Главная - Душевые кабины
Богатый новгород. Культура Руси Московской в XIV — XVI вв Князь остановился раскинул шатер князь заснул

б) установление власти московского царя над Крымским ханством

в) создание морских портов на побережье Черного моря

г) борьба за выход в Балтийское море

д) присоединение важного стратегического и тор­гового центра - Астрахани

е) отвоевание у Великого княжества Литовского земель на юге-западе

12. Из перечисленных ниже исторических личнос­тей входили в Избранную раду:

а) митрополит Филипп г) М. Скуратов

б) А. Курбский д) А. Адашев

в) И. Шуйский е) Сильвестр

13. Из перечисленных ниже положений относятся к итогам деятельности Ивана III:

а) установление опричнины

б) свержение ордынского ига

в) присоединение к Московскому княжеству русских земель

г) проведение военной реформы

д) изменения в управлении страной

е) введение системы приказов

ж) принятие общерусского свода законов

14. Из указанных произведений посвящены борьбе русского народа с монголо-татарским игом:

а) «Моление»

б) «Сказание о Мамаевом побоище»

в) «Задонщина»

г) «Сказание о князьях владимирских»

д) «Песня о Щелкане Дудентьевиче»

е) «Житие Сергия Радонежского»

ж) «Песнь об Авдотье Рязаночке»

1) 1410 г. а) стояние на Угре

2) 1480 г. б) присоединение Астраханского ханства

3) 1549 г. в) начало опричнины Ивана Грозного

4) 1556 г. г) Грюнвальдская битва

5) 1565 г. д) первый Земский собор

16. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) вече а) органы центрального управления

2) поместье в Российском государстве, ведав-


3) полюдье шие определенной сферой

4) приказ государственной жизни

5) вотчина б) объезд князем и дружинной под-.

властных племен с целью сбора дани

в) земельное владение, передавае­
мое по наследству

г) народное собрание, решавшее
важнейшие вопросы жизни города

д) земельное владение, дававшееся
дворянам за службу

17. Установите правильное соответствие между произ­ведением и автором.

1) «Слово о Законе а) Даниил Заточник и Благодати» б) Нестор

2) «Поучение детям» в) Иларион

3) «Житие Бориса и Глеба» г) Владимир Мономах

4) «Моление»

18. Установите хронологическую последовательность событий:

а) правление Владимира Мономаха

б) правление князя Юрия Долгорукого в Суздале

в) месть княгини Ольги древлянам

г) начало составления письменного свода зако­нов Русская Правда

д) походы князя Олега на Константинополь

19. Установите соответствие между историческими личностями и событиями:

1) князь Святослав а) московская усобица

2) Владимир I б) введение «заповедных

3) Иван Ш лет»

4) Василий II Темный в) разгром Хазарского

5) Иван IV Грозный каганата

г) «стояние на Угре»

д) крещение Руси

20. Расположите исторические лица в хронологиче­ском порядке их деятельности:

а) Тохтамыш г) Ахмат (Ахмед)

б) Мамай д) Батый

в) Чингисхан

Второй вариант

Выберите правильный ответ.

1. Причиной гибели князя Игоря стало:

а) желание князя восстановить свое право сбора дани у вятичей

б) поражение княжеской дружины в походе про­тив Византии

в) нарушение князем договора о сборе дани с древлян

г) отказ родимичей платить положенную дань князю

2. строки: «От реки Дона, проло­жив себе путь к Боспору Киммерийскому, сей
Герой мог утвердить сообщение между областию Тмутороканскою и Киевом посредством Черного моря и Днепра. В Тавриде оставалась уже одна тень древнего могущества Каганов» - писал князю:

а) Олегу б) Святославу в) Владимиру г) Ярославу Мудрому

3. Итогом княжеского съезда в Любече было: -

а) установление принципа княжения, закрепляв­шее начавшееся разделение Русских земель

б) объединение всех военных сил княжеств для отпора внешним врагам

в) укрепление власти великого киевского князя

г) установление нового порядка сбора дани

4. Укажите ряд дат, связанных с походами Батыя на Русь:

а) 1212 г., 1223 г., 1227 г.

б) 1237 г., 1238 г., 1240 г.

в) 1242 г., 1245 г., 1246 г.

г) 1252 г., 1262 г., 1263 г.

5. В результате Куликовской битвы:

а) было ликвидировано ордынское иго

б) русские войска одержали победу над главными силами Орды

в) монголо-татары сожги много городов и крепостей

г) произошел распад Золотой Орды

6. Высший совет при князе (царе) - это:

а) Боярская дума в) государев двор

б) Земский собор г) Сенат

7. Начало становления крепостного права связано с:

а) Русской Правдой

б) «Правдой Ярославичей»

в) Судебником Ивана III

г) Судебником Ивана IV Грозного

8. На царство в 1547 г. венчался:

а) Василий II в) Василий III

б) Иван III г) Иван IV

9. Вершиной русского зодчества является архитек­турный памятник, построенный в середине XVI в.:


а) Успенский собор Московского Кремля

б) Грановитая палата

в) Покровский собор

г) Церковь Спаса на Нередице

10. Из названных событий относится ко времени опричнины:

а) собрание первого Земского собора

б) разгром Новгорода

в) создание стрелецкого войска

г) осада Пскова

Выберите правильные ответы.

https://pandia.ru/text/78/256/images/image069_4.gif" height="160">б) Грановитая палата

в) Успенский собор

г) Покровский собор

д) церковь Федора Стратилата

е) Архангельский собор

15. Установите правильное соответствие между да­тами и событиями:

1) 1223 г. а) Невская битва

2) 1147 г. б) начало походов Батыя на Русь

з) 1185 г. в) битва на реке Калке

4) 1237 г. г) первое упоминание о Москве

5) 1240 г. д) поход князя Игоря Святославича

против половцев, «Слово о полку Игореве»

16. Установите хронологическую последовательность событий:

а) взятие Тохтамышем Москвы

6) Ливонская война

в) великое владимирское княжение Александра
Невского

г) присоединение Новгорода к Московскому го­сударству

д) битва на реке Сити

17. Установите соответствие между произведением и автором:

1) https://pandia.ru/text/78/256/images/image071_4.gif" height="517">д) Нестор

Третий вариант

Выберите правильный ответ.

1. Укажите ряд дат, связанных с походами Олега
на Константинополь:

а) 859 г., 882 г. в) 941 г., 944 г.

б) 907 г., 911 г. г) 946 г., 967 г.

2. Прочитайте отрывок и определите, из какого до­кумента он взят:

«Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выда­вать, то оставляет холопа у себя и платит ос­корбленному 12 гривен; а затем если где встре­тит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его ».

а) Правда Ярослава

б) «Повесть временных лет»

в) Судебник Ивана III

г) Судебник Ивана IV

3. Укажите исторического деятеля, о котором пи­шет историк:

«Князь остановился; раскинул шатер. Князь за­снул, а поутру объявил, что ему явилась во сне Божия Матерь, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение , соорудить камен­ную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь. В память того ви­дения написана была икона, изображающая Бо-жию Матерь в том виде, как явилась... Тогда на месте видения заложено было село.... Построил там богатую каменную церковь...»

а) Ярослав Мудрый

б) Владимир Мономах

в) Юрий Долгорукий

г) Андрей Боголюбский

4. Особенностью Новгородской земли являлось то, что в начале XII в. в ней:

а) сложилась боярская республика

б) формировалась наследственная монархия

в) княжеская власть была ограничена боярской знатью

г) вся власть сосредоточилась в руках верхушки купечества

5. Литературное произведение, посвященное Ку­ликовской битве:

а) «Слово о погибели земли Русской»

б) «Задонщина»

в) «Домострой»

г) «История о великом князе московском»

6. Одним из последствий ордынского владычества для Руси было:

а) усиление вечевых традиций в городах

б) изменение границ княжеств

в) усиление междоусобных войн

г) изменение характера княжеской власти

7. Какое из приведенных событий произошло раньше других:

а) стояние на реке Угре

б) московская усобица

в) первый Земский собор

г) битва при Молодях

8. Положительным результатом Ливонской вой­ны было:

а) гибель Ливонского ордена

б) сохранение за Россией крепости Нарва, Иван-города

в) приобретение Россией выхода в Балтийское море

г) поражение Швеции

9. Прочитайте отрывок из документа и определите событие, о котором идет речь:

«...Приходил к Москве... царь Девлет-Кирей, и мая 24 день... татарове посад зажгли. И Божиим гневом, грех ради наших, Москва горела вся: го­род и в городе государев двор и все дворы, и по­сады все, и за Москвою; и людей погорело мно­гое множество, им же не бе числа; и всякое бога-тество и все добро погоре...»

а) разгром Москвы ордынцами

б) набег Тохтамыша

в) поход великого князя литовского Ольгерда

г) поход крымского хана

10. Введение Юрьева дня означало:

а) установление единого для всей страны срока пе­рехода крестьян от одного хозяина к другому

б) определение размера платы за проживание на земле хозяина

в) запрещение перехода крестьян от одного владельца к другому

г) установление определенного срока поимки беглых крестьян

Выберите правильные ответы.

11. Из перечисленных положений раскрывают сущ­ность понятия «государство»:

а) объединение родов, имеющих общее проис­хождение, обычаи, язык

б) общая религия

в) наличие единой системы управления людь­ми, проживающими на одной территории

е) осуществление охраны границ

ж) регулирование взаимоотношений с другими государствами и народами

12. Определите причины падения Избранной рады:

а) отсутствия быстрых результатов реформ

б) поражение в Ливонской войне

в) установление опричнины

г) стремление Ивана Грозного к установлению неограниченной власти

д) разногласия членов Избранной рады по воп­росам внешней политики

е) недовольство боярства

ж) интриги родственников первой жены Ивана Грозного

13. Из перечисленных исторических личностей яв­лялись художниками:

а) Афанасий Никитин

б) Нестор

в) Феофан Грек

г) Петр Мстиславец

д) Андрей Рублев

е) Дионисий

ж) Марко Руффо

14. Определите, какие архитектурные памятник от­носятся к XII в.:

а) Софийский собор в Киеве

б) Успенский собор в Москве

в) Дмитриевский собор

г) храм Покрова на Нерли

д) церковь Спаса Преображения на Ильине ули­
це в Новгороде

е) Успенский собор во Владимире

ж) церковь Спаса на Нередице

15. Установите соответствие между историческими
личностями, которые были современниками:

1) Дмитрий Донской а) Марфа Борецкая

2) Иван Калита б) митрополит Макарий

3) Иван III в) Сергий Радонежский

4) Алексей Адашев г) Нил Сорский

д) хан Узбек

16. Установите соответствие между понятиями и их
определениями:

1) дворяне а) служилые люди, составлявшие

2) смерды постоянное войско-пехоту

3) стрельцы и вооруженные огнестрельным

4) бояре оружием

5) изгои б) люди, почему-либо покинувшие

свою общественную группу

в) наиболее знатные и богатые зем­
левладельцы на Руси, которые
несли также военную и
государственную службу

г) служилые люди при княжеском
дворе, получавшие за службу
временные земельные владения

д) крестьяне-общинники в Древней
Руси, зависимые от князя

17. Установите соответствие:

1) Судебник Ивана III 2) Судебник Ивана IV

а) ограничил права наместников

б) установил единообразие судопроизводства на всей территории Русского государства

в) увеличивал размер пожилого в Юрьев день

г) вводил единый для всей страны переход крестьян от одного хозяина к другому

д) наделял Боярскую думу правом высшего за­конодательного органа при царе

18. Установите соответствие между приведенными
отрывками из летописи и событиями:

1) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами...»

«И согласились на это греки, и начали просить мира, чтобы не воевал в Греческой земле. И по­обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу, сами целовали крест, а... с мужами его водили к клятве по закону русскому. И клялись те оружием своим и Перуном, богом своим и Белесом, богом ско­та, и утвердили мир»

3) «Уж некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но л я жим костьми, ибо мертвые сра­ма не имут»

4) «... И поставил церковь во имя святого Васи­лия на холме, где стоял идол Перун и другие
и где тзерпли им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и опре­делять в них попов и приводить людей на кре­щение»

5) «Зачем губим Русскую землю, сами между со­бой страивая распри? А половцы землю нашу
несут розно и рады, что между нами идут вой­ны. Да отныне объединимся единым сердцем
и будем блюсти Русскую землю, к пусть каж­дый владеет отчиной своей...»

а) Любечский съезд князей

б) походы князя Святослава

в) поход князя Олега на Константинополь

д) крещение Руси

20. Расположите в хронологической последователь­ности исторические личности в порядке их де­ятельности:

а) Всеволод Большое Гнездо

6) Святополк Окаянный

в) Юрий Долгорукий

г) Владимир Мономах

д) Андрей Боголюбский

Ключи

I. Русь Древняя

Первый вариант

1- а; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - г; 6 - б, г, д, ж, », к; 7 - а, б, в, д; 8 - 1 - г,

2 - д, 3 - е, 4 - а, 5 - б, 6 - в;

9 - Ладожскому озеру; Балтийское; Черное; Византия;

10 - сельскохозяйственные орудия труда восточных славян.

Второй вариант

1 - б; 2 - в; 3 - б; 4 - б; 5 - б; 6 - в, д, е; 7 - а, в, г, д;

8 - 1 - в, 2 - г, 3 - а, 4 - Д, 5 - е, в - б;

9 - жившие в полях, жившие в лесах; 10 - занятие промыслами.

Третий вариант

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - в; 6 - а, б, в; 7 - 1 - в, 2 - д, 3 - г, ж; 4 - б;

5 - а; 8 - язычниками; волхвами, русалок, водяной, леший;

9 - Скандинав­ские народы; 10 - Дир.

Первый вариант

1 - г; 2 - б; 3 - г; 4 - г; 5 - б; 6 - а; 7 - в;

8 - б; 9 - б; 10 - а; 11 - б, г, е, ж, з; 12 - а, б, в, д;- в, 2 - а, 3 - г,

4 - б, 5 - е, 6 - д; 14 - 1 - б, 2- г, 3 - в, 4 - а; 15 - г, б, а, в;

16 - Олег, Ладоге, Новгород; 17 - о князе Игоре; 18 - о крещении Ру­си.

19 - зависимое население в Древней Руси;

20 -решал земельные проблемы.

Второй вариант

1 - в; 2 - а; 3 - в; 4 - г; 5 - г; 6 - б; 7 - в; 8 - б; 9 - в; 10 - в;

11 - а, в, г, ж, к; 12 - а, в, г, ж; 13-1 - е, 2 - г, 3 - а, 4 - д, 5 - б, 6 - в;

14 - 1 - б, 2- в, 3 - г, 4 - а; 15 - в, д, г, а;

16 - IX, Новгороде, Киеве;

17 - о князе Игоре; 18 - о мести княгини древлянам; 19 - походы на Византию; 20 - явля­лось высшей судебной инстанцией.

Третий вариант

1 - а; 2 - в; 3 - в; 4 - а; 5 - б; 6 - г; 7 - а; 8 - г; 9 - в; 10 - б;

11 - б, в, д, ж; 12 - 1 - б, г, ж, 2 - а, в, д; 13 - е, в, д, б, г, а;

14 - волжских булгар, Хазарский каганат, Тмутараканское княжство;

15 - о Ярославе Мудром; 16 - о походе князя Святослава на Византию;

17 - прозвища Владимира I; 18 - со­вершил два успешных похода на Византию; 19 - а - г; 20 - б - г.

Первый вариант

1 - в; 2 - в; 3 -б; 4 - г; 5 - в; 6 - в; 7 - а, в, г, е, ж, з, к;

8 - 1 - г, 2 - ж, 3 - д, 4 - а, 5 - б,6 - в; 9 - б, г, е;

10 - «Повесть временных лет», Не­стор;

11 - хоромы, терем, гридница; 12 - а -герои русских былин;

б - защитные средства русского во­ина;

13 - отвечал за выполнение разного рода повин­ностей.

Второй вариант

1 - в; 2 - в; 3 - г; 4 - б; 5 - г; 6 - а; 7 - а, б, д, ж, и;

8 - 1 - д, 2 - г, 3 - ж, 4 - б, 5 - а, 6 - в;
9 - б, г, е;

10 - Иларион, «Слово о Законе и Благодати»;

11 - слободами; полуземлянках; лучинами;
12 - а - жанры устного народного творчества, б -архитектурные памятники в Киеве в Древнерусском государстве;

II. Политическая раздробленность Руси

Первый вариант

1 - а; 2 - в; 3 - б; 4 - в; 5 - в; 6 - г; 7 - а; 8 - г; 9 - б; 10 - а; 11 - а, в, е, ж, з, и; 12 - б, г, д; 13 - 1 - б, в, г, ж, з, 2 - а, д, е; 14 - о Юрии Долгору­ком;

15 - о заговоре бояр и гибели Андрея Боголюбского; 16 - б, г, в, а;

17 - князья Северо-Восточной Руси;

18 - упадок торгового пути из «варяг в греки».

Второй вариант

1 - а; 2 - б; 3 - б; 4 - в; 5 - б; 6 - в; 7 - а; 8 - а; 9 - б; 10 - б;

11 - б, д, е, и; 12 - а, г, е; 13 - 1 - а, в, д, е, з, 2 - б, г, ж;

14 - о Владимире Монома­хе; 15 - о Любечском съезде;

16 - г, в, б, а;

17 - крупнейшие города Северо-Восточной Руси (Ростово-Суздальской земли);

18 - князь.

Третий вариант

1 - в; 2 - а; 3 - а; 4 - г; 5 - а; 6 - в; 7 - в; 8 - б; 9 - в; 10 - б; 11 - б, в, е;

12 - б, а, г, в; 13 -1 - в, д, 2 - а, г, ж, 3 - б;

14 - о Всеволоде Боль­шое Гнездо; 15 - о Великом Новгороде;

16 - права новгородского вече; 17 - передавать по наследству киевский престол;

Первый вариант

1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - б; 5 - а; 6 - в; 7 - а; 8 - г; 9 - б; 10 - б; 11 - б, г, д, и, к;

12 - б, д, е, ж; 13 -1 - г, 2 - а, 3 - б, 4 - в; 14 - д, в, б, а, г;

15 - города, оказавшие монголо-татарам наиболее сильное сопротивление;

16 - польского королевства; 17 - обАлександре Невском;

18 - о пире монголо-татар пос­ле поражения русских князей на реке Калке.

Второй вариант

1 - в; 2 - б; 3 - в; 4 - б; 5 - в; 6 - б; 7 - б; 8 - б; 9 - в; 10 - б;

11 - б, в, д, е, ж, з, и; 12 - б, г, е, ж; 13 - 1 - б, 2 - г, 3 - а, 4 - в; 14 - г, б, а, в, д;

15 - о Чингисхане; 16 - о Невской битве;

17 - земли, ко­торые вошли в состав Золотой Орды;

18 - наличие у Новгорода союзника.

Третий вариант

1 - а; 2 - б; 3 - б; 4 - б; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - а; 9 - б; 10 - г; 11 - в, г, е;

12 - б - г; 13 - б - г; 14 - 1 - в, 2 - а, 3 - г, 4 - б; 15 - в, д, б, г, а;

16 - о взятии ханом Батыем города Козельска; 17 - герои Невской битвы;

18 - обязательное стро­ительство дорог и крепостей на территории Орды.

III. Русь Московская

Первый вариант

1 - б; 2 - б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6" - б; 7 - а; 8 - в; 9 - б; 10 - б;

11 - б, в, г, ж, з, и, к; 12 - а, г, е, ж; 13 - в, д, б, г, а;

14 - Троице-Сергиев, Сергея Родонежского, Дон; 15 - о Иване Калите;

16 - о на­падении хана Тохтамыша на Москву;

17 - самые сильные княжества в XIII-XVI вв., которые имено­вались великими;

18 - смена династии московских князей.

Второй вариант

1 - а; 2 - б; 3 - в; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - в; 10 - б; 11 - б, в, д, е, ж, и;

15 - о Дмитрии Донском; 16 - о восстании против ордынцев в Твери;

17 - отдельные ханства, которые выделились из состава Зо­лотой Орды;

18 - Тверское княжество подчинилось Московскому.

Третий вариант

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - г; 5 - а; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - б; 10 - б; 11 - б, д, е;

12 - в, а, д, б, г; 13 - Калита; Калита; кошель; 14 - о Сергии Радо­нежском;

15 - Куликовская битва; 16 - центры со­бирания русских земель;

17 - князь Дмитрий, твер­ской князь Михаил;

Первый вариант

1 - а; 2 - а; 3 - б; 4 - г; 5 - а; 6 - в; 7 - г; 8 - а; 9 - в; 10 - г; 11 - а, б, д, е, ж, к; 12 - б, г, д, е; 13 - д, г, б, в, а; 14 - двуглавого орла; «государь всея Руси»;

15 - 1 - в, 2 - д, 3 - б, 4 - а, 5 - г;

16 - о ликвидации вольности Новгородской республи­ки, символа вольности - вечевого колокола;

17 - сим­волы верховного правления

18 - присоединение Твери.

Второй вариант

1 - в; 2 - а; 3 - г; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - а; 10 - в; 11 - б, в, г, з, к;

12 - в, г, е; 13 - 1 - г, 2 - в, 3 - д, 4 - а, 5 - б; 14 - г, б, в, д, а;

15 - Угре, Ахмат; 16 - взятие Твери;

17 - террито­риальные единицы, на которые было разделено Мос­ковское государство; 18 - Смоленская земля.

Третий вариант

1 - в; 2 - в; 3 - а; 4 - в; 5 - в; 6 - а; 7 - г; 8 - г; 9 - г; 10 - в; 11 - б, в, д, е;

12 - 1 - в, 2 - г,3 - а, 4 - д, 5 - б; 13 - д, б, г, в, а;

14 - самодерж­цем, скипетром, державой; 15 - присоединение Нов­города к Москве;

16 - мероприятия Ивана III по лик­видации вольности Новгородской республики;

17 - Иван III, Казимир IV; 18 - б - г.

Первый вариант

1 - а; 2 - б; 3 - а; 4 - б; 5 - г; 6 - а; 7 - в; 8 - а; 9 - в; 10 - г;

11 - а, б, г, д, е, и, к; 12 - в, д, е, ж;

13 - 1 - в, 2 - ж, д, 3 - а, 4 - е, 5 - б, 6 - г; 14 - в, е, ж, г, а, б, д;

15 - опричник, голову собаки, метлу;

16 - о боярском правлении в период, когда Иван IV был маленьким ребенком;

17 - о походе Ер­мака в Сибирь; 18 - члены Избранной рады;

19 - Смоленск.

Второй вариант

1 - в; 2 - в; 3 - а; 4 - б; 5 - в; 6 - г; 7 - в; 8 - в; 9 - г; 10 - а;

11 - а, б, г, д, к; 12 - б, г, е, ж;

13 - 1 - б, 2 - в, 3 - а, 4 - е, 5 - ж, 6 - г; 7 - д;

14 - в, е, б, ж, г, д, а;

15 - Ливонская война, Прибалтике, Балтийское море;

16 - о митрополите Филиппе; 17 - о взятии Казани войском Ивана IV;

18 -противники Московского государства в Ливонской войне;

19 - принимать законы.

Третий вариант

1 - а; 2 - а; 3 - б; 4 - в; 5 - в; 6 - б; 7 - г; 8 - б; 9 - б; 10 - а;

11 - в, д, е, ж; 12 - 1 - е, 2 - г, 3 - д, 4 - а, 5 - б, 6 - ж, 7 - в;

13 - г, в, б, ж, д, а, е;

14 - кормлений, губных старост, земскими ста­ростами;

15 - осада Баторием Пскова; 16 - указ о введении заповедных лет;

17 - мероприятия военной реформы; 18 - отмена кормления;

Первый вариант

1 - а; 2 - б; 3 - г; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - а, д, е, з, к;

10 - 1 - д, 2 - г, 3 - а, 4 -б, в;

11-летописей, воинских повестей, хождения;
12 - об Иване Федорове; 13 - о соборе Василия Блаженного;

14 - каменные храмы, построенные в Моск­ве при Иване Калите;

15 - «Слово о погибели земли Русской».

Второй вариант

1 - б; 2 - б; 3 - в; 4 - а; 5 - а; 6 - в; 7 - г; 8 - в; 9 - а, в, г, е, з, и, к;

10 - 1 - в. г, 2 - д, 3 - а, 4 - б;

11 - книгопечатания; Иван Федоров; «Апостол»;

12 - Афанасий Никитин; 13 - об иконе А. Рублева «Троица»;

14 - административные здания; 15 - ко­локольня Ивана Великого.

Третий вариант

1 - г; 2 - а; 3 - в; 4 - в; 5 - б; 6 - б; 7 - б; 8 - б; 9 - 1 - б, в, 2 - г, 3 - а;

10 - 1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - а;

11 - избы; печь; полатях;

12 - о Феофане Гре­ке;

13 - об Успенском соборе;

14 - итальянские ар­хитекторы, работавшие в конце XV в.;

15 - церковь Спаса на Нередице.

Итоговые задания

Первый вариант

1 - а; 2 - в; 3 - б; 4 - б; 5 - а; 6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - в; 10 - в;

11 - а, г, д; 12 -б, д, е; 13 - б, в, д, ж; 14 - б, в, д, ж;

15 - 1 - г, 2 - а, 3 - д, 4 - б, 5 - в;

16 - 1 - г, 2 - д, 3 - б, 4 - а, 5 - в;

17 - 1 - в, - г, 3 - б, 4 - а;

18 - д, в, г, а, б; 19 - 1 - в, 2 - д, - г, 4 - а, 5 - б; 20 - в, д, б, а, г.

Второй вариант

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - в; 10 - б;

11 - б, д, е; 12 - б, в, е; 13 - в, г, е, ж; 14 - б, в, е, ж;

15 - 1 - в, 2 - г, 3 - д, 4 - б, 5 - а;

16 -д, в, а, г, б; 17 - 1 - в, 2 - г, 3 - б, 4 - а;

18 - 1 - в, 2 - г, 3 - д, 4 - б, 5 -а;

19 - 1 - в, 2 - д, 3 - а, 4 - б, 5 - г;

20 - г, б, а, д, в.

Третий вариант

1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - а; 5 - б; 6 - г; 7 - б; 8 - а; 9 - г; 10 - а;

11 - в, г, е, ж; 12 - а, г, д, ж; 13 - в, д, е; 14 - в, г, е, ж;

15 - 1 - в, 2 - д, 3 - а, г,- б;

16 - 1 - г, 2 - д, 3 - а, 4 - в, 5 - б; 17 -1 - б, г, 2 - а, в, д;

18 - 1 - г, 2 - в, 3 - б, 4 - д,5- а;

19 - д, в, е, а, б, г;

Андрей Юрьевич также был участником междоусобной борьбы. В ходе битв молодой князь не раз показывал свою храбрость. В 1149 году в одном из походов против союзников Изяслава он вместе с братьями подступил к Луцку, где закрылся брат Изяслава - Владимир. С.М. Соловьев очень образно пересказывал и рисовал картину сражения: «Когда они (Андрей с дружиной) приблизились к городу, то из ворот его выступил отряд пехоты и начал с ними перестреливаться; остальные Юрьевичи никак не думали, что Андрей захочет ударить по этой пехоте, потому что и его стяг не был поднят: не величав был Андрей на ратный чин, говорит летописец, искал он похвалы от одного Бога; и вот вдруг он прежде всех въехал в неприятельскую толпу, дружина его за ним, и начинается жаркая схватка. Андрея переломил копье свое и подвергся величайшей опасности; неприятельские ратники окружили его со всех сторон; лошадь под ним была ранена двумя копьями, третье попало в седло, а со стен городских сыпались на него камни, как дождь; уже один немец хотел просунуть его рогатиною, но Бог спас его. Сам Андрей видел беду и думал «Будет мне такая же смерть, как Ярославу Святополничу»; помолился Богу, призвал на помощь святого Феодора, которого память праздновалась в тот день, вынул меч и отбился. Отец, дядя и все братья обрадовались, увидев его живым, а бояре отцовские осыпали его похвалами, потому что он дрался храбрее всех в этом бою. Конь его, сильно раненный, только успел вынести своего господина и пал; Андрей велел погрести его над рекой Стрыем».

Позже, в Руцкой битве, Андрей проявил не меньшую храбрость. Тогда, как только с обоих сторон начали сходиться для битвы ратники, Андрей, схватил копье и поехал впереди всех и раньше всех столкнулся с неприятелем. Его копье вновь было сломано, щит сорван, шлем спадет с головы, конь, раненный в ноздри, метался под ним в разные стороны и Андрей вновь оказался на краю жизни и смерти.

В 1151 году после кровопролитных столкновений и тяжелой борьбы Изяслав на время взял перевес над родственниками. В такой сложной ситуации Андрей, не смущаясь, бежал от отца в суздальскую землю. «По всей видимости, маленький городок, расположенный в бассейне реки Клязьмы - Владимир, куда бежал Андрей был уделом, который дал ему во владение отец».

И, тем не менее, лишившись сильной поддержки в лице сына - храбреца, Юрий все же ни под каким предлогом не хотел отказываться от богатого и знатного юга. Он с новыми силами вступил в борьбу за Киев, но добился его только после смерти Изяслава - в 1154 г.

Овладев Киевом, Юрий в 1155 году посадил Андрея на княжение в Вышгород, расположенный неподалеку от Киева. Юрию хотелось, чтобы любимый сын находился рядом. Вызвано это было, по всей видимости, тем, что Юрий предполагал в будущем передать ему киевское княжение. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что отдаленные от Киева города - Ростов и Суздаль - он передал своим младшим сыновьям. Но Андрея не удовлетворяла такая перспектива. Он был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы поладить с тогдашним складом условий в южной Руси, где судьба князя постоянно зависела и от покушений других князей, и от своенравия дружин и городов. Да и соседство половцев не давало в будущем никаких гарантий на спокойную жизнь в южнорусском крае, потому что половцы представляли для князей отличное средство для добычи городов.

Андрей решился самовольно бежать навсегда в суздальскую землю.

§ 2. Похищение Вышгородской иконы Богоматери и побег на

Северо – Восток Руси.

Решение бежать на Северо – Восток Руси было очень важным шагом. Летописец счел нужным особенно заметить, что Андрей решился на это без отцовского благословения - «без отне воле». У Андрея, как видно, уже тогда созрел план не только удалиться в суздальскую землю, но и создать в ней опорный пункт, из которого можно будет «проворачивать» дела на Руси. И поддержку своим замыслам он нашел среди бояр. Думается, что у него было тогда много сторонников как в суздальской земле, так и в киевской. Первое подтверждается тем, что в Ростовско - Суздальской земле любили его и в скором времени выразили эту любовь через то, что посадили «князем по избранию»; о втором свидетельствуют признаки значительного переселения жителей из киевской земли в суздальскую. Для того, чтобы показать своему отцу и народу, что его поступки целесообразны, Андрею необходимо было подвести под них какую-нибудь правовую основу.

До сих пор в сознании русских князей существовало два права - происхождения и избрания, но оба эти права перепутались и разрушились, особенно в южной Руси. Князья, минуя всякое старейшинство по рождению, добивались княжеских столов, а избрание перестало быть единодушным выбором всей земли и зависело от военной толпы - от дружин, так что, в сущности, действительным оставалось только одно право - право быть князьями на Руси лицам из династии Рюрика; но какому князю где княжить, - для того уже не существовало никакого другого права, кроме грубой силы и удачи. Возникла необходимость в новом праве и Андрей без труда находит его…в религии.

«Сказание о чудесах Владимирской Божьей Матери» повествует, что однажды, он беседовал со своими боярами и они рассказали ему об одной удивительной иконе Божьей Матери, которая хранилась в одном из женских монастырей в его удельном городе Вышгороде. Нетрудно догадаться, что достаточно скоро после этого у смекалистого Андрея созрела мысль тайно выкрасть эту икону. И в этом нет ничего удивительного. Зная большую религиозность русских людей и их великую любовь к разного рода святыням он уже знал наверняка, насколько поднимет эта чудотворная икона его авторитет в глазах жителей Ростовско - Суздальского края. Поддержка же коренного населения была одним из залогов удачной политической карьеры. Выбор же именно этой иконы, лучшей в Вышгороде, был связан, по-видимому, также и с тем обстоятельством, что она была привезена «в едином корабли» с известной и, можно думать, уже прославленной в то время киевской святыней - Пирогощей иконой Богоматери. Благодаря этому выбору новое княжество Андрея Юрьевича получало святыню, равную киевской Пирогощей, и тем самым как бы уподоблялось в своем значении княжеству его отца. Согласно тому же «Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» сама вышгородская икона трижды «сходила» со своего места, как бы желая сменить свое пребывание и творила множество чудес: «Клирики обители, - так говорили бояре Андрею, - вошедши однажды во храм, увидели, что святая икона сошла с того места, на котором была поставлена, и стоит среди церкви на воздухе; клирики взяли икону и поставили на другом месте. В другой раз увидели они, что чудная икона обратилась лицем к алтарю; клирики подумали: «нет ли изволения Богоматери на то, чтобы икона Ея стояла в алтаре?» – и священники внесли икону в алтарь и поставили за престолом. Но вскоре представилось опять чудное видение: узрели, что святая икона стоит не за престолом, а на воздухе. Клирики понимали, что Богоматери не угодно место, на каком поставлена икона Ея, и недоумевали, где избрать для иконы место, угодное Богоматери».

Когда князь пришел в монастырскую церковь и стал смотреть на иконы, он сразу же узнал ту, о которой ему рассказывали бояре и клир монастыря. Она выделялась среди всех других своим совершенством - «прешла бо всех образов». Князь, припав к земле перед ней, обратился к Пречистой с молитвой: «О, Пресвятая Богородица, Матерь Христа Бога нашего! Коль захочешь мне Заступницею быти на Ростовскую земли и посетить новопросвещенных людей, да будет все сие по Твоей воле!». Подговорив священника монастырского храма Николая и диакона Нестора, Андрей ночью выкрадывает икону из монастыря и вместе с княгиней и единомышленниками уходит в Ростовско - Суздальский край. Путешествие иконы в Ростовско - Суздальскую землю сопровождалось чудесами: на пути своем она творила исцеления.

Мы не имеем никаких сведений, которые хоть сколько бы приоткрывали тайну истинных планов Андрея, однако можно предположить, что в рассматриваемое время в голове Андрея уже зрела мысль поднять город Владимир выше старейших городов - Суздаля и Ростова, при этом источники дошедшие до нас не говорят, что Андрей явно выказывал эту мысль. Если следовать этому предположению становится ясным почему князь вместе с иконой прямым ходом направился во Владимир, не оставив ее ни в Ростове, ни в Суздале.

«Неизвестно, что, собственно, заставило Андрея предпочитать младший город старшим. Новейшие историки объясняют такое предпочтение вечевыми порядками и присутствием в старых городах сильного земского боярства, что стесняло князя, стремившегося водворить полное самовластие. Это весьма вероятно и согласно с характером Андреевой деятельности. Говорят, также, что Юрий предпочитал Суздаль Ростову потому, что первый южнее второго и ближе к Днепровской Руси, и что Андрей на том же основании определил столицей Владимир на Клязьме. И это предположение не лишено некоторого значения, т.к. из Владимира, благодаря Клязьме и Оке, действительно было удобнее сноситься с Киевом и всей Южной Россией, нежели из Суздаля, а тем более из Ростова, который стоял в стороне от больших путей. Кроме того, можно полагать, что в этом случае действовала сила привычки».

По свидетельству «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» за десять верст от Владимира произошло чудо: кони вдруг встали и невозможно было их сдвинуть с места. Князь остановился, раскинули шатер. Ночью ему явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».

Андрей родился в Суздальской земле; там провел он детство; там усвоил он первые впечатления, по которым сложились у него взгляды на жизнь и понятия. Судьба бросила его в омут безвыходных междоусобий, господствовавших в Южной Руси. После Мономаха в Киеве княжили один за другим два сына его, Мстислав и Ярополк; спора у них за землю не было, и их можем мы причислить к истинным земским избранным князьям, потому что киевляне до­рожили памятью Мономаха и любили сыновей его. Но в 1143 году черниговский князь Всеволод Ольгович выгнал третьего сына Мономахова, слабого и ограниченного Вячеслава, и овладел Киевом посредством оружия. Но как только Всеволод умер, в 1146 году, киевляне избрали себе князем сына старшего Мономаховича, Изяслава Мстиславича. Изяслав счастливо разделался с Ольговичами, но против него поднялся новый неугомонный соперник, дядя его, князь суздальский Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха. Началась долголетняя борьба, и в этой борьбе участвовал Андрей. Дела запутывались так, что междоусобию, казалось, не будет конца. Киев несколько раз переходил то в руки Изяслава, то в руки Юрия; Андрей не раз показывал храбрость в битвах, но также не раз пытался установить мир между спорившими сторонами; все было напрасно, Андрей убеждал отца удалиться в Суздальскую землю и сам прежде него поторопился уйти в этот край - во Владимир-на-Клязьме, пригород, данный ему отцом в удел. Но Юрий ни за что не хотел оставлять юга, опять начал добиваться Киева, наконец, по смерти Изяслава, в 1154 году овладел им и посадил Андрея в Вышгороде. Юрию хотелось иметь этого сына близ себя, чтобы передать ему киевское княжение, и с этой целью он назначил отдаленные от Киева города Ростов и Суздаль меньшим своим сыновьям. Но Андрея не пленяли никакие надежды в Южной Руси. Андрей был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы поладить с тогдашним складом условий в Южной Руси, где судьба князя постоянно зависела и от покушений других князей, и от своенравия дружин и городов; притом, соседство половцев не давало и вперед никакого ручатель­ства на установление порядка в южнорусском крае, потому что половцы представляли собою удобное средство князьям, замыш­лявшим добывать себе силою города. Андрей решился самовольно бежать навсегда в Суздальскую землю. Шаг был важный; совре­менник-летописец счел нужным особенно заметить, что Андрей решился на это без отцовского благословения.

У Андрея, как видно, созрел тогда план не только удалиться в Суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси.

Была в Вышгороде в женском монастыре икона св. Богородицы, привезенная из Цареграда, писанная, как гласило предание, св. евангелистом Лукою. Андрей задумал похитить ее, перенести в Суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши свя­щенника, Андрей ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в Суздальскую землю. Уже в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени в тайне, а потому проехал Владимир с иконою мимо и не оставил ее там, где, по его плану, ей впоследствии быть надлежало. Но не хотел Андрей везти ее ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчету, этим городам не следовало давать первенства. За десять верст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконою вдруг стали; запрягают других посильнее, и те не могут сдвинуть воза с места.

Князь остановился; раскинул шатер. Князь заснул, а поутру объявил, что ему являлась во сне Божия Матерь, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь. В память такого видения написана была икона, изображавшая Божию Матерь в том виде, как она явилась Андрею. Тогда на месте видения заложено было село, называемое Боголюбовым. Андрей построил там богатую каменную церковь; ее утварь и иконы украшены были драгоценными камнями и финифтью, столпы и двери блистали позолотою. Там поставил он временно икону; в окладе, для нее сделанном Андреем, было пятнадцать фунтов золота, много жем­чуга, драгоценных камней и серебра.

Заложенное им село Боголюбово сделалось его любимым мес­топребыванием и усвоило ему в истории прозвище Боголюбского.

Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суз­даль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.

С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Вла­димир, бывший до того времени только пригородом, главным го­родом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подла­живаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвы­шением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из Южной Руси на новое жительство. На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы; Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на ук­рашение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей, Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписы­вали свои церкви.

Построение богатых церквей указывает столько же на благосо­стояние края, сколько и на политический такт Андрея. Всякая новая церковь была важным событием, возбуждавшим внимание народа и уважение к ее построителю. Понимая, что духовенство составляло тогда единственную умственную силу, Андрей умел приобрести любовь его, а тем самым укреплял свою власть в народе. В приемах его жизни современники видели набожного и благочестивого человека. Его всегда можно было видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах, с громкими возды­ханиями. Хотя его княжеские тиуны и даже покровительствуемые им духовные позволяли себе грабительства и бесчинства, но Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал похвалы своему христианскому милосердию.

Андрей был посажен на княжение всею землею, в ущерб правам меньших братьев, которые должны были княжить там. Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие со стороны их попытки к междоусобиям, разом выгнал своих братьев Мстислава, Василька, восьмилетнего Всеволода и удалил от себя племянников Ростиславичей. Братья вместе со своею матерью, греческою ца­ревною, отправились в Грецию, где греческий император Мануил принял их. Это изгнание не только не было событием противным земле, но даже в летописях оно приписывается как бы земской воле. Андрей выгонял также и бояр, которых не считал себе достаточно преданными. Такие меры сосредоточивали в его руках единую власть над всею Ростовско-Суздальскою землею и через то самое давали этой земле значение самой сильнейшей земли между русскими землями, тем более, что, будучи избавлена от междоусобий, она была в то время спокойна от всякого внешнего вторжения. Но, с другой стороны, эти же меры увеличивали число врагов Андрея, готовых, при случае, погубить его всеми возмож­ными средствами.

Забравши в свои руки власть в Ростовско-Суздальской земле, Андрей ловко пользовался всеми обстоятельствами, чтобы показы­вать свое первенство во всей Руси; вмешиваясь в междоусобия, происходившие в других русских землях, он хотел разрешать их по своему произволу. Главною и постоянною целью его деятельности было унизить значение Киева, лишить древнего старейшинства над русскими городами, перенеся это старейшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород.

Подручники Андрея с войсками разных земель заложили стан под Киевом и окружили город. Киев был взят 12 марта, в среду на второй неделе поста 1169 года, весь разграблен и сожжен в продолжение двух дней. Такое свирепство делается понятным, когда мы вспомним, как за двенадцать лет перед тем киевляне перебили у себя всех суздальцев после смерти Юрия Долгорукого; конечно, между суздальцами были люди, мстившие теперь за своих родственников.

Андрей достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Андрей посадил в нем своего покорного брага Глеба, с намерением и наперед сажать там такого князя, какого ему будет угодно дать Киеву….

При всем своем уме, хитрости, изворотливости Андрей не ус­тановил ничего прочного в русских землях. Единственным побуж­дением всей его деятельности было властолюбие; ему хотелось создать около себя такое положение, в котором бы он мог пере­мещать князей с места на место, как пешки, посылать их с дружинами туда и сюда, по своему произволу, принуждать дру­житься между собою и ссориться и заставить их всех волею-неволею признавать себя старейшим и первенствующим. Для этой цели он довольно ловко пользовался неопределенными и часто бессмыслен­ными отношениями князей, существовавшею рознью между горо­дами и землями, возбуждал и разжигал страсти партий; в этом случае ему оказывали услугу и новгородские внутренние неуря­дицы, и неурожаи Новгородской земли, Все это, однако, были временные средства и потому имели временный характер. Кроме желания лично властвовать над князьями, у Андрея едва ли был какой-нибудь идеал нового порядка для русских земель. Что же касается до его отношений к собственно Суздальско-Ростовской волости, то он смотрел на нее как будто на особую землю от остальной Руси, но которая, однако, должна властвовать над Русью. Таким образом, он заботился о благосостоянии своей земли, старался обогатить ее религиозною святынею и в то же время предал на разорение Киев со всем тем, что было там исстари святого для всей Руси. В какой степени оценила его заботы сама Суздальско-Ростовская земля, показывает его смерть.

Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел. Андрей час от часу становился более и более жестоким. Он постоянно жил в селе Боголюбове; там постиг его конец. Был у него любимый слуга Яким Кучкович. Князь приказал казнить его брата. Яким стал говорить своим приятелям: «Сегодня того, другого казнил, а завтра казнит и нас: разделаемся-ка с этим князем!» На совете порешили убить князя в эту же ночь.

Оказалось, что убийцы совершили поступок, угодный очень многим. Правление Андрея было ненавидимо. Народ, услыхавши, что его убили, бросился не на убийц, а, напротив, стал продолжать начатое ими. Боголюбовцы разграбили весь княжий дом, в котором накоплено было золота, серебра, дорогих одежд, перебили его детских и мечников (посыльных и стражу), досталось и мастерам, которых собирал Андрей, заказывая им работу.

Грабеж происходил и во Владимире. Весть об убиении Андрея скоро разошлась по земле: везде народ волновался, нападал на княжеских посадников и тиунов, которые всем омерзели способами своего управления; их домы ограбили, а иных и убили.

В последние годы религия перестала быть изгоем в нашем обществе. И люди старшего поколения, и молодѐжь всѐ чаще обращаются к источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают большой интерес у учащихся. И это естественно, потому что религия – часть культуры народа, значимая веха нашей истории.

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Наши дети – наследники богатейшей культуры, насчитывающей более тысячи лет. И сегодня воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своей Родины. Одним из примеров духовного познания могли быть стать иконы, чудотворные иконы. Знания о них безмерно важны.

Чудотворная икона - в Православной церкви иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера - чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре. Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом.

Наиболее почитаются в России восемь чудотворных икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Почаевская, Донская, Иверская (Московская) и «Знамение» (Новгородская). Из них три – Владимирская, Тихвинская и Смоленская – одни из древнейших в мире; по преданию, они написаны святым апостолом и евангелистом Лукой.

Эти иконы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы Земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли в битву. Так было и на Куликовом поле, и под Сталинградом.

До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли.

Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской, написанный по преданию евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое
Семейство.

Спасительница Руси Матерь Божия Владимирская

Владимирская икона Божией Матери

Эта чудотворная икона – одна из главных святынь Русской земли. Защитница Москвы, в которой она находится шесть с лишним столетий, и всей России. Сколько видела эта святыня! Основание нового русского государства – сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествие завоевателей в разные века – Тамерлана, Наполеона, Гитлера…

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода. В одном из замечательных памятников древнерусской литературы - «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы» - рассказывается о перенесении еѐ из Вышгорода во Владимир святым благоверным князем Андреем Боголюбским.

В 12 верстах от Владимира запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь уснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Было это в 1159
году.

1395 год. На Москву надвигаются полчища Тамерлана. Он ведет на Русь неисчислимые орды, о жестокости которых ходят легенды. Москвичи в ужасе… Хромоногий полководец Тимур-Тамерлан намерен подавить любое сопротивление огнем и мечом, сжечь русские города, истребить людей или угнать в рабство.

Сын Дмитрия Донского, московский великий князь Василий Дмитриевич, решил встретить неприятеля со своей дружиной на берегу Оки, но силы были катастрофически не равны. Московский князь надеялся только на Божию помощь. Он послал гонца к митрополиту Московскому и всея Руси Киприану, чтобы тот распорядился принести из Владимира чудотворный образ - Владимирскую икону Божией Матери. Встречать ее вышли примерно 30 тыс. москвичей. Они столпились на берегу Неглинки. Пришли все, кто способен стоять на ногах, и все плакали, понимая, что, кроме Небесной Заступницы, надеяться не на кого.

Когда показался Крестный ход с иконой Богородицы, толпа опустилась на колени. И воскликнула: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» В этот день Тамерлан задремал в своем шатре и увидел странный сон: на вершине горы стоит Жена в лучезарном сиянии, окруженная множеством воинов. Она грозно повелела захватчику убираться из России. Воины, окружавшие ее, молниями полетели на тирана. Тамерлан обратился к старцам, и те объяснили, что Жена - это заступница Русской земли Божия Матерь.

Источник: foma.ru

«Ясно. Мы не одолеем их», - заявил Тамерлан и развернул войско. Повернув к югу, конница Тамерлана пошла на Золотую Орду. Враждебные Руси города были разграблены и сожжены. Золотая Орда перестала существовать.

Сейчас на месте, где москвичи ждали икону (на месте сретенья, то есть встречи), стоит Сретенский монастырь. Нынешний его настоятель Архиерей Русской Православной Церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы Тихон (Шевкунов) – духовник Владимира Путина.

Тихон (Шевкунов), Владимир Путин, Патриарх Кирилл

Владимирская икона Божией Матери была источником многих чудесных знамений. Невозможно перечислить здесь все чудеса и назвать все иконы. Образов Владимирской иконы Божией Матери по России великое множество, и многие из них являются месточтимыми или чудотворными.

Смоленская икона - Святыня западной Руси

Смоленская икона Божьей матери

В Греции икона прославилась множеством чудес, а в Россию образ попал в 1046 году: греческий император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой в путь. Именно поэтому Смоленскую икону называют «Одигитрией» («Путеводительницей»).

По преданию, Смоленская икона также была написана апостолом Лукой. Это благословение, данное Богородицей, Западной Руси. Именно с запада часто приходили на Россию враги, и Смоленская икона всегда стояла на страже Русской земли. Смоленская Божия Матерь – вдохновительница победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

К Смоленской Божией Матери традиционно обращались с простыми житейскими просьбами: об исцелении от болезней, о мире в семье, о помощи в трудных ситуациях. Как к первой заступнице перед Богом. С воинской тематикой было связано лишь спасение Смоленска от орд хана Батыя и драматичные события 1812 года.

В дни Отечественной войны чудотворный образ привезли из Смоленска Кутузову. Фельдмаршал со слезами молился перед ней. А в день Бородинской битвы Смоленскую икону, вместе с Владимирской и Иверской, обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремля, а затем носили по военному лагерю на Бородинском поле и служили перед ней молебны.

Молебен перед Бородинским сражением.

После победы над Бонапартом икону возвратили в Смоленск, в Успенский собор. А во время оккупации города фашистами в 41-м древняя икона исчезла. Сейчас на ее месте находится чудотворный список (копия) Смоленского образа, датируемый 1602 годом.

Казанская икона и великие войны

Казанская икона Божией Матери - одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Перед ней молятся о спасении России во время военных действий, о воинах. По доброй традиции родители благословляют ею своих детей, вступающих в брак. Дважды помогала Казанская Божия Матерь России.

Первый раз это случилось в Смутное время. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Икона эта побывала в боях, и от нее совершались чудеса. Предстояла решающая битва за Москву. Нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый город, отбить многочисленное войско литовского гетмана Ходкевича.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, репродукция картины, Москвитин Филипп Александрович

Князь Дмитрий Пожарский не хотел разрушать Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: 22 октября 1612 года русские, призвав на помощь Царицу Небесную, пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона. Польские гарнизоны капитулировали. 25 октября ополчение под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошло в Московский Кремль.

Второй раз Казанская Божия Матерь пришла на помощь России в 1941 году, в начале Великой Отечественной войны. Православные всего мира молились тогда о спасении России.

Митрополит гор Ливанских Илия спустился в каменное подземелье и несколько суток без сна и пищи провел перед иконой Божией Матери. Через трое суток бдения ему явилась Царица Небесная. Вот что она сказала: «Пусть вынесут чудотворную икону Божией Матери и обнесут ее вокруг города».

Все сказанное Мадонной было передано Сталину. По его тайному приказу Москву трижды облетел самолет с Казанской иконой на борту. В три часа утра 5 декабря советские войска пошли в контрнаступление. 9 декабря был освобожден Тихвин.

Разгром немцев под Москвой - истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Ударили невиданные морозы, подобных которым не было 140 лет. Немцы бежали в панике. Очень многие пострадали от обморожения: более чем 14 тысячам человек пришлось ампутировать конечности.

Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне.

Практически повсеместно в годы войны на танках и самолетах наносились имена Святых защитников земли Русской - Александр Невский, Дмитрий Донской.


Известный факт: в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На всех плакатах были изображены Великие православные защитники земли Русской: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов. Это было переломным моментом для страны, с точки зрения отношения власти к церкви и религии.

Парад Победы под сенью Троицы

Некоторые люди считают эту историю с чудотворной Казанской иконой в годы ВОВ не больше чем красивой легендой. Однако сам календарь войны свидетельствует в ее пользу. Вот лишь несколько тому примеров:

1. В тот день, когда в 1941 г. немцы отмечали день рождения Гитлера - 20 апреля, русский народ праздновал Пасху.

2. День начала войны, 22 июня, совпал с Неделей всех святых, в земле Российской просиявших. Контрнаступление под Москвой началось в день памяти Святого Александра Невского.

3. Киев, мать городов русских, был освобожден 6 ноября 1943-го, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Красивые совпадения? Не думаю… Стоит признать, что настоящие чудеса во время войн, безусловно, были. А силу и доблесть русских воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы.

Задача же каждого из нас - быть любознательным и учтивым к истории нашей Родины, бережно хранить традиции и культуру наших предков, передавать из поколения в поколение святость и духовность русского человека… И почему бы нашим детям не научиться видеть в иконах красоту и духовное богатство, а не только доску и краски…

*Статья подготовлена по материалам «презентации внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, проводимых в общеобразовательных учреждениях и воскресных учебно-воспитательных группах города Балаково. Авторы: Иванова Е. В., педагог-библиотекарь, Орлова О. М. учитель русского языка и литературы.

Сегодня, 3 июня, исполнилось 490 лет со дня спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея

Образ Божией Матери Владимирской - один из самых близких и родных сердцу каждого русского человека. Эта икона, известная ныне всему миру, стала защитницей Москвы, продолжившей дело других русских городов по собиранию великой державы, и России - Дома Пресвятой Богородицы.

Одно из трёх ежегодных празднеств Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей.

У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В день праздника, напоминающего о той победе, во всех храмах будут петь тропарь в честь Владимирской иконы, который начинается словами:

«Днесь светло красуется славнейший град Москва!».

Сколько видела эта чудотворная икона! По преданию она написана святым Лукой, который более трёх других евангелистов повествует о земной жизни Богородицы.

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

В одном из замечательных памятников древнерусской литературы - «Сказании о чудесах Владимирской иконы Богородицы» - узнаём о перенесении её из Вышгорода во Владимир святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским.

В двенадцати верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь прилег отдохнуть. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала:

«Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».

Было это в 1159 году. В память об этом явлении святой князь велел написать икону Божией Матери такой, какой Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской.

А та икона, которую принёс святой Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери.

В 1480 году Владимирская икона окончательно перенесена в Москву в новый Успенский собор (1475-1479) Кремля. В чине Большого Крестного хода её выносили из собора как главную святыню.

Икона эта видела основание нового русского государства — сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествия завоевателей в разные века - Тамерлана, Наполеона, Гитлера… Рождение и гибель Дома Романовых. Революции начала прошлого века. Советские годы, когда, несмотря на гонения, народ всё равно продолжал верить…

С 1918 года почти до самого конца XX века Владимирская икона Божией Матери, покинув Успенский собор Московского Кремля, где перед ней венчались на царство русские государи, находилась не в храме, а в музеях - Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее.

Вспомним строки из замечательного стихотворения «Владимирская Богоматерь» Максимилиана Волошина, написанном после революции:

«/…/Кто разверз озера этих глаз!

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец

Не печерский темный богомаз:

В раскаленных горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Ее из огненной стихии

Был в земные краски воплощен.

Но из всех высоких откровений

Явленных искусством - он один

Уцелел в костре самосожжений

Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век, -

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междуусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесенный,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаенный.

Ты напутствовала пред концом

Ратников в сверканьи литургии...

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев,

Степь в огне и разоренье сел -

Ты, покинув обреченный Киев,

Унесла великокняжий стол?

И ушла с Андреем в Боголюбов,

В прель и глушь Владимирских лесов,

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намет шатровых куполов.

И когда Хромец Железный предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему прохода не дал

И на Русь дороги заступил?

От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе за Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий...

Цепкие сбиратели земли...

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых,

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

Черной смертью и кровавой битвой

Девичья святилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,

На дорогах киевским ладьям

Указуя правильный фарватер /…/»

В этом стихотворении, как и во всём поэтическом творчестве Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) - поэта, художника-акварелиста, художественного и литературного критика - синтез глубокого осмысления исторических судеб Отечества. Свидетель скорбных лет России, Волошин посвятил его Александру Ивановичу Анисимову (1877-1937), с которым поэта связывали давние дружеские отношения.

А. И. Анисимов - автор книги «Владимирская икона Божьей Матери». После её публикации в Русском научном центре в Праге последовали травля и гонения Александра Ивановича, его арест, ссылка на Соловки в 1930 году и смертный приговор - в1937-м.

В 1941-м из Москвы были эвакуированы не только заводы, институты и различные учреждения, но в тыл были вывезены и наиболее ценные сокровища русской культуры.

Среди сокровищ Третьяковской галереи в Новосибирск была привезена и Владимирская икона Божией Матери. Разве это был не своеобразный крестный ход со святыней, который вновь помог защитить Москву от врагов!

Новосибирск как столичный город Сибири, где Владимирская икона находилась под спудом, должен быть вписан в «историческое шествие» великой святыни по России: Киев — Владимир — Москва — Новосибирск — Москва.

По возвращении в Москву Владимирская икона вновь была помещена в Третьяковскую галерею, куда иногда даже ради одной этой святыни устремлялись многие наши соотечественники и зарубежные гости.

В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры. По уставу Международного Олимпийского комитета в олимпийской деревне должен быть храм или часовня, чтобы спортсмены имели возможность молиться перед соревнованиями.

В те годы в нашей стране ещё не восстанавливались запустевшие храмы и тем более не строились новые. Но, несмотря на это, 2 июля 1980 года в столице СССР была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери — Покровительницы Москвы. В этой часовне среди других икон находился один из списков святыни.

В прошлом присутствие священников на Олимпийских играх в нашей стране не афишировалось, - рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, который четыре раза был духовником Олимпийской сборной России. - Однако ещё в 1980 году, когда Олимпиада проходила в Москве, я, работая референтом Святейшего Патриарха Пимена, участвовал в создании часовни в Олимпийской деревне. Мы долго выбирали место, собирали для неё утварь, а в то время это было непросто. Тогда я, конечно, не мог себе представить, что буду присутствовать на четырех Олимпийских играх! Не мог представить, что Промысл Божий таким удивительным образом вновь соединит меня с миром спорта.

Однако после завершения Олимпиады в Москве, по словам отца Николая, «часовня была закрыта, так как её освящали лишь на время соревнований в одном из жилых домов Олимпийской деревни».

К сожалению, не сохранилось и фотографии этой часовни. Но кто знает -скольким спортсменам нашей Родины тогда, на Олимпиаде-80, помогла победить Владимирская икона Божией Матери!

О том, как в 1993 году произошло ещё одно чудо - Владимирская икона вывела Россию из тупика вражды, - написал (в книге «Чудеса истинные и ложные») полковник милиции, доцент, заслуженный юрист РФ, заместитель начальника Главного управления казачьих войск при Президенте РФ Сергей Донцов:

«Шел октябрь 1993 года... Ему предшествовала попытка Святейшего Патриарха Алексия примирить Верховный Совет и Кремль. В то время я, старший офицер милиции, служил в мэрии Москвы и участвовал в совещаниях, проводимых Святейшим Патриархом в Свято-Даниловом монастыре... Однажды, ближе к ночи, меня подозвали Святейший Патриарх и Лужков и сказали, что ими принято решение получить из Третьяковской галереи Владимирскую икону Божией Матери и провести в ближайшие дни сугубый молебен о мире и согласии. Мне поручили эту акцию осуществить, дав на это один день. Была одна очевидная трудность - икона находилась в музее под юридической и фактической охраной государства. Был составлен несложный и по юридическим меркам «бессильный» документ о временном изъятии иконы. Святейший Патриарх также поставил свою подпись. Это было благословение. С таким документом и восемью вооруженными милиционерами я прибыл следующим утром в Третьяковку... /.../

Мы прошли к иконе Божией Матери. Кто видел образ Владимирской воочию, тот знает, какое Она может произвести воздействие. И тут я понял, что мой план просто чепуха, никуда Она не уйдет, если Сама не захочет.

Мы пошли с заместителем директора в зал, где сидели около десяти человек. И вдруг я сказал то, чего сам придумать не мог:

- Дайте Христа ради икону помолиться. На один день. Вы же православные.

Как все переменилось! Другими стали лица, иными глаза...

- Как все было? Надеюсь, без угроз и применения силы? - спросил Лужков.

Я ответил, что все было самым чудесным образом, то есть сама Божия Матерь приняла решение».

Владимирская икона была доставлена в Богоявленский кафедральный собор, где Святейший Патриарх Алексий II возглавил многолюдный молебен. Богородица и на сей раз спасла Россию. Да, погибли сотни людей… Но реки крови не разделили наш народ, государство не распалось...

Наладилось сотрудничество Церкви с Третьяковской галереей. 15 декабря 1999 года чудотворный образ был перенесён в храм святителя Николая в Толмачах - домовую церковь ГТГ, где музейные специалисты наблюдают за её сохранностью, обеспечена безопасность.

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, и посетители Третьяковской галереи, если пожелают, по-прежнему могут видеть великую святыню, но уже не в музейной экспозиции, не в зале древнерусской живописи, а в православном храме — месте молитвы и богослужения.

Специально для Столетия

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS