Главная - Канализация
Виды загадок, их тематика. Что такое «загадка»? Загадки их виды

ВВЕДЕНИЕ

Наша учительница на уроке задавала нам загадки. Было очень весело угадывать.

Нам стало интересно, а сможем ли мы сами придумать загадку, что нужно знать и уметь для этого? Эта тема актуальна для нас тем, что отгадывая готовые загадки и придумывая свои собственные, мы будем развивать свою фантазию, воображение, ум. А это, конечно, поможет нам в дальнейшей учёбе.

Цель: создание сборника загадок, собственного сочинения.
Задачи:
1. Узнать, как появились загадки и для чего они нужны.
2. Узнать, как устроены загадки.
3. Научиться составлять свои загадки.
4. Создать сборник загадок.

Предмет исследования : загадка

Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.

Методы исследования:


  • Поиск информации по Интернету;

  • Поиск литературы;

  • Практическая работа: «Придумай загадку сам»;

  • Практическая работа по созданию сборника загадок;

  • Викторина среди первых классов «Лучший отгадчик»
Проблема : мы не умеем придумывать загадки.
Гипотеза: возможно потому, что не знаем, как загадки устроены и для чего нужны?

Данная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Значимость её заключается в том, что мы получим не только новые знания, но и применим их на практике, создав сборник загадок собственного сочинения. Используя наш сборник, проведём викторину среди учащихся начальной школы.

В ходе работы над проектом мы не только научимся придумывать свои загадки, но и выступать перед другими ребятами, отвечать на вопросы, доказывать своё мнение.

В своей работе была использована информацию с разных сайтов Интернета. Работа выполнена в результате совместных действий родителей, педагога и учащегося.

Глава 1. Теоретическая часть


    1. История возникновения загадки
Загадка – это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Загадки - это средство воздействия на сознание человека с целью его умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигается благодаря тесной связи умного и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному, в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Загадка относится к одному из самых древних жанров устного народного творчества, который отличается от других жанров тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

История возникновения загадок корнями уходит в далекое прошлое. Загадки загадывались с древних времен. В наши дни мы рассматриваем загадки как вид развлечения, но в древности люди относились к ним серьезно.

В древности люди верили, что животные, растения, неживая природа понимают человеческий язык. Первобытный охотник, скотовод, пахарь в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду постоянно сталкивался с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо было перехитрить, а для этого нужна тайная, условная речь.

Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел. В те времена для молодых юношей даже устраивались испытания в умении разгадывать загадки, что имело магическое значение, являясь составной частью обряда инициации - посвящения юношей в воины. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива.

Загадка имела огромное значение в жизни разных народов и в разные периоды истории вплоть до 19 века. Хотя первоначальный смысл загадки постепенно утрачивался, тем не менее, она прочно закрепилась в ритуалах, обрядах, праздниках.

Греки и римляне проводили соревнования по разгадыванию загадок, а победитель получал приз. Некоторые легенды гласят, что иногда от того, сможет ли человек дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь. Состязание в умении отгадывать загадки даже приравнивалось к одному из видов единоборств.

Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты.

Древние оракулы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок.

Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми.

Загадки встречаются даже в Библии. На свадебном торжестве Самсона королева Шеба задавала царю Соломону большое количество загадок.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - период летних полевых работ загадки загадывать не позволялось, а сенью и зимой загадки полагалось загадывать только вечером, после захода солнца. Считалось, что нарушение традиции может вызвать напасти.

С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Мы видим, как человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.

Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра. Сейчас, это не более чем способ убить скуку и весело провести время.


    1. Типы загадок

  1. Загадки - вопросы.
Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречают в пословицах, песнях и сказках. Среди этого типа загадок распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение.

  1. Загадки - задачи.
Очень похожи на задачки из школьных учебников. Загадки-задачи - это тесты на сообразительность, построенные на парадоксе. Они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Такие загадки строятся на необычных сопоставлениях. Ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятые мнения - отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому привлекательна. (Например, загадка про гусей).

  1. Загадки иносказания.
Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков – формы, окраски, действий. Например: «Висит сито, не руками свито». Предмет загадывания скрыт под иносказанием.

  1. Загадки – описания.
Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В таких загадках предлагаются в красивой поэтической форме описания задуманного предмета. Такие загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.

  1. Загадки-обманки.
В таких задачах подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое. Например: «На верхушке каланчи, день и ночь кричат … Врачи (грачи)»

  1. Юмористические загадки.
Такие загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса. Например:
«Летели два крокодила: один зелёный, а другой в Африку. Сколько весит килограмм гвоздей?»

1.3. Строение загадки

У загадки нет особых частей. Она может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. Слова в предложениях могут рифмоваться, а могут не рифмоваться. Но по ритму загадка схожа со стихотворением.

При составлении загадок могут использоваться разные приёмы: сравнение, преувеличение, отрицание, противопоставление (антитеза) и переназывание (метафора).

1.4. Значение загадки.

Вначале ребенок еще не умеет разгадывать загадки, у него нет для этого необходимых знаний. Главным для него становится процесс запоминания загадок, который превращается в своеобразную словесную игру. Затем он учится сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и у него формируется умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Т.е, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью!

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Глава II . Практическая часть. Создание книги с придуманными нами загадками.

После изучения теоретического материала мы попробовали сочинить загадку сами. Для этого сначала разбирали уже существующие загадки, а потом по такому же принципу старались построить свои. Первые загадки мы придумывали всей группой. Это были загадки – описания, или «детские» загадки. Мы брали любой предмет и старались его описать так, чтобы в тексте был обязательно стихотворный ритм, а если получится, то и рифма. Затем группой мы разбирали достоинства и недостатки придуманных загадок. Следующим шагом была самостоятельная работа. Дома, с родителями или сами, пробовали составлять загадки. Затем в школе подробно их разбирали, правили, отбирали для сборника. Вот пример загадки описания:

Бывают луговые,

Бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.

Следующий вид загадок, с которыми мы стали работать, это загадки, в которых есть открытое или скрытое сравнение. Работа строилась по такому же принципу, что и раньше:


  1. Разбираем существующую загадку в группе, совместно с учителем;

  2. Выбираем предмет для загадки;

  3. Группой строим загадку по образцу готовой;

  4. Проверяем ритм и рифму в группе;

  5. Сочиняем загадки самостоятельно дома;

  6. Проверяем, правим, отбираем для сборника все вместе.
Вот пример такого вида загадок:

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.

И последний вид загадок, с которыми мы работали – это загадки, в которых используется такой приём как метафора (переназывание). Вот пример таких загадок:

Зебра на дороге,

Протянула ноги.

А по этим по ногам,

Люди ходят тут и там.

Таким образом, в наш сборник вошли три типа загадок: загадки – описания, загадки – иносказания и загадки как со скрытым сравнением, так и с открытым. Всего мы придумали 37 загадок.

Следующим шагом было к каждой загадке нарисовать иллюстрацию. Мы распределили загадки и стали рисовать.

Затем отсканировали рисунки, обрезали и вставили в электронный сборник загадок.

По созданному нами сборнику провели викторину среди ребят начальной школы «Лучший отгадчик».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретической работы над проектом мы узнали о том, как появилась загадка и какое значение имела не только в древности, но и в настоящее время. Также мы познакомились с разными видами загадки и узнали, как они устроены.

Полученные нами знания мы применили практически, создав сборник загадок своего собственного сочинения.

Проделанная нами работа нам очень понравилась. Было интересно узнавать что – то новое о, казалось бы, известных и простых вещах. А так же очень весело было сочинять загадки как в группе с учителем, так и дома с родителями, несмотря на то, что эта работа оказалась совсем нелёгкой для нас.

СБОРНИК ЗАГАДОК ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Стелла Плетнева
Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника

Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период : «…добраться в a каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка .

Изначально, загадка выполняла культовые цели, являясь раскрытием религиозной тайны или одной из форм передачи религиозных представлений, мифов. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений.

По убеждению первобытного человека, природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее можно и нужно задобрить, обмануть, обхитрить. А чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце, нужна тайная, условная речь, которая не будет понятна природе.

В современном мире, загадка почти перестала играть культовую, мистическую, социальную роль . Однако, художественная и культурная, образовательная и развлекательная функции остаются . Загадки являются развлечением , применяются в детских играх с образовательными целями, входят в методические пособия.

Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. На эту тему написано множество книг и диссертаций, мы ограничимся кратким перечнем ярких примеров из копилки мировой литературы.

1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление . Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма :

Что такое : не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок.)

Конечно, загадка может быть более сложной, например : Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это? (Твое отражение) .

Не обязательно в загадке загадан только один предмет . Может быть и четыре совершенно разных : Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце) .

Народные загадки :

У батюшки жеребец, всему миру не сдержать,

У матушки коробья, всему миру не поднять,

У братца кушак, всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога) .

Стихотворная форма :

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось. (Орехи.) .

2. Загадки -обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки :

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

Мишка Белка *

Примеры обманок :

У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось? (Девять, потому что сдохла одна) .

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Примеры : У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть? (Да, если трактористы женщины) .

Какое слово всегда звучит неверно? (Слово "неверно) .

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки) .

4. Математические - решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка :

Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Здравствуйте, - говорит, - сто гусей! - Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей? Сколько гусей летело? Ответ : (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36, полстолько (18, четверть столько (9) и еще одного (1, будет ровно 100) .

5. Сюжетные - существует особый разряд сюжетных загадок , в которых сюжет играет основную роль , являясь одновременно фоном и набором условий загадки - это известная игра «Данетки» , которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет» . Пример : Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?

Постепенно, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

Подобных сюжетов может быть сколько угодно; вы вполне можете придумать свой, и играть в него с друзьями или по сети.

6. Логические - решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений. Пример логической загадки : На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения :

Первым будет Саша, Аня будет последней,

Вторым будет Саша, Дима будет третий,

Второй будет Аня, Дима будет четвертый.

Оказалось, в каждом предложении одно истинно, другое ложно. Какое место занял каждый ученик? (Саша 1, Вика 4, Аня 2, Дима 3) .

7. Юмористические - обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса : Что это? зеленое, белое, квадратное и летает? (Квадратный бело-зеленый арбуз)

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками . Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Шарады, анаграммы, ребусы. Существует множество видов загадок , использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова.

Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной , символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника . Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К. И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей . Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста . Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка , возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель : не просто отгадать загадку , а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки . Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок , развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки , учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки , необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки , чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки , обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете , явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Роль загадок велика . Они оказывают большое влияние на развитие речи детей , на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района Томской области

Научно – практическая конференция учащихся

«Мой первый проект»

Емельянов Захар Евгеньевич, Захарова Полина Тарасовна, Мингалеева Дарья Фёдоровна, Родикова Арина Александровна

Класс 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По направлению Лингвострановедение

Тема: Загадка

Научный руководитель: преподаватель высшей категории Т.И. Таркина


Признать, что работа выполнена

и защищена с оценкой


_____________________________

Рекомендуется

______________________________

Председатель экспертной комиссии

_____________

Подпись


___________

Дата


Эксперты

_____________

Подпись


___________

Дата


_____________

Подпись


___________

Дата


Председатель экспертного совета

_____________

Подпись


___________

Дата


П. Сайга

Введение

3 с.

Глава 1. Теоретическая часть

5 с.

    1. История возникновения загадки

5 с.

    1. Типы загадок

8 с.

    1. Строение загадки

10 с.

    1. Значение загадки

10 с.

Глава 2. Практическая часть

11с

2.1. Создание сборника загадок собственного сочинения

11с.

Заключение

13с.

Список литературы

14с.

Приложение

15с.

Пушистая, но не белка.

Лёгкая, но не пёрышко.

Падает с неба, но не дождь.

С подружками рядом встанут,-

Сугробами станут.


снежинки

Весной зеленеют,

Осенью краснеют и желтеют.

На землю опадают

Нам зиму предвещают.


листья

Бывают луговые, бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.


цветы

Серенький грызун,

Он любит хлеба крошки.

Но очень наш зверёк

Боится зверя – кошки.



мышка

Лежит под бочком

Пушистым комком.

Мурлычет громко очень.


кошка

Дом украшает,

Ёлку наряжает,

Друзей собирает.


Новый год

Сверкает, мигает,
Ёлку украшает…

гирлянда

Холодит, морозит.

Мама в него продукты носит.


холодильник

Рыженькая, хитренькая,

У ворон забирает,

А сама съедает.



лиса

Парит, жарит,
Дом утепляет,
Уютом в доме управляет.

печка

Длинная шея, хвост и копыта

По Африке бегут сердито.


жираф

Кипит кипяток, пыхтит,

За стол нас зовёт,

Чай пить велит.


чайник

Растёт в лесу красавица,
Детям очень нравится.
Зелёная, пушистая,
На солнце золотистая.
Радость детям принесёт,
В Новый год!

ёлка

Говорит человек,

Но рядом человека нет.

Кино показывает,

Новости рассказывает.


телевизор


Из воды состоит,

Его лишь мороз сохранит.

Прозрачный, хрупкий, тает,

Детей на каток созывает.


лёд

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.


солнце

Круглое, а не мяч,

Зелёное, а не ёлка.


Загадкой называют выражение или изображение, которое нужно разгадать. Загадки чрезвычайно полезны не только для детей, но и для взрослых, так как заставляют мозг "шевелиться", подключать логику, а иногда и воображение. Для саморазвития можно поотгадывать загадки разного типа.

Виды загадок

  • Загадка в виде изображения. Например, это может быть ребус с картинками, где определенным сложением и вычитанием букв из представленных ими слов можно разгадать зашифрованное слово или выражение. Такие загадки часто загадывают младшим школьникам.
  • Логические загадки бывают более простыми и с подвохом. Для их разгадывания необходимо или построить логическую цепочку, или применить нестандартное решение. Пример такой загадки: "Какой рукой размешивать чай?". Человек с прямым логическим мышлением ответит, что правой, если правша, или левой, если левша. Правильный ответ вообще лежит в другой области и звучит следующим образом: "Лучше это делать ложкой".
  • Есть словесные рифмованные загадки-стишки. Обычно их зачитывает вслух один человек, а все остальные хором добавляют недостающее слово-отгадку, которое создает рифму.
  • Существуют народные загадки, которые имеют уже солидный возраст. Они могут отличаться народной и устаревшей лексикой, однако на уроках по изучению фольклора пользуются большой популярностью. Например, загадка о радуге: "Крашеное коромысло над рекой повисло".
  • Есть также и авторские загадки — противоположность народным. Такие загадки отличаются индивидуальностью, так как их сочиняет отдельный человек. Примерами таких загадок можно считать вопросы зрителей знатокам телепередачи "Что? Где? Когда?".

Если же вы хотите получить подробное разъяснение загадки в общем смысле, то вам может быть интересна статья

Название документа ВИДЫ ЗАГАДОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.ppt

























‹‹ ‹

1 из 24

› ››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

ВИДЫ ЗАГАДОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Исследовательская работа ученика 5 класса МБОУ «Бибиревская оош» Западнодвинского района Тверской обл. Николаева Виталия Руководитель работы: учитель русского языка и литературы Полончук О.Г.

№ слайда 2

Описание слайда:

Цели работы: 1. Дать определение загадке. 2. Познакомиться с видами загадок в русском языке. 3. Попытаться самому придумать загадки разных видов. 4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

№ слайда 3

Описание слайда:

Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. (Большой энциклопедический словарь) С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.

№ слайда 4

Описание слайда:

Просто загадки (загадки-вопросы) Что такое - с тонкой, хрупкой И овальною скорлупкой? А в гнезде оно, смотри, Раскололось изнутри. (А.Т.Волобуев) С виду – кроха, Но силен, Озорует слишком; Лишь родился, Сразу он Свой сломал Домишко. (В.Нестеренко)

№ слайда 5

Описание слайда:

Загадки-сравнилки прямые отрицательные (противопоставлялки) Левый с правым бережком Застегнул, как ремешком. (В. Нестеренко) Мягкий он, но не подушка. Скачет он, но не лягушка. Круглый он, но не арбуз, С ним играет карапуз. (А.Т.Волобуев)

№ слайда 6

Описание слайда:

Загадки-сравнилки Ночью в небе светит, Но не греет. То как клин, То как блин. (Виталик Николаев) Путешественник отважный, Он идет в пустыне важно. Не боится он жары. Два горба, как две горы. (Виталик Николаев)

№ слайда 7

Описание слайда:

Загадки-сравнилки Светит она, словно малое солнце. Можешь увидеть ее ты в оконце. Мрак, темноту, даже страх разгоняет, Комнату ярко она освещает. (Виталик Николаев)

№ слайда 8

Описание слайда:

Загадки-зарифмовки, или досказалки Он - растение огородное, Его листья сырыми едят, А еще он - блюдо холодное, Называется также... (салат). (А.Т.Волобуев) Мама варит, парит, жарит, Даже торт умеет печь. Ей готовить помогает Электрическая …(печь). (А.Лугарев) Шишки есть. Породы хвойной. Ствол блестящий, с желтизной. Поднялась высокой, стройной, Называется… (А.Т.Волобуев)

№ слайда 9

Описание слайда:

Загадки-зарифмовки, или досказалки Сладкий, круглый, полосатый, Любят все его ребята. Даже милый карапуз Скажет: Это ведь…. (Виталик Николаев) Ловкая, быстрая, гибкая кошка, Но не увидишь ее у окошка. Не знает она слова строгое «брысь»! Догадался кто это? Конечно же, … (Виталик Николаев)

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Загадки-оговорки («Буква заблудилась», «Найди ошибку») У косы есть хвост и рожки, Воду пьет коса из плошки. (А.Т.Волобуев) К нам приплыл усатый дом, Килограммов двадцать в нем! (М. Яснов)

№ слайда 12

Описание слайда:

Загадки-нескладушки основаны на алогизме – стилистическом приеме, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта Чтобы жулик влезть не смог, Служит нам дверной сапог (замок). (А.Т.Волобуев) Хлеб держа, сказал Егорка: Очень вкусно пахнет кошка (корка). (А.Т.Волобуев) Чтобы вылезли листочки, У деревьев лопнут ветки (почки). (А.Т.Волобуев) Чтобы суп есть и окрошку. Мы возьмем скорее вилку (ложку). (А.Т.Волобуев)

№ слайда 13

Описание слайда:

Загадки-обманки (рифмуется неправильный ответ) В третьей партии подряд Королю я ставлю мат. Так у Коли и у Сашки Я выигрываю в... (А.Т.Волобуев) Яркокрылая порхает И нектар с цветков сбирает. Возле усиков глаза, Вот такая… (А.Т.Волобуев)

№ слайда 14

Описание слайда:

Каверзные загадки (каверза – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью запутать) О буквах Что мы видим постоянно посредине океана? (Букву Е) (А.Т.Волобуев) Загадки-задачи В небе клин гусей скользил, Десять птиц куда-то мчалось. Злой охотник двух убил. Значит, сколько птиц осталось? (Две убитые, остальные улетели) (А.Т.Волобуев) Вопросы-шутки Я мальчишку и девчонку Попрошу мне дать ответ: Что начнется, коль ребенку Исполняется семь лет? (Восьмой год) (А.Т.Волобуев)

№ слайда 15

Описание слайда:

Загадки-переставлялки В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются МЫШЬ имеет длинный хобот, РАК кольцом лежит, как обод, УЖ ползет хвостом вперед, А в подвале СЛОН живет. (А.Т.Волобуев)

№ слайда 16

Описание слайда:

Шарада – усложненная загадка от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «беседа», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопедическом словаре», это - «род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок.

№ слайда 17

Описание слайда:

Шарады Предлог с игрой соедините, И чудо вдруг произойдет: Цветок Египта знаменитый Пред вами сразу зацветет. (Лото – с) Дремлют два предлога Около порога, Потому-то тишь, И не пикнет мышь. (К – от)

№ слайда 18

Описание слайда:

Шарады придумывали еще поэты древнего Рима. А в новые времена их авторами становились многие знаменитые поэты – от А.С.Пушкина до В.Высоцкого. Сочинял шарады и русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев. Часть первая моя, от зноя укрывая, Усталых путников под тень свою манит И, их прохладой освежая, С зефиром шепчет и шумит. Вторая часть приводит в восхищенье, Коль был ее творцом Державин иль Петров; Когда ж скропал Свистов, Всех погружает в усыпленье. А целое – заметь, читатель дорогой! – В себе волшебника всю заключает силу, Посредством коей он прекрасную Людмилу Похитил дерзостно в час полночи глухой Из брачной храмины В волшебный замок свой. (Бор-ода) (К.Ф.Рылеев)

№ слайда 19

Описание слайда:

ВИДЫ ШАРАД Логогриф - род шарады, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв Метаграмма – стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве (или замены буквы) получается новое слово. Анаграмма - это перестановка букв в слове, образующая новое слово

№ слайда 20

Описание слайда:

ВИДЫ ШАРАД ЛОГОГРИФ Она с цветков сбирает мед, Ее легко узнает тот, Кто слово полностью прочтет. Букву первую отнять – И волос получишь прядь. Еще одну отнять - и вот Встречать с ней можешь Новый год. (Пчелка – челка – елка) (А.Т.Волобуев) Метаграмма С буквой «П» - обогревает, Сушит, жарит и печет, С «Р»-людей объединяет, Как река порой течет. (Печь – речь) (В. Кремнев) Анаграмма Закрытый экипаж царей – В ней ездили под стук копыт. Но буквы поменять сумей, - И к звездам вмиг тебя умчит. (Карета – ракета) (А.Т.Волобуев)

№ слайда 21

Описание слайда:

ШАРАДА И МЕТАГРАММА Мой первый слог – предлог. Второй – найдешь у всех людей. А целое? Идет народ по ней. У – лица (Виталик Николаев) С «И» я в море-океане Между скалами плыву. С «О» - мышей ловлю в чулане, На печи в мороз лежу. КИТ – КОТ (Николаев Виталик)

№ слайда 22

Описание слайда:

Загадки- акростихи Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis- «крайний» и stichos - «строка», «стих». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются стихотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы.

№ слайда 23

Описание слайда:

Двери в нем, Окошки в нем, Мы уютно в нем живем. (Ответ по первым буквам – ДОМ.) (А.Т.Волобуев) Двойной акростих – сочетание традиционных акростихов и концевых (телестихов) Пусть ребенок криклив, непокорно упрям, Ананас не прельщает его и клубника, Потихоньку рукой проведут по вихрам, А потом поцелуют - и нет больше крика. (По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама»). (А.Т. Волобуев)

№ слайда 24

Описание слайда:

Название документа Виды загадок в современном русском языке.doc

Исследовательская работа

ученика 5 класса

МОУ «Бибиревская ООШ»

Николаева Виталия

Руководитель: Полончук О.Г.

Цели работы:

1. Дать определения загадке.

2. Познакомиться с видами загадок в русском языке.

3. Попытаться самому придумать загадки некоторых видов.

4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского язы­ка» и 20-томном «Словаре современного русского лите­ратурного языка» объясняется так: «Краткое иносказа­тельное описание какого-либо предмета или явления, ко­торые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».

В «Большом энциклопедическом словаре» загадка оп­ределена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо пред­мета или явления, испытывающее сообразительность от­гадывающего».

В современном русском языке выделяются следующие виды загадок.

Прежде всего это так называемые просто загадки , т.е. такие, в ко­торых нет каких-либо характерных особенностей, не­обычных приемов - это загадки-вопросы, или стихо­творные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением:

Что такое - с тонкой, хрупкой

И овальною скорлупкой?

А в гнезде оно, смотри,

Раскололось изнутри. (Яйцо.)

Еще один вид загадок - загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим общий признак. Сравнение - вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопо­ставление с другим и изображаемое явление уподобля­ется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом при­меняются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это - прямые загадки-сравнилки:

Над землей летит как самолет,

Вверх взлетает круто - как ракета.

Стрекозиный хвост его несет

Небольшой пропеллер. Что же это?

(Вертолет.)

Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного срав­нения. «Отрицательное сравнение - особая форма об­разного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного пред­мета другому. О.з.-с. - любимый стилистический при­ем в русской народной поэзии...» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвер­гаются какие-то свойства, признаки предмета, либо да­ются совпадающие признаки, но этот предмет не при­знается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами:

Мягкий он, но не подушка.

Скачет он, но не лягушка.

Круглый он, но не арбуз,

С ним играет карапуз. (Мяч.)

Следующий вид загадок - загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще - предпоследней), помога­ющим подобрать нужную отгадку:

Он - растение огородное,

Его листья сырыми едят,

А еще он - блюдо холодное,

Называется также... (салат).

Интересный вид загадок - загадки-оговорки . Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Бук­ва заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажаю­щие смысл фраз, обычно выделяемые в тексте:

У косы есть хвост и рожки,

Воду пьет коса из плошки. (Коза.)

Когда слово с неправильной буквой ставится в риф­му, получаются загадки-нескладушки.

Здесь и далее используется алогизм - стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются и ключевые слова не одной буквой, а несколькими:

Чтобы жулик влезть не смог,

Служит нам дверной с ап ог (з ам ок ).

В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа - пра­вильный и ложный, - а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:

Хлеб держа, сказал Егорка:

- Очень вкусно пахнет кошка (корка).

В распространенных, встречающихся во многих изда­ниях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только не­правильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строч­ками совершенно не в рифму. Вот пример, когда непра­вильный ответ подразумевается:

В третьей партии подряд

Королю я ставлю мат.

Так у Коли и у Сашки

Я выигрываю в... (в шахматы).

(По рифме же напрашивается «в шашки»).

Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае - шалость, шут­ливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаи­ческих, но есть и стихотворные. Их можно сгруппи­ровать следующим образом.

О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но прин­цип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на са­мом деле подразумевается игра слов, их характерные осо­бенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин. Иногда обыгрывается место бук­вы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается об­манная попытка объединить понятия в связи с одинако­вым расположением каких-то букв в разных словах, т.е. общность предметов связывается с общностью букв.

Некоторые известные поэты (например, Г.Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это - липограмма, или липограмматический стих.

Следующая группа каверзных загадок - загадки-зада­чи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметичес­ких действиях, а на самом деле - проверяется сообрази­тельность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:

В небе клин гусей скользил,

Десять птиц куда-то мчалось.

Злой охотник двух убил,

Значит, сколько птиц осталось?

(Остались две убитые - остальные улетели.)

Еще одна группа каверзных загадок - вопросы-шут­ки . Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается - отгадка должна быть с улыбкой:

Кто на Волгу, кто в Анапу -

Отпусков пришла пора.

Почему мы купим шляпу

Там, где солнце и жара?

(Купим шляпу потому, что даром ее не дают.)

Любопытный вид загадок - переставлялки . В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.

Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозна­чающие предмет:

МЫШЬ имеет длинный хобот,

РАК кольцом лежит, как обод,

УЖ ползет хвостом вперед,

А в подвале СЛОН живет.

В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, на­пример, не того цвета. В числительных не на своих ме­стах находятся цифры.

Особняком стоит усложненная загадка - шарада. Произошло слово от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «бесе­да», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопе­дическом словаре», это - «род загадки: загадываемое сло­во разделяется на несколько частей с самостоятельным смыс­лом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т.е. об­разно описываются и каждая часть, и целое слово.

В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысло­вые части и произвольно. О многообразии форм этих за­гадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова со­ставляются из всех или некоторых букв исходного сло­ва, взятых в любом порядке) называется логогриф ». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыс­кать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных сло­гов или букв». Такие шарады можно разделить на сле­дующие подгруппы.

Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом слова­ре» это - первое значение слова логогриф - «стилисти­ческий прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает кар­тину постепенного убывания звуков (или букв) первона­чального длинного слова». (См.: пчелка - челка - елка).

Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма... стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».

Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это - «перестановка букв в слове, образующая новое слово... часто встречает­ся в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».

Два или несколько слов могут отличаться одной бук­вой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значе­ние, а при чтении с конца - другое. Некоторые слова отличаются только ударением.

Очень интересный вид загадок - загадки-акростихи. Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis - «крайний» и stichos - «строка», «стих». У В.И. Даля в «Толковом словаре» это - «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются сти­хотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов на­зывается телестих, из средних - мезостих; они могут соче­таться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературо­ведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.

Русские; поэты давно пишут акростихи: например «Загадка акростическая» Ю.А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.

Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г П. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игорем"». «...У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным - с Х I веха». Азбучный акростих - древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообраз­ную но вариантам систему тайнописи».

В традиционной, ныне самой распространенной фор­ме загадки акростихи прямые. У Г.В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т.д. Чтобы убедиться в правильности ответов, и ясно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:

Двери в нем,

Окошки в нем,

Мы уютно в нем живем.

(Ответ по первым буквам - дом.)

В обратных акростихах ответ также читается по на­чальным буквам, но снизу вверх. Именно этот вариант использовался на Руси чаще других.

Теперь о телестихах (греч. tele - «далеко» и suchos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более под­ходящее название - концевые акростихи , поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными. Пример прямого:

Длинный клюв, крыло - в полоску,

С хохолком, но не урод,

Он из птичьих очень броско

Выделяется пород.

Последние буквы строк при чтении сверху вниз обра­зуют название птицы, слово «удод».

Сочетание традиционных акростихов и концевых (те­лестихов) - двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:

Кто они?

П усть ребенок криклив, непокорно упрям ,

А нанас не прельщает его и клубника ,

П отихоньку рукой проведут по вихрам ,

А потом поцелуют - и нет больше крика .

По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама».

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.


‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS