участвовали в них. Задача пастыря - помочь своей пастве стяжать опыт жизни в Церкви, «…который приобретается, главным образом, путем участия в литургической, евхаристической жизни Церкви».

Служение церковного управления. Епископ и священник (настоятель прихода) несет обязанность церковного управления. Конечной целью этого служения является созидание Царства Небесного в вверенной пастырю общине. «…Епископ в первую очередь - …пастырь и нежно любящий отец, а не администратор и начальник, осуществляющий безличное и холодное руководство, не основанное на любви и не развивающее общение личностей». «Епископ должен проявлять любовь к клирикам, находящимся в его подчинении, а те, в свою очередь, обязаны ему подчиняться как «отцу», «ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

«…Приход - это не храмовое здание, а церковная община, объединенная христианской любовью и устрояемая силой благодати Святого Духа». «Приходская жизнь есть лестница в Царство Божие. Воспитание этого Царства и обучение этому Царству - в мыслях, чувствах и воле человека». Задача священника - объединить вокруг себя прихожан в одну дружную семью. Для этого «священник, по дару благодати священства являющий собой образ Христа, должен помнить, что каждого пришедшего в храм человека позвал Сам Христос, и с каждым он обязан найти личный контакт». Священник имеет право (а по словам патриарха Алексия II и патриарха Кирилла это является его обязанностью) организовать при своем приходе катехизаторскую, миссионерскую и социальную деятельность. «Через дела благотворительности члены Церкви ощущают себя одной семьёй во Христе».

Внешний вид пастыря

Священник - это не профессия, это призвание служить Богу и в Боге каждому ближнему, это соответствующий этому призванию образ жизни и устроение души. Этому должен соответствовать и его внешний вид. Пастырь носит священническую одежду, которая для него является постоянным напоминанием о благодати, о святости и чистоте его служения, удерживающим от греха и мирских поступков, а для людей это напоминание «…о том, что священство не кончается в храме». «Согласно 16-му правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде…» «Постановлением Присутствия по делам православного духовенства от 16 апреля 1869 года церковнослужителям было дозволено по желанию носить светское платье и стричь волосы… В послевоенные годы носить светское платье было дозволено у нас и клирикам…»

Пастырская чистота

Пастырская чистота - это «…правильное поведение пастыря в мире, соответствующее его служению». Согласно канонам, клирикам запрещены пьянство и азартные игры (42-е Апост. правило), посещение корчемниц (54-е Апост. правило), ростовщичество(4-е прав. Лаод. Собора) и мирская торговля, особенно винная (18-е прав. Карф. Соб.; 9-е прав. Трулл. Соб.). Клирикам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося, устраивать у себя дома пиршества (канон 55-й Лаодикийского Собора), занимать общественные и государственные должности (6-е, 81-е Апост. прав.; 11-е прав. Двукр. Соб.), заниматься предпринимательством (3-е правило IV Вселенского Собора). Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что несовместимо с их призванием быть прямым проводником действий Божиих и живым свидетелем Божия присутствия в мире. Клирики не имеют права вступать в брак после хиротонии. Таинство хиротонии совершается так же, как и Брака: при пении тех же тропарей. Только ставленик обходит не вокруг аналоя, а вокруг престола. Это знак того, что он получает благодать, которая обручает его церковной общине. Теперь он служит Господу и в Нем людям. Центром его жизни становится престол. После этого он уже не может заключать таинство Брака, которое бы его обязывало угождать жене. Согласно канонам, если клирик совершит тяжкий грех: убийство, хотя бы и невольное, блуд, прелюбодеяние, воровство, он извергается из сана. Для клирика также недопустима пассивная бигамия, т.е. сожительство с женой, впавшей в прелюбодейство (8-е прав. Неокесар. Собора). Священникам запрещено вкушать пищу наедине с женщинами (22-й канон VII Всел. Собора).

Почитание пастырей

Апостол Павел учит в Послании к Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь…» (1 Тим. 5, 17). У епископов и священников берут благословение. Священники имеют право благословлять диаконов и мирян, а епископы - священников. Священников называют «отцами» потому, что они являют миру Божие Отцовство, являются проводниками любви к миру Отца Небесного, Который послал на землю Сына Своего и Духа Святого для спасения людей. Уважая священников «…люди уважают прежде всего благодать Божию и - самих себя, прибегающих к этому источнику благодати. Непростительная ошибка пастыря - отнести это уважение людей к себе и напитать этим уважением свое самолюбие». Как Господь через священника совершает Таинства, так Он же через Него принимает честь, воздаваемую священному сану. Задача священника - передавать ее Господу, а не присваивать ее себе и не навлекать тем самым на себя осуждение. Всякое неуважение нужно относить к себе, как напоминание о своем недостоинстве, а всякое уважение - к Господу, как напоминание о том, что Он действует и через недостойных священников.

Клирики должны оказывать честь и друг другу. Первенство чести для епископов определяется старейшинством хиротонии и значением занимаемых кафедр, а для пресвитеров, диаконов и низших клириков - саном, наградой, должностью, старшинством хиротонии (или хиротесии) и образованием. «Преимущества некоторых епископских кафедр, признан-ные священными канонами, не преимущества господства и власти, но - служения, которые свободно определились самой необходимостью». Таким образом, честь, воздаваемая клирикам, указывает на их служение.


Список использованных источников и литературы


I. Источники


Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.

Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Ч. 1. Правила соборов 1-7. - Тутаев: Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. - Репринт издания московского Общества любителей духовного просвещения. - 1438 с.


II. Литература


Аксенов Роман, свящ. «Паси овцы Моя»: учение о пастырстве святого Иоанна Кронштадского. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 142 с.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения (2000-2004). Т. 3. Ч. 1. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. - 544 с.

Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 350 с.

Владимиров Артемий, прот. Евангельское милосердие в жизни пастыря. - М.: Изд-во Православного Братства Свт. Филарета Московского, 2001. - 31 с.

Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам.- М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. - 301 с.

Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Философия православного пастырства. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. - 159 с.

Константин (Зайцев), архим. Пастырское Богословие: Курс лекций, прочитанный в Свято-Троицкой Духовной Семинарии. - с. Решма, Редакция «Свет Православия», 2002. - 364 с.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников

После избрания на великое священническое служение Аарона и его сыновей последовало особое посвящение их через следующие действия: омовение, возложение священнических одежд, помазание елеем, окропление кровью жертвенных животных, семидневное пребывание у дверей скинии (в это время они приносили множество жертв). Только в восьмой день они торжественно вступили в права священства (Лев. 8, 2-36; 9, 1-24).

Учреждение Богом иерархического строя было вызвано тем, что израильский народ, по своей греховности, уже не мог лично беседовать с Богом. Они имели нужду в посреднике, как это мы видим из Библии, где повествуется, что, когда Моисей принимал закон на горе Синай, "весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся, и стал вдали", и взмолились к Моисею: "Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть (Исх. 20, 18–19). Из этих слов видно, что народ сам пришел к мысли о необходимости особого посредничества между ним и Богом.

Основные обязанности ветхозаветных священников были определены Богом: "И сказал Господь Аарону… и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам Я дал в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Числ. 18, 7).

Обязанности трехстепенного ветхозаветного священства (левитское, священническое и первосвященническое) были различны. Только один первосвященник мог входить во святое святых, священники исполняли свои обязанности во святилище, а низшая степень - левиты - прислуживали во дворе скинии. Сам Господь священническое и первосвященническое служение определил так: "Сохраните жречество ваше по всему образу алтаря, и еже внутрь завесы" (Числ. 18, 7). О левитском служении Господь сказал Аарону: "Братию твою, племя Левиино… приведи к себе, и да приложатся к тебе, и да служат тебе, и да блюдут стражбытвоя и стражбыскинии: токмо к сосудам святым и ко алтарю да не приступают, да не измрут" (Числ. 18, 2–3). Из этих слов видно, что их служение и обязанности различны.

Обязанности служителей алтаря - священнослужителей - были следующие:

1. Умилостивление Бога и служение Ему посредством принесения жертвенных животных, которых священослужитель должен тщательно осмотреть, чтобы животное удовлетворяло всем требованиям обрядового закона (Лев. 22, 17–24).

2. Возжение светильников, а также поддержание огня на жертвеннике, очищение его от золы. Воскурение благовонного фимиама (Исх. 30, 1–8).

3. Приготовление хлебов предложения (Лев. 24, 5–8); а также каждую субботу священство должно было переменять на трапезе хлебы, которых было двенадцать, по числу колен израилевых.

4. В их обязанность входило созыв народа посредством священной трубы при снятии станов во время странствования по пустыне; при вступлении на войну (1 Цар. 13, 3; Иоиль 2, 1; Зах. 9, 14); также они трубили во дни веселия и в праздник в новолетие седьмого месяца, называемый праздником трубного звука (Лев. 23, 24; Числ. 29, 1).

5. Им дано право очищать нечистоту израильтян от прикосновения к мертвому телу и от проказы (Лев. 12–14 гл.).

Все эти обрядовые стороны носили характер учительства имели нравственно-воспитательное значение для израильтян. Объявив народу столько разных законов и постановлений гражданского и религиозно-нравственного характера, служитель алтаря должен был позаботиться и о том, чтобы все эти уставы и законы "Иеговы" не были забыты и искажены народом, а напротив, чтобы всегда были в сознании народа и осуществлялись в жизни. Отсюда "учить народ законам и уставам Иеговы" - стало второй задачей священства после религиозно-церковных отправлений; вот почему в Библии мы видим постоянные и настойчивые завещания священству "учить" народ (Лев. 10, 10–11; Втор. 31, 9-13; Исх. 24, 4–7; Пар. 15, 3; 17, 7–9; Мак. 2, 7 и др.). И эта задача учительства в сознании самого народа очень тесно связывалась с обязанностями священства. Указание на это мы находим в дальнейшей истории еврейского народа. В последующие за Моисеем времена считалось народным бедствием отсутствие "священника учащаго" (2 Пар. 15, 3).

Понятна такая строгость взгляда на учительский долг священника. Он должен был учить не чему иному, как исполнению Божиих повелений, которые при теократическом строе определяли собою всю жизнь богоизбранного народа. В случае же прекращения священнического учительства "уставы Иеговы" в народном сознании могли затемниться, исказиться и, наконец, потерять в его сознании свое первенствующее значение - богоизбранничества. Вот почему "повеления Иеговы" Моисей заповедует народу иметь постоянно пред собою, как "знак на руке" или "памятник пред глазами" (Исх. 13, 9-16), "внушать их детям", говорить о них, сидя в доме, идя дорогою, и ложась, и вставая", и написать их на косяках домов и на воротах их (Втор. 6, 6–9;11, 18–20).

С другой стороны, добросовестно исполняя свои религиозно-церковные обязанности, священство уже тем самым учило народ тем же повелениям Иеговы, так тесно были связаны эти две обязанности священства - религиозные обряды и учительство. Можно сказать, что это была одна обязанность - религиозно-нравственного воспитания народа.

Неразрывно с учением и заботой о спасении словесных овец в обязанность священства входили и еще две должности - судебная и врачебная. Являясь посредником между Богом и народом, истолкователем и хранителем всех Божественных повелений, священники должныбыли, естественно, являться и первыми судиями и карателями при неисполнении "уставов Иеговы". Поэтому священству безраздельно принадлежало право суда в области прегрешений каждого, кто нарушал заповеди Иеговы.

Установление факта греховности, наложение наказания, очищение и прощение согрешившего - все это было в ведении священников (Лев. 4, 13–35; 5, 1–4; 5, 15–17; Числ. 5, 13–31; 6, 10).

Совершать суд в еврейском народе могли и старейшины, но во всех затруднительных, спорных вопросах суд принадлежал священникам. Священнический суд имел бесспорное окончательное решение, сопротивление которому наказывалось смертью (Втор. 17, 8-13; 2 Пар. 19, 8-11; Иез. 64, 24). И хотя права суда были не столь широки, как права учительства, тем не менее, и суд священства должен был иметь большое воспитательное значение для народа. Во время суда обязательно читали пред народом те Божественные повеления, которые были нарушены преступником, а это являлось уже своего рода учением народа. Кроме этого, суд присуждал виновному исполнять разные церковно-религиозные постановления, что также, в свою очередь, служило школой для народа. Таким образом, мы видим, как прочно в руках священства сходились разные нити теократического управления народом.

Кроме судебной обязанности, ветхозаветные священники занимались еще и врачебной деятельностью, которая направлялась на распознание разных кожных заболеваний и врачевание их в сынах израилевых. К их надзору относились также и те больные, которые были покрыты заразной болезнью - проказой. Таковых они удаляли от общества до полного выздоровления. В полномочия священников входило смотреть за чистотой как телесной, так и нравственной.

Эта деятельность священства, подобно судейскому делу, тесно связывалась с первой и главной его обязанностью - исполнением религиозных треб и обрядов, так как при всяких случаях очищения от нечистоты или выздоровления полагалось законом принесение тех или иных жертв. Отсюда и врачебное дело священства становилось опять своего рода учительством.

В военное время священники были вдохновителями Израиля в битвах с врагами (Втор. 20, 2–4).

Так, все стороны деятельности ветхозаветного священства определялись одной задачей - очищать народ от нечистоты телесной и духовной и уготовлять из него народ, угодный Богу. Без преувеличения можно сказать, что в деле воспитания всего народа деятельность ветхозаветного священства была незаменима.

Внешние и внутренние качества ветхозаветного священства Многообразие и важность обязанностей ветхозаветного священства требовали от него высоких физических, духовных и моральных качеств. При вступлении на этот великий пост, прежде всего, законом требовалось, чтобы

Окончание ветхозаветного периода После Ездры и Неемии о еврейском народе почти ничего неизвестно вплоть до второго столетия до н. э. Малахия жил примерно в этот период; его пророчество изображает картину общего религиозного упадка и, возможно, материальной нищеты. Книги

В. Предназначение ветхозаветного святилища Чтобы лучше понять прообразное значение святилища и его вклад в понимание первосвященнического служения Христа, следует подробно изучить различные предназначения

Установление ветхозаветного священства; построение скинии и различные законы для священства. В дни торжественного праздника заключения завета Моисей часто уходил в горы и долго не показывался. Однажды, когда он надолго отошел от народа, израильтяне пришли к Аарону и

Степени ветхозаветного священства Степеней иерархии было три: первосвященническая, священническая и левитская. У нас сейчас тоже три степени: епископ, священник и дьякон. Первосвященническая степень восходила непосредственно к Аарону и передавалась от отца к сыну по

§ 162. Неповторяемость священства. Вопрос? «неизгладимости» благодати священства. I. Благодать священства, или дар, сообщаемый через это таинство. апостол называет живущим в душе рукоположен{стр. 224}ного, следовательно, не подлежащим возобновлению или сообщению вновь

Тень ветхозаветного персонажа Последняя часть статьи подытоживает усилия автора по дискредитации своего противника и посвящена очернению о. Александра как писателя, христианского мыслителя и человека науки. Начинается она, как водится, по–хлестаковски: «Нет смысла

1. Основные обязанности фараона Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойным отпрыском божественной плоти и

74. Исторический очерк ветхозаветного канона. Ветхозаветные священные книги в один общий состав или канон пришли не вдруг, а постепенно, соответственно времени их написания. Передавая книгу закона, т. е. свое пятокнижие, священникам и старейшинам народа, Моисей заповедал

Обязанности священников и левитов Господь сказал Аарону: «Ты, сыновья твои и весь твой род полностью отвечаете за любой грех против Святилища. К тому же ты и твои сыновья будете в ответе и за любое упущение в священническом служении. 2 И братья твои из колена Левия, колена

Основы ветхозаветного текстового критицизма «Строго предписанного метода ветхозаветной текстологии» в деле восстановления оригинального текста не существует. Есть, однако, некоторые основные, освященные веками принципы, применение которых необходимо с целью

4. История ветхозаветного канона в Церкви. История ветхозаветного канона в христианской Церкви, для удобства обозрения, может быть хронологически разделена на следующие периоды: первый период: I-III вв., второй период: IV-V вв., третий период: VI-XVI вв., четвертый и последний

История ветхозаветного текста. Внешняя история текста. Третий отдел Общего Историко-критического Введения содержит в себе историю ветхозаветного текста. Он обычно подразделяется на два отдела: а) внешняя история текста и б) внутренняя история текста. Во внешней

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS