Главная - Септики
Храм николая чудотворца на большеохтинском. Большеохтинское кладбище (СПб) — история, схема, контакты и интересные факты. Кладбище после революции

В Красногвардейском районе Петербурга располагается старинное кладбище, история которого стала частью истории самого города, настолько неразрывно оно с ним связано. Когда-то его называли Георгиевским. Оно лишь на два десятилетия моложе самого города и помнит времена Петра I. В наши дни это самый большой городской некрополь. Его площадь составляет почти семьдесят гектаров. Называется он Большеохтинское кладбище. Как доехать до него и что интересного там можно увидеть — вот это мы и постараемся сейчас выяснить.

Деревянная церковь на берегу Чернавки

Для того чтобы начать разговор о его истории, следует мысленно вернуться в начало XVIII века. На берегах Невы строилась новая столица, и со всей России стекались сюда мастеровые люди, большую часть которых составляли вольные плотники. Вот для них, по повелению государя Петра Алексеевича, было отведено место вблизи устья реки Охты. Здесь они селились, жили и умирали.

Но православному человеку никак нельзя без храма Божьего, и в 1725 году по проекту архитектора Потёмкина была построена деревянная церковь. Освятили её в честь покровителя плотников — святого Иосифа Древодела. Именно так величали на Руси святого Иосифа — обручника Пресвятой Девы Марии. Он, как известно, был плотником. Вскоре на берегу небольшой речки Чернавки - притока Охты - образовалось кладбище. Назвали его Охтинским — по названию самой реки.

Постройка Покровской церкви

Через некоторое время деревянная постройка обветшала. И вместо неё построили новую каменную церковь. Однако вышла промашка — не учли суровые Питерские морозы. Храм построили «холодный», то есть без отопления, и проводить в нём службы зимой оказалось совершенно невозможным.

Ничего не оставалось, как раскошелиться ещё раз, и рядом с ним построить другой храм, на этот раз с учётом нашего северного климата. Так появилась Покровская церковь, автором проекта которой стал архитектор Петербуржцам хорошо известна другая его работа — церковь святых и праведных Симеона и Анны на углу улиц Белинского и Моховой.

Эпидемии конца XVIII века

Тем временем Петербург разрастался, и всё больше места требовалось для последнего пристанища тем, кто закончил в нём свой земной путь. В связи с этим в 1732 году, по распоряжению Святейшего Синода, Охтинское кладбище получило статус общегородского и использовалось наряду с остальными кладбищами столицы. Но прогневали петербуржцы Господа, и в конце века попустил Он случиться двум страшным эпидемиям — оспы и тифа. Многие жители были свезены на Охтинское кладбище, и оно оказалось переполненным.

В связи с этими печальными событиями в мае 1773 года открыли новое — Большеохтинское кладбище. Расположилось оно на берегу всё той же речки Чернавки и вплотную примыкало к Охтинскому. Старое кладбище хоть и считалось закрытым, но там продолжали ещё долгое время подхоранивать умерших к могилам их родственников. В том же году был построен новый храм на Большеохтинском кладбище. Его освятили в честь святого Георгия Победоносца, что и дало название всему комплексу.

Строительство Никольской церкви

Петербург изначально был городом корабелов и моряков. А у них свой небесный покровитель — святитель Николай чудотворец Мир Ликийских. Вот в его честь на территории кладбища в 1812 году была заложена новая церковь. Строилась она на пожертвования купца Никонова, и находилась как раз на месте их семейного захоронения. Издревле бытует у русских людей благочестивая традиция — завещать нажитое на богоугодные дела.

В этом храме перед погребением отпевались многие мастера - корабелы и мореплаватели, а чуть позже был создан особый участок для захоронения солдат и офицеров, скончавшихся от ран в военном госпитале. В официальных документах их именовали как «воины, подвязавшиеся во славу Отечества».

Участки — старообрядческий и Института благородных девиц

Примерно в это же время Большеохтинское кладбище, в своей южной части, становится местом захоронения старообрядцев. На отведённом им участке в середине XIX века по проекту архитектора К. И. Брандта возводится единоверческая церковь во имя Димитрия Солунского. До наших дней она не сохранилась, так как вместе со многими другими храмами была разрушена в советский период.

Большеохтинское кладбище стало местом упокоения безвременно ушедших из жизни воспитанниц Института благородных девиц — закрытого учебного заведения для девочек из дворянских семей. Оно находилось на противоположном берегу Невы. Ныне существующего моста Петра Великого ещё не было и в помине, и летом на лодках, а зимой по льду замёрзшей реки переправлялись на правый берег, где находилось Большеохтинское кладбище. Как добраться до него по талому весеннему льду или первому осеннему — нам, современным людям трудно даже представить.

Фамильная усыпальница семьи Елисеевых

В начале восьмидесятых годов XIX века была построена ещё одна церковь на Большеохтинском кладбище. Её возводили на средства знаменитых российских предпринимателей — братьев Елисеевых. Церковь была освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери — особо почитаемой ими святыни. Известно, что старший брат - Степан Петрович - никогда не начинал рабочий день, не помолившись перед ней. Строительство церкви обошлось в рекордную по тем временам сумму — один миллион рублей, и с тех пор она стала родовой усыпальницей семьи Елисеевых.

Многими святыми, воссиявшими на берегах Невы, славен Петербург. Большеохтинское кладбище упоминается в житие одной из них — святой блаженной Ксении Петербургской. Именно туда она направила засидевшуюся в девицах дочь офицерской вдовы и чудесным образом устроила её брак с молодым человеком, похоронившим свою жену. Не раз о том кладбище мы читаем и в жизнеописании другого светоча православия — святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Кладбище после революции

Революция и наступивший после неё период богоборчества во многом изменили облик старинного некрополя. Подверглись разрушению храмы, которыми было столь известно Большеохтинское кладбище. Памятники и склепы, усыпальницы и надгробия — варварски разрушались в годы атеистического мракобесия. Чудом сохранилась лишь Никольская церковь.

В 1939 году Большеохтинское кладбище стало местом массового захоронения советских военнослужащих, погибших в ходе Финской войны. Для их могил отвели значительные участки в южной части кладбища, а через несколько лет обширные территории заняли погребения павших защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Кладбище в наши дни

Схема Большеохтинского кладбища, приведённая в конце статьи, показывает, что представляет собой этот крупнейший городской некрополь сегодня. Хорошо видно, что он состоит из двух частей. Построенный в конце семидесятых годов прошлого века проспект Энергетиков отделил участок со старыми захоронениями, от территории, где покоятся жертвы ленинградской блокады. Следует отметить, что в результате того, что в период сороковых - семидесятых годов было похоронено очень большое количество жителей города, многие участки со старыми могилами использовались повторно, и в настоящее время старинные надгробия можно увидеть лишь вокруг Никольской церкви.

Многие гости Петербурга, желая получить наиболее полное представление о городе, стараются посетить и Большеохтинское кладбище. Как доехать к нему? Можно воспользоваться троллейбусом № 16 или автобусом № 132, отправляющимися от станции метро "Площадь Александра Невского", а также троллейбусом №18 от метро "Новочеркасская". Его адрес: проспект Металлистов, 5.

Церковь на Большеохтинском кладбище

Располагается в Красногвардейском районе на востоке Санкт-Петербурга, между улицами Дегтярёва и Партизанская. За годы существования погост неоднократно расширялся. На сегодняшний день это самое большое кладбище в городе, общая его площадь превышает 70 га . Западная граница некрополя — проспект Металлистов, здесь находятся главные ворота, Никольская церковь и административные здания.

История Большеохтинского кладбища СПб

Большеохтинское кладбище ведет свою историю с 1775 года , оно было открыто с целью заменить старый, переполненный Охтинский погост. В то время оно называлось Георгиевским, от имени церкви Георгия Победоносца, возведенной в том же году (до наших дней храм не сохранился, он был снесен в 1935 году). События Октябрьской революции отразились на внешнем облике кладбища: практически все церковные постройки, а также большое количество памятников было ликвидировано, уцелела только Никольская церковь .

В период советско-финской войны на южной части кладбища, там, где ранее находился единоверческий участок, хоронили советских солдат, а восточный участок позднее отвели для похорон павших защитников Ленинграда. Эти и последующие интенсивные захоронения привели к тому, что значительная часть старинных могил пропала. Самые старые надгробия сохранились около Никольской церкви.

Захоронения времен советско-финской войны

Исторические захоронения на Большеохтинском кладбище

На территории мемориального комплекса находятся 28 памятников федерального значения . Здесь покоятся останки представителей дворянского рода Шуваловых и Мусиных-Пушкиных, купцов Строгановых. Там похоронены директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский, декабрист А. М. Булатов, композитор П. И. Турчанинов.

Администрация большое внимание уделяет благоустройству территории: сделаны новые водозаборники, установлены мусорные контейнеры, отремонтированы дороги, открыт новый участок для захоронения урн с прахом в землю, обустроено несколько современных колумбарных стен .

Большеохтинское кладбище продолжает действовать как общегородское, но имеет статус полузакрытого . Любые виды захоронений осуществляются только в родственные могилы .

И. В. Попов

Церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище

На правом берегу Невы, против Смольного монастыря и Александро-Невской Лавры, раскинулся один из старейших районов Петербурга - Охта. Северная его часть, лежащая на правом берегу реки Охты, именуется Большой Охтой, а располагающаяся на левом берегу, южная - Малой.

Река Охта, от которой поселение получило свое имя, упоминается в новгородской летописи еще под 1300 годом. В устье ее в древности стояло новгородское селение Невское Устье. В начале XVII века, в период шведского владычества, на его месте была построена крепость Ниеншанц (Канцы), после взятия которой русскими войсками 3 мая 1703 года, Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. По приказу Петра Великого крепость была срыта, а на ее месте основана Охтинская верфь (ныне Петрозавод), где строились русские военные и торговые корабли.

Согласно царскому указу, из разных губерний России сюда были переведены корабельные плотники, ставшие первыми поселенцами охтинских слобод. Работавшие из поколения в поколение на судостроительных верфях охтяне прославились как искусные плотники и мастера деревянной резьбы. Их стараниями были сооружены замечательные резные деревянные иконостасы петербургских и охтинских храмов; произведения их рук украсили многие дворцы Петербурга и его пригородов.

8 августа 1722 года охтинские поселяне обратились в Святейший Синод с прошением об устроении церкви. Ответом был указ об отводе до времени в домах светлицы для служения вечерни, утрени и часов. Светлицу эту срубили из казенного леса и стали именовать часовней, а в 1725 году обратили ее во храм, освятив по мысли Императора Петра I во имя праведного Иосифа Древодела, покровителя плотницкого и корабельного ремесел. При церкви была устроена деревянная колокольня, замечательная тем, что на ней висел отлитый в 1725 году колокол в 1000 пудов весом, да такой звонкий, что ему завидовали обыватели столицы. В 1731 году церковь была разобрана и на ее месте выстроена небольшая деревянная часовня, называвшаяся Иосифовской. Без храма охтяне жить не могли - вскоре вместо упраздненной церкви возводится новая в честь Святой Троицы; позже она была заменена каменным храмом во имя Сошествия Святого Духа, долгое время бывшего главным храмом Охты. Причт Свято-Духовной церкви окормлял весь Большеохтинский приход, простиравшийся на 15 верст вдоль правого берега реки Невы - от Полюстрова до реки Охты и от Невы до Охтинских пороховых заводов.

Охта была своеобразным «петербургским Замоскворечьем»,- тихой и уютной частью города, удаленной от петербургской суеты. Она имела свой размеренный и неспешный ритм, старый купеческий уклад жизни, была крепка своими традициями и обычаями.

В начале XX века она оставалась удивительным местом, мало похожим на парадный Петербург: здесь высились старинные храмы, ровесники Петербургу, приходские, кладбищенские, а позже монастырские подворья, напоминавшие своей архитектурой Москву. Многочисленные часовни и богоугодные заведения, дома призрения и приюты были устроены здесь на средства благочестивых и богобоязненных охтинских и петербургских купцов и мещан. Кладбища - Большеохтинское (Георгиевское) православное и единоверческое, Малоохтинские - православное и старообрядческое с XVIII века служили местом упокоения петербуржцев.

Даже после постройки в 1908-1911 гг. постоянного Большеохтинского моста имени Императора Петра Великого через Неву, связавшего Охту с центром Петербурга, когда район стал стремительно превращаться в фабрично-заводскую окраину, Охта оставалась еще глубоко своеобразной и вплоть до 1920-30-х годов сохраняла свой облик и колорит. Испытав в эти годы уничтожение многих замечательных своих храмов, искаженная однообразной жилой застройкой 50-80-х годов нашего века, Охта еще хранит отдельные старинные нетронутые уголки. Одним из них является Большеохтинское кладбище с расположенной на нем церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Она является одним из немногих храмов, не закрывшихся в городе в долгие годы гонений...

Большеохтинское кладбище было основано в 1773 году на берегах небольшой речки Чернавки и первоначально служило для захоронения умерших жителей Охты. В 1774-78 гг. на средства, отпущенные приходским Свято-Духовским храмом, здесь была выстроена первая церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, по которому кладбище именовалось также Георгиевским. Хотя постоянного моста через Неву не было, здесь часто хоронили городских обывателей, и потому кладбище быстро росло и несколько раз расширялось. Среди похороненных здесь были и представители известной купеческой семьи Никоновых.

В начале XIX века однопрестольный Георгиевский храм стал тесен для отпеваний. В 1812 году настоятель Большеохтинской церкви прот. Андрей Журавлев, при участии начальника Охтинской верфи капитана Орловского, убедил купца Григория Григорьевича Никонова построить на кладбище еще одну каменную церковь. По желанию Г. Г. Никонова, новая церковь была выстроена «при самом въезде, у ворот, на правой руке». 24 августа (6 сентября - н. ст.) 1812 года после доработки проекта, составленного неизвестным архитектором, была свершена закладка храма. Строительство велось только на средства жертвователя купца Никонова и обошлось ему в 10 тысяч рублей. Им же были даны деньги на иконостас, утварь и ризницу. Кто резал иконостас и писал образа - неизвестно. Все работы по строительству, внутреннему и внешнему оформлению церкви были закончены за два года, и 27 сентября (10 октября - н. ст.) состоялось освящение этого небольшого ампирного храма. Посвящен он был святому Николаю Чудотворцу.

Сам храм, хотя и был передан епархиальной власти, долгое время поддерживался и ремонтировался за счет. наследников строителя. В 1869 году Никольская церковь была возобновлена на средства братьев Елисеевых, почетного гражданина А. Алферовского и купца Синебрюхова. По возобновлении своем она была освящена местным благочинным Н. Парийским 22 октября 1870 года. В первозданном виде храм простоял до революции.

В 1936-38 гг. древний Георгиевский храм был снесен. После войны, когда наметилось некоторое потепление в отношении Церкви со стороны государства, Никольским Большеохтинским храмом была выкуплена земля, примыкающая к зданию церкви с севера и запада, а также три склепа на кладбище. В это время старостой храма был Михаил Васильевич Смирнов, ставший в 50-х годах священником, а позже принявший монашеский постриг. Скончался о. Михаил в 70-х годах и похоронен в г. Окуловке Новгородской епархии.

Отец Михаил любил строить и в историю храма вошел как строитель. С севера к церкви им был пристроен деревянный придел для отпеваний, возле ограды сооружены деревянные здания крещальни и колокольни,- до этого при храме была только звонница. Колокола для церкви были привезены тогда же о. Михаилом со своей родины, из Новгородской области. Рядом с храмом была выстроена деревянная часовня для отпевания умерших. Ныне она заменяется каменной, строительство которой планируется завершить в 1992 году.

В левом приделе храма, используемом для отпеваний, богослужения свершались в 1970-х годах, во время ремонта главного храма. В середине 80-х гг. он был выстроен заново в камне. В нынешнем 1991 году купол храма был заново покрыт медью, а сам храм - поновлен снаружи.

Среди святых икон храма в начале XX века были: в алтаре с правой стороны в особом киоте - глава Спасителя; за правым клиросом находилась древняя икона Господа Вседержителя, в серебряной позолоченной ризе,- дар купца Ивана Аверина. За левым клиросом помещался образ Божией Матери Тихвинской. На южной стене над могилой Никоновых был устроен киот из серого мрамора с двумя родовыми их иконами - Спасителя и Божией Матери. Некогда в храме было очень много заупокойных икон, оставляемых после отпевания; они почти сплошь покрывали стены.

В настоящее время в Никольской Большеохтинской церкви хранятся несколько чтимых образов, переданных сюда из закрытых или снесенных охтинских храмов. Среди них - древний образ праведного Иосифа Древодела и Смоленской Божией Матери из Свято-Духовской Охтинской церкви.

Первый помещался некогда еще в светлице-часовне, первом храме при Охтинской корабельной верфи. Позже он был перенесен в Свято-Духовский храм, где в честь прав. Иосифа был освящен придел. На месте самого древнего охтинского храма на Конторской улице была сооружена каменная часовня (см. фото). После закрытия Свято-Духовской церкви в 1936 году иконы из нее свезли в охтинские бани, дабы топить ими печи. Один из прихожан храма, коренной охтянин Л. Л. Лукичёв, спас от сожжения в числе других и образ прав. Иосифа Древодела, принеся его позже в Никольский Большеохтинский храм. Ныне эта старейшая охтинская икона помещается в алтаре храма с левой стороны.

Самой почитаемой иконой храма является Божия Матерь Скоропослушница.

В 1881 году на Большеохтинском кладбище на средства купцов Елисеевых был выстроен замечательный по архитектуре храм в русско-византийском стиле в честь Казанской Божией Матери (взорван в 1929 году). Рядом в 1900-1903 гг. по проекту В. А. Демяновского на средства П. и Л. Елисеевых была выстроена богадельня на 120 стариков и 30 детей с амбулаторией и школой. По закрытии храма Елисеевской богадельни из нее в Никольскую церковь была перенесена чтимая икона Божией Матери Скоропослушницы, ныне пред которою с умилением молятся прихожане храма.

В церковь был также перенесен чтимый образ св. Параскевы Пятницы из одноименного храма на Пороховых (снесен).

С благоговением прихожане молятся также пред иконами свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и вмч. Георгия Победоносца, попавшей в храм, видимо, из снесенной Георгиевской кладбищенской церкви.

Кроме упомянутых на Большеохтинском кладбище находились еще две церкви: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. вмч. Димитрия Солунского, близ которой располагалось единоверческое отделение кладбища. При кладбище действовала также основанная в начале XIX века богадельня для лиц духовного звания.

В наши дни Никольский храм на Большеохтинском кладбище остается единственным действующим на Охте, он всегда чист и ухожен. В храме во всякое время людно: петербуржцы приходят сюда на родные могилы и в храм, помянуть своих близких. Уже долгие годы настоятелем храма служит прот. Александр Кудряшов.

Старинное Большеохтинское кладбище, где погребены многие известные петербуржцы: митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин, ум. 1979 г.), архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев, † 1986 г.), профессора Духовной Академии- А. Сагарда († 1950 г.), В. Верюжский († 1955 г.), М. Сперанский (†1984 г.), а также композитор духовной музыки П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, кормилица Императора Александра I E. П. Петрова, купцы Елисеевы, ныне нуждается в уходе и благоустройстве.

Престольными праздниками в Никольской Большеохтинской церкви являются дни:

9 (22) мая - перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.

Прихожанами чтятся также: Духов День - в память престольного праздника главного охтенского храма во имя Сошествия Святого Духа.

Память Праведного Иосифа Древодела, Обручника Пресвятой Девы Марии, свершается в неделю праотец и в неделю по Рождестве Христовом.

По воскресеньям в храме соборно поется акафист Божией Матери пред чтимой ее иконой «Скоропослушница». По четвергам - акафист святителю Николаю Чудотворцу; по вторникам - попеременно прп. Серафиму Саровскому и св. Параскеве Пятнице.

13 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище Санкт-Петербурга, где покоятся родители Его Святейшества — протоиерей Михаил и Раиса Владимировна Гундяевы.

В Николо-Большеохтинском храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Большеохтинского храма протоиерей Геннадий Гордеев, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Гундяев, духовенство Санкт-Петербурга.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по митрополиту Никодиму (Ротову), протоиерею Михаилу и Раисе Владимировне Гундяевым.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся в храме с .

«Всякий раз, когда я посещаю этот Божий храм, я мысленно переношусь к тому времени, когда настоятельствовал здесь мой родитель, — сказал, в частности, Святейший Патриарх. — Стены эти несут в себе дорогую для меня память, так же, как и некоторые лица, которые я вспоминаю, когда встречаюсь взглядом с тем или иным человеком, с той или иной прихожанкой, которая на протяжении долгих лет посещает этот святой храм.

Память о родителях — это особое состояние человеческой души. Каждый из нас это переживает, и поэтому здесь нет надобности много об этом говорить. Я хотел бы только от всего сердца поблагодарить вас за вашу молитву, соучастие вместе со мной в этом воспоминании о приснопамятных рабах Божиих митрополите Никодиме, протоиерее Михаиле и Раисе».

Святейший Владыка рассказал, что он не раз служил в этом храме будучи и священником, и архиереем. Сегодня состоялось первое в истории этого храма Патриаршее богослужение.

«Этот храм был одним из немногих, который был открыт в тогдашнем Ленинграде, — продолжил Предстоятель. — Вспоминаю, какое огромное количество людей сюда приходило, потому что поблизости не было ни одного храма. Сегодня у нас много храмов, но те, которые были в то самое трудное время, они пользуются особым почитанием у петербуржцев, потому что они действительно были некими светочами, маяками в той жизни, из которой изгонялось имя Божие».

В память о первом Патриаршем богослужении Предстоятель передал в дар храму образ святителя и чудотворца Николая с памятной надписью.

Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле своих родителей, расположенной у алтарной стены храма во имя святителя и чудотворца Николая.

Протоиерей Михаил Гундяев служил настоятелем Свято-Никольского храма на Большой Охте с 1972 года до кончины 13 октября 1974 года.

В 1773 году на территории Большеохтинского кладбища была построена церковь святого Георгия Победоносца, в связи с чем кладбище стало называться Георгиевским. В 1812 году рядом с церковью Георгия Победоносца на средства купца Никонова была заложена новая церковь, освященная в 1814 году во имя святого Николая Чудотворца.

В советское время храм не закрывался. В него были переданы иконы из уничтоженной Георгиевской церкви. В Никольской церкви находится немало святынь, перенесенных сюда из снесенных и закрывавшихся храмов.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS