Главная - Трубы
Церковный раскол — реформы Никона в действии. Патриарх никон - знаковая фигура православной церкви Жизнь деятельность и реформы никона

Родился недалеко от Нижнего Новгорода в семье мордовского (марийского?) крестьянина и русской матери, выучился грамоте у приходского священника.

На грамотного мордовского мальчика приходили посмотреть за сто верст - что за диво.

До 30 лет Никита Минин жил в миру, служил приходским попом в селе Лыскове, а в 1626 году за начитанность московские купцы перевезли его с семьей в Москву.

После смерти детей в 1635 году жена Никиты постриглась в московском Алексеевском монастыре, а сам Минин - в Анзерском скиту Соловецкого монастыря.

В Кожеозерском монастыре в 1643 году был избран игуменом и, по обычаю того времени, отправился представляться царю.

Алексей Михайлович оставил его в Москве архимандритом Новоспасского монастыря.

Никон быстро вошел в близкий монарху кружок «ревнителей благочестия», участниками которого были протопоп Благовещенского собора духовник царя Стефан, протопоп Казанского собора Иван Неронов и боярин Федор Михайлович Ртищев, личность поистине замечательная.

Христианский человеколюбец, один из очень немногих мирян, о коих были составлены жития («Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева»). Он, будучи крупным государственным мужем, строил больницы, школы, странноприимные дома, выкупал русских из крымского рабства и, дело поистине неслыханное, содержал иностранных пленных, сочувствуя их бедственному положению, ради чего был вынужден продавать своё имущество.

Природа - мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла бы нива жизни…

Никон стал ближайшим советником царя Алексея Михайловича не только по церковным, но и по политическим делам; в 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

В 1652 году умер патриарх Иосиф; Стефан отказался от патриаршего престола, зная, что царь хочет видеть патриархом Никона.

Никон придумал перенести в столицу мощи святителя Филиппа, и перед гробницей мученика царь предложил Никону сан и посох патриарха.

Фантастическая судьба мордовского крестьянского сына.

Царь и народ присягнули Никону «послушати его во всем, яко начальника, и пастыря и отца»…

На следующий, 1653 год, Никон начал церковную реформу, целью которой было упорядочение обрядов, исправление ошибок и отсебятины в богослужебных книгах.

В 1654 году собор духовенства принял решение «о новой справе», то есть исправлению церковных книг по греческим образцам.

Однако это противоречило укорененному в народе убеждению о превосходстве русского благочестия над греческим, особенно после подписания Константинополем Флорентийской унии 1439 года, в которой признавалось главенство папства над греческим православием и догмат филиокве.

Против реформы выступили прежние единомышленники Никона - протопоп Аввакум Петров и протопоп Иван Неронов.

Произошел церковный раскол, царь и бо́льшая часть верующих поддержали Никона, противники патриарха назвались старообрядцами, они держались двоеперстия, старопечатных книг и других древних обрядов и правил.

Никон основал несколько монастырей, из которых самым замечательным стал Воскресенский Новоиерусалимский на реке Истре.

Никон попытался воссоздать в центре России святыни Палестины, паломничества в которую для русских было подвигом трудным и редким в ту пору.

И в сорока верстах от Москвы появились Сионские, Елеонские и Фаворские холмы, Истра стала Иорданом, вырыли новую протоку - Кедрон.

Как мираж возникает среди смиренных русских полей сияющий издалека огромный купол Воскресенского собора, копии храма Гробы Господня, где в северном приделе упокоился опальный патриарх.

Никон утверждал, что «священство выше царства» - принцип папский, царь слушал, помалкивал, да на ус мотал.

Впервые встретив явное недовольство царя, Никон в 1658 году удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он был уверен, царь пошлет за ним, затоскует об «собинном друге», но царь, осторожный и скрытный, Никона не вернул.

Большой Московский собор 1666 года с участием двух восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана и сослал в Ферапонтов Белозерский монастырь, а затем под строгий надзор в Кириллово - Белозерскую обитель.

Царь Федор Алексеевич (1676-1682) позволил Никону вернуться в Новый Иерусалим, но на пути к последнему пределу бывший патриарх скончался у стен Ярославского кремля.

Отпет был Никон по настоянию царя Федора по патриаршему чину.

В столице Мордовии, Саранске, в 2006 году был открыт и освящен патриархом Алексием II памятник Никона.

Библиография:

Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Т.I-III. Варшава, 1931-1938.

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. М., 1996

Патриарх Никон: трагедия русского раскола (сборник статей). М., 2006

Патриарх Никон - протопоп Аввакум. М., 1997

Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003

Исследование фигуры Патриарха Никона является одной из «вечных проблем» отечественной исторической мысли. Образ Патриарха окутан мифами и предельно упрощен за счет идеологических средств национально-государственной социокультурной мифологии. С его именем связанна Церковная реформа (1650-1660), представлявшая собой комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой. Реформа вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 г. в нижегородской крестьянской семье. В 12 лет будущий патриарх покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь. В 1625 г. по настоянию отца Никита женился и начал вести хозяйство в Москве. Однако семейная жизнь не приносила счастья — все трое детей скончались один за другим — и Никита Минин уговорил жену принять постриг, а сам отправился на Соловки.

После принятия пострига на Соловках, в 1643 г. Никон стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 г. за сбором милостыни приехал в Москву. Знакомство с молодым московским государем Алексеем Михайловичем стало ключевым событием в жизни Никона. Царь назначил его архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.

В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским, а уже на следующий год он столкнулся с первым серьезным испытанием. Голод, а затем и бунт в Новгородской земле потребовали от него большого мужества и стойкости. В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа царь предложил Никону стать патриархом.

Роль патриарха в Московском государстве XVII в. была чрезвычайно велика. Он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. Более того, желая показать степень своего доверия и уважения Никону, Алексей Михайлович фактически сделал его своим соправителем.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

Как глава Русской Православной Церкви, Никон всячески поощрял церковное строительство. При нем были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Введенные Никоном изменения в рукописные церковные книги, равно как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения стали основой массового недовольства его деятельностью. Церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршества и сослал его в отдаленный Ферапонтов монастырь. В 1676 г. Никон был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Отметим, что Собор 1666 г. одобрил нововведения Никона. Причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Патриарх Никон умер. Он был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, восстанавливавшие Никона в сане Патриарха всея Руси.

В 17 веке духовной и религиозной основой русского общества оставалось православие. Оно определяло многие стороны бытия (от бытовых вопросов до государственных) и вмешивалось в повседневную жизнь как простого крестьянина, так и знатного боярина.

Начиная с во стоит патриарх. В его подчинении находились митрополиты, епископы, архиепископы, черное монашество и белое духовенство сел и городов. Почти за целое столетие их сменилось немало. Но ни один из них не оставил такого следа в церковной истории, как патриарх Никон.

Путь к власти

Будущий патриарх с самого начала был яркой фигурой. Его путь к заветной кафедре удивителен. Никита Минич (мирское имя Никона) появился на свет в 1605 году в беднейшей крестьянской семье. Он рано осиротел и почти все детство провел в Со временем он принял сан священника и сначала служил в нижегородских окрестностях, а с 1627 года - в Москве.

После смерти троих маленьких детей он жену уговорил уйти в монастырь, да и сам тоже в 30 лет принял постриг. В 1639 году Никон покинул Анзерский скит, ушел от своего наставника, сурового старца Елиазара, после чего 4 года жил как пустынник возле В 1643 году он стал наставником указанной обители. В 1646 году он по делам церкви отправился в Москву. Там будущий патриарх Никон познакомился с Вонифатьевым и горячо принял его программу. В то же время его собственный ум, взгляды и энергия произвели сильное впечатление на царя. По слову Алексея Михайловича Никона утвердили архимандритом Новоспасского монастыря, являвшегося придворной обителью Романовых. С этого момента его путь к сану патриарха был стремительным. Им он был избран спустя 6 лет после приезда в Москву - в 1652 году.

Деятельность патриарха Никона

Сам он воспринимал ее гораздо шире, чем простое преобразование церковной жизни, изменение обрядов и правку книг. Он стремился вернуться к основам вероучения Христа и навсегда утвердить место священства в православии. Поэтому первые его шаги были направлены на оздоровление нравственного состояния общества.

Патриарх стал инициатором издания указа, который запрещал продажу в городе в дни поста и праздников спиртных напитков. Особенно нельзя было сбывать водку священникам и монахам. На весь город разрешалось оставить только один питейный дом. Для иностранцев, в которых патриарх Никон видел носителей протестантизма и католицизма, была на берегу Яузы построена Немецкая слобода, куда их и выселили. Это то, что касается общественных преобразований. Внутри церкви также назрела необходимость проведения реформ. Связана она была с различиями в обрядах русского и восточного православия. Также этот вопрос имел и политическое значение, так в это время началась борьба с за Украину.

Церковные реформы патриарха Никона

Кратко их можно изложить в нескольких пунктах:

  1. Редактирование библейских текстов и других книг, которые используются во время богослужений. Эта новация вылилась в изменение некоторых формулировок Символа Веры.
  2. Крестное знамение отныне следовало складывать из трех перстов, а не из двух, как прежде. Отменялись и малые земные поклоны.
  3. Также патриарх Никон распорядился проводить крестные ходы не по Солнцу, а против.
  4. Троекратное произношение возгласа «Аллилуйя!» заменило двукратное.
  5. Вместо семи просфор для проскомидии стали использовать пять. Изменилось и начертание на них.

Патриарх Никон (в миру Никита Минин (Минов)), (рожд. 7 (17) мая 1605 г. – смерть 17 (27) августа 1681 г.) – патриарх Московский и всея Руси.

Церковная реформа патриарха Никона, направленная на изменение церковной обрядовой традиции, вызвала раскол Русской церкви, что стало причиной возникновения старообрядчества. 1666 год – он был извержен из патриаршества и стал простым монахом.

Происхождение. Ранние годы

Родом из села Вельдеманово (Княгинского уезда, Нижегородской губернии) из семьи мордовского крестьянина Мины. В святом крещении был наречен Никитой, по имени преподобного Никиты Переяславского, чудотворца. Рано оставшись без матери, он много терпел в детстве от злой мачехи.

До патриаршества

Поначалу проходил обучение у своего приходского священника. В 20 лет ушел в Макариев Желтоводский монастырь.

1624 (или 1625) год – по совету родственников, возвратился, женился и нашел себе причетническое место в каком-то селе, где в скором времени принял сан священника.

1626 год – московские купцы, узнав о достоинствах молодого священника, смогли уговорить его перейти на священническое место в Москву.


10 лет прожил будущий патриарх в супружестве, у него было трое детей. Но когда дети умерли один за другим, убедил жену уйти в Московско Алексеевский монастырь, где она приняла постриг.

Сам он удалился на Белоозеро и в 30-ти летнем возрасте также принял постриг (от основателя скита преподобного Елеазара) с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту (на острове Анзерском, в 20-ти верстах от Соловецкого монастыря).

1639 год – вступил в конфликт с Елеазаром, и Никон был вынужден бежать из скита. Потом был принят в Кожеозерский монастырь, где в 1643 году был избран настоятелем.

1646 год – игумен Никон прибыл в Москву для сбора подаяний. В Москве был представлен высшему духовенству и , на которого смог произвести неизгладимое впечатление величавой внешностью, благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. Государь захотел что бы кожеозерский игумен стал настоятелем его царской обители, и патриарх Иосиф тогда же, в 1646 г., произвел Никона в архимандрита Московского Новоспасского монастыря.

1649 год, 11 марта – архимандрита Никона возвели в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

Патриаршество

1652 год – принимал участие в перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, из Соловецкого монастыря в Москву. Перед мощами святителя Филиппа, по государеву желанию, митрополит Никон согласился на принятие патриаршества.

1652 год, 25 июля – митрополита Никона торжественно возвели в сан патриарха Московского и всея Руси митрополитом Казанским Корнилием и другими архиереями в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии самого царя.

Причины церковной реформы

Русская православная церковь связывает свое возникновение с Крещением Руси (988 г.), когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За много столетий существования церкви в церковных книгах и обрядах накопилось множество искажений.

Необходимость в единообразии церковных обрядов и богослужебных книг.

Много разночтений, ошибок и искажений в церковной литературе.

Острые споры по поводу того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов.

Реформа патриарха Никона

С весны 1653 г. патриарх Никон поддерживаемый государем начал проводить в жизнь задуманные им церковные реформы.

Реформа патриарха Никона несла в себе коренные изменения в религию, которые выражались в следующем:

Крещение тремя перстами а не двумя.

Поклоны надо было совершать до пояса, а не до земли, как ранее.

Внесены изменения в религиозные книги и иконы, старые книги сжечь.

Введено понятие “православия”.

Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо “Исус” следовало писать “Иисус”.

Слово «Аллилуйя» начали произносить не 2, а 3 раза.

Замена христианского креста. Никон предложил заменить его на четырехконечный крест.

Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход надо было совершать не по часовой стрелке, как было до этого, а против часовой стрелки.

Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение…

К чему привела реформа?

Оценка реформы Никона с точки зрения реалий того времени. По сути, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего ожидал государь – привидение российской церкви в соответствие с международной религией. Теперь о плюсах и минусах реформы:

Плюс: российская религия перестала быть обособленной, и стала в большей степени походить на греческую и римскую. Это дало возможность создать большие религиозные связи с другими странами.

Минус: религия в России XVII века была более ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Все это уничтожили ради интеграции с другими государствами.

Опала. Лишение сана

1658 год, 10 июля – Никон всенародно отрекается от патриаршей власти и удаляется в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

1660 год – на созванном в Москве Соборе постановили лишить патриарха Никона чести архиерейства и даже священства Дело патриарха Никона передали на суд Вселенских патриархов.

1666 год, 12 декабря – на Соборе в Москве осудили, лишили сана и простым монахом заточили в Ферапонтов Белозерский монастырь.

1676 год – был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Смерть

1681 год – после многих прошений им было получено разрешение от государя поселиться в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, но опальный патриарх не доехал до места и умер около Ярославля в дороге 17 августа 1681 г.

Был похоронен по чину патриаршему в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под “Голгофой”.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS