Главная - Септики
Династия цзинь в китае. Памятники цзиньской эпохи

Основателем династии Цзинь был Агуда (阿骨打) из клана Ваньянь (完颜), территория влияния которого изначально ограничивалась бассейном реки Амур .

Война с Ляо (1114-1125)

Племя Ваньянь набирало силу, подчиняя прочие чжурчжэньские племена. Это вызвало тревогу у киданей , которые всеми силами препятствовали объединению чжурчжэней. В пограничном киданьском городе Нинцзянчжоу обычной практикой было избиение и грабёж чжурчжэньских торговцев. Это так и называлось «бить чжурчжэней». Участники таких акций не наказывались. Вмешательство Ляо в чжурчжэньские дела привело к тому, что Агуда стал замышлять войну против киданьского государства. Но главным стимулом для выступления чжурчжэней против киданей стал длительный и систематический произвол в Нинцзянчжоу. На празднике Первой Рыбы Агуда отказался танцевать перед киданьским императором и бросил ему вызов. В 1115 году Агуда принял титул императора и дал своей династии название Цзинь («Золото»). По летописи, Агуда сказал:

«Железо (Ляо) крепко, но ржавеет и крошится. А золото не ржавеет. К тому же цвет Ваньянь - белый».

Мобильная чжурчжэньская конница взяла верх над огромным, но слабо подготовленным киданьским войском. В 1122 году Сун и Цзинь заключили стратегический союз против Ляо . Империя Сун пыталась вести наступательные действия против Ляо, но безуспешно. В 1123 году в войну вмешалось тангутское государство Западное Ся на стороне Ляо. Конное войско тангутов разбило несколько мелких отрядов цзиньцев, но в решающем сражении чжурчжэни нанесли ему сокрушительное поражение. Ослабевшая империя киданей была окончательно разгромлена в цзиньскими войсками. Последний император киданей был захвачен в плен чжурчжэнями.

Однако сразу после окончания войны между бывшими союзниками начались разногласия. Империя Сун не собиралась выполнять условия договоров [каких? ] , что привело к началу новой войны. Материальные и людские ресурсы Сун были несопоставимы с чжурчжэньскими, поэтому империя Цзинь могла рассчитывать только на быструю войну.

Войны между империями Сун и Цзинь

В 1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун. Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла воевать на равных с чжурчжэньской конницей.


Правители Цзинь

– одна из Шести династий, правившая в Китае между периодом Троецарствия и периодом Южных и Северных династий в 265 – 420 гг. н.э. Государство Цзинь было основано военачальником Сыма Янем из рода Сыма. Данный период – один из четырёх периодов китайской истории, именуемый как “Цзинь”.

Династию Цзинь принято делить на два периода: правление династии Западная Цзинь (265-316 гг.н.э.) и правление Восточной Цзинь (317 – 420 гг. н.э.) . Западную Цзинь основал Сыма Янь со столицей в городе Лоян, в то время как династия Восточная Цзинь была основана Сыма Жуй со столицей в Цзянькане (ныне Нанкин).

Семейство Сыма изначально подчинялось династии Вэй, однако в 249 году военачальник Сыма И захватил власть во всём государстве Вэй. В 263 году Сыма Чжао уничтожил царство Шу и присоединил его земли к Вэй. В 265 году Сыма Янь (сын Сыма Чжао) , низложил слабого императора Юань-ди, взошёл на престол и основал новую династию.

Династия Западная Цзинь (265 – 317 гг. н.э.)

Династия Западная Цзинь продолжалась с 265 до 316 гг н.э.. За это время на престоле сменилось четыре монарха. Хотя Западная Цзинь и была единой нацией, однако, она по-прежнему была неустойчивой и разделенной династией с низким уровнем социального развития.

Новый император. Сыма Янь, в 280 году провел успешные реформы , ввёл надельную систему. К государству Цзинь начали прибывать иноземные посольства: в 270 году из Кашгара и Ферганы, в 284 – из Рима, в 286 – из Кангюя.

Однако, благоприятное положение дел длилось не долго. Уже в 290 году на престол взошёл Хуэй-ди, не заботившийся о делах государства. Власть сосредоточилась в руках его жены. Империя Западная Цзинь не смогла сдержать набегов и переселения многочисленных хунну и других степных народов.

После опустошительной Войны восьми ванов – столицей государства был Лоян до 311 года., когда император Хуай-ди был взят в плен войсками Северной . Следующее царствование императора Минь-ди продолжалось пять лет в Чанъани, пока и эта столица не была захвачена Северной Хань в 316 г.

Война восьми князей – гражданская война среди ванов Китайской Династии Цзинь, продолжавшаяся с 291 по 306 гг. н.э.. Военные действия протекали в Северном Китае и опустошили страну, что привело к вторжению варваров (У Ху – “пять варваров”). В итоге одержал победу Сыма Юэ, но война разрушила хозяйство северного Китая и ослабила династию Цзинь.

Династия Восточная Цзинь (317 – 420 гг. н.э.)

Династия Восточная Цзинь установилась в 317 г. и продолжалась до 420 г. н.э. За время правления Восточной Цзинь на троне сменилось 11 императоров.

В 316 г., когда последний монарх Западной Цзинь – император Мин-ди был захвачен гуннами, некоторые бывшие подданные Западной Цзинь были заняты мыслями о возобновлении империи Цзинь, они бежали на юг, к юго-востоку от Лояна и Чанъани, под руководством Ланъе-вана (принца Ланъе).

В 317 г., принц Ланъе и Сыма Жуй (Юань-Ди) были поддержаны обеими кланами с центральных равнин и на юге реки Янцзы, и Сыма Жуй провозгласил себя императором Юань-Ди, со столицей в Цзянькане (в настоящее время Нанкин). С тех пор, начинается время правления династии Восточная Цзинь.

Власть императоров Восточной Цзинь на протяжении всех 104 лет её существования не была прочной. Государство пережило восстания Ван Дуня и Су Цзюня. Хуань Вэнь умер в 373 г., не успев осуществить своих планов по узурпации трона. Битва на реке Фэйшуй обернулась победой Цзинь при непродолжительном союзе Хуань Чуна (брат Хуань Вэня), и первого министра (или имперского секретаря) – Се Аня.

(Династия Чу) - смутное время
Хань Западная Хань
Синь : Ван Ман
Восточная Хань
Троецарствие : Вэй , Шу ,
Западная Цзинь
16 варварских государств Восточная Цзинь
Южные и Северные Династии
Династия Суй
Династия Тан

Цзинь

Храмовое имя

(廟號 miàohào)

Посмертное имя

(諡號 shìhào)

Личное имя

(姓名 xìngmíng)

Годы
правления
Эра летоисчисления

(年號 niánhào) и годы эры

Исторически наиболее употребительная форма: «Цзинь» + храмовое имя или посмертное имя
Тай-цзу
太祖 Tàizǔ
слишком сложно,
не употребляется
чжурчжэньское имя:
Ваньянь Агуда
完顏阿骨打 Wányán Āgǔdǎ
или китайское имя
Ваньянь Минь
完顏旻
-
  • Шоуго (收國 Shōuguó) -
  • Тяньфу (天輔 Tiānfǔ) -
Тай-цзун
太宗 Tàizōng
слишком сложно,
не употребляется
чжурчжэньское имя:
Ваньянь Уцимай
完顏吳乞買 Wányán Wúqǐmǎi

или китайское имя
Ваньянь Шэн (Чэн)
完顏晟 Wányán Shèng/Chéng

-
  • Тяньхуэй (天會 Tiānhuì) -
Си-цзун
熙宗 Xīzōng
слишком сложно,
не употребляется
чжурчжэньское имя:
Ваньянь Хэла
完顏合剌 Wányán Hélá

или китайское имя
Ваньянь Дань
完顏亶 Wányán Dǎn

-
  • Тяньхуэй (天會 Tiānhuì) -
  • Тяньцзюань (天眷 Tiānjuàn) -
  • Хуантун (皇統 Huángtǒng) -
отсутствует Хайлин-ван
海陵王 Hǎilíngwáng
чжурчжэньское имя:
Ваньянь Дигунай
完顏迪古乃 Wányán Dígǔnǎi
или китайское имя
Ваньянь Лян
完顏亮 Wányán Liàng
-
  • Тяньдэ (天德 Tiāndé) -
  • Чжэньюань (貞元 Zhènyuán) -
  • Чжэнлун (正隆 Zhènglóng) -
Ши-цзун
世宗 Shìzōng
слишком сложно,
не употребляется
чжурчжэньское имя:
Ваньянь Улу
完颜烏祿 Wányán Wūlù
или китайское имя
Ваньянь Юн
完顏雍 Wányán Yōng
-
  • Дадин (大定 Dàdìng) -
Чжан-цзун
章宗 Zhāngzōng
слишком сложно,
не употребляется
Ваньянь Цзин
完顏璟 Wányán Jǐng
-
  • Минчан (明昌 Míngchāng) -
  • Чэнъань (承安 Chéng"ān) -
  • Тайхэ (泰和 Tàihé) -
отсутствует Вэйшао-ван
衛紹王 Wèishàowáng

или
Вэй-ван (衛王 Wèiwáng)

Ваньянь Юнцзи
完顏永濟 Wányán Yǒngjì
-
  • Даань (大安 Dà"ān) -
  • Чунцин (崇慶 Chóngqìng) -
  • Чжинин (至寧 Zhìníng)
Сюань-цзун
宣宗 Xuānzōng
слишком сложно,
не употребляется
Ваньянь Сюнь
完顏珣 Wányán Xún
-
  • Чжэнью (貞祐 Zhēnyòu) -
  • Синдин (興定 Xīngdìng) -
  • Юаньгуан (元光 Yuánguāng) -
Ай-цзун
哀宗 Āizōng
слишком сложно,
не употребляется
Ваньянь Шоусюй
完顏守緒 Wányán Shǒuxù
-
  • Чжэнда (正大 Zhèngdà) -
  • Кайсин (開興 Kāixīng)
  • Тяньсин (天興 Tiānxīng) -
отсутствует Мо-ди
末帝 Mòdì
Ваньянь Чэнлинь
完顏承麟 Wányán Chénglín
отсутствует

Памятники цзиньской эпохи

Напишите отзыв о статье "Династия Цзинь (1115-1234)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Династия Цзинь (1115-1234)

Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска.
Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
– Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
– Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
Солдаты без команды стали стрелять.
– Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
– Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
– Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в 20 ти шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его – на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым на бок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.
«Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них: – зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз? Не успеет добежать, как француз вспомнит о ружье и заколет его».
Действительно, другой француз, с ружьем на перевес подбежал к борющимся, и участь рыжего артиллериста, всё еще не понимавшего того, что ожидает его, и с торжеством выдернувшего банник, должна была решиться. Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкой палкой кто то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел.
«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но всё таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!…»

На правом фланге у Багратиона в 9 ть часов дело еще не начиналось. Не желая согласиться на требование Долгорукова начинать дело и желая отклонить от себя ответственность, князь Багратион предложил Долгорукову послать спросить о том главнокомандующего. Багратион знал, что, по расстоянию почти 10 ти верст, отделявшему один фланг от другого, ежели не убьют того, кого пошлют (что было очень вероятно), и ежели он даже и найдет главнокомандующего, что было весьма трудно, посланный не успеет вернуться раньше вечера.

) с падением в 280 царства У, к власти на всей территории страны пришла династия Цзинь. Ее основателю Сыма Яню досталась разоренная и опустошенная многолетними войнами страна. Хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка. Ирригационные сооружения разрушились, поля опустели, города сожжены или разграблены, торговые связи нарушены. Сыма Янь, стремясь укрепить империю и стабилизировать положение в ней, провел ряд важных экономических мероприятий. Он укрепил государственную собственность на землю. Им была введена система надельного землепользования, получившая название «чжаньтяньчжи», которая заключалась в том, что крестьяне получали два разных типа наделов: «поля во владении» (чжань тянь) и «поля, облагающиеся повинностью» (ко тянь). Крестьяне, получившие наделы, ежегодно должны были отрабатывать двадцатидневную барщину и вносить подворные подати шелковой тканью и пряжей. Надельное землепользование получило дальнейшее развитие в 5 в.

Несмотря на очевидное стремление властей снизить социальную напряженность и облегчить участь крестьянства, господствующая идеология в 4-6 вв. выдвинула учение о том, что само Небо установило деление людей на «аристократов» (ши) и «простолюдинов» (шужэнь). Помимо этих основных сословий в Китае в эту эпоху существовали также рабы и домашняя прислуга. Сословные перегородки возникали и в среде аристократии (ши). Магнаты имели и собственные войска, причем принадлежность к военному сословию стала наследственной. Имперские власти тщетно пытались противостоять этому процессу. Страну по-прежнему раздирали междоусобные распри.

Тем временем продолжался натиск кочевых племен на северные районы Китая и в то же время все усиливавшийся отток населения на юг. Враждующие магнаты зачастую сами пользовались услугами кочевников в междоусобных войнах, чем облегчали им проникновение на территорию Китая.

В 4 в. южные гунны, сяньби и тибето-тангутские племена вторглись в Китай. Их нашествие сопровождалось страшными разрушениями. В 311 пал г. Лоян - столица империи, а в 316 - новая столица Чанъань. В течение целого столетия племена кочевников одни за другими совершали нашествия в Северный Китай, оспаривая друг у друга китайскую землю. Китайским войскам удалось остановить чужеземные нашествия на рубеже реки Янцзы.

На юге Китая образовалось государство во главе с династией Восточной Цзинь (317 – 420). Северный Китай попал под власть сяньбийских племен тоба, образовавших на его территории царство Северной Вэй . Но сами тобийцы постепенно растворились в массе китайского населения. В государстве Северной Вэй развивались феодальные отношения. Вся земля считалась государственной. Осуществлялась система надельного землепользования. Крестьяне получали пахотные земли во временное, а сады, огороды и занятые посадками тутового дерева - в наследственное пользование. Земледельцы должны были платить государственную ренту-налог зерном, пряжей и тканями и отработать 20 дней в году непосредственно на государство. Крестьянство, получая от государства надел, было фактически прикреплено к земле. Государственные служащие - военные и чиновники - получали от государства надел на время службы. Размер этих наделов во много раз превышал крестьянские хозяйства и варьировался в зависимости от значительности занимаемой должности. Система надельного землепользования на деле не уничтожила крупного землевладения. Вместе с тем она усилила зависимость всего населения от государства.

В первые века нашей эры на территорию Китая из Индии начал проникать буддизм . На местной почве он вобрал в себя множество элементов учения даосизма , так что первых буддистов в Китае принимали за представителей одной из многочисленных сект даосских проповедников. К 5 в. в стране существовали десятки буддистских монастырей, владевших значительными земельными угодьями, зависимыми крестьянами, и обладали значительной экономической и политической силой.

Тем временем на юге не прекращались жестокие усобицы. В 420 пала династия Восточная Цзинь. Однако в целом, несмотря на непрекращающиеся внутренние распри, в стране сохранилась тенденция к объединению. Новая попытка создать единую китайскую империю была предпринята Ян Цзянем - создателем династии

Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока Нефедов Сергей Александрович

9.7. ИМПЕРИЯ ЦЗИНЬ

9.7. ИМПЕРИЯ ЦЗИНЬ

В эпоху Сун в северных степях господствовали племена киданей, которые основали кочевую империю Ляо. Кидани позаимствовали китайский опыт и создали четкую гражданскую и военную администрацию: население и армия были разделены на десятки, связанные круговой порукой в несении повинностей. Все воины были переписаны в особые книги, при объявлении мобилизации они являлись на сборные пункты в полной боевой экипировке, причем каждый должен был иметь панцирь и четыре лука. Войско киданей состояло из панцирных лучников, и их тактика предусматривала многодневный обстрел противника из луков.

В число подвластных киданям народов входили обитавшие в горах и степях Маньчжурии чжурчжени. Чжурчжени возделывали земли в горных долинах и занимались скотоводством, как все горцы, они были воинственными, и их обычаи были похожи на обычаи кочевников: они жили родами и племенами, решали свои дела на сходках, вождя союза племен выбирали из членов «царского» рода. От киданей чжурчжени заимствовали их военную организацию, строгую дисциплину, разделение на десятки и сотни. В начале XII в. чжурчжени освоили новую тактику таранных атак. «В авангарде выставляют копьеносцев, которых называют “ин”, “стойкими”, – писал о цзиньцах сунский историк Сюй Мэнсинь. – Солдаты и их лошади одеты в латы». За копьеносцами, которые составляли около половины армии, следовали лучники, одетые в легкие панцири. Копьеносцы таранили строй противника, а лучники производили залп, ворвавшись в него на глубину ста шагов. Это была тактика, напоминающая тактику европейских рыцарей; благодаря этому военному новшеству чжурчжени взяли верх над киданями, объединили под своей властью степные племена и после кровопролитной войны в 20-30-х гг. XII в. завоевали Северный Китай.

Долгие войны принесли с собой демографическую катастрофу. Погибло 2/3населения Северного Китая; если до завоевания население этих областей составляло более 50 млн человек, то после окончания войн – лишь 18 млн. В 1126 г. сунский посол, проезжая через северные области, не встретил на своем пути обработанных полей. «Население рассеялось, там, где жило семь поколений, не осталось ничего». Лучшие земли Великой равнины были заняты переселившимися в Китай родами завоевателей, чжурчжени жили родовыми общинами, «моукэ», каждой общине выделялся тягловый скот и рабы, которые должны были пахать землю. Многие уцелевшие крестьяне были обращены завоевателями в рабов, «цюйдинов»; племенные и родовые вожди, «боцзини», владели сотнями и тысячами порабощенных китайцев.

Завоеватели основали новую династию Цзинь. Первые императоры Цзинь, Тай-цзу (1115-1123 гг.) и Тай-цзун (1123-1135 гг), еще придерживались старых обычаев и не допускали, чтобы чжурчжени по-китайски склонялись перед ними ниц. Племенная знать играла главную роль в управлении государством, все важнейшие решения принимались на заседаниях состоявшего из знати Государственного совета. Преемник Тай-цзуна Си-цзун (1135-1149 гг) был воспитан в китайских традициях и преклонялся перед китайской культурой. В 1141 г. Си-цзун заключил мирный договор с империей Сун; период завоеваний закончился, и границы нового государства окончательно определились. Затем император приступил к созданию системы государственного управления: он восстановил китайскую административную систему и разделил страну на губернии, «лу», во главе с губернаторами, «даругачи» (да-лу-хуа-чи). Были восстановлены министерства и ведомства, изъявившие покорность китайские чиновники назначались на высокие должности. В соответствии с китайской системой чиновничьих рангов их обладатели получали соответствующие оклады деньгами, зерном, шелком, а также земельные пожалования. Чжурчженьские вожди получили чиновничьи ранги, но в отличие от китайцев передавали свои должности по наследству; племенная знать сохраняла свою силу.

Перенимание китайских традиций было проявлением процесса социального синтеза; этот процесс вызвал сопротивление чжурчженьской знати и привел к столкновению между знатью и императором Хай-лин-ваном (1148-1161 гг.). Были казнены сотни чжурчженьских аристократов; императорский двор покинул Маньчжурию, переехал в Китай и объявил новой столицей Яньцзин, теперешний Пекин. Император приблизил к себе китайских сановников; назначение на должности отныне производилось только через систему экзаменов (раньше этот порядок распространялся лишь на китайцев). В 1161 г. знать подняла военный мятеж и Хайлин-ван был убит, однако могущество аристократии уже не возродилось. Новый император Ши-цзун (1161-1189 гг.) правил как самодержавный монарх, следуя вековым китайским традициям. Когда во время переписи 1181 г. было обнаружено, что поместья знати намного превосходят установленные нормы, император приказал конфисковать излишки в казну. Таким образом, чжурчженьская знать лишилась значительной части своих владений.

К 80-м гг. XII в. завершилось формирование социальной системы империи Цзинь. В целом эта система была результатом синтеза кочевых традиций чжурчженей и конфуцианских государственных традиций Китая, причем в качестве образца бралась не враждебная Цинь империя Сун, а более близкие конфуцианскому идеалу порядки эпохи Тан. Завоевание привело к гибели характерного для эпохи Сун помещичьего строя, большая часть помещичьих земель была конфискована, завоеватели признавали частными лишь те земли, которыми их хозяева владели по праву первой распашки, все остальные угодья переводились в казенный фонд. Фонд казенных земель значительно увеличился и составлял примерно половину всей пашни. На казенных землях была возрождена надельная система эпохи Тан: по достижении совершеннолетия крестьяне получали казенные наделы в 50-60 му, они объединялись в связанные круговой порукой пятерки и были прикреплены к земле. Однако размеры податей по сравнению с эпохой Тан намного возросли: налог на казенных землях составлял 5 доу с 1 му, около половины урожая. Половина урожая – это была норма арендной платы, которую брали сунские помещики; таким образом, завоеватели заменили помещиков и присваивали весь производимый крестьянами прибавочный продукт. На частных землях налог был намного ниже – 0,53 доу с 1 му.

По оценкам специалистов, хозяйственное положение крестьян в середине XII в. было в целом благоприятным. Об этом, в частности, говорит быстрый рост населения: по переписи 1187 г. население империи Цзинь насчитывало 45 млн человек – немногим меньше, чем было до завоевания. «Сумма взимаемых налогов и податей теперь втрое больше, чем в старину», – говорит «История Цзинь». Восстанавливались города, была отстроена великолепная новая столица – на строительстве дворцов Яньзцина было занято 800 тыс. человек. К 80-м гг. XII в. процесс восстановления экономики был близок к завершению, и появились признаки перенаселения. В 1190 г. цена одного даня зерна составляла 1/2 серебряного ляна – это была высокая цена, лишь немного уступавшая цене зерна во времена кризиса в эпоху Мин. Посетив провинцию Шаньси, император Ши-цзун заметил, что все земли заняты под поля и не осталось места для пастбищ. Император сетовал, что всего один неурожай приводит к голоду, чего не было в древности. «В древности, – отвечал сановник Хэшиле Ляньби, – земли было много, а народа мало. Ценя больше всего умеренность, народ заботился о земледелии, поэтому, собирая в избытке хлеб, не страдал от голода. В настоящее время земли мало, а народа – много…». По совету своих сановников Ши-цзун приказал своим подданным соблюдать умеренность в потреблении, сократить число праздников, не устраивать празднеств в период полевых работ, обязал простолюдинов носить простую одежду и не строить больших домов. Была восстановлена система государственных закупок зерна: зерно закупалось по дешевым ценам в урожайные годы и продавалось (или раздавалось) населению в голодные годы. Масштабы операций по закупке и транспортировке зерна были огромными: в 1190 г. из общего дохода казны в 78 млн связок монет на закупки тратилось 10 млн связок. В 1193 г. в 519 «амбарах регулярного выравнивания цен» хранилось 46 млн даней зерна – немногим меньше годового сбора поземельного налога. Это зерно было роздано населению, когда в 1194 г. Хуанхэ прорвала дамбы и, затопив несколько провинций, нашла себе новую дорогу к морю. На постройку новых дамб было мобилизовано 9 млн крестьян; благодаря этим мерам удалось избежать катастрофы подобной той, которая погубила династии Старшая Хань и Суй.

Бедствие 1194 г. заставило власти обратить большее внимание на строительство дамб и ирригационных сооружений. Губернаторам было приказано выяснить, какие реки можно использовать для орошения полей и наметить планы работ. Были назначены особые вознаграждения за проведение ирригационных работ на землях моукэ. «Теперь в уездах и префектурах Хэнани много мест, где существуют поливные поля», – докладывали императору. Вводились новые методы высадки рисовой рассады: крестьянам предписывалось производить «квадратно-гнездовой посев», который, как утверждали агрономы, обеспечивает чрезвычайно высокую урожайность. Был создан специальный институт аграрных инспекторов; инспекторы проверяли качество работ и соблюдение агротехники, поощряли старательных крестьян и наказывали нерадивых. Регулярно проводились переписи и кадастры, направленные на выявление пустующих земель или земельных излишков.

Несмотря на все усилия властей, они не могли решить проблему малоземелья. Численность населения продолжала расти: к 1207 г. она достигла 54 млн. Увеличивается число сообщений о засухах, наводнениях, голоде. В 1192 г. сановники говорили о неурожае, о непомерно высоких ценах на хлеб, о том, что крестьяне совершенно истощены и, будучи не в силах уплатить налоги, оставляют свои наделы. В разных местах вспыхивали крестьянские восстания. Распространилось ростовщичество, ростовщики скупали земли разорявшихся крестьян-собственников, снова возникали помещичьи хозяйства. Случалось, что в годы голода доведенные до отчаяния крестьяне продавали в рабство своих детей; власти запретили такие продажи и приняли меры к выкупу рабов. Была ограничена норма ростовщического процента, помещичьи владения были ограничены площадью в 1000 му.

Разорившиеся крестьяне уходили в города и пытались заработать на жизнь ремеслом. Сановник Хэшиле Ляньби отмечал, что народ, оставив «главное», земледелие, устремился к «второстепенному», ремеслу и торговле. Особенно большого развития достигло шелкоткачество, шелковые ткани в больших количествах вывозились в Южный Китай. Развивалось гончарное производство; в главном фарфоровом центре, Ханьпо, гончарные печи занимали пространство протяженностью в 5 км. Горное дело, выплавка металлов, продажа вина, соли, железа, чая, как в эпохи Тан и Сун, находились в монополии государства. Для торговли этими товарами требовалась лицензия, за которую взимали 1/10 часть товара; при продаже других товаров взимался 1-процентный рыночный сбор. Для того чтобы учесть доходы торговцев и сделать налогообложение более равномерным, был вверен налог на имущество; проводилась перепись и оценка полей, домов, огородов, учитывались запасы денег и взимался пропорциональный налог. По-видимому, это была первая в истории Китая попытка введения поимущественного налога; необходимо отметить, что подобный налог требует совершенного учета и слаженной работы бюрократического аппарата – и во многих странах его сбор до сих пор сталкивается со значительными трудностями. Попытка введения имущественного налога в Цзинь оказалась успешной и через посредство монголов оказала существенное влияние на системы налогообложения в других странах (в том числе и в России). Другим достижением в финансовой области был выпуск ассигнаций. Сначала были выпущены кредитные обязательства по образцу существовавших в эпоху Тан; в 1189 г. они были заменены бессрочными ассигнациями – это были первые в мире бумажные деньги. Первое время ассигнации выпускались в ограниченном объеме и имели устойчивое обращение, но позже, во время войны с монголами, финансовые трудности привели к неумеренной эмиссии и ассигнации быстро обесценились. Еще одним новшеством циньской администрации было введение почтовой (ямской) службы и устройство почтовых станций. Почтовые станции располагались через каждые 50 ли (29 км), население было обязано обеспечивать их лошадьми и повозками. Сменяя на станциях лошадей, курьеры покрывали за сутки расстояние до 300 ли (172 км). Система ямской службы была впоследствии позаимствована многими странами.

Аграрный кризис и развитие ремесел были проявлением нарастающего перенаселения и Сжатия. Другой стороной этого процесса было разложение чжурчженьских общин. Завоеватели-чжурчжени были военным сословием нового общества, они жили родовыми общинами, «моукэ», и были обязаны выставлять солдат для службы в гарнизонах и на границе, в военное время все мужчины с 17 до 59 лет подлежали поголовной мобилизации. Первое время после завоевания моукэ представляли собой сплоченные родовые коллективы, члены которых совместно владели землей и рабами. Однако быстрый рост общин привел к нехватке земли и разделам имущества между семьями. В 1180 г. один из министров указывал, что выделение семей из-за недостатка земли влечет разорение и необходимо пахать землю на началах взаимопомощи, по 40–50 дворов вместе. Но разделы продолжались, в начале 80-х гг. в моукэ насчитывалось 615 тыс. дворов; в среднем на двор приходилось 275 му земли, 10 свободных, 2 раба и 2 вола, но были дворы с 200 рабами, и были дворы, имеющие одного раба. Разумеется, воины-кочевники не пахали землю сами, они заставляли пахать своих рабов. Однако психология «благородных завоевателей» была такова, что они не считали нужным следить за хозяйством и не разбирались в земледелии; они привыкли жить в роскоши и проводить время в пирах. «Слышал, что люди моукэ только пьянствуют да стараются получать подать на 2-3 года вперед», – доносил императорский ревизор. Растратив деньги, продав волов и рабов, воины сдавали землю крестьянам в аренду и требовали плату за 2-3 года вперед. Чжурчжени уже не подвергались тому жестокому естественному отбору, который сделал их превосходными воинами, военных тренировок не проводилось, дисциплина ослабла, во время походов воины самовольно оставляли свои части и возвращались в общины. В конечном счете в соответствии с теорией Ибн Халдуна завоеватели потеряли свои боевые качества; во время одного из смотров выяснилось, что даже гвардейцы не могут попасть из лука в цель. Сановник Вэй Цзы-пин констатировал, что молодежь из богатых семей не годится для военной службы из-за своей трусости, а бедняки разорились и не имеют возможности служить. Вэй Цзы-пин предлагал освободить моукэ от обязанности выставлять воинов и перейти к вербовке наемников, и его предложение было принято. Таким образом, система моукэ повторила историю танской системы фубин.

После военной реформы войско Цзинь превратилось в обычную наемную армию, комплектуемую из разных народностей – не только чжурчженей, но и киданей, тангутов, китайцев. Месячное содержание тяжеловооруженного всадника составляло 2 тыс. монет, 154 литра риса, 4 куска шелка и фураж на двух лошадей. Каждый всадник имел оруженосца – по-существу, это была рыцарская армия, и даже оруженосцы были одеты в латы. По расчетам М. В. Воробьева, на содержание 275-тысячной армии в 1190 г. уходило 2/3 бюджета, 55 млн связок монет. Необходимо отменить, что цзиньская армия была хорошо оснащена в техническом отношении. В эпоху Цзинь получило распространение огнестрельное оружие: выбрасывавшие огонь «огненные трубы», «огненные стрелы» с пороховыми зарядами и разрывные бомбы – «огненные кувшины».

Таким образом, империя Цзинь была мощной военной державой. Столкновение империи Чингисхана и империи Цзинь было битвой гигантов. В 1211 г., в первом грандиозном сражении на реке Хуйхэпху, цзиньская армия, по некоторым сведениям, насчитывала 400 тыс. конников. Тем не менее цзиньцы потерпели страшное поражение. «Пошло такое истребление, что кости трещали, словно сухие сучья», – говорит «Сокровенное сказание». Цзиньская армия не могла сравниться своими боевыми качествами с ополчениями монголов: монголы были выросшими в битвах воинами степей, они имели лучших коней и луки, не уступавшие по мощности мушкетам. Сила натяжения монгольского лука по крайней мере в полтора раза превышала мощность цзиньских луков.

Завоевание монголами Северного Китая продолжалось более 20 лет. После первых же поражений против чжурчженей восстали покоренные кидани, китайцы подняли большое восстание в Шаньдуне. Тем не менее империя Цзинь отчаянно сопротивлялась, выставляя новые и новые армии. Монголы вели планомерную войну на уничтожение, население взятых городов вырезалось до последнего человека. «Везде были видны следы страшного опустошения, – свидетельствует хорезмийский посол. – Кости убитых составляли целые горы, почва была рыхлой от человеческого жира, гниение трупов вызывало болезни». Перепись, проведенная монголами после окончания войны, показала, что из 54-миллионного населения Северного Китая уцелело лишь 4,8 млн человек.

Переходя к анализу истории Китая в эпоху Цзинь, необходимо отметить, что завоевание севера страны чжурчженями было следствием нового этапа в развитии тяжелой кавалерии. Ударной силой чжурчженей были тяжеловооруженные всадники, сражавшиеся копьями, так же как и европейские рыцари. Такие рыцари, конечно, были и у других степных народов в более ранние времена, но их было сравнительно немного. Как тюрки, так и кидани использовали прежде всего стрелковую тактику, и копейщики шли в атаку лишь в заключительной фазе сражения – у чжурчжений они атаковали первыми, как в Европе.

Система содержания воинов у чжурчженей также напоминала европейскую: воины получали земли и рабов, правда, первоначально они жили общинами, но затем земля была поделена и каждый воин стал владеть маленьким поместьем. В совокупности, однако, земли поместий составляли лишь небольшую часть всех пашенных земель, и государственный сектор в экономике империи Цзинь полностью преобладал над феодальным.

В контексте внутреннего развития история империи Цзинь дает образец классического цикла Ибн Халдуна. Цикл начинается с завоевания Северного Китая чжурчженями, затем следует социальный синтез, в процессе которого завоеватели перенимают государственные традиции покоренного населения – и прежде всего самодержавие. Кочевая знать пытается отстаивать свои традиции, но в конечном счете терпит поражение. Чжурчжени подчиняются самодержавной монархии и становятся военным сословием новой империи. Затем в соответствии с теорией Ибн Халдуна начинается процесс разложения военного сословия – и в данном случае мы можем наблюдать его достаточно детально. Ведущим фактором этого процесса является рост численности родовых общин и нехватка земли, которая побуждает родовичей к разделу имущества между семьями. Выделение семей, по-существу, означает распад рода и конец традиций взаимопомощи, которые в значительной степени определяли силу родового ополчения. Затем начинается процесс дифференциации, большинство воинов не могут (и не желают) приспособиться к условиям земледельческой экономики, беднеют и оказываются не в состоянии снаряжаться в походы. С другой стороны, отсутствие естественного отбора и необходимости сражаться за жизнь приводит к потере боевых качеств, появляются изнеженность и трусость. Весь этот процесс в соответствии с теорией Ибн Халдуна укладывается в жизнь трех-четырех поколений; разложение военного сословия подрывает обороноспособность страны, и вскоре приходят новые завоеватели – в данном случае монголы.

Характерно, что цикл Ибн Халдуна является вместе с тем демографическим циклом: его ведущим фактором является рост численности населения. Цикл начинается с периода восстановления, в случае с империей Цзинь этот период длился с 1230-х до 1280-х гг. В это время мы наблюдаем рост населения, рост посевных площадей, строительство новых (или восстановление разрушенных ранее) поселений, незначительное развитие помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества, ограниченное развитие городов и ремесел. Затем появляются признаки наступающего Сжатия: частые сообщения о голоде и стихийных бедствиях, крестьянское малоземелье, разорение крестьян-собственников, рост помещичьего землевладения, рост ростовщичества, распространение долгового рабства, уход разоренных крестьян в города, рост городов, бурное развитие ремесел и торговли, высокие цены на хлеб, голодные бунты и восстания, строительство ирригационных систем с целью освоения новых земель.

Сжатие привело к восстановлению этатистской монархии, к вмешательству государства в экономику с целью поддержки крестьянских хозяйств и недопущения развития крупного землевладения (трансформация C С В).

Экосоциальный кризис совпал с монгольским нашествием; он проявился не только в наступившем голоде и свирепствовавших эпидемиях, но и в массовом восстании китайских крестьян. В конечном счете разрушительная война привела к демографической катастрофе. Завоевавшие Северный Китай монголы восстановили сословную монархию, так что итоговая последовательность трансформаций на протяжении цикла описывается формулой C С ВC С.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

7.8. Путешествие в Цзинь В эпоху «Сражающихся царств» (475–221 до н. э.) было множество странствующих политиков. Они переезжали из государства в государство, чтобы прославить свою мудрость и наняться на службу к какому-нибудь властителю. Одним из них был Чжан И (ум. 310 до н. э.)

автора Васильев Леонид Сергеевич

Эпоха Троецарствия (220–280) и империя Цзинь Конец II и начало III в. прошли в Китае под знаком внутриполитических междоусобиц, в ходе которых на первый план вышло несколько наиболее удачливых полководцев. Один из них, знаменитый Цао Цао, господствовал на севере, в бассейне

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Чжурчжэни (Цзинь) и южносунская империя Чжурчжэньские племена, обитавшие на территории Южной Маньчжурии, издревле были связаны с Китаем, торговали с ним, а затем вошли в сферу влияния киданьской империи Ляо. Ускоренные темпы их развития в процессе трибализации – что

автора Коллектив авторов

ТРОЕЦАРСТВИЕ И ИМПЕРИЯ ЦЗИНЬ Период древних династий в Китае подошел к концу на рубеже ІІ-ІІІ вв., когда в огне восстания «Желтых повязок», начавшегося в 184 г., сгинула династия Хань. Вожди восстания из даосской секты «Путь Великого Благоденствия» обещали, что «Синее Небо»

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ВОСТОЧНАЯ ЦЗИНЬ Южнокитайская династия Восточная Цзинь надолго обезопасила себя от вторжений с Севера, но воспользоваться плодами военных побед и объединить страну она не смогла в силу ряда причин внутреннего характера. Ядро этой империи составляли земли, на которых в

Из книги Повседневная жизнь «русского» Китая автора Старосельская Наталья Давидовна

Глава 4 Тянь-цзинь «Тянь-цзинь, тянь-цзинь, тянь-цзинь!..» - в этом звуке европейскому уху непременно послышится призывный звон китайского колокольчика, чистый, серебристый и немного печальный…1 (13) июня 1858 года русский вице-адмирал Е. В. Путятин здесь, в Тяньцзине, подписал

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

2. Царский Рим Тита Ливия (империя I) и античная империя Диоклетиана (империя III) В предыдущей главе мы рассказали о хронологических наложениях одних исторических событий на другие, по-разному датированных Скалигером, но которые на самом деле происходили, по-видимому, в

Из книги Чингисхан автора Скляренко Валентина Марковна

Конец империи Цзинь С той поры интерес Чингисхана к Китаю несколько ослаб. Он уже не предпринимал серьезных попыток покончить со сбежавшим императором Цзинь, а к захваченной территории относился как к полю для грабежа. Оставленные им там войска именно этим и занимались.

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Цзинь – опять вместе? Сыма Янь пошел путем, ранее уже опробованным в ситуациях, когда по всей Поднебесной сталкивались подкрепленные вооруженной силой частные интересы. Он стал раздавать уделы своим ближайшим родственникам и приближенным, думая, что гарантирует себе

автора Васильев Леонид Сергеевич

Цзинь во главе Срединных государств (90-70-е годы VI в. до н. э.) С 596 г. до н. э., после того как ведомые Сянь Ху племена ди были разбиты царством Цзинь, а сам Сянь Ху - виновник поражения в 597 г. до н. э. - был казнен, начался этап возрождения цзиньского влияния и могущества.

Из книги Древний Китай. Том 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Триумф и начало ослабления царства Цзинь На цзиньский трон был приглашен Сунь Чжоу, ставший Дао-гуном (572–558 гг. до н. э.). В «Го юе» ему дана очень высокая аттестация: добродетелен, разумен, почтителен . И все это несмотря на то, что ему к моменту

Из книги Древний Китай. Том 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Политические позиции царства Цзинь На совещании в Сун в 546 г. до н. э. сановник Чжао Вэнь-цзы, исполнявший должность главного министра царства Цзинь, уступил представителю Чу право первым помазать губы кровью (т. е. принести клятву верности). Это, конечно, само по себе еще

Из книги Древний Китай. Том 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Политическая борьба в Цзинь Совещание в Пинцю в 529 г. до н. э. было, как о том специально напоминает Д.Легг, последним из тех встреч всех правителей, что созывались царством Цзинь и где его верховенство было бесспорным . После этого процесс упадка влияния Цзинь с

Из книги Древний Китай. Том 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Внутриполитическая борьба в Цзинь: динамика эволюции Внутриполитическая борьба в этом царстве распадается на несколько четко различимых неодинаковых этапов, из которых по сути и состоит вся история самого могущественного из царств чжоуского Китая. О ранней истории

Из книги Древний Китай. Том 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Крушение царства Цзинь Прогрессирующий упадок и уход в прошлое традиционной чжоуской структуры очень тесно связаны с судьбами правящего дома Цзинь. Именно развал этого царства-гегемона был символом и сигналом конца древнекитайского феодализма. И далеко не случайно

Династия Цзинь пришла на смену династии Вэй, основанной Цао Пэем в 265 году, когда после нескольких лет дворцовых интриг с убийствами на трон взошел отпрыск из влиятельного рода Сым Янь и основал новую династию. Свое государство новый император также назвал Цзинь, а столицей провозгласил .

В состав нового государства Цзинь вошло бывшее царство Шу, завоеванное Вэй в 263 году. Поэтому, когда в 280 году Западная Цзинь вынудила капитулировать царство У, в руках Сыма Яня формально оказалась власть над всем вновь объединенным .

Свое нападение на королевство У Западная Цзинь готовила в течение 7 лет. За это время были построены многочисленные гигантские многопалубные джонки, способные вмещать до 2 000 человек на борту и еще сотни лошадей. Солдаты У попытались предотвратить угрозу,соорудив на реке ряд преград и перекрыв узкие места железными цепями, однако, это не спасло государство от гибели. Полководцы из Западной Цзинь приказали сначала пустить по реке огромные плоты, которые разрушат все подводные препятствия, а затем расплавили цепи огромными факелами, пропитанными кунжутным маслом. После этих приготовлений войско из джонок спустилась вниз по течению реки Янцзы и захватило царство У.

Несмотря на то что династии Западная Цзинь удалось вновь объединить разрозненные земли империи, хрупкий мир длился недолго. Цзиньскому правителю с трудом удавалось контролировать даже бывшее царство Вэй, не говоря уже о северных землях, постоянно страдающих от набегов гуннов. Тем не менее, ряд предпринятых правительственных мер, в том числе поощрение крестьян возделывать землю и разводить шелкопряда, имели благотворное влияние на экономику. В короткий период наблюдался подъем во многих сферах жизни.

К сожалению, не все преобразования были так удачны. Сым Янь, желая укрепить власть своего рода, допустил ту же ошибку, что в свое время привела к началу эпохи : он восстановил древнюю систему раздачи земель. В результате 27 человек из рода Сыма стали князьями. После смерти императора, между родственниками из-за жажды власти возникли распри. Началась «междоусобица восьми князей», продлившаяся 16 лет.

Для укрепления своих сил князья шли на сделки с варварами. В результате в войну оказались вовлечены различные народности: армии племен гуннов, сяньчэй и цзе стали проникать все глубже в страну на территорию Центральной равнины, что привело к хаосу. В 304 году гуннский вождь Лю Юань собрал войско и постепенно стал контролировать большую часть земель Центральной равнины. В 308 году Лю Юань, пользуясь своей фамилией, схожей с фамилией правителей из династии Хань, а также многочисленными браками между вождями гуннов и китайских принцесс, провозгласил себя законным наследником

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS