Главная - Сантехника
Название правительства ссср по конституции 1936 г

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.

Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.

Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов - рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.

Данная Конституция с принятыми изменениями и дополнениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г.

Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

Государственное устройство

В главах III-VIII Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР - Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. - Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.

Еще по теме 52. Государственное устройство СССР по Конституции 1936 г.:

  1. 2. Избирательное законодательство, разработанное на основании норм Конституции СССР 1936 г. Разработка новой Конституции СССР
  2. Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституциями СССР 1924 и 1936 годов

Введение

1. История создания Конституции СССР 1936 года

1.1 Разработка Конституции

1.2 Особенности принятия Конституции

2.2 Характерные черты Конституции социалистического типа

3. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года

3.1 Определение социалистической сущности

3.2 Международное значение

Заключение

Список используемых источников и литературы


ВВЕДЕНИЕ

История развития конституций в СССР имеет множество этапов. За все этапы развития Конституция СССР претерпевала самые различные изменения и новшества. Содержание Конституций ССР разных лет менялось в зависимости от государственных и политических изменений.

Предыстория создания и принятия Конституции СССР 1936 года такова. После принятия Конституции СССР 1924 г. союзные республики внесли в свои конституции соответствующие изменения. Одиннадцатого мая 1925 г. XII Всероссийский съезд Советов утвердил новый текст Конституции РСФСР. В ходе заседания Съезда отмечено, что государственные акты Конституции СССР и конституции союзных республик имели важное значение в борьбе трудящихся за упрочение союза рабочего класса с трудящимся крестьянством, за социалистическую индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, проведение культурной революции.

На протяжении десятилетия, последовавшего за принятием Конституции СССР 1924 г., в нее был внесен ряд важных изменений и дополнений, вызванных образованием и вступлением в СССР новых союзных республик- Туркменской, Узбекской, Таджикской, а также преобразованиями, проведенными в системе органов государственного управления - наркоматов в условиях реконструкции народного хозяйства и развернутого наступления социализма по всему фронту.

Новой вехой в конституционном развитии Советского государства явилось принятие Конституции СССР 1936 г. и конституций союзных и автономных республик в 1937-1940 гг. Они закрепили победу социализма в нашей стране, социалистические общественные отношения, дальнейшее развитие социалистического демократизма.

Актуальность исследования Конституции СССР 1936 года обусловлена тем, что для изучения исторических этапов развития государства и права России, имеет огромное значение исследование ее документов и представителей, чем и является данная конституция. Без изучения этапов развития Советской конституции, нельзя понять тот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и права России, который был вложен в разработку и принятие Конституции СССР 1936 года.

Цель работы – комплексное изучение создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1936 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть основные этапы создания Конституции СССР 1936 года

Проанализировать содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936 года

Определить сущность и значимость Конституции СССР 1936 года.

Предмет исследования – История государства и права СССР.

Объект исследования – Конституция СССР 1936 года.

В процессе подбора материала для написания данной работы выявилось, что публикации последних лет не полно отражают сущность и значение Конституции СССР 1936 года. Вероятно, это связано с тем, что прошло довольно много времени с момента ее принятия и действия. Поэтому стоит отметить особую историческую значимость изучения Конституции СССР 1936 года как одного из важнейших периодов истории развития отечественного государства и права. Изучению исторического пути Советской Конституции посвятили свои работы Б.П. Кравцов (Советская конституция и ее историческое развитие), С.Л. Ронин (Конституция СССР 1936 года), И.М. Степанов (Развитие Советской Конституции) и др.

Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников и литературы.

Первая глава раскрывает историю создания и принятия Конституции СССР 1936 года. Вторая глава отображает ее содержание и характерные особенности. Третья глава раскрывает сущность и значимость Конституции СССР 1936 года.


1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА

1.1 Разработка Конституции

Вступление СССР в новый исторический этап своего развития определило необходимость привести политико-юридическую надстройку советского общества в соответствие с кардинальными изменениями в экономической и социально-политической жизни.

30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) внесло на рассмотрение Пленума ЦК вопрос о Конституции. Рассмотрев этот вопрос, Пленум решил войти от имени ЦК партии на VII Всесоюзный съезд Советов с предложением о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР в направлении:

а) дальнейшей демократизации избирательной системы: замены не вполне равных выборов равными, многостепенных - прямыми, открытых - закрытыми;

б) уточнения социально-экономической основы Конституции в соответствии с соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности и т.п.

6 февраля 1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов принял постановление, в котором признал вполне правильным и своевременным предложение ЦК ВКП(б), поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки "исправленного текста Конституции СССР" с тем, чтобы внести его затем на утверждение сессии ЦИК Союза ССР. Несмотря на формулировку "исправление текста", на VII съезде Советов речь шла о серьезной перестройке системы высших органов власти по пути движения "к своего рода советским парламентам в республиках и общесоюзному советскому парламенту". Выполняя решение съезда Советов, первая сессия ЦИК Союза ССР VII созыва избрала Конституционную комиссию в составе 31 человека под председательством И. В. Сталина.

7 февраля 1935 г. Конституционная комиссия на своем первом пленарном заседании образовала 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции. Были созданы следующие подкомиссии: по общим вопросам Конституции, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная (последняя в составе председателей всех подкомиссий).

В состав подкомиссий вошли более 100 видных партийных, государственных профсоюзных, военных деятелей, представителей республик, ученые. Подкомиссии создали рабочие группы, к участию в которых привлекались специалисты различных отраслей. К сбору и обобщению материалов по отдельным проблемам широко привлекались работники многих государственных и общественных организаций, ученые-юристы, ведущие деятели юстиции. Членами Конституционной комиссии были, в частности, избраны Н. В. Крыленко (Наркомюст СССР), П. А. Красиков (Верховный Суд СССР), А. Я. Вышинский (Прокуратура СССР). Несколько позднее, (в июле 1935 г.) в состав правовой комиссии, а также подкомиссии по избирательной системе был введен Е. Б. Пашуканис - директор Института советского строительства и права. Работа комиссии продолжалась до конца 1935 г. Уже в начале работы Конституционной комиссии, ее подкомиссий и рабочих групп выяснилось, что речь должна идти не о внесении некоторых изменений в действующую Конституцию, а о создании новой.

На основе проектов всех разделов Конституции, представленных подкомиссиями, был составлен "Первоначальный проект Конституции СССР", который подвергся уточнениям на заседаниях Редакционной подкомиссии. Почти одновременно в аппарате ЦК ВКП(б) была создана рабочая группа.

К началу апреля 1936 г. она подготовила документ "Черновой набросок Конституции СССР", который 17, 18, 19 и 22 апреля тщательно обсуждался и редактировался на совещаниях членов группы у председателя Конституционной комиссии И. В. Сталина.

Тридцатого апреля 1936 г. проект Конституции, прошедший через Редакционную подкомиссию, был разослан членам Политбюро и членам Конституционной комиссии.

Пятнадцатого мая проект был рассмотрен Конституционной комиссией и утвержден ею с некоторыми поправками. Первого июня 1936 г. проект был обсужден Пленумом ЦК ВКП(б), который принял резолюцию:

а) одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией ЦИК Союза ССР;

Пленум ЦИК СССР 11 июня 1930 г. одобрил проект и постановил созвать Всесоюзный съезд Советов и опубликовать проект для обсуждения. Так впервые в истории был применен этот новый политический институт выявления воли трудящихся. Только в условиях победившего социализма, когда были ликвидированы эксплуататорские классы и классовые антагонизмы, оказалось возможным ввести эту демократическую форму.

12 июня 1930 г. текст проекта Конституции был опубликован во всех газетах, передан по радио, aтакже напечатан отдельной брошюрой тиражом более 10 млн. экз. на 100 языках народов СССР. Проект Конституции СССР был переведен также на немецкий, английский, французский и другие иностранные языки.

Проект был детально обсужден на митингах и собраниях на заводах, фабриках, в учреждениях, колхозах, на общих собраниях граждан. В течение пяти с половиной месяцев проект широко обсуждался на страницах 7 тыс. центральных и местных газет. Насколько велика была политическая активность советских людей, можно судить по тому, что уже к 5 ноября 1930 г. Орготдел Президиума ЦИК СССР рассмотрел 13 721 предложений и дополнений, включая опубликованные в 50 центральных и местных газетах, а также изложенные в письмах в адрес ЦИК СССР.

Проект новой Конституции СССР получил в целом полное одобрение. Все дополнения и поправки, которые вносились к проекту,- а их было около 2 млн.- свидетельствовали о стремлении советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.

В конце 20-х и начале 30-х прошлого столетия, в стране произошли серьезные изменения, переход страны к строительству социализма, что привело к решению о необходимости изменении Конституции.

Новая Конституция должна была:

Дать дальнейшую демократизацию избирательной системы,

Провести изменение Конституции в соответствии со сложившимися классовыми силами в стране, а именно указать на создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победу колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы Советского общества и т. д.

В разработке проекта Конституции активное участие приняли: Сталин (председатель Конституционной комиссии), Калинин (зам. Председателя), Бухарин, Орджоникидзе, Гамарник, Тухачевский и др.

12 июля 1936 г. проект Конституции был опубликован и почти полгода его обсуждали. Обсуждение проекта Конституции проходило в различной форме: на собраниях трудящихся, на пленумах Советов, на заседаниях секций и депутатских групп Советов и т. д. В обсуждении участвовало более 50 млн. чел., или около 55 % взрослого населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тыс. предложений, поправок, дополнений и замечаний.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции – 5 декабря – был объявлен всенародным праздником.

Конституция СССР 1936 г. была значительно шире Конституции СССР 1924 г. и состояла из 13 глав, включавших 146 статей.

Глава I Конституции рассматривала вопросы общественного устройства СССР. В ней отмечалось наличие в СССР двух дружественных классов – рабочих и крестьян.

Политическая основа власти в СССР.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР по Конституции 1936 г. составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность по Конституции была представлена либо государственной, либо колхозно-кооперативной собственностью.

Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Конституция закрепляла важнейший социалистический принцип распределения: "от каждого по способности, каждому по труду", Объявляла труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР.

В главе II Конституции "Государственное устройство" закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольности объединения советских союзных республик, закреплялся их суверенитет.

Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенность республики. За каждой республикой конституционно сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия.

В главах с III по VIII Конституция СССР 1936 г. рассматривала организацию, систему и порядок деятельности высших органов власти автономных республик, местных органов власти.

Высшие органы власти в СССР.

Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции был Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они были приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый на совместном заседании обеих палат.

В главе V Конституции СССР определялась компетенция правительства СССР – Совета народных комиссаров, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

СНК объединял и направлял работу общесоюзных и республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений. По Конституции 1936 г. было 8 общесоюзных наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они в области своей компетенции имели право издавать приказы и инструкции, а также проверяли исполнение постановлений и распоряжений СНК СССР.

В главе IX Конституции, которая называлась "Суд и прокуратура", были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры.

По конституции 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР.

Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года.

В главе X Конституции СССР 1936 г. закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на демократические права и свободы граждан СССР; право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы и т. д.

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а поясняла гарантии этих прав. В частности, провозглашая право на труд, Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил Советского общества, ликвидацией безработицы.

Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в их пользование широкой сети курортов.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, укреплять общественную социалистическую собственность.

Защиту СССР Конституция 1936 г. рассматривала как почетную обязанность каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР.

Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам.

Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что она не содержала программных положений. По форме эта Конституция была самой демократической.

Конституция РСФСР 1937 г.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью.

Конституция РСФСР 1937 г. во многом повторяла Конституцию СССР 1936 г. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР.

Граждане всех других республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами России. Каждая автономная республика в составе РСФСР имела свою Конституцию, учитывавшую особенности данной республики.

Главы с III по VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в России в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органам власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет.

Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР.

Местные органы власти РСФСР были построены в соответствии с конституцией СССР. Особенностью Конституции России 1937г. является структура отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов.

Глава IХ говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР, который публиковался для всеобщего сведения.

Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссии, которая докладывала Верховному Совету свое заключение по бюджету.

Глава Х "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IХ Конституции СССР.

Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР. Прокурор РСФСР назначался сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчинялся только прокурору СССР.

Развитие государственного управления на основе Конституции СССР 1936 г..

Государственное управление строилось и функционировало со второй половины 30-х гг. на новой конституционной основе. Существенно изменились социальная структура общества, социальный характер и состав рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, национально-государственное строительство, система государственного управления, идеология и состав аппарата управления, правящего слоя и его верхушки.

Базовыми основами управления в сфере государственного устройства являлись добровольность объединения в союз равноправных республик, четкость распределения предметов ведения и полномочий союзных и республиканских органов власти и управления, суверенность союзных республик.

Конституция определила статус, полномочия, функции, структуру союзных и республиканских, а также местных органов государственного управления, права и обязанности, порядок взаимоотношений союзного и республиканских правительств, наркоматов, местных исполкомов, призванных управлять конкретной отраслью; порядок формирования органов управления Советами депутатов трудящиеся, избираемыми впервые в отечественной истории путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании в одномандатных округах.

Предусмотрены были права общественных организаций, обществ трудящихся выставлять кандидатов, обязанность депутатов отчитываться перед избирателями о своей работе в органах власти и управления, законный порядок отзыва депутатов.

Участие трудящихся в органах власти и управления обеспечивалось гарантированными и равными правами на труд, отдых, материальную обеспеченность в старости и в случае болезни, потери трудоспособности; бесплатное образование от дошкольного до вузовского и медицинскую помощь.

Основной закон гарантировал свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, объединения в различные общественные организации.

Законодательно закреплена была и такая конституционная основа власти и управления, как роль ВКП (б).

В соответствии с новой Конституцией СССР изменилось правовое обеспечение государственного управления. Усовершенствовано гражданское, семейное, трудовое, уголовное право. Новое колхозное и земельное право учитывало Примерный устав сельскохозяйственной артели.

Непрерывно увеличивались масштабы, объемы государственного управления, конкретизировались функции его органов, создавались новые звенья в связи с усложнившейся социально-экономической и культурной сферами жизни, совершенствовалось отраслевое управление. Из Наркомтяжпрома выделились наркоматы оборонной промышленности, машиностроения. Из Наркомата электростанций и электропромышленности — Наркомат электропромышленности. Создан наркомат по строительству, который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом за счет внутригосударственных капитальных вложений без каких-либо иностранных инвестиций.

Возникновению, развитию и специализации новых базовых отраслей способствовало образование наркоматов нефтяной и угольной промышленности на базе Наркомата топливной промышленности. Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бурно развивающейся индустриализацией страны; механизацию, машинизацию процессов в различных секторах экономики. Обеспечено управление новыми машиностроительными отраслями, что способствовало созданию новой структуры промышленности, отвечающей потребностям индустриальной цивилизации.

Резко возросли объем, параметры государственного управления, роль его союзных органов и исполнительного, раздробленного по ведомствам контрольного аппарата.

В сфере военного управления штаб РККА был преобразован в Генеральный штаб, создан Наркомат Военно-Морского Флота, учреждены главные Военные советы РККА и ВМФ, увеличено число военных округов и окружных военных советов, восстановлен институт военных комиссаров, введены персональные военные звания для командиров, принята личным составом 23 февраля 1939 г. присяга по новому тексту, на чал действовать Закон о всеобщей воинской обязанности. Усилилось партийное руководство, созданы отделы по военной работе в республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных комитетах ВКП(б).

Перестроены судебная система, прокуратура. Органом судебного управления стал новый Наркомат юстиции, который проводил и кодификацию законодательства. Правоохранительная система призвана была обеспечить соблюдение новой Конституции, законов всеми организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами; карать преступников, исправлять и перевоспитывать их, предотвращать преступления во всех сферах общества, в том числе и в управлении.

На основе ст. 126 Конституции СССР утвердилась официально практика совместных решений государственных и партийных органов на всех этажах управления.

Глава I ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций. Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно уставу сельскохозяйственной артели.
Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом.
Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

Глава II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик: ...
Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; б) вопросы войны и мира; в) принятие в состав СССР новых республик; г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; д) утверждение изменений границ между союзными республиками; е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик; з) внешняя торговля на основе государственной монополии; и) охрана государственной безопасности; к) установление народнохозяйственных планов СССР; л) утверждение единого Государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и строительством союзно-республиканского подчинения; н) управление транспортом и связью общесоюзного значения; о) руководство денежной и кредитной системой; п) организация государственного страхования; р) заключение и предоставление займов; с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами; т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения; у) организация единой системы народнохозяйственного учета; ф) установление основ законодательства о труде; х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства; ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство о правах иностранцев; ч) установление основ законодательства о браке и семье; ш) издание общесоюзных актов об амнистии.
Статья 15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик.
Статья 16. Каждая союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР.
Статья 17. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.
Статья 18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия. ...

Глава III ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.
Статья 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и министерств СССР.
Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.
Статья 33. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.
Статья 36. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года.
Статья 37. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.
Статья 38. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.
Статья 39. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты.
Статья 40. Законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 41. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.
Статья 42. Совет Союза избирает Председателя Совета Союза и четырех его заместителей.
Статья 43. Совет Национальностей избирает Председателя Совета Национальностей и четырех его заместителей.
Статья 44. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.
Статья 45. Совместные заседания обеих палат Верховного Совета СССР ведут поочередно Председатели Совета Союза и Совета Национальностей.
Статья 46. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.
Статья 47. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.
Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета СССР, пятнадцати заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики, Секретаря Президиума и двадцати членов Президиума Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.
Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР: а) созывает сессии Верховного Совета СССР; б) издает указы; в) дает толкование действующих законов СССР; г) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначает новые выборы; д) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; е) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону; ж) в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождает от должности и назначает отдельных министров СССР по представлению Председателя Совета Министров СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; з) учреждает ордена и медали СССР и устанавливает почетные звания СССР; и) награждает орденами и медалями СССР и присваивает почетные звания СССР; к) осуществляет право помилования; л) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; м) назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР; н) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; о) объявляет общую и частичную мобилизацию; п) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР; р) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностранных государствах; с) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств: т) объявляет в отдельных местностях или по всему СССР военное положение в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.
Статья 50. Совет Союза и Совет Национальностей избирают мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой палаты. По представлению мандатных комиссий палаты решают либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.
Статья 51. Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы н документы.
Статья 52. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 53. По истечении полномочий или после досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом СССР нового Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 54. По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР.
Статья 55. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже, как через три месяца после выборов.
Статья 56. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР — Совет Министров СССР.

Глава IV ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
...

Глава V ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.
Статья 65. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.
Статья 66. Совет Министров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение.
Статья 67. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Статья 68. Совет Министров СССР: а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений; б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы; в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан; г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами; д) определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством Вооруженных Сил страны; е) образует Государственные комитета СССР, а также, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.
Статья 69. Совет Министров СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик, отменять приказы и инструкции министров СССР, а также акты других подведомственных ему учреждений.
Статья 70. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР в составе: Председателя Совета Министров СССР; первых заместителей Председателя Совета Министров СССР; заместителей Председателя Совета Министров СССР; министров СССР; председателя Государственного планового комитета Совета Министров СССР; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению; председателя Комитета народного контроля СССР; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий; председателя Государственного комитета цен Совета Министров СССР; председателя Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли; председателя Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР; председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям; председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР; председателя Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» Совета Министров СССР; председателя Правления Государственного банка СССР; начальника Центрального статистического управления при Совете Министров СССР. В состав Совета Министров СССР входят Председатели Советов Министров союзных республик по должности.
Статья 71. Правительство СССР или министр СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.
Статья 72. Министры СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР.
Статья 73. Министры СССР издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяют их исполнение.
Статья 74. Министерства СССР являются или общесоюзными или союзно-республиканскими.
Статья 75. Общесоюзные министерства руководят порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно или через назначаемые ими органы.
Статья 76. Союзно-республиканские министерства руководят порученной им отраслью государственного управления, как правило, через одноименные министерства союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.
Статья 77. К общесоюзным министерствам относятся министерства: авиационной промышленности; автомобильной промышленности; внешней торговли; газовой промышленности; гражданской авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; медицинской промышленности; морского флота; нефтяной промышленности; оборонной промышленности; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; промышленности и средств связи; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной промышленности; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; судостроительной промышленности; тракторного и сельскохозяйственного машиностроения; транспортного строительства; тяжелого и транспортного машиностроения; химического и нефтяного машиностроения; химической промышленности; целлюлозно-бумажной промышленности; электронной промышленности; электротехнической промышленности; энергетического машиностроения.
Статья 78. К союзно-республиканским министерствам относятся министерства: внутренних дел; высшего и среднего специального образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностранных дел; культуры; легкой промышленности; лесной и деревообрабатывающей промышленности; мелиорации и водного хозяйства; монтажных и специальных строительных работ; мясной и молочной промышленности; нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности; обороны; пищевой промышленности; промышленного строительства; промышленности строительных материалов; просвещения; рыбного хозяйства; связи; сельского строительства; сельского хозяйства; строительства; строительства предприятий тяжелой индустрии; торговли; угольной промышленности; финансов; цветной металлургии; черной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.

Глава VI ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
...

Глава VII ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
...

Глава VIII МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 94. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся.

Глава IX СУД И ПРОКУРАТУРА

Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.
Статья 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Статья 104. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом.
Статья 105. Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик по должности.
Статья 106. Верховные суды союзных республик избираются Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.
Статья 107. Верховные суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.
Статья 108. Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избираются краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.
Статья 109. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих — по воинским частям сроком на два года.
Статья 110. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.
Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.
Статья 112. Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального Прокурора СССР.
Статья 114. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.
Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.
Статья 116. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет.
Статья 117. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.

Глава Х ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.
Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов — в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.
Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.
Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.
Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами.
Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций. Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.
Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Статья 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.
Статья 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.
Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.
Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР.
Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Глава XI ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 137. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Статья 138. Граждане, состоящие в рядах Вооруженных Сил СССР, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.
Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.
Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным.
Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.
Статья 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Глава XII ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА

Статья 143. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. Наверху герба имеется пятиконечная звезда.
Статья 144. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного полотнища, с изображением на его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
Статья 145. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

Глава XIII ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Статья 146. Изменение Конституции СССР производится лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

Выверено по изданию: Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

Во второй половине 30-х гг. государственное строительство и государственное управление в России определялось Конституцией 1936 г.

В стране произошли серьезные изменения, что привело ЦК ВКП(б) к решению об изменении Конституции.

Это предложение было принято на VII съезде Советов ССР, проходившем с 29 января по 6 февраля 1935 г. Новая Конституция должна была 1) дать дальнейшую демократизацию избирательной системы, 2) необходимо провести изменение Конституции в соответствии со сложившимися классовыми силами в стране, а именно указать на создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победу колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы Советского общества и т. д.

В разработке проекта Конституции активное участие приняли: Сталин (председатель Конституционной комиссии), Калинин (зам. Председателя), Бухарин, Орджоникидзе, Гамарник, Тухачевский и др.

12 июля 1936 г. проект Конституции был опубликован и почти полгода его обсуждали. Обсуждение проекта Конституции проходило в различной форме: на собраниях трудящихся, на пленумах Советов, на заседаниях секций и депутатских групп Советов и т. д. В обсуждении участвовало более 50 млн. чел., или около 55 % взрослого населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тыс. предложений, поправок, дополнений и замечаний.

25 ноября 1936 г. в Москве начал свою работу Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР. На съезде развернулось обсуждение проекта Конституции. Съезд избрал редакционную комиссию, которая внесла ряд изменений в первоначальный текст проекта.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции - 5 декабря - был объявлен всенародным праздником.

Надо сказать, что по своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире Конституции СССР 1924 г. Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, включавших 146 статей. Глава I Конституции рассматривала вопросы общественного устройства СССР. В ней отмечалось наличие в СССР двух дружественных классов - рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом по Конституции 1936 г. в СССР осуществлял рабочий класс как самый передовой.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся

власть в СССР по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР по Конституции 1936 г. составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность по Конституции была представлена либо государственной, либо колхозно-кооперативной собственностью.

Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. как тогда считалось, навечно.

Конституция закрепляла важнейший социалистический принцип распределения: "от каждого по способности, каждому по труду", Объявляла труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР. "Кто не работает, тот не ест".

В главе II Конституции "Государственное устройство" закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольности объединения советских союзных республик, закреплялся их суверенитет.

Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенность республики. За каждой республикой конституционно сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия.

В главах с III по VIII Конституция СССР 1936 г. рассматривала организацию, систему и порядок деятельности высших органов власти автономных республик, местных органов власти.

Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции был Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они были приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями с согласия Президиума Верховного Совета.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый на совместном заседании обеих палат.

В главе V Конституции СССР определялась компетенция правительства СССР - Совета народных комиссаров, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР.

СНК по Конституции объединял и направлял работу общесоюзных и республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений. По Конституции 1936 г. было 8 общесоюзных наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они в области своей компетенции имели право издавать приказы и инструкции, а также проверяли исполнение постановлений и распоряжений СНК СССР.

В главе IX Конституции, которая называлась "Суд и прокуратура", были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По конституции 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР.

Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их закону, который на практике нередко нарушался.

В главе X Конституции СССР 1936 г. закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на демократические права и свободы граждан СССР; право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы и т. д.

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а поясняла гарантии этих прав. В частности, провозглашая право на труд, Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил Советского общества, ликвидацией безработицы.

Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в их пользование широкой сети курортов.

Равноправием женщин по Конституции обеспечивалось предоставлением равного с мужчинами права на труд, оплату труда, отдых, социальное обеспечение.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, укреплять общественную социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция 1936 г. рассматривала как почетную обязанность каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что она не содержала программных положений.

Характеризуя Конституцию 1936 г., необходимо сказать, что по форме эта Конституция была самой демократической. Но эта Конституция была бездействующим Основным Законом: ее демократические принципы были перечеркнуты чрезвычайными мерами, и в реальной практике большинство ее положений воплощения не имели; многие исследователи называли Конституцию 1936 г. клочком бумаги.

Еще по теме § 1. Конституция СССР 1936 г.:

  1. 2. Избирательное законодательство, разработанное на основании норм Конституции СССР 1936 г. Разработка новой Конституции СССР
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS