Главная - Выгребная яма
Как отличить ханты и манси от других народов в сибири, один пример. Традиционная одежда коренных народов севера Национальная одежда хантов и манси

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ

у северных оленеводов хантов и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном. Эта одежда употреблялась только как дорожная.

Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуско.

Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси.

Большинство хантов и манси носило короткую обувь - няра. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

У хантов и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканного крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить.

Женская зимняя одежда - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. Так же одежда шилась из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса отличались от мужских более нарядным оформлением и были уже мужских. Женские рубахи были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Штаны женщины носили не везде. Как у хантов, так и у манси с наступлением половой зрелости девушка надевала особый пояс-повязку (вэрып), который носила до старости.

Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Летом для защиты от комаров голову повязывали шейным платком. Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали н а лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа. Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у женщин.

В прошлом у хантов женщины носили головные повязки с налобниками из бисера, которые назывались сараватъ. Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму, украшенную по затылку прямоугольным кусочком кожи или сукна с нашитыми на нем медными пуговицами (у женщин пуговиц было пять, у мужчин четыре). Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения, накосники и т. п. Бисер завозился русскими купцами. Основные цвета бисера были: белый, синий, черный и красный. Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...

Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)

1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам....

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее - вогу́лы, вогуличи)

Взгляд из прошлого

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

Леность вогулов составляет главную причину их бедности, а равнодушие к своему положению поразительно. Часто случается, что к семействе нечего есть, а вогул курит себе трубку и играет в карты.

- При всех недостатках у вогула есть и хорошие черты: сострадание и гостеприимство. Перед начальством вогулы боязливы, между собою тихи, а с промышленниками, приезжающими к ним за мехами и рыбою, даже хитры. Так, вогул сразу не покажет всего своего товара, а сделает это постепенно, чтобы подзадорить покупателя. Но зато, как только отведает он водки, то вся хитрость его тотчас же исчезает, твердость пропадает, он делается мягким и сговорчивым.


Вогул молчалив, и на лице его редко можно подметить знаки удовольствия. Даже во время танцев и возбуждения табаком и водкою его физиономия сохраняет свое обычное спокойствие и угрюмость. В то же время вогул, в противоположность остяку и самоеду, почти никогда не жалуется ни на что. Его сжатые губы, глубокий и мрачный взгляд резко выражают непреклонный характер.


- Одежда вогулов почти не отличается от платья русского крестьянина, а пища крайне невзыскательна. Некоторые из вогулов и ныне еще едят конину. Приготовляется же пища чрезвычайно неопрятно. Рыбу, например, варят вместе с внутренностями и чешуей в котлах, которые никогда не моют. Сначала едят навар, а потом грязными руками и рыбу. Жилища также крайне неопрятны.

У вогулов нет ни пашен, ни огородов, и только немногие из них занимаются скотоводством. Звериною же ловлею они занимаются со страстью, употребляя для охоты ружья, луки, стрелы и рогатины.

- Вогулы, живущие по р. Конде в Сибири, ведут совершенно оседлую жизнь и до того обрусели, что их нельзя отличить от русских крестьян: те же дома, та же одежда и речь, и вся разница замечается только в том, что, умея говорить по-русски, эти вогулы не забыли и свой родной язык. В Пермской губернии тоже приучают вогулов к оседлой жизни и земледелию, но не имеют успеха: дремучие леса и охота привлекают вогула гораздо более, чем хлебопашество.

К.Носилов, "У вогулов", 1900:

Вогулы живут под восточным склоном северного Урала, там, где с запада им граничат низовья Оби.


- Еще недавно воинственный, бодрый, знавший, как топить, добывать из руд Урала железо, медь, серебро, имевший торговые сношения с соседями, войны, - народ этот теперь совсем упал, совсем превратился в первобытного дикаря и так далеко ушел от цивилизации в свои непроходимые леса, так забился в глушь своей тайги, так изолировался, что, кажется, уже больше не покажется на мировой сцене, а, тихо вымирая, сойдет вовсе с лица нашей планеты. Откуда он пришел в эту тайгу, какие великие передвижения народов его вдвинули сюда, он не говорит, он забыл даже свое недавнее прошлое; но его типичные черты, - хотя вогулы уже слились давно с монгольскими племенами, заимствовали от них обычаи, верования,- еще до сих пор напоминают юг, другое солнце: кудрявые, черные волосы, римский профиль лица, тонкий, выдающийся нос, благородное, открытое лицо, осанка, смуглый цвет лица, горячий, смелый взгляд - ясно говорят, что не здесь их родина, что они только втиснуты сюда необходимостью, историческими событиями, передвижениями народов.


- Такие лица скорее напоминают венгерца, цыгана, болгарина, чем остяка, тип которого все более и более начинает преобладать, благодаря кровосмешению.


Ближайшие родственники остяков-хантов - манси, в XIX веке назывались вогулами или вогуличами. Манси делились на две группы родов (фратрии) - "пор" и "мось". Браки заключались только между представителями разных фратрий: мужчины-мось женились на женщинах-пор и наоборот. Главными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Поэтому они вели, в основном, оседлый образ жизни и были более склонны к ассимиляции, нежели остяки.

Современные источники


Ма́нси - малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры.

Ближайшие родственники хантов и исконных венгров (мадьяров)

Численность


Всего 12500, из них в РФ (по переписи 2010г.) 12269 человек.

Тюменская область 11614 ч., в том числе Ханты-Мансийский А. О. 10917 ч., Ямало-Ненецкий А. О. 171 ч., Тюменская область (бех ХМАО и ЯНАО) 496 человек.

Свердловская область 251 человек.

Несколько человек - на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.


Ханты-Мансийский АО:

Посёлок городского типа Кондинское - 876

Город Ханты-Мансийск - 785

Город Нижневартовск - 705

Посёлок городского типа Игрим - 592

Посёлок городского типа Междуреченский - 585

Село Саранпауль - 558

Посёлок Сосьва - 440

Посёлок городского типа Берёзово - 374

Деревня Шугур - 343

Посёлок Половинка - 269

Деревня Хулимсунт - 255

Село Леуши - 240

Посёлок Ванзетур - 235

Село Ломбовож - 203

Город Сургут - 199

Деревня Нижние Нарыкары - 198

Село Няксимволь - 179

Деревня Юмас - 171

Деревня Анеева - 128

Посёлок Ягодный - 125

Село Перегребное - 118

Посёлок Лиственичный - 112

Посёлок городского типа Луговой - 105

Деревня Кимкьясуй - 104

Тюменская область:

Город Тюмень - 340

Самоназвание (эндо-этноним)

Манси, означает человек и восходит к прафинно-угорскому слову *mańćɜ «мужчина, человек».

Имеет параллели в других угорских языках: хантыйское название одной из фратрий - маньть (mańt́) (В), моньть (mońt́) (И), мась (maś) (О), а также самоназвание венгров magyar.

В разных диалектах мансийского оно имеет разные формы: сосьвинский маньси (mańśi), пелымский ма̄ньсь (māńś), нижнекондинский мӧ̄ньсь (mɔ̄̈ńś), тавдинский мӓньцӣ (mäńćī),нижнелозьвинский ма̊ньсь (måńś).

Название мансийской фратрии Мо̄сь заимствовано из хантыйского мась (mɔś) (О), однако имеет такое же прохождение из общеугорского слова *mańćɜ.

В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. манси (несклоняемое) имансийцы; в ед. ч. мансиец и мансийка, а также манси (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные мансийский и (неизменяемое) манси.

До 1920-30-х годов манси назывались по-русски словом вогулы, которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat.

Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch.

К этнониму «манси» обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские манси).

Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» - манси народ

Язык и письменность

Говорят, на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.


Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации - уральско-юкагирской) языковой семьи.

Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года - на основе латинского,

с 1937 года - на основе русского алфавита.

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

Этногенез

Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири, и Северного Казахстана.

Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями.

Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот.

Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось - потомки угров.

Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось - женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Антропологическая характеристика


Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:

Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),

Общая грацильность (миниатюрность строения),

Неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,

Прямые мягкие чёрные или русые волосы,

Тёмные или смешанные глаза,

Заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус),

Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,

- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,

Ослабленный рост бороды,

Относительно широкий рот,

Небольшая толщина губ,

Средне выступающий или убегающий подбородок.

Традиционные занятия

Охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство.

Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой).

Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве.

Орудия ловли рыбы: остроги, сети, ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.

В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы - оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV веках.

К наиболее развитым областям животноводства можно отнести разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Кроме того, развито птицеводство.

Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов.

Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики).

Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель.

Использовались гончарные изделия.


Из оружия применялись луки и стрелы, копья, рогатины, различного типа клинки, известны были и доспехи.

Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов.

Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

В бронзовом литье чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.

Жилище


Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла.

Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей.

Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа.


Летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы.

Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.

Хлеб пекли в отдельных печах.

В период месячных, женщины Манси жили в специальных домах.

Традиционная одежда

Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей - сов.

Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних - женские шубы.

Камус - шкура с ног оленей - шла на изготовление обуви и рукавиц.

Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы.

Украшали одежду меховым мозаичным орнаментом, бисером, бусами, металлическими подвесками, оловянными бляшками.

Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы.

Дорожной одеждой служила шуба - гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур.

Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами.

Суконная накидка - лузан была без рукавов, с незашитыми боками, капюшоном, внутренними карманами спереди и сзади.

Подобный лузан, но без капюшона, бытовал у многих уральских народов как охотничья одежда.

Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу.

Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги.

Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги.

Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке.

Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами.

Кожаные обязательно украшались ажурными металлическими или костяными накладками.

К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя - для предохранения от несчастий.

Бывали случаи, когда во время охоты пояс приносили в жертву - например, его бросали в воду, чтобы избежать опасности.

Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами.

Интерес вызывает мужская мансийская прическа.

Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами.

В ушах носили серьги.

Мужская прическа в виде кос имеет древнее происхождение. Э

тнографы признают ее одним из этнических признаков тюркоязычных народов от Юго-Восточной Европы до Центральной Азии.

Такую имели и североамериканские индейцы.

В литературе отмечается, что такой обычай манси восходит к эпохе, когда их предки жили в южных степных районах.

Давней традицией является также ношение колец на одном или нескольких пальцах.

Часто кольцо фигурирует в фольклорных сюжетах: с его помощью находят клады, распознают принадлежность к родовому коллективу.

С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей.

Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту.

Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан.

По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером.

Бисером украшался и воротник рубахи.

Любопытны выводы этнографов о вышивке женских рубах.

Для нее характерна ярко выраженная полихромия с использованием ниток темных расцветок: красных, коричневых, синих, черных.

Мотивы вышитого орнамента находят прямые аналогии с узорами на тканях восточных и поволжских народов.

Исследователь З.П. Соколова считает, что такое сходство идет от эпохи бронзы, когда существовало единство племен, от которых впоследствии произошли не только финно-угры Западной Сибири, Урала, но и Среднего Поволжья.


Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха или сукна
- сахи.

Самой нарядной считалась шуба белого цвета.

Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки.

Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом.

В каждой местности был свой орнамент.

Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя.

Женщины носили также распашные кафтаны - нуй сахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани.

Верхотурские манси очень рано заимствовали от русских сарафаны, называли их верхницами.

В будни женщины носили сарафаны из небеленого холста, а по праздникам - из покупных шелковых тканей, чаще всего из китайки.

В середине XIX в. молодые женщины и девушки из лозьвинских манси начинали носить ситцевые юбки с кофтами - шугаями.

Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти.

Праздничные чулки обязательно орнаментировали.

Кожаная поверхность няр расшивалась бисером.

Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами.

Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток.

Исследователи предполагают, что когда-то у мансийских женщин существовал обычай закрывать лицо.

На это, в частности, указывают такие примеры: во время свадьбы женщина закрывала лицо от родственников мужа, во время так называемого медвежьего праздника - от изображений духов. Долго сохранялось поверье, что ходить без платка - значит навлекать на себя несчастье.

Об этом есть фольклорные сведения.

Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам.

Девушки носили головные повязки - панжос.

Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали крупным бисером, монетами, а иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент Русского географического общества Е. Павлов, «что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии».

Бисер для украшений признается материалом, заимствованным у южных народов.

У всех групп манси бытовало нагрудное украшение - турлапс.

Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холщовой ткани.

Иногда нагрудник делали из красного или синего сукна и украшали его оловянными бляшками.

Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера, нанизанных на вплетенные жгуты; иногда использовались металлические и костяные зооморфные подвески.

В целом одежда манси - типичная одежда таежного охотничье-рыболовецкого населения с сохранением некоторых элементов облачения их степных предков.

Национальная кухня

Традиционной пищей манси служили рыба и мясо.

Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами.

Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили.

Домашних оленей забивали в основном по праздникам.

Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок.

Беличьи желудки

С открытием охотничьего зимнего сезона охотники добывают много белок.

В урожайные годы кедра у добытых белок желудки, как правило, набиты кедровыми орехами.

Охотники беличьи желудки вместе с содержимым обжаривают и едят. Б

людо относится к разряду деликатесных.

Березовый сок

Манси любят березовый сок.

Собирают его в период сокодвижения, заготавливают в различные емкости.

Икра по-мансийски

Икру манси редко едят в малосольном виде.

Обычно они ее отваривают в рыбьем жиру.

Получается калорийное и вкусное кушанье.

Рыба на рожне

Манси предпочитают жарить на рожне рыбу небольших размеров.

Обычно они на тальниковый шампур надевают 10-15 рыбок, солят и зажаривают около костра.

Ягоды с рыбьим жиром

В тайге растет много разной ягоды: морошка, голубика, шикша, брусника, княженка и др.

Манси активно собирают ягоды и широко их используют в своем питании. Наиболее часто они употребляют ягоды с рыбьим жиром и зеленью

Религия

Формальное православие, однако сохраняются традиционный Пантеизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники).

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули.

По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр.

Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную.

Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, - ей доступны все три сферы.

Высшие боги в пантеоне - Нуми-Торум и его сын, Корс-Торум.

Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг).


Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест.

Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, - посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь - Товлынг-лув, Мых-ими - «Земля-старуха».

Богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква - богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква - богиня солнца.

Этпос-ойка - бог луны, Най-эква - богиня огня, Сяхыл-торум - бог грома, Косяр-Торум - внук Нуми-Торума.

Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби. Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка - покровитель оленьих стад.

Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка - на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум - бог войны, его жена - Суй-ур-эква, помощники - Хуси, Энки.

Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг - добрый дух (хранитель), куль - злой дух, менкв - великан-людоед, учи (очи) - лесной монстр, мысь (мис) - добрый великан.

Один из персонажей, Мис нэ - «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж.

У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес.

В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом.



Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин. Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси - у мужчин - 5 или 7 душ, у женщин - 4 или 6. Из них две - важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра.


По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы.

Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» - «женщина, дева», «отыр» - «богатырь».

История

История Манси крайне плохо изучена!

Из очевидного…:

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Предполагается, что первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье.

У Манси выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.

К X веку была известна письменность, металлургия и металлообработка, ювелирное дело и гончарное дело, медицина, ткачество, развита международная торговля.


Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку.

С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.


Манси постепенно вытеснялись на север и восток, в XVIII веке были обращены в христианство.

У северных оленеводов хантов и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Эта одежда у других групп хантов и манси употреблялась только как дорожная. Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском - пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах.

Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных хантов-охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Зимняя обувь оленеводов хантов и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных хантов-оленеводов. Как и у ненцев, обувь эта прикреплялась под малицей к поясу.

Большинство хантов и манси носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась па толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

У южной группы хантов и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканного крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы хантов и манси рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить.

Женская зимняя одежда северных хантов (сах) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных хантов шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса отличались от мужских более нарядным оформлением и были уже мужских.

Женские рубахи южных групп хантов и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп хантов и манси были русского покроя ; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя , с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных хантов широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

Штаны женщины носили не везде. Как у хантов, так и у манси с наступлением половой зрелости девушка надевала особый пояс-повязку (вэрып), который носила до старости.

Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни у мужчин, ни у женщин. Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову. Летом для защиты от комаров голову повязывали шейным платком.

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали па лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа.

В прошлом у южных хантов женщины носили головные повязки с налобниками из бисера, которые назывались сараватъ (ср. татарск. сарауц). Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму, украшенную по затылку прямоугольным кусочком кожи или сукна с нашитыми на нем медными пуговицами (у женщин пуговиц было пять, у мужчин четыре). Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения, накосники и т. п. Бисер завозился русскими купцами. Основные цвета бисера были: белый, синий, черный и красный. Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.

Ткацкое искусство было известно хантам и манси, проживавшим по Салыму, Иртышу, Демьянке и Сосве, а также на Оби, в районе устья Иртыша и вверх до устья Салыма. У этих групп имелся очень примитивный ткацкий станок. Такой же ткацкий станок и тот же способ тканья был распространен и у тобольских татар . Многие названия частей ткацкого станка у этих групп хантов и манси и у тобольских татар совпадают. Ткацкое искусство у хантов и манси не шло дальше изготовления самого простого холста, который в прежние времена делали из крапивы и лишь впоследствии из конопли. Но уже к началу XX в. ханты холстов не ткали, и ткацкие станки встречались в быту очень редко.

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

Первое,
что привлекает взгляд – национальная одежда. Для любой культуры это одно из
самых ярких и уникальных проявлений, своеобразный «паспорт». В одежде ханты и
манси некоторые виды были одинаковыми у муж­чин, женщин и детей. Вместе с тем
здесь более, чем в других предметах материальной культуры, заметны были
межгрупповые различия. Так, у се­верных групп в верхней мужской одежде
преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и
восточных - распашная. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была
трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и
парку - мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу
поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины
повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой.
Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не
отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка,
двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду
шили по большей ча­сти из оленьих шкур, а южнее - из сборного меха в сочетании с
тканями. В старину использовали еще один оригинальный материал - рыбьи кож». Из
них шили штаны, рубахи, кафтаны. Мужчины летом носили верхнюю одежду из тканей
(шабур, кафтан, халат) либо выношенную зимнюю из меха -глухого покроя.

Обувь была разных покроев: для лета - поршневидная (с загнутой по­дошвой,
присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем
из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – "ненецкая обувь") длиной выше колен
шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна.
Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую
обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а
верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих
"щеток" и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок
(вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу
коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом
мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из
лосиной кожи.

Головным
убором служили капор, платок или капюшон малицы и гу­ся. Своеобразны были так
называемые ложные косы - пучки волос, пере­витые цветным шнурком. В некоторых
районах было принято стричь воло­сы особым образом либо их носили нестрижеными.
Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины
носили также нагрудные и особые накосные украшения.

Крапивное полотно. Южные ханты умели изготовлять
нитки и из заме­нителя конопли - крапивы. Гр. Новицкий еще в
XVIII в. писал: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостаточество свое
удоволяють полным зелием от кропивы бо зелныя хитростные истягають нити, из коих
холсты утворають»63. Крапиву заготовляли осенью, вя­зали в пучки и подвешивали
для просушки. При обра­ботке стебли размачивали и деревянной либо костяной
пластинкой снимали верхний слой, содержащий лубяные волокна. Их просушивали и
разминали, затем толк­ли в деревянной ступе или расколачивали деревянной
колотушкой на камне. Если сухожильные волокна скру­чивали в нити просто руками,
то крапивные вначале пряли, пользуясь веретеном со съемным узорным пряс­лицем из
дерева, рога или камня. Пучок волокон при этом привязывали к шесту или держали в
берестяной коробке, а нить протягивали через крючок в брусе жи­лища. Напряденные
нити ссучивали по две на большие веретена. Готовую пряжу отбеливали или красили
и по­лучали холст разных сортов: толстый шел на верхнюю одежду, тонкий - на
белье. Ткали холст на самодель­ных станках. Станок имел весьма совершенную
конст­рукцию - более сложную, чем у алтайских и средне­азиатских станков.
Ткачество было утрачено хантами в начале XX в., и
теперь прекрасные образцы их выши­тых рубах, штанов, кафтанов, платьев из
самотканого полотна, как и ткацкий станок, можно увидеть лишь в музеях. Для
окрашивания пряжи, а также тканей при­меняли отвары ягод, трав и корней
деревьев. Из шерстя­ных нитей, покупных или самодельных, руками плели опояски и
подвязки к обуви, а на иглах - носки.

Одно из
древнейших женских искусств - мозаика из окрашенной рыбьей кожи в сочетании со
светлой оленьей замшей - сейчас уже утрачено. Лучше сохра­нилась традиция
изготовления мозаики из одной лишь замши, светлой и окрашенной, на обуви и
сумочках. Для изготовления этой мозаики, а также узоров на ру­кавицах, в которых
плясали на медвежьих праздниках, применялась еще одна техника, требующая
высокого мастерства. На ровдугу (замша из оленьей кожи) наносили узор краской из
смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из од­ного отвара и
оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали
сухожиль­ной нитью.

Если кожу для выполнения
орнаментов приходилось красить, то мех оленя в светлые и темные тона был окрашен
самой природой. Узоры лучше всего «резать», как говорят мастерицы, из гладкого
плотного меха на камусах - шкуры с ног копытных животных. А он всег­да был
«дефицитом», его следовало экономить. Поэтому была изобретена безотходная
технология: светлый и темный камусы накладывали друг на друга, для точности
сшивали между собой и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Темную
полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полоска­ми цветного сукна, а в
старину – белым подшейным волосом оленя. Получались контрастные зеркальные
орнаменты, обычно с равенством фона и узора. Они как бы бежали по нарядным
женским шубам (сах), оттого и поется в песне: «Зверем избеганный стал узорный
сах, оленем избеганный стал узорный сах».

Традиционная одежда коренных народов Севера

ОДЕЖДА народов Севера

Очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.

Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).

По покрою

Верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников. Имелись различные варианты покроя. Глухая меховая кухлянка чукчей (ирын) – широкая, длиной выше колен, двойная, так же, как и у коряков, ительменов, эскимосов. Ворот делали на вздержке, к нему пришивали небольшой нагрудник для защиты лица от пурги. Кухлянки коряков имели более длинные, чем у чукчей, нагрудники, широкую надставную полосу по подолу, ворот обшивался собачьим мехом. Летние кухлянки обычно изготовляли из ровдуги.

Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.

Распашная одежда была распространена главным образом в таежных областях. Это – эвенкийские кафтаны, распашные шубы – парки и дохи, халаты народов Дальнего Востока. Она была удобна при пеших и верховых передвижениях по тайге. Распашная одежда имела множество вариантов покроя, различаемых по запаху пол (встык, направо или налево), покрою спинки, подола, талии, рукавов, по форме вставных клиньев (треугольные, полукруглые, прямоугольные), их числу, местам расположения и т.п.

Эвенки, эвены, долганы под своими узкополыми кафтанами носили длинные меховые нагрудники. Распашная одежда якутов – с отложными воротниками, особым покроем рукавов, клиньев, кантовыми складками и т.п. – оказала влияние на одежду эвенков, юкагиров, ороков и др.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую – с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.

Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами. Для эвенков, эвенов были характерны короткие штаны из ровдуги, ткани, рыбьей кожи. Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер).

Одежду обычно дополняли головные уборы в виде богато украшенных капоров и шапок из меха или различных тканей на меху и вате. Некоторые народы Крайнего Севера (чукчи, эскимосы, коряки и др.) обходились без головных уборов даже в сильные морозы.

Основным способом украшения

Одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Само их шитье нитками близко к вышивке. При изготовлении одежды, обуви, сумок, сшивая жильными нитками куски и полоски ровдуги или мандарки темного и белого цветов, мастерицы получают красивый шов – и внутренний и внешний. Вероятно, именно от искусства шитья ведет свое начало вышивка декоративными швами.

Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя, характерная для хантов, манси, эвенков (иногда окрашивавших олений волос в красно-коричневый цвет), эвенов, нганасан, долган, юкагиров, чукчей, эскимосов, коряков. Вышивка подшейным волосом имеет разные варианты.

Первый – вышивка ровными стежками, с равными промежутками между ними.

Второй – прокладка оленьего волоса по поверхности изделия и прикрепление его мелкими стежками жильных ниток (сейчас темными или цветными катушечными). Подобным швом обшивались различные элементы орнамента, выполненные техникой мозаики меховой или аппликации, рисованные узоры. При этом могли применять простой шов, рельефный жгутик из двух скрученных пучков или зигзаг.

Третий вид вышивки – подшейным волосом оленя: он пропускается через петли кожаной полоски, продетой в надрезы на коже, – так вышивается корякская погребальная одежда.

Постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки, получаемые от русских и китайцев. Вышивка нитками, в т.ч. мулине, вместо подшейного волоса теперь принята у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков и др. Применяются различные швы – стебельчатые, «козлик», «назад иголкой» и др. Эвенкам, напр., известны тамбур, «косичка», ломаная линия, вертикальные стежки, обмотка нитки др. ниткой, прихватывание накладной нитки к основе и др. Такая вышивка сочеталась с мозаикой, аппликацией и продержкой ремешков.

Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, конский белый крашеный волос (у якутов), крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п.

Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки.

Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток.

У эвенков, эвенов, юкагиров, долган, якутов меховая мозаика – чаще всего сочетание полосок и квадратов на одежде и обуви. Эвенки в технике меховой мозаики шили из ровдуги и камуса коврики, кумаланы. Круглые ковры, символизировавшие солнце, составлялись, как правило, из контрастных по цвету кусочков камуса, орнамент имитировал игру света и тьмы: в центре ковра – небольшой круг, от которого радиусами расходятся темные и светлые лучи. По краю шла опушка жестко-упругого меха с длинным ворсом.

По технике исполнения меховой аналогична мозаика из кожи различных цветов. Техника мозаики характерна и для украшения одежды, обуви, утвари цветным сукном. Из сукна, как и из шкуры, вырезали полоски, квадраты, ромбы, геометрически сюжетные рисунки и вшивали их либо в суконную ткань, либо в разрез шкуры (одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, сумки).

Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок.

Еще одним из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода является аппликация. Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.

Аппликация из сукна характерна для сезонной одежды, зимней обуви, утвари якутов, юкагиров, эвенков, эвенов. Кафтаны-пальто, платья и халаты хантов, нагрудники юкагиров, попоны якутов – настоящие произведения искусства. Узорные полосы (чаще всего из белой ткани) контрастировали по цвету с тканью костюма. Без всякого трафарета мастерица складывала из них любой узор и пришивала с изнанки ровными, как на швейной машине, стежками.

Аппликации из ровдуги встречается на юкагирских сумочках, эвенкийских кисетах, ею украшали свою обувь ханты и манси. Оригинален прием украшения знаменитых чукотских мячей круглыми розетками. Из мандарки вырезают кружок, который накладывается на полоску, выкроенную из белого камуса. Полоска оборачивается вокруг кружка так, чтобы ворс «смотрел» наружу. Белый кружок из мандарки крепится к кожаной основе мяча поперечными стежками, при этом внутрь захватывается кожа камусной полоски, а снаружи остается блестящая щетка из белых волос. Получается своеобразная розетка.

Также для украшения одежды и предметов быта народами Севера широко был используем бисер — мелкие стеклянные бусы. До появления здесь бисер аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др.

Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

В последнее время шитье бисер получило особенно большое распространение. Бисер позволяет создавать разнообразные композиции, выполнять сложные розетки, подвески, способствуя развитию национального орнаментального искусства. Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений. И все же происходит замена мелкого орнамента более крупным, геометрическим и растительным, заметен повышенный интерес к изображению зверей, жилища.

Каждый народ Севера по-своему использует эффект шитья бисером, цветовую гамму, сочетание бисера с различными материалами. Например, эвенки отдавали предпочтение красному, желтому, зеленому цветам, дополняя и подчеркивая их белым и черным бисером. Украшая кожаные и меховые изделия, эвенки по-разному используют бисер. Иногда это сплошной настил без просвета, где очень важно ритмичное чередование одинаковых по цвету и размерам бисеринок и равных промежутков между ними (нагрудники, пояса). В случае, когда в декоративном оформлении применялись цветные полоски из ткани, бисер нашивали скупо, на расстоянии друг от друга, в один или несколько рядов. Так украшались ровдужная одежда, берестяные, обшитые мехом и ровдугой вьючные сумы.

Традиционную эвенкийскую зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм эвенков включал распашной кафтан (летний – сун, зимний – хэгилмэ, мукэ) с 2 широкими складками сзади (для удобства посадки верхом на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский – нэлли – с прямым нижним краем и мужской – хэлми – углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми).

Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п.

Характерен головной убор из целой шкуры с головы оленя авун и мета (отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером). У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых районах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье эвенки-коневоды носили халаты с запахом слева направо. В XIX в. распространяются элементы русской одежды.

Обувь изготовляли из камуса – короткая (унтал), длинная (хэвэри, бакари), др.

Традиционная прическа – длинные волосы, связанные на макушке и обмотанные тесьмой, расшитой бисером (чирэптун). Восточные эвенки стригли волосы, а женщины обматывали 2 пряди или косы вокруг головы под платок.

Традиционная мужская и женская одежда эвенов близка к эвенкийской. Ее основной элемент – распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги; спинку, полы и верхнюю часть рукавов выкраивали из одной шкуры, в нижнюю часть спинки вставляли 2 клина. В отличие от эвенков борта и подол обшивали меховой полосой. Швы покрывали полоской, орнаментированной бисером (у женщин – бело-голубым на светлом фоне). Борта кафтана не сходились на груди, поэтому обязательным дополнением к нему служил нагрудник (нэл, нэлэкэн) длиной до колен, иногда сшитый из 2 кусков – собственно нагрудника и передника. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали орнаментом, вышитым бисером и подшейным волосом оленя, к подолу пришивали ровдужную бахрому с металлич. подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами. Под кафтан надевали натазники (хэрки), на ноги – ноговицы и унты. Зимой носили меховые парки с разрезом спереди, но со сходящимися полами.

Эвенский и долганский бисерный орнамент носил геометрический, полосовой характер. Эвены расшивали меховые шубы, нагрудники полосами бисер, в которых преобладал голубой цвет. Орнамент строился на переходах от самых светлых к глубоким темным и, наконец, черным тонам. Иногда в полосовой орнамент вводился мотив круга из голубого, белого, синего и черного бисера, круги часто обрамляли дугами.

Обувь шили в зависимости от времени года из ровдуги или меха, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса).

Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок. Женские перчатки (хаир) украшал бисерный кружочек в виде солнца. Праздничная одежда эвенов была одновременно и погребальной.

Традиционная одежда юкагиров включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки. Летнюю одежду шили из ровдуги, зимнюю – из меха оленя, в тундре носили двойную. Мужской и женский кафтаны кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку – в отличие от эвенского кафтана, имеющего сзади широкую внешнюю складку. По этой особенности кроя соседи называли юкагиров «людьми с хвостами куропатки», а эвенов – «людьми с хвостами гагары». Меховые кафтаны (махил) золотисто-коричневого или серого цвета украшали мехом нерпы-белька красного цвета, летний ровдужный кафтан (наймэкэ) отделывали по полам и подолу вышивкой подшейным оленьим волосом красного, черного и белого цветов. К верху спинки мужских кафтанов пришивали свисавший до земли, раздваивавшийся на конце хвост из тюленьего меха, крашенного настоем ольхи или тальника в красный цвет (каси енгур, куриль). На женских кафтанах два таких хвоста пришивали по бокам, над клиньями. Под кафтан надевали нагрудник (летний – нгеун, зимний, меховой, – ниниэдабун), под нагрудник иногда зимой поддевали заячью шкурку. Воротником для мужчин служил шарф из лисьих хвостов, для женщин – из беличьих.

В тундре в большие морозы женщины ходили в коротких штанах-натазниках с нагрудником. Мужчины носили летом ровдужные штаны (уо), зимой – меховые (харо). Зимой надевали заимствованные у чукчей меховые глухие кухлянки с капюшоном, поверх – ровдужные камлейки.

Зимнюю обувь (нюмбуа мурэ) шили во всю длину ноги из камуса оленя или лося, в холодное время внутрь надевали меховые чулки (нонхаар мурэ, муруду). Летняя ровдужная обувь – до колен, башмаковидного покроя.

Головной убор – капорообразный меховой чепец, выкроенный из трех частей: центральной полосы и двух фигурных боковых. Его украшали тканью или меховой опушкой, шов прошивали красным кантом.

Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов.

Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, суконными оторочками, вышивкой оленьим волосом, реже бисером, металлическими подвесками и бляшками. Особенно ценились круглые серебряные бляхи – «грудное солнце» – на женских нагрудниках, их передавали по наследству. Мужчины подпоясывали кафтаны кожаными поясами (йуо тэгэ) с сумкой для табака и ножом в ножнах. Охотники носили пояс (калбу) с ножом, трутницей, мешочками для пороха, сушеного мяса и табака. Зимой надевали снеговые очки. Мужчины заплетали волосы в косу, к ней привязывали железную бляшку или несколько ниток бисера, женщины заплетали множество косичек с нитками бисера, медными кольцами, нитками жемчуга.

Погребальный комплект: кафтан с тремя меховыми хвостами и островерхая шапка – куратли (что соответствовало остроконечной голове мифического предка). В XIX в. распространена летняя одежда.

Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей.

Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Нижнего белья не имели. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Долганский мужской кафтан и старинные мужские и женские передники имеют сходство с эвенскими парками и нагрудниками. Характерная особенность одежды долган – несколько удлиненный сзади подол.

Шапки бэргесэ имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов, расшитым бисером и цветными полосками ткани. Зимняя обувь из оленьих камусов (подобная эвенкийским унтам) 2 видов: короткие до колен и выше колен. Летнюю обувь шили из ровдуги.

Праздничные одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали оленьим волосом по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой и в черный – графитом. В прошлом встречались вышивки нитками из сухожилий на лямках и поясах оленьей упряжки. Орнамент долган в большинстве случаев геометрический.

Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани, его шили из 4 клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами; коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбаахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками.

Женские свадебные шубы (сангыйах) – длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными с небольшими буфами рукавами и меховым воротником-шалькой. Борта, подол и рукава окаймляли широкие полосы красного и зеленого сукна, позумент. Шубы богато декорировали серебряными украшениями, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству, преимущественно в тойонских семьях.

Из меха соболя или бобра шили женский праздничный головной убор (дьабака). Он имел вид колпака, спускающегося на плечи, с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, бляшками, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой (туосахта) надо лбом. Самые старинные дьабака украшены султаном из птичьих перьев.

Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (сүһүөх симэ5э), кольца (биһилэх), изготовленные из серебра, нередко золота, с гравировкой.

Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имела декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером. Орнамент составляли расположенный ярусами арочный мотив, перемежающийся с полосами. Голенища зимней камусной обуви украшались елочным узором.

Якуты в прошлом обильно украшали бисером предметы конского убора (кычимы, чепраки) из сукна и бархата. Из штампованных металлических бляшек и бисера выкладывали традиционный узор, цветной бисер, как правило, окаймлял бляшки. Узор, выполненный из бляшек и бисера, украшал также головные уборы и обувь. Из них делали и поясные украшения.

Традиционные якутские орнаментальные мотивы – лировидный, сердцевидный, растительный, геометрический (ромбы, квадраты, треугольники, трапеции). Наиболее распространенные швы – тамбурный и косая сетка, цвета – красный, черный, зеленый, желтый, коричневый, синий. Особенно богато украшались вышивкой головные уборы: рогатая шапка с султаном, девичьи начельники из плотной материи с бисерными нашивками и серебряными подвесками. Якутские женщины до сих пор используют вышитые праздничные безрукавки из шелка, гаруса, атласа, парчи и др., украшенные бисером и кружевом.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.

Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым – оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю.

Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

Типичная чукотская обувь – короткие торбаса нескольких видов: из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака; из оленьего камуса с меховыми чулками и травяными стельками, предохраняющими ноги от обморожения (зимние); из нерпичьей шкуры со скобленной шерстью или из старых продымленных покрытий яранги (летние).

В настоящее время чукчи носят как традиционную одежду и обувь (оленеводы в зимней тундре и охотники на морском промысле), так и современную европейскую (в основном в поселках), часто одежду комбинируют. Женщины предпочитают современную одежду, старинная сохраняется лишь в тундре, преимущественно у женщин пожилого возраста.

Источник

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS