Главная - Канализация
Война и мир прощание андрея с отцом. Фрагменты романа л.н.толстого «война и мир» для аргументов к сочинению на егэ

25 глава часть 1 том 1

Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года.

С одной стороны, князь Андрей отправляется на войну совсем не по той причине, что видит в Наполеоне «антихриста», как его называют в салоне Анны Павловны Шерер. Истинной причиной является то, что ему нужны новые ощущения. Ему наскучило светское общество, опостылела нелюбимая жена, он полон мечтаний о славе. А это значит, что его политические убеждения здесь ни при чем.

С другой стороны, его сдержанное поведение в родовом имении Лысых Горах, куда он привез свою жену Лизу, ожидающую ребенка, говорит о довольно сложном и достаточно противоречивом характере. Князю Андрею тяжело расставаться с близкими, однако он сдерживает свои чувства, не показывает их.

Князь Андрей глубоко уважает свою сестру, но и над ней он немного подтрунивает, особенно в разговорах об отце. В этот момент княжна Марья, добрая и проницательная, одной своей фразой позволяет нам понять, в чем сущность характера князя Андрея: в нем присутствует «гордость мысли», а это само по себе большой грех. Княжна Болконская понимает брата, порой даже лучше, чем сам он себя понимает, поэтому она и видит в нем гордыню, он не умеет прощать ошибки ни себе, ни другим, ему свойственны высокомерие и прямолинейность. А жизнь княжны Марьи подчиняется христианским заповедям, она и своих близких пытается приобщить к этому. Порой ей сложно общаться с отцом, но она никогда не осуждает его и не обсуждает. Ей тягостно постоянное присутствие компаньонки, однако она даже жалеет ее. Она отличается от брата тем, что умеет прощать. Княжна Марья просит брата надеть на шею фамильный образок Болконских. Князь Болконский не верит в Бога, но он тронут просьбой сестры и подчиняется ей, хотя не может удержаться от насмешки.

Слова и мысли князя Андрея подтверждает характеристика маленькой княгини. Она настолько привыкла к светскому обществу, что даже в Лысых Горах, провожая мужа на войну, Лиза ведет себя так же, как и в Петербурге. Старый князь Болконский хорошо понимает сына, его чувства по отношению к жене, а княжна Марья жалеет ее и все прощает.

Прощание князя Андрея с отцом демонстрирует их полное взаимопонимание, они одинаково мыслят, они оба живут глубокой интеллектуальной жизнью. У Андрея к отцу одна просьба: если ему суждено погибнуть на войне, когда на свет появится сын, оставить его жить у Болконских, а не отдавать на воспитание супруге. Старый князь Болконский понимает мысли Андрея, с Лизой мальчик будет воспитываться в лицемерной атмосфере светского общества, полной лжи. Поэтому старый князь дает обещание сыну выполнить его просьбу. При этом он дает наставления Андрею о том, как следует вести себя на войне, о том, что главное – не собственная жизнь, а честь, хотя он был уверен в том, что его сын не опорочит фамильную честь. Отец тяжело переживает отъезд сына на войну, но его характер не позволяет ему показать свои чувства. Однако мы хорошо их понимаем, как понимает их и Андрей.

С женой Болконский попрощался быстрее. Он сказал всего лишь: «Ну...», прозвучавшее как холодная насмешка. Лиза падает в обморок, князь Андрей целует сестру, попросив заботиться о жене и уезжает. Лишь из кабинета старого князя доносятся сердитые звуки сморкания.

Сцена отъезда Андрея Болконского на войну позволяет нам глубже понять его характер, задуматься о его последующей судьбе. Мы восхищаемся его умом, силой воли, достоинством и благородством. Но в то же время нам становятся понятны причины будущих неудач и страданий Андрея, скрывающихся в его излишней гордыне.

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рисуя исторические события России начала ХIХ века и жизнь народа, размышляет о личности и свободе человека, его назначении в окружающем мире и обществе, о счастье и любви.

Эти мысли писателя воплощает князь Андрей Балконский, сын опального вельможи времён Екатерины II, человека очень умного, но со «странностями». В начале романа перед читателем предстаёт гордый и холодный аристократ с «сухими чертами» лица, с «усталым, скучающим взглядом», «тихим мерным шагом». Он недавно женился на женщине кокетливой, светской и глупой, но вскоре охладел к жене, о чём красноречиво говорит «гримаса, портившая его красивое лицо», когда он обращается к княгине.

Болконский скучает среди великосветского общества, устаёт от семейного круговорота, не находя пищи уму и выхода для интеллектуальной, духовной энергии. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого не могу выйти», - признаётся он Пьеру Безухову. Однако князь Андрей не сухой, рассудочный человек. Он, одарённый творческой натурой, незаурядным умом и глубокими чувствами, стремится к широкой общественной деятельности. Герой романа ищет смысла жизни в делах, которые удовлетворили бы его честолюбие, стремление к власти и славе.

Всё это он может найти на войне, надеясь там осуществить роль спасителя русской армии и обрести свой Тулон (в это время - лето 1805 года - его кумиром был Наполеон, которого Болконский считает «великим полководцем» и гением).

Перед походом в Австрию князь Андрей приезжает в Лысые Горы, имение отца, со своей «маленькой» женой. Быт семьи Болконских, налаженный старым князем, идёт «стройным порядком». Старый князь Николай Андреевич, имея суровый характер, «был резок и неизменно требователен, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность». Человек кристально честный, натура сильная и деятельная, он признаёт «только две добродетели: деятельность и ум», сам воспитывает дочь, обучает её алгебре и геометрии, пишет мемуары, работает в саду или занимается «точением табакерок на станке».

В день приезда сына старый князь не отступает от распорядка дня. На первый взгляд может показаться, что Николай Андреевич равнодушен и даже жесток с детьми, но это не так. За внешней суровостью генерал-аншефа кроется огромная любовь и к сыну, и к дочери, которые понимают это: « - Ну, а по правде, Мари, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? - вдруг спросил князь Андрей.

Мне?.. Мне?! Мне тяжело?! - сказала она... Разве можно судить об отце?.. И я так довольна и счастлива с ним!»

Гордится старым отцом и Андрей Болконский, похожий на Николая Андреевича и делами, и образом мыслей, честью, и благородством. При прощании им не надо говорить много слов: отец и сын понимают друг друга с первого взгляда и с полуслова. Старый князь Болконский короткой фразой: « - Целуй сюда, - он показал щёку, - спасибо, спасибо!» - высказывает сыну своё одобрение за решение ехать на войну, за то, что «служба прежде всего».

Хотя князь Андрей не жалуется отцу на свою семейную жизнь, но тот чувствует, что сын тяготится глупенькой женой. Николай Андреевич «вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.

Плохо дело, а?

Что плохо, батюшка?

Жена! - коротко и значительно сказал старый князь... - Да нечего делать, дружок, не разженишься, Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь». Умный и мудрый старик, не терпящий лжи, «своими быстрыми глазами» насквозь видит человека, читает в его душе и делает, хотя и колкие, резкие, порой неприятные выводы, но всегда правдивые. «Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его».

Николай Андреевич Болконский, с детства приучивший своих детей быть патриотами и служить на благо Родины, наказывает сыну быть в центре военных событий, на передовых позициях: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет...стыдно!»

Князь Андрей понимает, что «стыдно» будет (если его убьют) воспитать будущего сына светским щёголем, фрондёром, пустоцветом, поэтому просит отца не отдавать ребёнка княгине, а воспитать самому: «... не отпускайте его от себя... чтоб он вырос у вас...»

Молча стоят «друг против друга» два близких человека в минуту прощания. Не льются слёзы, нет пышных фраз, поцелуев, объятий, но как она, эта минута, для них дорога и торжественна: «Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

Простились... ступай! - вдруг сказал он. - Ступай! - закричал он сердитым и громким голосом...» За этой нарочитой сердитостью скрывается боль и страх отца, провожающего сына на войну, тревожащегося за его дальнейшую судьбу.

Иные отношения у князя Андрея с сестрой Марьей, на которую большое влияние оказывает воспитание отца, поэтому она не похожа на своих сверстниц. Оттаивает душой Андрей Болконский, встречаясь с сестрой, для которой он всё тот же маленький Андрюша, упрямый, прямолинейный, гордый и независимый. В доме старого Николая Андреевича не принято откровенничать, открыто выражать свои чувства, но брат и сестра духовно близки, их соединяют воспоминания о счастливых днях детства, где было много тепла, света и доброты: «Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно».

Добрая и чуткая княжна Марья видит, что брат несчастлив в, женитьбе и всей душой желает ему спокойствия, пытаясь оправдать «маленькую княгиню», которая «после обеда плакала... и жаловалась на свою судьбу, на свёкра и на мужа». Понимая это, резкий князь Андрей ничего не говорит в ответ, а только улыбается, «глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим».

Но не жена, а сестра приходит проводить Болконского на войну, чтобы благословить его, морально поддержать, отдать ему свою любовь, в которой так нуждается молодой князь. Поэтому и не насмехается герой романа над религиозностью сестры, желающей надеть на него «овальный старинный образок спасителя». «Очень рад, право, очень рад, мой друг», - говорит князь Андрей. Прекрасная душа Марьи светится «лучами доброго о робкого света», худое лицо преображается: оно становится одухотворённым, светлым и красивым.

Только сестре, и никому другому, раскрывает свои сокровенные мысли Андрей Болконский; ей он может с горечью сказать, что допустил ошибку, женившись на Лизе, что сам в этом виноват: «... я ни в чём не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену ...счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет.»

В последние минуты перед отъездом прорываются в князе Андрее долго сдерживаемые чувства: «... он встал, подошёл к сестре и, нагнувшись, поцеловал её в лоб». Воодушевлённый прощанием с Марьей, герой романа стремится к новой жизни, полной желания победы, героизма и славы. «Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском...»

Любовь к сестре непроизвольно передаётся и на жену, с которой Болконский хочет проститься по-доброму. Но, встретив улыбающуюся компаньонку, воплощавшую в себе пошлость, легкомыслие и пустословие «маленькой княгини», он не может удержаться от озлобленной и презрительной улыбки. Исчезли доброта и нежность. Передёргиваясь от отвращения, слыша одну и 2ту же фразу о графине Зубовой», «весёлый голосок, торопивший одно слово за другим», князь Андрей холодно прощается с женой, не в силах простить ей кокетство, капризность и игривость тона: « - Ну, - сказал он, обратившись к жене, и это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «Теперь проделывайте вы ваши штуки».

Лиза Болконская несчастна не от того, что не оказывают внимание, а потому, что её маленькая, мелочная душонка не может соединиться с духовным миром семьи Болконских, где не принято показывать свою любовь друг к другу и где она является неиссякаемым источником жизни, принося и раздражение (старый князь), и страх (княжна Марья), и сострадание (князь Андрей), и «нередко страдания».

Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.
Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона «антихристом», как отзываются о нем в салоне Анны Павловны Шерер. а из-за того, что ему надоело светское общество, надоела жена, он ищет новых ощущений, он мечтает о славе, то есть он идет воевать не по своим убеждениям. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере. Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства, быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучался бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене. Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, притом, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену. Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.
Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей, тем не менее, слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце. И здесь княжна Марья, замечательно умная и добрая девушка, дает ключ к пониманию образа князя Андрея: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». Княжна Марья понимает брата, может быть, лучше, чем он сам, и видит в нем гордыню, неумение прощать ни себе, ни другим, высокомерие и прямолинейность. Сама же княжна Марья живет по христианским заповедям и пытается приобщить к атому и своих близких. Ей действительно бывает тяжело от самодурства отца, но она не может позволить себе обсуждать и осуждать его. ее тяготит присутствие компаньонки, но она находит в себе силы жалеть ее. В отличие от брата, она умеет прощать. Она просит князя Андрея надеть на шею образок, который надевали на себя все предки Болконских, несмотря на то, что князь Андрей не верит в Бога. Внутренняя красота души княжны Марьи выражается в ее глазах. Сам князь Андрей одновременно и тронут ее просьбой, и насмешлив, но подчиняется ей. Разговор с сестрой благотворно воздействует на князя.
Как подтверждение слов и мыслей князя Андрея, идет описание маленькой княгини: она так вжилась в светское общество, что и а Лысых Горах, перед отъездом мужа на войну, она ведет те же беседы, что и в Петербурге. Княжна Марья все прощает маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слое.
В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь. Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает. Андрей просит отца, чтобы, если он погибнет на войне, а у него родится сын, не отдавать его на воспитание жене, а оставить жить у Болконских. Старый князь понимает, что его сын не хочет, чтобы ребенок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества. Он обещает все выполнить. В свою очередь, он считает долгом дать свои наставления сыну, как вести себя на войне, хотя прекрасно знает, что князь Андрей всегда будет достойным фамильной чести. Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится.
Прощание с женой прошло быстрее: «Ну. - сказал он, обратившись к жене, и это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «Теперь проделывайте вы ваши штуки». Маленькая княгиня падает в обморок, Андрей, Поцеловав сестру и оставив на ев попечение жену, уезжает, а из кабинета старого князя «слышны были.... часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания».
Эпизод отъезда князя Андрея на войну очень многое раскрывает нам в его характере, дает пищу для размышлений над его дальнейшей судьбой, вызывает у читателя восхищение его силой, воли, умом, благородством достоинством, и в то же время показывает причины дальнейших страданий и неудач Андрея, которые кроются в его непомерной гордыне.

Отъезд князя Андрея на войну

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Мария Беломестных,
10-й класс,
гимназия № 1514, Москва
(учитель - А.Н. Киселёва)

Отъезд князя Андрея на войну

Анализ главы из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (гл. XXV, часть 1, том 1)

Сочинение написано во время переводного экзамена (за 4 часа) по теме, взятой из Перечня тем для 11-го класса

В романе «Война и мир» Толстой исследует современное ему общество, основой которого является семья, поэтому “мысль семейная” занимает одно из важнейших мест в произведении. В романе подробно описаны три семьи (Болконских, Ростовых и Курагиных), которые очень различаются по своему внутреннему укладу.

В главе изображается семья Болконских. Люди в этой семье связаны искренне родственными отношениями, основанными на уважении друг к другу, любви и взаимопонимании, способны почувствовать, что происходит в сердце другого: “Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок”, “...он взглянул в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека... Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Такое взаимопонимание показывает настоящую, духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: “Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя”. Это всё подтверждает его сердитый и несколько смешной вид (“устрашал он сердитым голосом”, “фигуру кричавшего сердитым голосом старика..”, “сказал он, сердито посмотрев”) и часто срывающийся, переходящий в крик голос (“он... вдруг крикливым голосом продолжил”, “взвизгнул он”).

Семья Болконских принадлежит к древнему дворянскому роду, поэтому аристократизм и гордость являются основополагающими качествами, принципами и Николая Андреевича, и Андрея Болконского. “Николая Андреевича Болконского сын из милости ни у кого служить не будет”, - говорит отец, провожая сына в армию и отдавая ему письмо к Кутузову. Вообще то, что старый князь пишет лично главнокомандующему и просит передать, что “помнит и любит” его, а также “два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезённый из Очакова”, который мы видим среди вещей князя Андрея, - всё это свидетельствует о военном прошлом Николая Андреевича. Поэтому неудивительно, что он хвалит и благодарит сына, когда тот отправляется в армию: “Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!”

Здесь же мы слышим мнение старого князя по поводу должности адъютанта, которое разделяет и Толстой: “...пишу, чтобы он [Кутузов] тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!” Такая отрицательная оценка важна для понимания отношения Толстого к героям, занимающим эту должность, а также для раскрытия идеи, которая будет сформулирована в дальнейших главах, когда Толстой, размышляя об исторических судьбах народов, войнах и сражениях, придёт к мысли, что всё в бою решается не сверху и что главную роль играют не полководцы с их огромным штабом, а простые солдаты, которые честно выполняют свой долг и делают дело. Андрей Болконский, как один из любимых героев Толстого, тоже придёт к этой мысли и станет полковым командиром.

Один из ключевых моментов этой главы - наставление, которое даёт сыну старый князь: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!” Мотив отцовского завета повторяется в русской литературе неоднократно, начиная ещё с «Капитанской дочки» Пушкина, и везде он очень важен для раскрытия образа героя, потому что становится как бы стержнем его характера. Отсюда мы видим, что в основе характера князя Андрея лежит честь, которая в системе ценностей Болконских стоит выше жизни, и что именно честь и гордость являются важнейшими чертами не только Андрея, но и всех членов семьи Болконских.

Такой мотив рода, “породы” возникает в романе в связи со всеми тремя семьями (Денисов говорит Ростову “дуг’ацкая ваша пог’ода р’остовская”, а Пьер Безухов говорит про “подлую породу” Курагиных).

В этой же главе Толстой описывает отношения князя Андрея с сестрой. Он относится к княжне Марье с любовью и нежностью, но несколько снисходительно: “насмешливо, но ласково сказал князь Андрей”, “князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим”, “лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо”.

Насмешку вызывают у князя Андрея религиозные чувства княжны, которые понять он сможет только в конце жизни. Вообще княжна Марья показывает удивительный пример смирения и христианской любви к ближнему. Она ко всем относится с добротой и снисходительностью: “Она совершенный ребёнок, такой малый, весёлый ребёнок. Я так её полюбила” (о Лизе Болконской). “Она очень милая и добрая, а главное - жалкая девушка” (о француженке Bourienne). Князь Андрей, наоборот, резок в суждениях и строг к людям: “На лице князя вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на её лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела”. При этом часто князь Андрей оказывается более прав и понимает людей лучше (случай с m-lle Bourienne), но в нём, как говорит княжна, “есть какая-то гордость мысли”. Она же, наоборот, всю свою жизнь посвящает отцу и проводит в деревне: “Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни...”

Для психологического портрета Толстого характерны устойчивые, часто повторяющиеся в изображении героя детали. В портрете княжны Марьи это глаза: “Из больших глаз её светились лучи доброго и ровного света. Глаза эти освещали всё безжизненное и худое лицо и делали его прекрасным...”, “...княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами...” Глаза являются отражением внутреннего мира человека, поэтому мы сразу можем сказать, что внутренний мир княжны Марьи прекрасен. Внешняя же красота, по Толстому, как правило, наоборот, скрывает за собой пустоту и ничтожность (Элен, Вера, Анатоль), поэтому то, что княжна Марья некрасива, только подчёркивает её внутренние достоинства.

Свою жену, в отличие от сестры, князь Андрей не любит, он с ней несчастлив и сам признаётся в этом отцу и сестре: “...счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...” Он презирает в ней светские привычки, болтливость, одни и те же петербургские рассказы и сплетни: “Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей”.

Толстой, однако, относится к Лизе Болконской с сочувствием и симпатией, потому что она беременна, а значит, собирается стать матерью и дать новую жизнь.

Андрей просит отца оставить у себя сына, если его (Андрея) убьют. Он не хочет, чтобы его сын стал дорожить светским обществом, которое так презирает сам князь Андрей. Но, несмотря на то, что Андрей Болконский не любит свою жену, он ведёт себя достойно и благородно: “Я ни в чём не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену и сам ни в чём себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах”.

Можно сделать вывод, что семья Болконских - настоящая семья, в которой люди связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями.

В романе «Война и мир» Толстой занимается исследованием проблемы истинного и ложного и приходит к мысли, что идеал в отречении от всего индивидуального и обретении роевого начала. Семья для Толстого является символом роевого начала, поэтому так важна ему “мысль семейная”. Семья Болконских, конечно, не идеальная, но когда в конце произведения семьи Ростовых и Болконских соединяются, то, может, не в полной мере, но в какой-то степени идеал всё-таки обретается, и поэтому достигается покой и счастье.

В романе «Война и мир» Толстой исследует современное ему общество, основой которого является семья, поэтому “мысль семейная” занимает одно из важнейших мест в произведении. В романе подробно описаны три семьи (Болконских, Ростовых и Курагиных), которые очень различаются по своему внутреннему укладу.

В данной главе изображается семья Болконских. Люди в этой семье связаны искренне родственными отношениями, основанными на уважении друг к другу, любви и взаимопонимании, способны почувствовать, что происходит в сердце другого: “Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок”, “...он взглянул в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека... Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Такое взаимопонимание показывает настоящую духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: “Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя”. Это всё подтверждает его сердитый и несколько смешной вид (“устрашал он сердитым голосом”, “фигуру кричавшего сердитым голосом старика..”, “сказал он, сердито посмотрев”) и часто срывающийся, переходящий в крик голос (“он... вдруг крикливым голосом продолжил”, “взвизгнул он”).

Семья Болконских принадлежит к древнему дворянскому роду, поэтому аристократизм и гордость являются основополагающими качествами, принципами и Николая Андреевича, и Андрея Болконского. “Николая Андреевича Болконского сын из милости ни у кого служить не будет”, - говорит отец, провожая сына в армию и отдавая ему письмо к Кутузову. Вообще то, что старый князь пишет лично главнокомандующему и просит передать, что “помнит и любит” его, а также “два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезённый из Очакова”, который мы видим среди вещей князя Андрея, - всё это свидетельствует о военном прошлом Николая Андреевича. Поэтому неудивительно, что он хвалит и благодарит сына, когда тот отправляется в армию: “Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!”

Здесь же мы слышим мнение старого князя по поводу должности адъютанта, которое разделяет и Толстой: “...пишу, чтобы он [Кутузов] тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!” Такая отрицательная оценка важна для понимания отношения Толстого к героям, занимающим эту должность, а также для раскрытия идеи, которая будет сформулирована в дальнейших главах, когда Толстой, размышляя об исторических судьбах народов, войнах и сражениях, придет к мысли, что всё в бою решается не сверху и что главную роль играют не полководцы с их огромным штабом, а простые солдаты, которые честно выполняют свой долг и делают дело. Андрей Болконский, как один из любимых героев Толстого, тоже придёт к этой мысли и станет полковым командиром.

Один из ключевых моментов этой главы - наставление, которое даёт сыну старый князь: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!” Мотив отцовского завета повторяется в русской литературе неоднократно, начиная ещё с «Капитанской дочки» Пушкина, и везде он очень важен для раскрытия образа героя, потому что становится как бы стержнем его характера. Отсюда мы видим, что в основе характера князя Андрея лежит честь, которая в системе ценностей Болконских стоит выше жизни, и что именно честь и гордость являются важнейшими чертами не только Андрея, но и всех членов семьи Болконских.

Такой мотив рода, “породы” возникает в романе в связи со всеми тремя семьями (Денисов говорит Ростову “дуг’ацкая ваша пог’ода Р’остовская”, а Пьер Безухов говорит про “подлую породу” Курагиных)

В этой же главе Толстой описывает отношения князя Андрея с сестрой. Он относится к княжне Марье с любовью и нежностью, но несколько снисходительно: “насмешливо, но ласково сказал князь Андрей”, “князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим”, “лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо”.

Насмешку вызывают у князя Андрея религиозные чувства княжны, которые понять он сможет только в конце жизни. Вообще княжна Марья показывает удивительный пример смирения и христианской любви к ближнему. Она ко всем относится с добротой и снисходительностью: “Она совершенный ребёнок, такой малый, весёлый ребёнок. Я так её полюбила” (о Лизе Болконской). “Она очень милая и добрая, а главное - жалкая девушка” (о француженке Bourienne). Князь Андрей, наоборот, резок в суждениях и строг к людям: “На лице князя вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на её лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела”. При этом часто князь Андрей оказывается более прав и понимает людей лучше (случай с m-lle Bourienne), но в нём, как говорит княжна, “есть какая-то гордость мысли”. Она же, наоборот, всю свою жизнь посвящает отцу и проводит в деревне: “Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни...”

Для психологического портрета Толстого характерны устойчивые, часто повторяющиеся в изображении героя детали. В портрете княжны Марьи это глаза: “Из больших глаз её светились лучи доброго и ровного света. Глаза эти освещали всё безжизненное и худое лицо и делали его прекрасным...”, “...княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами...” Глаза являются отражением внутреннего мира человека, поэтому мы сразу можем сказать, что внутренний мир княжны Марьи прекрасен. Внешняя же красота, по Толстому, как правило, наоборот, скрывает за собой пустоту и ничтожность (Элен, Вера, Анатоль), поэтому то, что княжна Марья некрасива, только подчёркивает её внутренние достоинства.

Свою жену, в отличие от сестры, князь Андрей не любит, он с ней несчастлив и сам признаётся в этом отцу и сестре: “...счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...” Он презирает в ней светские привычки, болтливость, одни и те же петербургские рассказы и сплетни: “Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей”.

Толстой, однако, относится к Лизе Болконской с сочувствием и симпатией, потому что она беременна, а значит, собирается стать матерью и дать новую жизнь.

Андрей просит отца оставить у себя сына, если его (Андрея) убьют. Он не хочет, чтобы его сын стал дорожить светским обществом, которое так презирает сам князь Андрей. Но несмотря на то, что Андрей Болконский не любит свою жену, он ведёт себя достойно и благородно: “Я ни в чём не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену и сам ни в чём себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах”.

Можно сделать вывод, что семья Болконских - настоящая семья, в которой люди связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями.

В романе «Война и мир» Толстой занимается исследованием проблемы истинного и ложного и приходит к мысли, что идеал - в отречении от всего индивидуального и обретении роевого начала. Семья для Толстого является символом роевого начала, поэтому так важна ему “мысль семейная”. Семья Болконских, конечно, не идеальная, но когда в конце произведения семьи Ростовых и Болконских соединяются, то, может, не в полной мере, но в какой-то степени идеал всё-таки обретается, и поэтому достигается покой и счастье.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Отъезд князя Андрея на войну уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жизненные искания князя Андрея Болконского состоит из многочисленных переломов и потрясений. С первых страниц романа встречаем мы князя Андрея уверенным в себе человеком. В это время он находится под влиянием образа Наполеона. Болконский уверен, что рожден для славы и где-то его ждет свой «Тулон». Он мечтает спасти всю армию императора и, совершив этот подвиг, пройти всю иерархическую лестницу до звания фельдмаршала вместо Кутузова. Андрей Николаевич живет только для карьеры, для «других».
    Семья… Значение этого слова знакомо каждому из нас. Каждый стремится к своему определенному идеалу. Многие писатели не раз обращались к этой теме, стремясь показать в ней свое отношение к близким людям, любовь к ним. Несомненно, каждый из них воплощает в произведениях свой идеал семьи. Я очень люблю роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир" и считаю, что именно в нем показан наиболее близкий мне идеал семьи. В романе "Война и мир"
    В данном отрывке из романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир" князь Андрей Болконский предстает перед нами накануне Бородинского сражения. Андрей Болконский - один из самых любимых героев Толстого. Высокое понятие о чести, независимость, острота ума, благородство - отличительные качества князя Андрея. На протяжении своей короткой, но интенсивной жизни Андрей Болконский - человек чести - ищет смысл жизни и свое предназначение в ней. Это человек умный, гордый, страдающий, не раз разочаровывающийся
    Л. Н. Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, человеку умному, ищущему. Но читатели, думаю, относятся к нему по-разному: для одних он очень рассудочен, категоричен, для других - человек тонкой души, но воспитанный в строгих правилах. Большое влияние на формирование его характера оказала семья. Л. Н. Толстой рассказывает о семье Болконских начиная с 1805 года. Это была семья, где в отношениях между отцом, сыном и дочерью были строго очерченные границы. В
    Одна из центральных идей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» – это “мысль семейная”. Судьба героев романа во многом определяется их средой, воспитанием, семейным окружением. Особое место на страницах «Войны и мира» отдано семейству Болконских. Три поколения Болконских проходят перед нами и вместе с тем - три исторические эпохи. Образ старого князя воскрешает перед читателем екатерининские времена. Старый князь - человек XVIII века. Именно в обычаях и порядках
    Величайшее произведение русского писателя - роман Л. Н. Толстого "Война и мир" - освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное пора и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев. Тем, кто сильно равнодушен к судьбе родины, Толстой
    Анализ главы из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (гл. XXV, часть 1, том 1) Сочинение написано во время переводного экзамена (за 4 часа) по теме, взятой из Перечня тем для 11-го класса В романе «Война и мир» Толстой исследует современное ему общество, основой которого является семья, поэтому “мысль семейная” занимает одно из важнейших мест в произведении. В романе подробно описаны три семьи (Болконских, Ростовых и Курагиных), которые очень различаются по
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS