Главная - Железобетонные лотки
Жизнь во благо всех существ. Бодхисаттвы: кто они? Бодхисаттва в раннем буддизме

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Знаете ли вы, кто такой бодхисаттва? На самом деле значение этого слова известно далеко не каждому, даже среди тех, кто увлекается .

Сегодняшняя статья расскажет, что означает это слово, какой путь выбирает такой человек в своей жизни, какими качествами он должен обладать и какие имена носят известные в буддизме бодхисаттвы.

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

  • «бодхи» – пробудиться;
  • «саттва» – существо.

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы.

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Интересно, что... Тибетский язык содержит аналогичное понятие – «джанг-чуб-семпа», которое буквально значит «тот, кто пробудил и очистил сознание».

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях .


Каков его путь

Прежде чем завоевать почетное звание бодхисаттвы, верующий должен достичь особого уровня сознания, который соответствует так называемой первой бхумми. Все, что было до этого, зовется джатисаттвой.

Первые писания направления махаяны насчитывали семь таких уровней, а позднее их количество возросло и теперь насчитывает десяток. Путь становления делится на определенные промежутки – кальпы.

В течение трех кальп бодхисаттва обычно проходит все десять уровней. С первой кальпой достигается только первая бхумми, со второй – седьмая бхумми, с третьей – десятая, которая именуется так поэтично – «облако дхармы».

Для достижения каждого уровня нужно следовать определенным законам, читать мантры, не нарушать данных обетов, совершать особые практики. Данными обетами проявляется забота обо всем живом в мире, следование нравственным правилам, избавление от порочных черт характера и мыслей.


За все время становления бодхисаттва перерождается не один раз, причем иногда он воплощается не в образе человека, а виде низших существ. Достигнув десятого уровня, он сможет сам выбрать воплощение, и даже не одно.

Кроме этого, выделяется четыре ступени его развития –чарьи:

  1. Пракрити – осознанное пробуждение, бодхичитта. С этой точки зрения бодхисаттвой могут стать все, кто практикует принцип бодхичитты.
  2. Пранидхана – твердое решение встать на путь бодхисаттвы и дать обещания Учителю.
  3. Анулома – принятие обетов и строгое следование им.
  4. Анивартана – осознание невозвратности пути.

Мы уже знаем, что бодхисаттва – это тот, кто пробудился, дал обет и готов принимать чужие страдания со смирением. Однако есть еще и более широкое понимание этого слова, и с этой точки зрения даже тот, кто только вступил на путь учения Будды, т.е. любой человек, принявший решение стать буддой на благо всех существ, уже является бодхисаттвой.


Какие качества ему присущи

Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

Выделяют несколько качеств, или «парамит», которыми они владеют в совершенстве:

  • дана – щедрость, даяние, жертвенность;
  • шила – высоконравственные качества, соблюдение аскез, обетов, обещаний;
  • кшанти – терпение, сдержанность;
  • вирья – усердие, стремление, старание;
  • дхьяна – созерцание;
  • праджня – мудрость;
  • упая – умения, которые помогают справиться с трудностями на тропе помощи буддистам;
  • бала – сила, идущая изнутри.

Чтобы помогать другим, бодхисаттва должен быть сам исключительным существом и вбирать в себя лучшие человеческие черты и умения:

  • всеобъемлющее человеколюбие;
  • почитание и служение;
  • распространение учений ;
  • способность убеждать, показывать своим примером;
  • умение взаимодействовать с людьми как с равными;
  • ораторские способности, хорошая речь;
  • смирение, сострадание, альтруизм.


Великие бодхисаттвы

Узкое понимание значения «бодхисаттва» более персонифицировано – оно предполагает имена известных существ в пантеоне божеств направления махаяны. Для мирян они наставники на тропе просветления. В храмах часто можно встретить их изображения, статуи.

Каждый из них имеет собственное имя, являясь олицетворением великих качеств. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара нередко изображается с тысячей рук и являет собой сострадание. Манджушри – воплощение мудрости, знания, а , которая имеет множество воплощений разных цветов – женская ипостась великого существа.

Также почитают Майтрея, которого на языке пали величают как Меттей. Он в скором времени должен воплотиться на Земле, стать буддой и ознаменовать своим приходом начало Золотого века.


Будда Майтрейя. Статуя

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Если статья оказалась для вас полезна, то делитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

Предисловие

В се, кто идёт по Пути развития, читая адекватную литературу, часто встречают такой термин или понятие, как Бодхисаттва. Образ жизни, цели в жизни, качества и мудрость этих личностей являются примером и вдохновением для многих живых существ в этом и других мирах. Из жизнеописания и деяний этих сущностей в целом понятно, кто они и с какой целью воплощаются. В этой статье попытаемся внести максимальную ясность в то, кто же такие Бодхисаттвы, как они живут и к чему стремятся в своей жизни. Всё описанное ниже является не личным умозаключением, а основывается на писаниях.

Происхождение терминов

В разных источниках встречаются разные пояснения о том, кто же такой Бодхисаттва, и в целом они дополняют друг друга. Но прежде ещё о двух терминах - Хинаяна (Малая колесница) и Махаяна (Великая колесница). Дадим простые объяснения, чтобы понять суть.

Хинаяна - учение и поиск просветления для себя, стремление самому уйти из круга рождений и смерти. Обычно в сутрах тех, кто из ищет просветления только для себя, называют ещё Пратьекабудды, или будды для себя.

В Ланкаватара-сутре сказано о нирване Бодхисаттв: "Нирвана Бодхисаттв есть совершенное успокоение, но это - не угасание и не бездействие. Притом, что полностью отсутствуют какие-либо различения и цели, существуют свобода и непринуждённость в принятии решений, обретаемые вместе с постижением и терпеливым принятием истин безсамостности и безóбразности. Здесь имеет место совершенное уединение, не нарушаемое никакими разделениями либо нескончаемыми последовательностями причин и следствий, но сияющее могуществом и свободой собственной самосущей природы - самосущей природы благодатно миротворной Благородной Мудрости в сочетании с безмятежным покоем Совершенного Сострадания".

Махаяна подразумевает собственное просветление, но не ради себя и своего личного счастья, а ради того, чтобы, достигнув определённой реализации, помогать избавлять от страданий и вести к просветлению множество живых существ.


Бодхисаттва означает буквально: "тот, чья сущность есть совершенное знание". А исторически это значит: "тот, кто находится на пути к достижению совершенного знания, будущий Будда". Этот термин был впервые применён по отношению к Гаутаме Будде в период его поисков освобождения. Поэтому он стал означать "назначение Будды" или человека, предназначенного стать Буддой в этой или какой-либо будущей жизни. Как только нирвана достигнута, все земные отношения прекращаются. Бодхисаттва из-за переполняющей его любви к страдающим живым существам не доходит до нирваны. Слабый человек, испытывая горе и несчастье, нуждается в личном руководителе, и эти возвышенные натуры, которые могут вступить на путь нирваны, берут на себя труд повести людей по истинному пути знания. Хинаянский идеал полного погружения в себя, или архаты, одинокое путешествие по непроторенному пути вечности, блаженство в уединении - всё это, согласно Махаяне, является искушением Мары.

Бодхисаттва (пали: bodhisatta, санскр.: बोधिसत्त्व bodhisattva, букв. "[устремлённое к] пробуждению/просветлению существо или просто пробуждённое/просветлённое существо"; тиб.: byang chub sems dpa, букв. "чистый просветлённый настрой"). Этот термин часто ошибочно применяется ко всем людям, стремящимся развить бодхичитту - желание достичь состояния Будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре Бхагаваном было разъяснено, что термин "бодхисаттва" может быть применён только к существу, реализовавшему определённый уровень осознавания, первую бхуми (землю бодхисаттвы), а до этого момента его называют "джатисаттва". Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны "Праджня. Основы мадхъямики" и в трактате Чандракирти "Мадхьямикаватара". Путь Бодхисаттвы (санскр. caryа) направлен на самоосвобождение ради освобождения других. Он вырывается за пределы мирского плана бытия, не покидая последнего.

Бодхисаттва: «Бодхи» - просветление, «саттва» - сущность, т.е. слово Бодхисаттва можно перевести как «обладающий просветлённой сущностью».

Бодхисаттва-Махасаттва: Маха означает великий, т.е. обладающий великой просветлённой сущностью. Бодхисаттва-Махасаттва - бодхисаттва, достаточно далеко продвинувшийся на Пути Бодхисаттвы. Бодхисаттвы-махасаттвы (санскр. mahāsattva - "великое существо", "[верующее в] великое [учение] существо", "[постигшее] великую [истину] существо"; тиб: Семпа ченпо, букв. "великий герой"). Этим термином называют бодхисаттв достигших ступени видения - непосредственного восприятия природы реальности. Это уровень осознания "пустотности" как себя, так и всех феноменов. Фактически, когда говорится о бодхисаттвах-махасаттвах, то имеются ввиду достигшие трёх последних бхуми (ступеней) Пути Бодхисаттвы. О ступенях, или бхуми, на Пути Бодхисаттвы скажем ниже.


В Махавайрочана сутре о бодхисаттвах-махасаттвах сказано так: "В соответствии со сказанным в Ваджрашекхара-йога-тантре, есть три вида саттвы... Третий - наивысшее сознание под названием "бодхи-саттва", лишённое всяческой робости, вышедшее за пределы всевозможных развлекательных умопостроений. В нём - полное добро, чистая белизна и нежная утончённость; значение его ни с чем не сравнимо. Это - восхитительное сердце, исходная сущность рождённых существ. С ним становятся способными терпеливо вступать на Путь, практиковать радостные обеты, становиться твёрдыми и непоколебимыми, - потому и называется оно "многое связывающей просветлённостью". В соответствии с ним среди людей производятся самые умелые действия, обращающие всех рождённых существ, - отсюда и название "махасаттва".

О нашем материальном мире. или Мрити Лока.

Итак, с терминами и понятиями разобрались. Теперь нужно сказать немного о нашем материальном мире и о Бодхисаттвах, которые приходят в наш мир, чтобы приводить к просветлению всех живых существ.

В различных первоисточниках, сутрах и ведических писаниях наш мир называют мир Саха. Одно из определений - это мир, в котором проповедовал Будда Шакьямуни. Это только часть определения мира Саха. Мир Саха, или, как его ещё называют ведические писания, Мрити Лока, - мир смерти и мир страданий. То есть воплощаясь в этом мире, невозможно полностью избежать страданий, обусловленных материальным существованием: страдания от болезней, рождения, старости, смерти, погодных условий (холод/жара), кровососущих насекомых и т. д. В этом мире содержатся все виды неприятных переживаний: вещи, которые вы хотите, но не можете получить; люди, которых вы любите и с которыми разлучены; поступки, которые вам не хочется делать, но вы их совершаете. Если посмотреть на мир шире, страдания проявляются через войны, эпидемии, разные катастрофы, вроде наводнений или массового голода.


Считается, что мир Саха - это мир, располагающийся чуть ниже средины в иерархии миров. То есть ещё не адский мир, но уже гораздо менее совершенный, чем все остальные. Поэтому Будды или Татхагаты, а также Бодхисаттвы, приходящие в наш мир, считаются действительно великими душами, если так можно сказать. Поскольку в нашем мире существует максимальное количество не-свобод и жёстких ограничений для существа, которое просто получило воплощение в этом мире. Подтверждением тому служит, например, Вималакирти Нирдеша сутра, где говорится о том, что в нашем мире Будды и Бодхисаттвы не могут показывать все свои божественные качества и должны вести существ к просветлению, используя несовершенные методы, такие как слова. В главе «Будда Ароматной земли» говорится:

«…Будда Ароматной Земли предупредил своих Бодхисаттв: "Вы можете прибыть туда, но скройте свой аромат, чтобы у людей не возникло неправильной мысли о привязанности к нему. Вам следует также изменить свой внешний вид, чтобы не вызвать в них самоуничижения. Чтобы избежать неправильных взглядов, не относитесь к ним свысока. Почему? Потому что все миры в десяти направлениях в основе своей нематериальны подобно пространству, и поэтому все Будды, желающие обратить приверженцев малой колесницы, не раскрывают перед ними полностью свои чистые и ясные земли"».

  1. Сутра. Основные обеты Бодхисаттвы Кшитигарбхи
  1. Обеты практики бодхисаттвы Самантабхадры
  1. 37 практик бодхисатв

Для блага всех существ", тиб.: byang chub sems dpa, букв. "чистый просветлённый настрой")- важное понятие персонологии буддизма, идеал Северного буддизма с учениями Махаяны и Ваджраяны .

Этимология слова

Джатисаттвы, Бодхисаттвы и Махасаттвы

Часто термин Бодхисаттва ошибочно применяется ко всем существам, стремящимся развить Бодхичитту – желание достичь состояния Будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре было разъяснено, что термин "бодхисаттва" может быть применён только к существу, достигшему первого уровня освобождения – реализовавшему первую "бхуми", а до этого момента его называют "джатисаттва".

Согласно Партрулу Ринпоче, первая из десяти ступеней-бхуми благородных бодхисаттв, стадия, на которой истина реальности явлений становится очевидной. Поэтому она называется Путем видения. На этой стадии, присутствует изобильное блаженство, отличное от любого другого ранее известного, поэтому эта бхуми известна как стадия «Совершенная Радость». На этой стадии очищается омрачение скупости и связанные с ней привычные тенденции, и совершенствуется парамита щедрости, бодхисаттвы обретают двенадцать групп качеств, каждая из которых состоит из сотни. Они также способны: входить и выходить из сотни состояний самадхи за единственное мгновение, видеть сотню будд лицом к лицу, и получать их благословение, путешествовать по ста сферам будд, сотрясти сотню мировых систем, осветить сотню мировых систем, привести сотню существ к совершенному созреванию, проявиться в сотне эонах в одно мгновение, знать сотню эонов прошлого и сотню эонов будущего; открыть сотню дверей к Дхарме, проявить сотню эманаций, и для каждого из этих тел, проявить сотню спутников. На этой стадии, бодхисаттва может принять рождение как правитель Джамбудвипы , мира людей, согласно буддийской мифологии, одного из четырех материков мироздания, расположенного с южной стороны горы Сумеру.
Всех, кто еще не достиг этого уровня, но дал обещание Бодхисаттвы, стремясь развить Просветленный настрой - бодхичитту , желая достичь состояния будды для освобождения всех живых существ, - называют "джатисаттва". Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны "Праджня. Основы мадхъямики" и в трактате Чандракирти "Мадхьямикаватара".

Бодхисатва - тот, кто познал «пустоту», то есть единство истинной реальности (санск. Дхарматы), взаимозависимость и непостоянство всех воспринимаемых в ней обусловленных явлений, а потому развил сочувствие и мудрость.

Следующих Путём Бодхисаттвы подразделяют на два типа: обычные бодхисаттвы и бодхисаттвы-махасаттвы .

Обычные бодхисатвы- существа проходящие первые две ступени пути – путь накопления и объединения.

Великие бодхисатвы-махасатвы (санскр. mahāsatva – "великий герой", "имеющий смелость постигать великую истину"; тиб: Семпа ченпо, букв. "великий герой"). - это бодхисатвы, достигшие третьей стадии – ступени видения – непосредственного восприятия природы реальности. Это уровень осознания "пустотности" как себя, так и всех феноменов. Фактически, когда говорится о бодхисаттвах-махасаттвах, то имеются ввиду достигших трёх последних бхуми Пути Бодхисаттвы.

В Махавайрочана сутре о бодхисаттвах-махасатвах сказано так: "В соответствии со сказанным в Ваджрашекхара-йога-тантре, есть три вида сатвы... Третий – наивысшее сознание под названием "бодхи-сатва", лишённое всяческой робости, вышедшее за пределы всевозможных развлекательных умопостроений. В нём – полное добро, чистая белизна и нежная утончённость; значение его ни с чем не сравнимо. Это – восхитительное сердце, исходная сущность рождённых существ. С ним становятся способными терпеливо вступать на Путь, практиковать радостные обеты, становиться твёрдыми и непоколебимыми, – потому и называется оно "многое связывающей просветлённостью". В соответствии с ним среди людей производятся самые умелые действия, обращающие всех рождённых существ, – отсюда и название "махасатва"

Обещание сохранять обеты бодхисаттвы распространяется не только на эту жизнь, но и на каждую последующую жизнь вплоть до достижения просветления. Таким образом, эти обеты переходят в нашем потоке ума в следующие жизни в виде тонких форм. Если мы приняли обеты в прошлой жизни, мы не теряем их, неосознанно совершая нарушение сейчас, если еще не приняли их заново в течение текущей жизни. Принятие заново этих обетов в первый раз в этой жизни увеличивает прилагаемые нами усилия для достижения просветления, которые растут с тех самых пор, когда мы впервые их приняли.

Термин "Бодхисаттва" в последнее время стал широко ошибочно применяться ко всем, кто дал Обещание (обет) Бодхисатвы - то есть к джатисатвам.

Бодхичитта - мотивация Бодхисаттвы

В северном буддизме возобладал образ того, "кто имеет великую смелость достигать Пробуждения от сна неведения для блага всех существ". Такой Просветленный настрой получил в Махаяне название «Бодхичитта » [Торчинов 2005: 73].

Главным отличительным качеством Бодхисаттвы является данное им обещание о развитии Бодхичитты - просветленного настроя, то есть мотивации работать для благополучия всех существ. Упоминания о бодхисаттвах встречются уже в самых ранних сутрах, так в Саддхармапундарика сутре упоминаются 23 бодхисаттвы, а в Вималакирти нирдеша сутре – более 50. Большое значение в традиции Махаяны играют канонические бодхисаттвы, имена которых часто упоминаются в сутрах Махаяны, такие как Самантабхадра,Майтрея, Манджушри. В Индии наиболее почитаемы бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, реже встречаются упоминания о бодхисаттве Трайлокявиджае; в Китае и в Японии – Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон), Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо) и Акашагарбха (яп. Kokuzo); в Тибете и Монголии – Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.

В традиции Ваджраяны различают три типа мотивации бодхисаттв.

Бодхисаттва-король помогает существам с высоты своего величия - он думает: сначала я сам достигну Просветления, а затем смогу привести к нему остальных. Бодхисаттва-лодочник направляется к просветлению вместе с другими, то есть "в одной лодке". Бодхисаттва-пастух достигает Просветления последним, так как всегда думает "сначала другие, потому, что они важнее, а потом я".

Путь Бодхисаттвы

(санскр. чарья) направлен на достижение собственного Просветления ради освобождения других. Для того, чтобы встать на Путь Бодхисаттвы, необходимо принять обеты бодхисаттвы у Будды, либо другого реализованного (достигшего своей цели) Бодхисаттвы.

Далее Бодхисаттва начинает путь, состоящий из практики шести парамит :

  1. дана-парамита - совершенство щедрости
  2. шила-парамита - совершенство осознанного поведения
  3. кшанти-парамита - совершенство терпения
  4. вирья-парамита - совершенство усердия, радостного усилия
  5. дхьяна-парамита - совершенство медитации
  6. праджня-парамита - совершенство мудрости.

Также существует множество текстов и письменных инструкций к практике Пути Бодхисаттвы. Одним из самых популярных является труд Ачарья Гьялце Нголчу Тхогме Зангпо Ринпоче (1295 – 1369) о махаянской практике развития бодхичитты и проживании своей жизни как бодхисаттва, который называется "37 практик Бодхисаттвы", а также популярны многочисленные комментарии к нему, написанные другими великими учителями.

Введение к тексту "37 практик Бодхисаттвы": “ Все страдания приходят от желания своего собственного счастья Совершенные Будды рождаются из мысли о помощи другим.

Путь бодхисаттвы разделен на уровни (Бхуми), или ступени. В ранних махаянистских сутрах этих уровней насчитывается семь, но примерно с III в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути бодхисаттвы равняется примерно трем «неисчислимым кальпам» (каждая – миллионы лет), причем в течение первой кальпы достигается только первый уровень, в течение второй – седьмой, а в течение третьей – десятый. На своем пути бодхисаттва перерождается много раз, причем в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисаттва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования и даже иметь одновременно несколько воплощений.

И спасти все живые существа от страданий. Концепция бодхисаттвы в учениях и несколько различна. Согласно хинаяне, путь бодхисаттвы прошли только Будды уже завершившихся мировых периодов (их число не превышает 24) и Будда современной эпохи Шакьямуни; проходит этот путь и Будда Грядущего Майтрея. Все же остальные люди могут достичь лишь состояния архата. В махаяне путь бодхисаттвы доступен для всех. Число бодхисаттв в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности).


Путь бодхисаттвы начинается с «поднятия духа просветления», после чего бодхисаттва (обычно в присутствии того или иного Будды или другого бодхисаттвы) дает обеты спасти все живые существа от оков . Используя на своем пути шесть парамит (совершенств), бодхисаттва достигает «противоположного берега», т. е. . С помощью парамит бодхисаттва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием бодхисаттвы.


Поскольку Будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие бодхисаттвы (махасаттвы), достигнув просветления, предпочитают остаться в сансаре, добровольно подчиняясь законам , пока все живые существа не спасены.


Путь бодхисаттвы разделен на уровни (бхуми). В ранних махаянистских сутрах этих уровней насчитывается семь, но примерно с III в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути бодхисаттвы равняется примерно трем «неисчислимым кальпам» (каждая - миллионы лет), причем в течение первой кальпы достигается только первый уровень, в течение второй - седьмой, а в течение третьей - десятый. На своем пути бодхисаттва перерождается много раз, причем в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисаттва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования и даже иметь одновременно несколько воплощений.


В пантеон махаяны в качестве бодхисаттв включены реально жившие люди, которых впоследствии (а отчасти даже при жизни) наделили мифологическими чертами. Среди них - индийские учителя и теоретики буддизма ( , Шантидева, Асанга), основатели тибетских школ буддизма. Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические бодхисаттвы. Их имена встречаются уже в самых ранних махаянистских сутрах. В «Садхармапундарике» упоминаются 23 бодхисаттвы, в «Вималакиртинирдеше» - более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми бодхисаттв:

  • Самантабхадра,
  • Ваджрапани,
  • Авалокитешвара,
  • Манджушри,
  • Майтрея,
  • Акашагарбха,
  • Кшитигарбха,
  • Сарваниваранавишкамбхин;

к ним прибавляют еще двух - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю.


В Индии наиболее популярными бодхисаттвами являются Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтря; в Китае и Японии - Авалокитешвара, образ которого претерпел здесь значительную метаморфозу и обрел женский облик (Гуань-инь, Каннон), и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо); в Тибете и Монголии - Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.


Каждый бодхисаттва входит в мифологическую семью какого-либо Будды (например, Авалокитешвара выступает как эманация Будды Амитабхи и т. д.) и представляет собой активный аспект данного Будды. В мифологии ваджраяны каджому из пяти Будд Созерцания (Дхьянибудд) соответствует определенный бодхисаттва. Таким образом, мифологические бодхисаттвы не всегда проходят путь бодхисаттвы, а скорее являются эманациями Будд. Из мифологических бодхисаттв могут в свою очередь эманировать другие бодхисаттвы и божества (например, Ямантака - из Манджушри).


Высший духовный иерарх Тибета считается воплощением бодхисаттвы

(санскрит ) Пробужденный. Просветленный. Святой. Термин индийской культуры. Статус бодхисаттвы и практика достижения состояния бодхисаттвы разработаны в буддизме . Бодхисаттва противопоставляется и , положения о которых были разработаны в раннем и действуют в современных школах (). Бодхисаттва, пребывающий в состоянии высшего просветления (ануттара-самьяк-самбодхи ), не уходит в , чтобы продолжать оказывать помощь людям на пути к спасению. С его помощью каждый может рассчитывать на . Это сравнивают с камнем, который переплывает реку, лежа в лодке. Главное качество бодхисаттвы - , великое сострадание ( , ) ко всем живым существам (аю , ). Чтобы стать бодхисаттвой, необходимо пройти длинный путь, поднявшись по пятидесяти двум ступеням (), обретая совершенства (), способствующие переправе «на тот берег», т.е. в нирвану. Обычно упоминаются десять последних ступеней (даша-бхуми ). должен преодолеть чувственные желания (кама-рага , камаччхедана ), недоброжелательность (вьяпада ), лень (тхина-миддха , каушидья ), нетерпение (уддхачча-кукачча ), сомнения ( , ) и др. После смерти тела бодхисаттва пребывает в теле блаженства Будды (самбхогакая ) или в теле Закона (), что приравнивается к состоянию . Институт бодхисаттвы быстро обрел популярность в различных странах. Бодхисаттвами объявляли императоров, буддийских иерархов, богатых сограждан, поддерживающих монастыри. В японской школе тэндай, чтобы стать бодхисаттвой (махасаттва ), нужно было пройти специальную аттестацию. Бодхисаттвами считаются буддийские учителя Асанга, Нагарджуна и др. Различают три типа Бодхисаттв. Бодхисаттва-царь помогает людям с высоты своего величия. Бодхисаттва-лодочник направляется к нирване вместе с другими («в одной лодке»). Бодхисаттва-пастух уходит в нирвану последним, после того, как «загонит последнюю овцу». Каждый бодхисаттва олицетворяет какое-либо совершенство. Наиболее почитаемы четыре бодхисаттвы, пребывающие в теле (в поле) космического Будды и продолжающие поддерживать людей на пути к освобождению. Бодхисаттва - один из титулов Будды.


Синонимы: , - (санскрит ).


Авалокитешвара. Падмапани. «Наблюдающий за звуками мира». Эманация будды Амитабхи. С ним, также связано направление

В буддизме существует довольно интересное существо, которое называют бодхисаттвой. Считается, что стать им довольно трудно, но возможно, поэтому многие, кто практикует этот путь, стремятся достичь нужного состояния. В данной статье вы получите ответ на вопрос: бодхисаттва - это кто такой? Также вы сможете узнать путь, которым он следует, и принципы, которых придерживается.

Понятие “бодхисаттва”

Бодхисаттва - это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался. Его цель довольно проста и в то же время сложна - помочь людям на их пути духовного совершенствования. Следует также отметить, что бодхисаттвой можно назвать то существо, которое реализовало первую бхуми. Пока этого не произошло, применяется термин "джатисаттва".

Бодхисаттвы часто живут в миру среди других людей, соблюдая обеты и не сворачивая с пути. Их отличает милосердие и сопереживание другим существам. В “Сутре Вималакирти” можно найти сюжет о больном бодхисаттве. А вот когда задали вопрос о том, почему он болеет, то в ответ получили следующее: болезнь случилась от великого сопереживания людям, которые болеют. Таким образом, он как бы настроился на их волну.

Вообще, считается, что приход такого существа на землю - это великое благо. Ведь бодхисаттвы всегда притягивают к себе людей, которые хотят услышать мудрость от них. Некоторые получают необходимый толчок, который позволяет коренным образом изменить свою жизнь.

Также следует отметить, что в разных традициях буддизма это понятие несколько отличается, равно как и подход к самому пути. Подробнее об этом будет написано несколько ниже.

Первое упоминание о бодхисаттве

Впервые бодхисаттва в буддизме упоминается еще на начальном этапе развития этого религиозного течения. Его можно найти в самых ранних сутрах, например Саддхармапундарика сутра (в ней указано двадцать три таких существа), Вималакирти нирдеша сутра (указано более пятидесяти).

Предназначение бодхисаттв

Как было сказано выше, бодхисаттва - это тот, кто уже достиг просветления. Его предназначение в этом мире - принимать страдания с радостью, причем как свои, так и других людей. Считается, что это основа практики таких существ.

По некоторым данным, существует два вида бодхисаттв. Одни совершают только добро, их действия не могут принести вред ни для себя, ни для кого-то другого. Таким образом, они не накапливают плохую карму никогда, всегда поступая только правильно.

Второй вид бодхисаттв предполагает накопление плохой кармы, совершая плохие поступки во благо других. Причем он вполне осознает свои действия, а также наказание за них (попадание в нижние миры после смерти). Многие считают, что именно второй путь требует большей

Непреложные обеты

Очень важной ступенью в достижении уровня бодхисаттвы являются обеты, которые он дает перед тем, как начать восхождение по лестнице вверх. Они предполагают заботу о других существах, искоренение различных пороков в себе, соблюдение нравственности и т. д. Также вступающий на этот путь дает клятвы и дополнительно четыре великих обета.

Качества (парамиты) бодхисаттвы

У бодхисаттв существуют определенные качества, придерживаясь которых нельзя сойти с выбранного пути несения пользы всем людям. В разных сутрах их описано разное количество, но мы выделим десять самых важных:

  • Дана-парамита. Щедрость, которая предусматривает различные благодеяния, как материальные, так и духовные, а также пожертвования.
  • Шила-парамита. Соблюдение обетов, т. е. обязательное следование заповедям и обетам, которые помогают достичь просветления.
  • Кшанти-парамита. Терпение, которое позволяет не испытывать ненависть и захваченность. Еще это качество можно назвать невозмутимостью - идущего трудно вывести из себя.
  • Вирья-парамита. Усердие (старание) - существует только одна мысль, только одно действие и направление.
  • Дхьяна-парамита. Созерцание - происходит сосредоточение, самадхи.
  • Праджня-пармита. Достижение и познание высшей мудрости, стремление к ней.
  • Упая-парамита. Уловки, с помощью которых бодхисаттвы спасают тех, кому это требуется. Особенностью является то, что к каждому находится правильный подход, позволяющий направить страждущего на путь выхода из колеса сансары.
  • Пранидхана-парамита. Клятвы, которые обязан соблюдать бодхисаттва.
  • Бала-парамита. Внутренняя сила, которая освещает все вокруг и помогает тем, кто находится вокруг высшего существа стать на путь добродетели.
  • Джняна-парамита. Знание, предполагающее возможность самостоятельного существования в совершенно различных местах.

Ступени развития бодхисаттв

Существует также десять ступеней развития бодхисаттв. Каждая ступень занимает множество перерождений, а это занимает довольно много миллионов лет. Таким образом, эти существа добровольно обрекают себя на колесо сансары ради того, чтобы помочь выйти из него другим существам. Рассмотрим уровни (бхуми) бодхисаттв (они взяты из двух источников - “Мадхьямикаватары” и “Священной сутры золотистого цвета”):

  • тот, кто обладает высшей радостью;
  • непорочный;
  • сияющий;
  • пламенный;
  • труднодостижимый;
  • проявляющийся;
  • далеко идущий;
  • недвижимый;
  • добромудрый;
  • облако дхармы.

Бодхисаттва в хинаяне

Также следует рассмотреть, что означает бодхисаттва в буддизме разных традиций. За то время, как появилась эта религия, некоторые начали несколько иначе воспринимать путь просветления, а также отношения к другим существам.

Итак, в хинаяне бодхисаттва - это существо (его тело может абсолютно разным, например животного, человека или представителя адских планет), которое решило пройти путь, чтобы стать Буддой. Возникнуть такое решение должно на основе огромного желания покинуть колесо сансары.

В направлении хинаяны такими существами могут быть только бывшие Будды (не больше двадцати четырех), причем до того момента, пока они не стали ими. Бодхисаттвы обязательно должны встретиться в одном из рождений с Буддой, который делает им пророчество, предрекая будущее просветление.

Следует отметить, что в традиции хинаяны бодхисаттва - это не идеал учения. Больше всего последователи стремятся достичь статуса арханта, который считается святым, прошедшим путь до нирваны самостоятельно, лишь следуя указаниям Будды. Никто другой ему тут помочь не может. Это произошло потому, что в этом учении невозможно простому верующему достичь уровня Будды.

Бодхисаттва в махаяне

Бодхисаттва в буддизме махаяны имеет несколько другой статус, но и само течение, которое сформировалось гораздо позже предыдущего, отличается. Главной особенностью махаяны является тезис, что спастись может каждый, кто верует и соблюдает обеты. Именно поэтому движение и получило такое название, которое еще переводится как “великая колесница”.

В буддизме махаяны бодхисаттва - это религиозный идеал, к которому должен стремиться каждый последователь течения. Арханты, которые в хинаяне идеализированы, подвергнуты сомнению из-за того, что они стремятся к личному просветлению, нисколько не заботясь о страданиях других людей. Таким образом, он остается в рамках своего “я”.

В целом в махаяне путь арханства - это узкий и эгоистичный путь. Махаяна обосновала концепцию трёх путей: достижение арханства, затем просветление пратьека-будд и сам путь бодхисаттвы.

Бодхисаттва в ваджраяне

Во ваджраяне бодхисаттва - это некоторая смесь идеала этого образа с йогином, который в совершенстве владеет всеми сиддхами. Это, в принципе, естественно, так как само течение возникло гораздо позже, чем два предыдущих. Еще одной особенностью является то, что некоторые бодхисаттвы являются эманациями определенных Будд. Таким образом, сам принцип пути к совершенству потерян.

Некоторые бодхисаттвы, которые жили в нашем мире

Следует отметить, что в каждом течении буддизма существует свой пантеон бодхисаттв, список которых может разниться. Например, в махаяне можно встретить реально живущих ранее бодхисаттв, которые находились на разных ступенях своего развития. Это Арьяасанга (третий уровень), Нагарджуна (девятый уровнь) и др. Самыми главными считаются Авалокитершвара, Кшитигарбха, Манджушри и др.

Майтрея - это бодхисаттва, который должен вскоре прийти на землю. Сейчас он проходит большие проверки на небе сферы желаний Тушита. Следует отметить, что именно он почитается бодхисаттвой во всех течениях буддизма.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на вопрос: бодхисаттва в буддизме - что это такое? Несмотря на то, что отношение к этим существам в различных направлениях буддизма разное, их особенность и нужность трудно оспорить, ведь для становления на этот путь нужно иметь сильную волю и дух.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS