Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Вопросительные предложения по интонации бывают. Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации |
В русском языке существует множество различных синтаксических единиц, самой часто используемой из которых является предложение. Но знали ли вы о том, что они могут очень сильно отличаться друг от друга? В этой статье подробно расскажем о том, какие существуют виды предложений по цели высказывания, чем они отличаются. Вконтакте Предложением называется основная синтаксическая единица, в которой имеется некая информация о чем-либо, вопрос или побуждение к действию. Предложение отличается от наличием грамматической основы, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Главной функцией этой конструкции является осуществление коммуникации. Важно! Фраза всегда должна быть закончена как по смыслу, так и интонационно! Для того чтобы речь была грамотной, необходимо разобраться для начала в типах и . Так будет проще понять смысл сказанного или написанного, расставить нужные знаки препинания. Для начала нужно определить, что такое цель высказывания? Может быть, вы хотите узнать о чем-то у собеседника или, наоборот, передать ему некоторую информацию? Или же вам нужно, чтобы человек что-то сделал? Тот результат, которого вы хотите добиться от собеседника, использовав фразы определенного вида, и будет считаться целью. Предложения различаются по типам высказывания и по интонации. Очень разнообразный предлагает их различные классификации, одной из которых является разделение этих синтаксических единиц по цели высказывания. Итак, какие же виды фраз существуют? Конструкции по цели высказывания бывают:
Кроме того, они различаются по интонации и могут быть:
Восклицательные нужны для того, чтобы придать выражению особую эмоциональную окраску . На письме их выделяют с помощью восклицательного знака, а в устной речи произносят со специальной интонацией. Очень часто восклицание добавляется к побудительным конструкциям. Если необходимо добавить больше эмоциональности, то в конце можно поставить три восклицательных знака: «Смотри, лось бежит!!!». Такая фраза отлично украсит текст. Невосклицательные используются для сообщения обыденной информации, фактов. Они не подразумевают наличия эмоциональной окраски и на письме выделяются просто точкой. Однако если вам хочется добавить в высказывание немного загадочности или эффекта незаконченности, то уместнее в таком случае будет использование многоточия: «Знаешь, я очень давно хотела тебе сказать…». Виды предложений Повествовательные конструкцииЭтот вид высказываний является весьма распространенным. Они необходимы для сообщения каких-либо фактов, при этом доносимая информация может быть как утверждаемой, так и отрицаемой. Важно! Повествовательное предложение – это всегда законченная мысль. При произношении повествовательного высказывания главное слово необходимо выделить голосом, а к концу фразы понизить тон, сделать его более спокойным. Примеров повествовательных конструкций достаточно много: «Я сегодня ел курицу на ужин», «Весной часто можно увидеть косяки перелетных птиц». Повествовательное можно произнести как с восклицательной интонацией, к примеру: «Сергей – отличник!», так и без восклицания, например: «Мне нравится есть мороженое». На письме восклицательные повествовательные предложения оформляются восклицательным знаком, а в конце невосклицательных высказываний ставится точка. Побудительные конструкцииИтак, что такое побудительное предложение? Эти высказывания нужны для того, чтобы сподвигнуть человека к каким-либо действиям. При этом используются различные фразы:
Очень часто в высказываниях побудительного вида фигурируют такие частицы, как «пусть», «давай», «умоляю», «прошу» и так далее. В устной речи они выделяются при помощи интонации , очень часто их произносят с восклицанием, а на письме выделяют восклицательным знаком. Существуют и невосклицательные побудительные предложения. Они, как и обычные предложения, на письме заканчиваются точкой. Важно! Именно в конструкциях побудительного вида можно встретить (неопределенную форму глагола), глагол в повелительном или обращение к лицу, которому адресовано выражение. Такое предложение не имеет подлежащего и может состоять лишь из одного сказуемого! Побудительные предложения Вопросительные конструкцииОни необходимы для передачи вопросов разного вида. Каждое вопросительное предложение может иметь свое назначение, поэтому существует несколько разных групп таких выражений. Группы вопросительных предложений
Отличаются вопросительные конструкции еще и по характеру. Учитывать характер вопроса очень важно, так как именно от него будет зависеть ответ, который вы получите от своего собеседника . Вопросительные предложения Классификация по характеру вопроса
Вопросительные конструкции в устной речи необходимо выделять особой интонацией. Можно также использовать специальные слова-сигналы (кто, куда, откуда и прочие), а также в вопросах можно изменить порядок слов. Например: «Он ест рыбу?», «Кто ест рыбу?», «Что он ест?». В письменной речи в конце любого вопросительного выражения ставится знак вопроса, но если вы хотите добавить фразе более эмоциональную окраску, уместнее будет использовать вместе вопросительный и восклицательный знаки, как в примере: «Неужели тебе так сложно смириться с этим?!». В этом случае восклицательный знак ставится после вопросительного. Повествовательные предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Пушкин). Повествовательные предложения отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко ли вы отсюда живете? А что ты делал в моем саду? (Пушкин); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Лермонтов); Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? (Бунин) Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (разве, неужели, ли ), порядок слов. Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей (реже намерение самого говорящего совершить какое-либо действие). В них содержатся различные оттенки волеизъявлениея: приказ, совет, запрещение, предостережение, угроза, просьба, мольба, призыв, пожелание и т.д.: Воротить, воротить его! (Горький); Угости отца-то табачком, – шепнула на ухо Анисья (Леонов); Тираны мира! Трепещите! (Пушкин); «Берегись», – сказал Казбеку седовласый Шат (Лермонтов); Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов). Грамматическими средствами оформления побуждения являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д.: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин); Ты бы ушла, Настя (Леонов). Восклицательными называютсяпредложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего.Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Лермонтов); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Некрасов); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя! (Пушкин). Конструктивными грамматическими средствами оформления восклицательныхпредложений являются: особая интонация, передающая разнообразные чувства (гнев, радость, досада, огорчение, удивление, ласка, любовь, жалоба, ужас, восхищение), эмоциональные частицы, междометия, восклицательные частицы (ну, о, ну и, куда как, какой, что за ): Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (Горький). Предложение – это речевая единица, представляющая собой совокупность взаимосвязанных слов. Оно содержит некий информационный посыл, вопрос или побуждает к каким-либо действиям. 3 класс – время, с которого в школе начинается изучение данного раздела. Рассмотрим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания в нашем языке, приведем примеры. Выделяют следующие виды предложений по интонации. По эмоциональной окраске высказывания бывают восклицательными и невосклицательными. Выбор того или иного типа зависит от эмоционального состояния говорящего. Самые распространенные – невосклицательные. Они произносятся умеренно, в спокойном состоянии. Чаще всего это повествование. Виды предложений по интонации Невосклицательное высказывание может выглядеть так:
Невосклицательное предложение, примеры которого приведены выше, в редких случаях может иметь вопросительную или даже побудительную интонацию (пример: Пусть дети укладываются спать, а я пока посижу). Восклицательные предложения (примеры представлены ниже) передают эмоциональность и чувства говорящего. Обычно восклицательные высказывания представляют собой побуждение.
Восклицательные фразы произносятся по-особенному. Говорящий повышает голос, выделяет слова, которые выражают его чувства и эмоции. Группы по цели высказыванияВыделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:
Виды предложений по цели высказывания ПовествовательныеЦель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.
В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.
У повествовательных фраз есть несколько особенностей.
Что такое повествовательные предложения Побудительное высказываниеПобуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит. Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.
Примеры побудительных предложений ВопросПосредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает. Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.
Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы. Знаки препинания в конце предложения Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи. Интересные факты:
Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания. По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения. Полезное видео: виды предложений по цели высказывания
ВыводТипы предложений по цели высказывания следующие: повествование, побуждение и вопрос. Первый тип встречается наиболее часто: именно на нем базируются большинство текстов. У каждого типа высказывания есть свои особенности и характеристики. Наблюдение На доске счастливые улыбающиеся лица. 1 .Психологический настрой Учитель. Я рада вновь видеть ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Учитель. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать, Только лишь оценку «пять» 2. Минутка чистописания И начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня повторим правильное написание букв. Отгадав загадку вы узнаете, какую букву мы будем писать. Кинешь в речку –не тонет Бьешь о стенку- не стонет Будешь оземь кидать- Станет кверху летать. Это (Мяч) (Слайд 2) Напишите в тетради Строку с заглавной буквой М В следующей строке напишите слоги ма мо. 3 Словарная работа Прочитайте слова с доски, поставим ударение.(Слайд 3) Выясним сколько в слове гласных и определим слоги в словах. Составим предложение о маме. Мама- самое дорогое слово на свете. Что поставили в конце предложения. 4 Актуализация знаний Докажите, что это предложение.(Оно состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. (Ева) Предложение выражает законченную мысль.) (Лера) Чем могут отличаться предложения друг от друга?(Они бывают спокойные, и ужасно любопытные, гневные, изумительные.)(Сергей) Какое предложение «Мама – самое дорогое слово на свете»(Спокойное)(Артем) 5.Знакомство с главными героями урока Настало время узнать вам секрет. И на урок пришли сегодня к нам. Кто, узнаете, отгадав загадки. (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) (Слайд 6, 7, 8).чтобы научить правильно понять написанные предложения и поставить правильный знак.(Слайд 5) Наша речь состоит из предложений. Бывают предложения, в которых рассказывается, повествуется о чем- нибудь или о ком- нибудь Их называют повествовательными. В конце таких предложений ставится точка. Составим предложение о друге. Например: Моего друга зовут Рома. - Как вы сказали предложение. С помощью других предложений можно задать вопрос. Называются они вопросительными. В конце таких предложений ставится вопросительный знак. Спросите у друга, он пойдет в библиотеку. Например: Рома, ты пойдешь в библиотеку? А еще бывают предложения, с помощью которых приказывают, требуют, побуждают к действию. Они называются побудительными и в конце таких предложений ставится восклицательный знак. Скажите, можно разорять птичьи гнезда? Например: Помните, нельзя разорять птичьи гнезда! 6 Физминутка Если вы услышите предложение нужно присесть, руки вытянуть вперед. Если это слово- хлопните в ладоши. Расцвела сирень. Солнечный Дети гуляют в парке. Полезный Аккуратный Вы ходили в поход? Красиво Как тихо кругом! 7 Наблюдение над знаками препинания На доске 3 предложения Прочитаем их и правильно поставим знак препинания Слайд 4). Найдите и прочитайте предложение, которое содержит вопрос. Как оно называется и какой знак ставится в конце предложения. Прочитайте предложение в котором о чем- то спокойно сообщается, повествует. Какой знак нужно поставить в конце предложения Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством. Какой знак ставится в конце такого предложения. 8Интонационная разминка. На доске: Прозвенел звонок. Прочитайте с разной интонацией. 9 Офтальмотренажер (Дети глазами следят за передвижением солнышка) 10 Закрепление материала Определите по началу предложения каким оно будет по цели высказывания и найти соответствие. -Кто стучится… вопросительное - Однажды мы… повествовательное -Перестаньте дразнить… побудительное -Почему подснежники… вопросительное -Маленький лосенок… повествовательное -Учись хорошо… побудительное 11 Работа по книге Слайд 9) Упр. 599 (письменно) Упр. 600 (устно) Выполнить тесты 1. По цели высказывания предложения бывают А)Повествовательные,побудительные, вопросительные Б)Вопросительные, невосклицательные 2.Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? А) ? Б) . В) ! 3. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения А). Б) ? В)! 4 Какова мысль выражена в вопросительном предложении А)Сообщение Б)Вопрос В)Побуждение 5. Определи тип предложения по цели высказывания На улице падает снег А)Вопросительное Б) Повествовательное В) Побудительное 13Творческое задание . Составить синквейн о предложении. (Слайд 11) Предложение Мысль. 14Домашнее задание Выписать из учебника Литературы по 2 предложения разных по цели высказывания 15 Оценки 16 Итог урока Я доволен…. Мне понравилось.. Я порадовался за… Я хочу поблагодарить ….за… Я могу похвалить себя за… Предложение Повествовательное, вопросительное Повествует, рассуждает, описывает Предложение раскрывает красоту. Цель: дать представление о классификации предложений по цели высказывания, развивать устную и письменную речь, чувство языка, воспитывать интерес к русскому языку. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему «Виды предложений по цели высказывания», учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, 1 часть, тетрадь – задачник 1 часть. Ход урока1. Организационный момент.
– Дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в путешествие, чтобы открыть ещё одну тайну нашего языка. Как вы думаете: «Зачем мы совершаем это путешествие, и чем будем заниматься во время него?» Слайд №1 (Дети строят предположения, основываясь на записанной, на доске теме) Сегодня мы в путешествие возьмём Антона. Давайте вместе с ним вспомним, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет компьютер. 2. Повторение пройденного.– Как мы выражаем свои мысли и чувства? Слайд №2 – Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Слайд №3 – А в письменной речи? Слайд №4 3. Словарная работа.– А теперь поиграем в нашу любимую игру «дешифровщики». Научим играть Антона и повторим словарные слова. На доске:
– Какие слова мы записали? Как их можно назвать одним словом? (словарные) – На какие группы можем разделить? Дети записывают слова с комментированием. 4. Знакомство с новым понятием «диалог» .– Прочитаем задание к упражнению 202, стр. 89. – Прочитаем по ролям. Сколько человек участвует в беседе? (Двое) – Беседу, разговор называют научным словом ДИАЛОГ. А теперь найдите предложение, которым первое произносит мама. То, которым сын ей отвечает. То, в котором он просит её, побуждает что-то сделать. (1.) Что ты кричишь? 2) Там в лесу кто-то дразнится. 3) Вот послушай…) Слайд №5 5. Физкультминутка.(под музыкальное сопровождение)
6. Работа над новой темой.Я познакомлю вас с новыми научными словами. А вы будете помогать мне вставлять правильные слова. Итак… Слайд №6 – Как вы понимаете смысл слова «побудительное»? (Ответы детей) Вы правильно подумали: «побудительное предложение»- будить-помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, надо действовать. Побуждение подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными. – Найдите среди выбранных нами предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.
– Молодцы! 7. Закрепление.Следующий пункт нашего путешествия – упражнение 204, с.91 – 92. – Из какой сказки мы видим героев? (А. Толстой «Приключения Буратино») – Кто изображён? Что вы можете сказать об этих героях? (Дети дают ответы). – Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания. (– Сядьте, положите руки перед собой – Кто вас воспитывает) – Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительное и вопросительное.) – Правильно это побудительное и вопросительное. После записи предложений В скобках укажем сокращённо какие это предложения. Предложение, которое мы назвали побудительным прочитайте повнимательнее и скажите: это просьба или требование? (Требование) А как должна прозвучать просьба? (Ответы детей) 8. Подведение итогов.Слайд №7 – Какую тайну нашего языка мы сегодня открыли? – Что вам понравилось? – Кому было трудно? 9. Задание на дом .– Посмотрите, пожалуйста, на упр.205, с.53. в тетради-задачнике. – Прочитайте задания. Какого предложения по цели высказывания здесь нет? – Придумайте его и напишите. – Какое слово Дениска написал с опиской? – Почему внутри одного предложения стоят запятые? – Что вы не поняли? Что хотите уточнить? (Учитель отвечает на вопросы учеников) – Это ваше домашнее задание. Слайд №8 |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги