Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины. Глина как полезное ископаемое: описание, виды и свойства |
, Родительское собрание - Математика- царица наук.docx , Круглый стол - Роль игры в развитии и воспитании ребенка (средня , Волшебный мир книги- родительское собрание.docx , Puteshestvie_v_les.pdf , Конспект занятия - Как возникла Россия, Символика для подготовит , Poiski_tainstvennoy_strany.pdf и ещё 5 файл(а). Старшая группа
Словарная работа: сыпучий, рыхлый, вязкая, липкая, пластичная. Оборудование:
посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой , картинка замка из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук. 1 часть . Ребята, я получила посылку от сказочного принца. С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу. Принц сможет освободить ее, если построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать материал. / достает из посылки мешочки с глиной и песком/. Что это? /песок и глина/. Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет? Давайте посмотрим картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/. 2 часть. Опыт 1. Что лучше лепиться? Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/. - Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/. Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим. Смачивают водой песок . Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик. Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки. - Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины. Что мы можем сказать про нее , какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая. Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/. Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки. Дети моют руки.
Опыт 2. Что легче ломается? Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются? Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать. А для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах , после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/. Дети моют руки.
Дети садятся за круглые столы. Опыт 3. Из чего состоят песок и глина? Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла. Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/. Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок. Вывод: песок состоит из песчинок , которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются. Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить? Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину? В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет? Вывод : песок хорошо пропускает воду, потому что , рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду. - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы! Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные? Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал. /кладут мешок с глиной в посылку/. Песок и глина являются достаточно распространенными и доступными природными материалами. Каждый из них по-своему уникален. ОпределениеПесок – материал, представляющий собой совокупность множества мельчайших фрагментов горных пород. Песок Глина – материал с мелкозернистой структурой, образованный вследствие разрушения горных пород. Глина СравнениеМинеральный и химический состав, а также величина частиц наделяют песок и глину определенными свойствами. Попытаемся их сравнить. ВодопроницаемостьОтличие песка от глины наблюдается в способности каждого из материалов пропускать воду. Можно заметить, что в природе песок часто встречается в сухом виде. Это связано с его хорошей водопроницаемостью. Такое свойство песка используется для создания песчаных фильтров. Глина же воду впитывает, при этом набухая (после высыхания она снова теряет в объеме). Насыщение глины влагой происходит до определенного предела. Пропускать сквозь себя воду данному материалу не свойственно. Это касается и высохшей глины, и напитанной до упора влагой. ПластичностьИз сырого песка можно попытаться что-то слепить. Однако при этом хорошей связующей способности между его частицами наблюдаться не будет. Даже влажный песок является достаточно рыхлым, и о каких-то художественных изысках речи не идет. Между тем из сырой глины, как из податливого теста, легко формируются всевозможные фигуры, ведь в таком состоянии она отличается вязкостью и пластичностью. Это свойство глины лежит в основе гончарного производства. Материал с успехом используется для изготовления предметов домашнего обихода и строительных элементов. СыпучестьВ чем разница между песком и глиной? Она также состоит в том, что сделанный из песка куличик после высыхания теряет свою форму, а глиняное изделие сохраняет ее. Сухой песок сыпуч, ведь между его частицами отсутствует сцепление. Причем через любое отверстие песок проходит равномерно, без изменения скорости, что демонстрируется в работе песочных часов. Глина не обладает сыпучестью. Высохшая, она состоит из крепко сцепленных частиц, поэтому изделия из нее являются очень плотными. Чтобы отделить друг от друга частички сухой глины, необходимо применить дополнительное усилие – растолочь глиняный комок.
План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе Тема урока: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глинаЦели урока: — формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека; — учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты; — развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи; — воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов. Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага. Ход урока1. Организационный момент 2. Актуализация знаний перед изучением нового материала Вводная беседа — С какими природными богатствами мы уже познакомились? — Почему равнинный рельеф считается природным богатством? — Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики? 3. Постановка темы и целей урока — Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь… 4. Изучение нового материала — Ответьте на вопросы учебника на стр. … — Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке) — Выполним задания к тексту. Практическая работа по изучению гранита Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника. По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске: Практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования. Задания к практической работе: В результате практической работы и анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:
После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде). — Что объединяет гранит, песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.) 5. Закрепление Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»): 1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой? 2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой? 3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая? 4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего? 5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что? 6. Подведение итогов. Итоговая рефлексия (см. предыдущие уроки) Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека». Смотрите также уроки: Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение! Форма урока: учебно-исследовательский проект. Цели урока:
Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики. Этапы деятельности:
Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав, что находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик! Дети отгадывают загадки.
Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
Выдвижение гипотез детьми. Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать? Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.
Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.
Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.
Каждая группа получает задание. (Приложение 1) 1 группа. " Наблюдатели".
2 группа. "Экспериментаторы".
3 группа. " Испытатели".
Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу.
Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:
О чём идёт речь?
Выдели свойства, общие для песка и глины.
Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых? Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод. Глина нашла применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из неё делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия. При прокаливании глина приобретает твёрдость и прочность. Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла. Представители от групп выходят к доске и дополняют таблицу предложенными предметными картинками, иллюстрирующими использование песка и глины в деятельности человека.
Работа в парах. Тест "Свойства песка и глины". ( Свойства песка и глины. Урок окружающего мира. 3 класс. Образовательная задача : научить выделять ведущую идею, целостно отображающую тему. Цели : Создать условия для работы в группах Развивать коммуникативный навык Повышать речевую активность Учить анализировать и синтезировать. 1..Орг.момент Урок начинается с вызова. Верите ли вы? Дети отвечают словами «да» или « нет» (на листках) Мел, глина и галька - это горные породы. Горные породы могут лежать под асфальтом, под фундаментом дома. Горные породы состоят из миниралов. Миниралы всегда твердые. Как нам проверить, верно, ли мы ответили на вопросы? (Нам необходимо получить информацию.) Откуда мы ее получим? (Нам нужно познакомиться с текстом.) Для этого мы разделимся на две группы. Первая группа - мальчики. Вторая - девочки. 2.Работа в группах. Работа с текстом. Сначала вы отгадаете загадки и получите свою тему. «Он очень нужен детворе, Он на дорожках, во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже». (Песок). «Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу». (Глина). Вопрос к каждой команде: Как вы представляете себе данный предмет? Социоконструкция. После обсуждения 1 человек от команды на доске рисует песок, а другой - глину. Попытайтесь объяснить, почему такой рисунок. 3.Работа с учебником.Чтение текста. Мальчики будут работать над темой «Песок». Девочки - над темой «Глина». Все читают один и тот же текст (стр. 60-61) Выделить все, что связано со своей темой. Выписать на свой маршрутный лист признаки песка, а другой команде – признаки глины. 4. Социоконструкция . Каждая команда оформляет это на общем листе. 5.Презентация своей работы с показом на доске. « Песок состоит из песчинок, он разного цвета, не имеет запаха, рыхлый пропускает воду». «Глина состоит из частиц, она разного цвета, не пропускает воду, в сыром виде – липкая». Каждая команда читает ещё раз текст и дополняет ответы другой команды. 6.Составление синквейна . 1 .Одно существительное. 2 .Два прилагательных. 3 .Три глагола. 4 . Предложение из четырех слов. 5 . Синоним, или одно слово, выражающее свое отношение, чувство. Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям. У мальчиков листки-модели- «горки песка», а у девочек листки-модели-«комки глины». Они выбирают лучшие из работ своей команды. 1.Песок. 1. Глина. 2.Рыхлый, желтый. 2.Красная, голубая. 3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит. 4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы. 5.Не продукт! 5.Полезна! 7. Рефлексия . А теперь мы снова ответим на вопросы, с которых начали урок. Сравним результаты ответов. Есть ли разница? Как вы думаете, почему у нас так получилось? А что мы узнали нового на уроке? Пригодились ли нам, полученные знания? Какую роль выполняют песок и глина в природе? Что еще вам бы хотелось узнать? Домашнее задание. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги