Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Валентина Корнишева
" Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников " Подготовила воспитатель 1 категории МАДОУ «Колокольчик» В. Н. Корнишева Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки . Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10 ). Однако, при обучении математике в школе , особенно по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики . Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании ) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой » . Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету . К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума . Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, в дошкольный период педагоги стараются на занятиях помочь детям освоить не только первый десяток. Очень большая работа идет по развитию таких умений, как сравнение и обобщение, выявление простейших изменений объектов по форме и величине , умение оперировать свойствами объектов и чисел. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников . Успешное обучение детей в начальной школе и в дальнейшем зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того , чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимальным доступным ему объёмом знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления , которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов. Рассмотрим, какие технологии и как применяются в математическом развитии детей раннего возраста. Основные виды инновационных технологий , применяемых в детских дошкольных учреждениях : 1. Информационно – коммуникативные технологии . Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников . Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, выполняют функции демонстрационного материала . Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в НОД по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации . Анимация – очень важный элемент в презентации . Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации . Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала . 2. Здоровье-сберегающие технологии . Т. В. Хацкевич : «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым : пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Познавательная деятельность во время НОД дается по принципу «минимакса» , т. е. знания даются детям по возможному максимуму, а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму . Таким образом, успешность достигается не за счет облегчения знаний до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности, что позволяет детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов, не замедляя уровня развития более способных детей. Во время НОД обязательно проводятся динамические паузы, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, «минуты тишины» (релаксация, психогомнастика, элементы аутотренинга ) . 3. Проектно – исследовательская деятельность. Развивая умственные способности ребенка, гораздо важнее научить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. «Было бы чудесно – писала М. Монтессори, - если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть». Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность. В раннем возрасте дети – «Почемучки» , которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб» , что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов. Через проектную деятельность можно : формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности; Закреплять знания о математических понятиях , применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое; учить детей принимать решения, оперировать предметами , выявлять свойства и признаки предметов . 4. Технология создания развивающей среды. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации . Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов . Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства . Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно -развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом . Педагогу необходимо своевременно изменять предметно -игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно -развивающей среды для детей : игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка. Залогом успеха в реализации данных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе : создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников . Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) «Танграм» , «Волшебный круг» ,«Колумбово яйцо» , «Листик» , «Вьетнамскую игру» . Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов , животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического , развития дошкольников . Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал . Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей , развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности 5. Социо-игровые технологии Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе , но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём Методы , применяемые в практике ФЭМП у дошкольников Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО; Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа Практические и игровые – упражнение, игровые методы , элементарные опыты , моделирование Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы , специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры . Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой являются дидактическая игра. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы. 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста . Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. В заключение можно сделать следующие вывод : развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста . От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Формирование элементарных математических представлений с помощью нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста. Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста. 1.Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традиционным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситуации, занятия-инсценировки, игротека. Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непреходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей. Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни. Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно- ролевых игр, КВН, «Поля-чудес», занятия с использованием ИКТ и др. 2.Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста. Что сделает занятия по математике эффективными? Нетрадиционная форма. Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Задания развивающего, проблемно-поискового характера. Игровая мотивация. Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой. Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания. Чередование видов деятельности. К нетрадиционным формам занятий относятся: Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина. Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Занятие-консультации. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка. Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей. Занятия-аукционы . Проводятся как настольная игра «менеджер». Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает». Бинарные занятия. Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа. Занятия-концерты . Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию. Занятия -диалоги . Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной. Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией. Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей. Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда. Экспериментирование и опыты . Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают. Экскурсии и наблюдения . Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Все любые прогулки с детьми, даже дорога до детского сада, могут стать ценнейшим источником развивающей информации. В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся: С трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов); С количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире; С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. Количество их определяется необходимостью расширения и обогащения элементарного математического опыта детей. В зависимости от целей и задач математического обучения, экскурсии можно проводить до начала занятия по ознакомлению детей с какими-либо математическими свойствами и отношениями, существующими в реальном природном и социальном мире, а также по мере освоения математического материала. На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток. Использование художественной литературы в играх и упражнениях. Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений и профилактики нарушений счетной деятельности. Литературное произведение как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. При выборе литературных произведений для занятий с математическим содержанием необходимо учитывать состояние связной речи и сформированность элементарных математических представлений у дошкольников. Если внимательно прочитать произведения для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание. Тем не менее рекомендуется использовать для чтения и занятий прежде всего такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Художественные произведения, прежде всего стихотворные, педагог может использовать на занятиях, во время прогулок, гигиенических процедур, обучения навыкам самообслуживания, трудовым навыкам и т.п. литературные произведения включаются в театрализованные и сюжетно- дидактические игры, подвижные игры, то есть игры с правилами. Одно и тоже произведение можно использовать в разных игровых ситуациях. Таким образом, оно как бы проходит через жизненный и игровой опыт ребенка. Для математического развития детей дошкольного возраста рекомендуется, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), так и авторские стихи, сказки и другие произведения. При формировании временных представлений у детей рекомендуются стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков). У С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет». Таким образом, умение отбирать лексические средства, наиболее точно раскрывающие математический смысл, проявляется как в контексте формирования математических представлений, так и в контексте обучения произвольности построения связного высказывания. Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» - это математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка. В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д. Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование : оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными). Занятия с использованием новых информационных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различным информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении. Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников. Используя мультимедийные технологии в дошкольном математическом образовании, можно создать эффективные педагогические условия для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика. Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО. Вывод : Использование непосредственно образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей. Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль. Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников. НОД способствует развитию умения работать самостоятельно. В группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры). Ребята с удовольствием ждут таких игр. Список литературы 1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79 2. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990. 3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г. 4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с. 5. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128. 6. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974 Тема: «Использование в работе с детьми игровых технологий по ФЭМП» «Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление - эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Известными учёными (Выготский П.С., Давыдов В.В, Ж. Пиаже, Запорожец) установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка. Так, Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим наукам. Работу по формированию элементарных математических представлений я строю в соответствии с Программой «От рождения до школы», которая определяет разделы, цель и задачи работы с детьми, строит математическое развитие ребёнка на основе развивающих игр, используя основной игровую технологию, тем самым перекликаясь с современной концепцией математического образования дошкольников. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, вечера досуга и т.д. Определила следующие направления работы:
Формы организации работы:
Я начала свою работу над созданием условий для успешного интеллектуального развития воспитанников: пополняется уголок математических игр, оборудованный необходимым учебно-игровыми пособиями для организации образовательной деятельности в области математического развития детей. Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий. Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка. Реализация намеченного плана я успешно осуществляю с применением наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа:
Игры и упражнения, за исключением 3-ей группы, не адресуются конкретному возрасту. В процессе изучения системы работы с Блоками Дьенеша стало ясно, что их можно использовать в работе с детьми средней группы, поскольку блоки представляют собой эталоны цвета, формы, размера. Мной был составлен перспективный план проведения игр для средней группы. Их использование помогает разнообразить содержание развивающей среды в группе, сделать более увлекательными занятия. Игры с Палочками Кюизенера также как и Блоки Дьенеша тоже заняли прочное место в развивающей среде группы. С математической точки зрения палочки Кюизенера - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Кроме игр и упражнений с логическими блоками и Палочками Кюизенера широко использую в работе Кубики Никитина, головоломки типа "Пифагор". Чтобы не угасал детский интерес к этим увлекательным интеллектуальным занятиям, можно придать им неожиданную форму. Например, напольный вариант "Пифагор" и "Сложи узор" (кубики Никитина). Необычный вариант знакомой привычной игры очень заинтересовал детей и вызвал новый поток воображения и фантазии. Технология развивающих игр Б. П.Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в идее рисунка, узора или сооружения. Проведение игровых занятий - один из главных путей реализации программы математического развития, предложенный «Детством». Поскольку главной технологией программы «Детство» является игровая технология, то и в занятии основное место занимает игра, можно сказать, занятие и есть игра, так как сама структура занятия представляет собой несколько развивающих игр, отличающихся по сложности и степени подвижности, связанных по содержанию. При планировании и организации НОД, для активизации мыслительной деятельности, для повышения интереса у детей учитывала тематику совместной работы по математике, придумывала различные учебно-игровые ситуации, каждая непосредственно образовательная деятельность была посвящена одной теме или сюжету, все части ее взаимосвязаны, дополняют друг друга или вытекают одна из другой и направлены на эмоциональное, речевое, интеллектуальное развитие ребенка. Гостями НОД были сказочные герои, герои любимых мультфильмов, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. В такой совместной работе закладывалась мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность. В образовательной деятельности по математике постоянно обращала внимание на речевую работу (у многих детей отмечались нарушения согласования в роде, числе, смешении падежных форм, из-за бедности словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи при составлении арифметических задач дети допускали грубые нарушения логики изложения, отмечалась стереотипность в выборе сюжета, построении фраз и т. д., в процессе обучения стремилась обогатить речь детей математическими терминами, учила ребят четко выражать свои мысли, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать полные и краткие ответы. Подводила детей к пониманию того, что полный ответ необходим, когда надо сделать вывод, умозаключение, объяснить, почему получается тот или иной результат. Варьируя вопросы и задания, обеспечивала включение новых слов в активный словарь детей. Так им предлагалось рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего. Терпеливо выслушивали ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. При необходимости мы давали образцы ответов, иногда начинали фразу, а ребенок ее заканчивал. Правильный ответ (вместо ошибочного) детям предлагалось повторить. Следовательно, если постоянно обращать внимание на речь, корректировать ее, ребята и сами учатся следить за своей речью, она становится богаче, содержательнее. В ходе ООД осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Своевременная помощь оказывалась детям, которые испытывали трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход - к детям с опережающим развитием. Также поощрялось взаимодействие детей со сверстниками. Специально рассаживала детей таким образом, чтобы за одним столом был ребенок высокого и ребенок низкого уровней развития. Такое взаимодействие детей друг с другом способствовало развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей (со стороны слабого ребенка) возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля над своими действиями и действиями других детей. Здесь воспитывались такие важные качества, как взаимоуважение и сопереживание. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Много времени было уделено организации игр в свободное время. Все игры условно разделила по временным отрезкам режима дня в детском саду. Например, ситуации «ожидания» между режимными моментами, паузы после игр большой физической нагрузки можно использовать для проведения игр «Умные минутки». Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа:
Логические концовки:
В утренние и вечерние отрезки времени организуем как игры, направленные на индивидуальную работу с детьми с низкими показателями развития и, наоборот, игры для одарённых детей, так и общие сюжетно-ролевые, инсценирования стихов с математическим содержанием. В программе «Детство» основными показателями интеллектуального развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети, испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии (особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило, дают хороший результат. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что умение детей воспринимать предмет, его качество, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из важных сторон дошкольного воспитания. Кроме традиционных игр, направленных на сенсорное развитие, очень эффективны игры с Блоками Дьенеша. Например, такие:
Цель: развивать логическое мышление; учить читать кодовое обозначение логических блоков. Дальнейший порядок игр определяется усложнением: развитием умений сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью символов, классифицировать по 1-2 признакам, кодировать геометрические фигуры через отрицание и т.д. Эти и дальнейшие усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же разряд могут перейти и сами «отстающие» дети, благодаря внимательному и грамотному отношению педагога к успехам малышей и их проблемам. Важно вовремя осуществить необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но выполнимым. Для работы с одаренными детьми используем игры и упражнения А.З. Зак и Гоголевой. Одинаково хороши для обеих выше упомянутых категорий детей Кубики Никитина. Хочется обратить внимание на то, что, как известно, развитие словесно-логического мышления является в дошкольном возрасте лишь сопутствующим, а вот игры с Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера очень эффективно способствуют развитию этого типа мышления, т.к. в процессе этих игр и упражнений дети могут свободно рассуждать, обосновывать правомерность действий в результате собственного поиска, манипуляций с предметами. Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития. Требования к развивающей среде в группе:
Используемая литература:
Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 5 города Сызрани структурное подразделение реализующее программы дошкольного образования «Детский сад» Козлова Людмила Николаевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Обобщение педагогического опыта работы Представил : Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 13 г. Сосногорска» Козлова Л. Н. г. Сосногорск, 2018г. 1.Aктуальность Считaю, что рaзвитие - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства . Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения , становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Изучив, педагогические технологии , я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника . В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов , учатся классифицировать, обобщать , сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. 2. Теоретическое обоснование опыта Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие. Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому , что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий , и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт , знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания , умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации , дидактические игры, наглядный материал и действия с ним . Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически. Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации . Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники. Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха , но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения, математические праздники , игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья , театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале , викторины. Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания. Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме , с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал , закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции : выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал . Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу . Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями . Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал , организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку , рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками : «Составь узор» , «Какая фигура лишняя?» , «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика » и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр. Организовывала с детьми математические праздники , вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей. Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества , изобретательности, повышению их педагогической культуры . Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру , будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе. 3. Результативность педагогического опыта работы С целью обобщения передового педагогического опыта по теме : «Игровые технологии в формировании элементарно- математических представлений у дошкольников » мною с марта 2016 по май 2018 года в МАДОУ «Детский сад № 13 г. Сосногорска» с воспитанниками группы № 3 осуществлялся ряд занятий и развлечений по ФЭМП в игровой форме . В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей. Анализируя состояние обучения дошкольников , я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний , представлений и способов познавательной деятельности. Следует отметить, что не все занятия можно провести полностью в игровой форме , так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал , который требует более серьезного отношения при знакомстве с ним, и который можно только закрепить в игровой форме . Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью , назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности : порядок чередования фигур по цвету, форме , размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов , индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет. Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно- математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований : 1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения . 2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания , проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии. 3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах , начиная со среднего дошкольного возраста , так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности , воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми. 4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр . 3. Библиографический список : 1. Арапова-Пискарева Н. А. Развитие элементарных математических представлений . - М.: Мозайка-Синтез,2005. 2. Агафонов В. «Твой друг компьютер» , Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9 ) . 3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000. 4. ВолинаВ. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей ) -М.: Знание,1993. 5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984. 6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008. 7. Юзбекова. Е. А. Ступеньки творчества. - М. ,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006. 8. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения . - М., 2003. 9. Метлина Л. С. Математика в детском саду . - М., 1984. 10. Михайлова. З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : М Просвящение,1990. 11. Попова Г. П., В. И. Усачева Занимательная математика . – Волгоград : Учитель, 2006. 12. Петрова. М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста . –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги