Главная - Лотки для теплотрасс
Понятие и назначение функции баланса белого. Как понимает белый цвет фотоаппарат? ББ “прямое солнце”

Если вы по каким-то причинам фотографируете не в . Однако это не всегда удобно и лучше заранее настроить ББ на камере перед съемкой, чтобы впоследствии избежать лишней обработки. Я думаю, что все сталкивались с ситуацией, когда автоматическая настройка баланса белого дает неправильный результат. Особенно часто это случается при съемке в помещении с несколькими разными источниками света. На самом деле, чтобы избежать этого негативного эффекта достаточно просто выставить настройки вручную, а не доверять автоматике камеры.

На сегодняшний день все цифровые фотокамеры позволяют использовать заранее запрограммированные режимы типа «Солнечно», «Лампа накаливания» и т.п., но эти настройки редко дают действительно точный результат. Поэтому мы поговорим о полностью ручной настройке, которая еще называется настройкой по белому (или серому) листу.

Давайте представим себе такую ситуацию: вы заходите в помещение, делаете пробный снимок и видите какие-то нереальные оттенки. на самом деле все довольно просто, при условии, что освещение не будет меняться, достаточно выставить баланс белого один раз и на протяжении всей съемки у вас будут естественные цвета. Для этого понадобится лист белой бумаги, желательно немятый, чтобы не было лишних теней, либо специальная насадка на объектив, что удобнее, но и дороже.

Кладем наш «эталонный» образец белого цвета так, чтобы он был равномерно освещен, и фотографируем. При этом обязательно должна быть заполнена центральная часть кадра, лучше если весь кадр. Если фотоаппарат не может сфокусироваться на белом поле, просто переключите его на ручной фокус, даже если снимок будет размытим, это не важно. Так же не играет роли, какой режим баланса белого у вас выставлен в настройках на момент получения фотографии. После этого заходим в меню фотоаппарата и находим пункт «Ручной ББ» и выбираем сделанный снимок, настройки будут сохранены автоматически. Остается переключиться в пользовательский режим ББ.

Ручной ББ - последняя настройка справа

Обычно пользовательские настройки баланса белого изображаются пиктограммой в виде цветочка (крайняя правая на снимке) в меню баланса белого. В случае изменения условий освещения, вы можете заново настроить этот параметр, при этом предыдущие настройки будут заменены или перейти в любой другой предустановленный режим, настройки сохранятся. Пользуясь ручным ББ, будьте внимательны и не забывайте его менять при изменении освещения.

Прелесть этого способа заключается в его простоте и отсутствии необходимости что-то покупать, но иногда он может давать ощутимые ошибки, да и не всегда удобно носить с собой кусок бумаги.

Одной из наиболее известных таких насадок является Expodisc производства компании ExpoImaging.

Есть множество аналогичных устройств, которые могут сильно отличаться ценой и даже внешним видом, но принцип их работы одинаков. Со стороны объектива это равномерный белый фон, а с внешней, в случае expodisc, микролинзы, которые смешивают свет и отсекают его часть таким образом, что внутренний фон для камеры становится тем самым 18% серым. Несмотря на кажущуюся простоту, эта насадка позволяет практически идеально оценить баланс белого даже в самых неблогоприятных условиях.

Процесс работы с ней аналогичен настройке по листу, вы надеваете диск на объектив, а дальше последовательность действий идентична описанным выше. Процесс надевания/снятия очень прост, в оправе стоят подпружиненые шарики, поэтому она просто нащелкивается на объектив и так же быстро снимается. Это позволяет ускорить процесс настройки и сделать его максимально удобным. Единственный минус — цена, которая еще и ощутимо растет в зависимости от диаметра объектива. Кстати совсем необязательно покупать насадки под каждый диаметр ваших объективов, достаточно выбрать самый большой, а к линзам меньшего размера ее можно просто прикладывать.

Какой из приведенных способов выбрать решать вам. Единственное, что хочу отметить — предварительная настройка баланса белого может ощутимо снизить время обработки фотографий, а в некоторых случаях и вовсе от нее отказаться.

Наилучшим образом настроить баланс белого позволяет серая карта. Что это такое и как настраивать баланс белого вы узнаете из статьи. Настраивать баланс белого совсем не сложно. Гораздо сложнее осознать зачем это делается и по каким причинам баланс белого может быть неправильным.

На правой картинке снимок сделан с автоматическими настройками баланса белого. Камера не смогла справиться с флуоресцентным освещением. Специальный режим «Флуоресцентная лампа» на левом снимке демонстрирует более качественный результат. Цвета стали естественней. Кроме того, стоит обратить внимание на белую ткань. На правом снимке она не белого цвета. Это неправильно.

Условия освещения влияют на цвет объекта. То, как видит камера нельзя сравнивать с человеческим зрением. Мозг человека адаптирует то, что мы видим и белый всегда кажется белым, хоть таковым он и не является. Можно сказать, что наш мозг способен идеально настраивать баланс белого в автоматическом режиме. С камерой всё иначе. Её мозг не настолько хорош, поэтому нам приходится помогать ей.

Автоматика камеры считывает температуру цвета объектов в кадре и подбирает подходящую настройку баланса белого из запрограммированных. Это работает в нормальных условиях съемки с равномерным освещением.

Если камера не может справиться с автонастройкой баланса белого или вы хотите быть уверены в качестве полученного снимка, то стоит настроить баланс белого вручную. Среди предустановленных режимов обычно бывают: «Лампа накаливания», «Вспышка», «Флуоресцентная лампа», «Тень», «Облачно», «Солнечно», «Ручная настройка» и PRE.

В каких случаях использовать предустановленные режимы?

Для домашнего освещения чаще всего подходит режим «Лампа накаливания», хотя в домах всё чаще начинают применяться светодиодные и газоразрядные лампы, поэтому стоит думать, прежде чем выбирать этот режим. «Флуоресцентная лампа» избавляет снимок от зеленоватого оттенка, даваемого такими лампами. Режим «Облачно» делает снимок немного теплее. В режиме «Вспышка» на фотографию добавляется агрессивный теплый оттенок. Он смягчает жесткие тени от вспышки. В тени объекты получают синеватый оттенок. Режим «Тень» добавляет розовый тон для компенсации синего. В режиме «Солнечно» температура цвета на снимке изменяется до 5000 градусов по Кельвину.

В режиме «Ручная настройка» камера анализирует температуру в реальном времени. В режиме Live View можно видеть результат в реальном времени и настроить любую температуру.

Режим PRE - это режим настройки по серой карте. Нужно расположить карточку перед объективом и нажать кнопку спуска затвора. Фотоаппарат захватит отраженный от карты цвет и добавит его в блокируемые цвета. Этот режим настройки баланса белого отлично подходит для условий смешанного освещения.

Если вы неправильно настроите баланс белого при съемке в формате RAW, то исправить ситуацию можно в графическом редакторе, но если вы снимаете в Jpeg, то корректировка не даст хороший результат. Всегда проверяйте снимки на дисплее камеры и в случае необходимости вносите корректировку. Подумайте также о том, что лучше сразу настроить баланс белого и сделать несколько сотен хороших снимков, чем потом исправлять баланс на сотне фотографий в графическом редакторе. Это будет хлопотно даже с учетом возможности пакетной обработки.

Баланс белого (ББ) - это процесс цветокоррекции, в результате которой объекты, которые глаз видит как белые, будут показаны белыми на вашем снимке. Баланс белого камеры должен принимать во внимание «цветовую температуру» источника освещения, которая подразумевает относительную теплоту или холодность белого света. Наши глаза достаточно хорошо отличают белый при различных источниках света, но для цифровых камер автоматический баланс белого (AWB) часто создаёт большие трудности. Неверный баланс белого может породить синюшные, восковые или даже трупно-зелёные оттенки, которые выглядят неестественно и особенно портят портреты. Применение ББ в традиционной плёночной фотографии означало использование различных оттеночных фильтров, каждый для определённых условий съёмки, но в цифровой фотографии это больше не требуется. Понимание цифрового ББ поможет вам избежать искажений цвета, вызванных AWB вашей камеры, и тем самым повысить качество ваших снимков при расширенном диапазоне условий освещения.

Основы: цветовая температура

Цветовая температура описывает спектр света, который отражается от «абсолютно чёрного тела» в зависимости от температуры его поверхности. Абсолютно чёрным называется тело, которое поглощает любой падающий свет, ни отражая его, ни пропуская. Примерным аналогом излучения абсолютно чёрного тела в быту может служить нагретый металл или камень: говорят, что они накалены (до «красного каления»), когда они достигают определённой температуры, и доведены до «белого каления» при значительно более высоких температурах. Аналогично, абсолютно чёрные тела при различных температурах покажут светимость различной цветовой температуры. Несмотря на название, свет, который может казаться белым, необязательно содержит полный видимый спектр:



Относительная интенсивность нормализована для каждой температуры (в Кельвинах).

Заметьте, что 5000 K производит примерно нейтральный свет, тогда как 3000 K и 9000 K порождают свет, спектр которого смещён в оранжевую и синюю стороны, соответственно. При нарастании цветовой температуры распределение цвета становится более холодным. Это может показаться интуитивно непонятным, но следует из того факта, что более короткие длины волн несут свет более высокой энергии.

Почему цветовая температура является полезным описанием света для фотографов, если они никогда не имеют дела с абсолютно чёрными телами? К счастью, такие источники света, как дневной свет или вольфрамовые лампы накаливания, создают спектры света, практически аналогичные светимостям абсолютно чёрных тел, хотя другие источники, такие как флюоресцентные или большинство продающихся энергосберегающих ламп, существенно от них отличаются. Поскольку фотографы никогда не используют термин «цветовая температура» применительно к настоящим абсолютно чёрным телам, этот термин подразумевает «коррелированную цветовую температуру», с соответствующей окраской источника света. Следующая таблица демонстрирует на пальцах коррелированную цветовую температуру некоторых распространённых источников света:

На практике: файлы JPEG и TIFF

Поскольку некоторые источники света не идентичны излучению абсолютно чёрных тел, баланс белого использует вторую переменную в дополнение к цветовой температуре: сдвиг зелёного. Коррекция зелёного при обычном дневном свете чаще всего не нужна, однако при флюоресцентном и другом искусственном освещении баланс белого может потребовать значительной коррекции зелёного.

AWB
Собственный
Kelvin
Лампа накаливания
Флюоресцентный
Дневной
Вспышка
Облака
Тень

К счастью, у большинства цифровых камер есть набор предустановок для баланса белого, так что вам не нужно беспокоиться о цветовой температуре и сдвиге зелёного во время важного снимка. Часто используемые символы для каждой предустановки показаны слева.

Первые три варианта ориентированы на диапазоны цветовой температуры. Автоматический баланс белого доступен во всех цифровых камерах и использует алгоритм наилучшего приближения в ограниченном диапазоне - обычно между 3000/4000 K и 7000 K. Собственный баланс белого позволит вам сделать при заданном освещении снимок серого эталона и использовать его в качестве баланса белого для последующих снимков. «Kelvin» позволяет самостоятельно выбрать из широкого диапазона цветовой температуры.

Следующие шесть вариантов баланса белого перечислены в порядке увеличения цветовой температуры, хотя на многих компактных камерах баланс белого в тени не присутствует. У некоторых камер есть также настройка «галоген», которая рассчитана на работу с новыми флюоресцентными источниками освещения, откалиброванными по дневному свету.

Описания и символы вышеуказанных балансов белого являются всего лишь приблизительными характеристиками освещения, при котором они работают наилучшим образом. На самом деле, в зависимости от времени дня, высоты или дымки может оказаться предпочтительнее вместо баланса белого для дневного света использовать ББ для облаков. Обычно, если на экране камеры изображение кажется слишком холодным (вне зависимости от параметров настройки), цветовую температуру можно быстро повысить, выбрав следующий символ из списка (на позицию ниже). Если изображение всё ещё слишком холодное (или тёплое, при движении в противоположном направлении), возможно, будет разумнее задать температуру вручную в режиме «Kelvin».

Если ничего не помогает, и изображение по-прежнему имеет некорректный ББ впоследствии на компьютере, его можно скорректировать, чтобы вернуть цветам естественность. Иначе, можно воспользоваться бесцветным эталоном (см. раздел о нейтральных эталонах) и «задать точку серого», используя «уровни» в Фотошопе или аналогах. Следует избегать любого из этих методов, поскольку они могут значительно сократить разрядность вашего снимка.

На практике: формат RAW

Безусловно, наилучшим решение вопроса баланса белого является съёмка в формате RAW (если ваша камера его поддерживает), поскольку он позволит вам задать ББ после того, как снимок был сделан. Файлы RAW позволят также задать ББ на основе более широкого диапазона цветовой температуры и сдвига зелёного.

Применить ББ к файлу RAW легко и просто. Вы можете либо передвигать слайдеры цветовой температуры и сдвига зелёного до получения естественных тонов, либо просто нажать на нейтральный эталон в изображении (см. следующий раздел). Даже если только один из ваших снимков содержит нейтральный эталон, вы можете использовать полученные с его помощью параметры настройки ББ на всех остальных изображениях (при условии, что свет не менялся).

Собственный баланс белого: выбор нейтрального эталона

Нейтральный эталон часто используется для критичных по цвету проектов или для ситуаций, когда автоматический баланс белого вызывает проблемы. Нейтральные эталоны могут являться частью сцены (если вам повезло) или могут быть заранее припасены. Ниже приведен пример удачного эталона на сцене, которая в остальном наполнена закатной синевой.

С другой стороны, специально изготовленные портативные эталоны практически всегда являются более точными, поскольку можно легко ошибиться, приняв за нейтральный предмет, который таковым не является. Портативные эталоны могут быть довольно дороги, когда они специально разработаны для фотографии, но могут включать в себя и менее дорогостоящие домашние заготовки. Идеальным эталоном серого является тот, который отражает все цвета спектра одинаково и сохраняет эту способность в широком диапазоне цветовой температуры. Ниже показан пример специально разработанного эталона серого:

Типичными сделанными вручную эталонами являются обороты крышек от кофе или чипсов. Они недороги и достаточно точны, хотя специально изготовленные фотоэталоны (такие, как показанные выше), безусловно, лучше всего. Для измерения цветовой температуры падающего или отражённого света могут также использоваться специальные приборы. Большинство нейтральных эталонов позволяют измерить отражённый свет, тогда как такие приборы, как измеритель баланса белого или «эксподиск», могут измерить падающий свет (и теоретически оказаться более точными).

Следует проявлять осторожность, применяя в качестве нейтрального эталона зашумленное изображение , поскольку, нажав на вроде бы серую область, вы можете в действительности выбрать цветной пиксель, созданный шумом цветности:

Если программное обеспечение позволяет, наилучшим решением для баланса белого шумных изображений является усреднение пикселей из вашего зашумленного серого. Если используется Adobe Photoshop, можно применить усреднение по квадрату 3x3 или 5x5 пикселей.

Автоматический баланс белого

Определённые предметы создают проблемы автоматическому балансу белого цифровой камеры даже при нормальном дневном свете. Одним из примеров является перенасыщенность тёплыми или холодными тонами в связи с особенностями предмета съёмки. Нижеприведенное изображение иллюстрирует ситуацию, когда предмет преимущественно красный, и в результате камера воспринимает освещение как тёплое. Как следствие, камера пытается скомпенсировать теплоту, чтобы приблизить средний цвет изображения к нейтральному, но в результате создаёт синеву на камнях. Некоторые цифровые камеры более подвержены этому, чем прочие.

(Для собственного баланса в качестве нейтрального эталона использовалась карта 18% серого)

AWB цифровой камеры часто более эффективен, если на фото содержится хотя бы один белый или бесцветный яркий элемент. Конечно, не стоит пытаться изменить композицию, чтобы включить в неё бесцветный объект, просто имейте в виду, что его отсутствие может создать проблемы с автоматическим балансом белого. Без белой лодки на снимке внизу AWB цифровой камеры ошибочно создаст изображение с более тёплой цветовой температурой.

В смешанном свете

Множественные источники света с разными цветовыми температурами могут ещё более усложнить баланс белого. Некоторые ситуации могут вообще не иметь полностью корректного баланса белого, и тогда он будет зависеть от того, где точность цвета более важна.

В смешанном свете AWB обычно подсчитывает среднюю цветовую температуру сцены в целом и далее использует её для баланса белого. Обычно этот подход приемлем, однако AWB имеет тенденцию преувеличивать разницу цветовой температуры источников света относительно видимой глазами.

Чрезмерная разница в цветовой температуре часто наиболее заметна при смешении естественного и искусственного освещения. В некоторых случаях может даже потребоваться независимый баланс белого для каждого освещения. С другой стороны, кому-то покажется более интересным оставить всё как есть.

Заметьте, что здание слева выглядит довольно тёплым, тогда как небо, наоборот, несколько холодное. Это потому, что баланс белого был задан на основе лунного света - проявив тем самым теплую цветовую температуру искусственного освещения. Баланс белого, основанный на естественном свете, часто создаёт более реалистичную фотографию. Выберите «камень» в качестве эталона для баланса белого, и вы увидите, насколько неестественно синим становится небо.

Как Вы считаете, чем отличаются три ниже приведенные фотографии?

Конечно же - балансом белого! Как не трудно заметить, на первой фотографии баланс белого смещен в теплую часть спектра (так называется данное искажение цвета - когда изображение (включая салфетки, которые должны быть белыми!) как будто "желтеет". У второй же фотографии - баланс белого близок к норме. Зато у третей фотографии ББ смещен в холодную - фиолетовую сторону спектра, поэтому и салфетки выглядят уже не совсем белыми, а скорее голубоватыми…

Не углубляясь в дебри терминологии - попробуем дать определение балансу белого. Итак, можно сказать, что баланс белого - это мера корректности цветовых характеристик изображения. Часто, вместо словосочетания "баланс белого цвета" - используют аббревиатуру ББ, мы также можем использовать данную аббревиатуру в тексте этого сайта.

Итак, теперь стало ясно - что если Вы увидели, что фотография немного более желтовата, чем следует, или наоборот - "холодновата", то искать причину этого стоит в некорректных настройках баланса белого!

Почему возникают неточности - в настройках баланса белого цвета? Ответ прост: разные источники света имеют так называемые различные цветовые температуры! Например Солнце дает довольно "теплый" свет, лампа накаливания - тоже. Зато свет флуоресцентных ламп - довольно "холодный"... Наверное, Вы и сами замечали - что, например, одно и то же зеленое платье может выглядеть ярко зеленым в солнечном свете, и чуть ли не синим - в свете натриевых ламп уличного освещения. И если даже человеческим глазам не всегда просто подстроиться под цветовую температуру источника света - так что же говорить о фотоаппаратах? К тому же в кадре может быть несколько источников света различной цветовой температуры, например - солнечный свет из окна и лампы накаливания домашней люстры - в этом случае фотоаппарат вряд ли сможет "угадать" - на какой именно из источников света ориентироваться при подстройке цветов, какое значение ББ установить! В подобных случаях автоматика фотоаппарата не эффективна, и применяется ручная настройка баланса белого цвета.

В первую очередь, на ББ можно повлиять с помощью изменений настроек фотоаппарата. Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее, на примере фотоаппарата Canon 600D – его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей, как 450D, 500D, 550D, 650D.

Как видно на картинке, с помощью данного меню Вы сможете сменить ББ - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Я бы не стал рекомендовать использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.

Однако существует возможность настройки баланса белого цвета – вручную! Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:

О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей – вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата.

Но и это еще не все! Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии – без применения белого листа! В этом случае эффект получается подобным тому, как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:

Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого» , это означает – что три фотографии сделанные подряд – будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) – для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки ББ.

Но… и это еще не все! Если Вы фотографируете зеркалкой, то в нем наверняка есть функция съемки в формат RAW! Этот замечательный формат отличается тем, что снимая в него – по ходу съемки о балансе белого цвета можно не беспокоиться, ибо его можно будет как угодно изменить – позже, с помощью специальной программы. Обычно такие программы входят в комплект поставки любого зеркального фотоаппарата. А я бы рекомендовал использовать программу Adobe Camera Raw ( ACR ), но подробнее о ней – будет написано в другой статье.

На этом на сегодня - все:) Пусть Ваш белый цвет и на фотках - остается белым!

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS